Научная статья на тему 'Проблемы назначения и производства комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних'

Проблемы назначения и производства комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2827
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГО-СЕКСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курмаева Н. А.

This article investigates the peculiarities of the imposition and procedure of complex psychological examinations on criminal cases with participation of minors. The great attention is given to the consideration of problem aspects of the imposition of complex psychological psychiatric examination concerning suspected, accused, witnesses and victims who are minors. There is an analysis of different aspects of this problem of the procedural scientists and psychologists. The author concludes that this kind of examination should be done in relation to minors suffering from the boundary forms of the psychiatric disorders. There is a proposition to delimit the cases of the appointment of the judicial physiological examination and complex psychological examination and to broaden the 421 article of the 50th chapter of the procedural criminal code of the Russian Federation which is called The execution of the judicial physiological examination and complex psychological examination of the minors. The author gives recommendations concerning the imposition and procedure of such kinds of complex psychological examinations as below: the psychological pedagogical examination, the psychological medical examination, the psychological sexological examination, the psychological art criticism examination and the psychological physiological examination. There are also norms of the procedural criminal code of the Russian Federation which should be used while appointing the complex psychological examination on criminal cases with participation of minors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы назначения и производства комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних»

Н.А. Курмаева

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКСНЫХ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ключевые слова: комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, пси-холого-педагогическая экспертиза, психолого-медицинская экспертиза, психо-лого-сексологическая экспертиза, психолого-искусствоведческая экспертиза, психолого-физиологическая экспертиза.

This article investigates the peculiarities of the imposition and procedure of complex psychological examinations on criminal cases with participation of minors. The great attention is given to the consideration ofproblem aspects of the imposition of complex psychological psychiatric examination concerning suspected, accused, witnesses and victims who are minors. There is an analysis of different aspects of this problem of the procedural scientists and psychologists. The author concludes that this kind of examination should be done in relation to minors sufferingfrom the boundary forms of the psychiatric disorders. There is a proposition to delimit the cases of the appointment of the judicial physiological examination and complex psychological examination and to broaden the 421 article of the 50th chapter of the procedural criminal code of the Russian Federation which is called “The execution of the judicial physiological examination and complex psychological examination of the minors ”. The author gives recommendations concerning the imposition and procedure of such kinds of complex psychological examinations as below: the psychological pedagogical examination, the psychological medical examination, the psychological sexological examination, the psychological art criticism examination and the psychological physiological examination. There are also norms of the procedural criminal code of the Russian Federation which should be used while appointing the complex psychological examination on criminal cases with participation of minors.

При производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних может возникнуть необходимость в назначении и проведении комплексных психологических экспертиз, таких как: психолого-психиатрическая, психо-лого-педагогическая, медико-психологическая, психолого-сексологиче-ская, психолого-искусствоведческая, психолого-физиологическая и др.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза — это «одна из наиболее сложных предметных видов экспертиз в силу неоднозначности ее юридического значения и необходимости применения специальных

* Старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института. [kurmaeva_n@mail.ru]

познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но в патопсихологии и возрастной психологии»1.

Указанная экспертиза, как отмечает И.А. Кудрявцев, «не просто суммирует возможности судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз. В отличие от каждой из них в отдельности она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопатологических факторов»2. По его мнению, «это единственно правильный, методологически верный путь к решению экспертных задач, когда получение достоверного ответа гарантируется только одновременной оценкой»3.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза — это исследование, осуществляемое экспертами на основе использования специальных знаний в области психологии и психиатрии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

На практике нередко возникает вопрос о том, какую из экспертиз — судебно-психологическую или комплексную психолого-психиатрическую, назначить в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего или свидетеля.

Практика показывает, что следователи часто назначают комплексную психолого-психиатрическую экспертизу без необходимости. Например, по уголовному делу № 1-276/06 в отношении несовершеннолетних обвиняемых П. и С. были одновременно назначены амбулаторная комплексная пси-холого-психиатрическая экспертиза и судебно-психологическая экспертиза, хотя оснований для назначения комплексной психолого-психиатриче-ской экспертизы по материалам изученного уголовного дела не имелось4. Это связано с несовершенством законодательного регулирования назначения и производства данного вида экспертного исследования.

В частности, глава 50 УПК РФ, устанавливающая особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, не содержит положений, касающихся назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежит установлению уровень его психического развития. В ч. 2 ст. 421 УПК РФ указано: «При наличии данных, свидетельству-

1 Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998. С. 2.

2 Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988. С. 7.

3 Там же.

4 Уголовное дело № 1-276/06 // Архив Ленинского районного суда г. Саранска.

ющих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими», но не определено, как должны устанавливаться эти обстоятельства.

В п. 3 и 4 ст. 196 УПК РФ, предусматривающей случаи, когда для определения психического состояния подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего необходимо обязательное проведение экспертизы, также не уточняется, какой вид экспертизы (психологической, психиатрической либо комплексной психолого-психиатрической) требуется назначить.

В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» содержится положение о необходимости назначения в таких случаях комплексной психолого-психиатрической экспертизы: «При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии. Указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту»1.

В литературе высказываются различные рекомендации относительно выбора вида экспертизы. Ф.С. Сафуанов, С.С. Шипшин, И.В. Гецманова, О.Л. Кузьмина считают, что для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу2. Е. Гришина, напротив, отмечает, что «производство комплексной психолого-психиатрической экспертизы не всегда оправданно, ибо значительно расширяет границы объекта исследования»3.

1 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4; 2007. № 5.

2 См.: Сафуанов Ф.С. О назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам // Прокурорская и следственная практика. 2000. № 3—4. С. 122; Шипшин С.С. Проблемы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних правонарушителей в свете требований нового УПК Российской Федерации // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-практич. конф. Калининград, 2003. С. 75—76; Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 46; Кузьмина О.Л. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2005. С. 92.

3 Гришина Е. Использование специальных познаний психолога на предварительном следствии // Законность. 2004. № 5. С. 26.

Ряд авторов допускают возможность последовательного проведения судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз вместо комплексной психолого-психиатрической экспертизы и рекомендуют вначале провести судебно-психиатрическую экспертизу для исключения психических расстройств, а лишь затем — судебно-психологическую1.

Более правильной, на наш взгляд, является позиция В.В. Мельника и В.В. Яровенко, которые пишут о том, что сначала должна быть назначена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, «только после ее проведения и в зависимости от ее результатов можно принять обоснованное решение о назначении судебно-психологической или психолого-психиат-рической экспертизы»2.

Комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу, в отличие от судебно-психологической, рекомендуется проводить в отношении несовершеннолетних, характеризующихся отставанием в психическом развитии, связанном с олигофренией в степени дебильности3, неврозами4, психопатиями5, астеническим синдромом6, психофизическим инфантилиз-мом7, органическими поражениями головного мозга8 и т.п. Это пограничные формы психических расстройств.

Следует отметить, что практика назначения подобных экспертиз в регионах России различна. В Республике Мордовия комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних назначается довольно редко, всего лишь в 3% случаев от изученных уголовных дел. В Красноярском крае, напротив, отсутствует практика проведения однородных судебно-психологических экспертиз9.

1 См.: Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М., 1980. С. 31; Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (научно-практическое руководство). М., 1999. С. 87.

2 Мельник В.В., Яровенко В.В. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. Владивосток, 1990. С.106.

3 См.: Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. М., 2007. С. 193.

4 См.: Трифонов О.А. Роль затяжных неврозов в возникновении отклонений в поведении детей и подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении (материалы к конференции). М., 1968. С. 136—146.

5 См.: Гульдан В.В. Мотивация преступного поведения психопатических личностей // Криминальная мотивация / отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1986. С. 189—250.

6 См.: Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977. С. 123—124.

7 См.: Малинкина Ю.А. О роли психофизического инфантилизма в патологии поведения подростков-правонарушителей // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении (материалы к конференции). М., 1968. С. 170—173.

8 См.: ПоперечнаяЛ.Н., Рубинштейн С.Я. О некоторых причинах неправильного развития личности подростков, перенесших органическое поражение ц.н.с. и мерах профилактики. М., 1973.

9 См.: Гецманова И.В. Использование специальных психологических знаний в уголовном процессе: учеб. пос. М., 2006. С. 43—44.

Нормы ч. 3 ст. 20 УК РФ и ч. 2 ст. 421 УПК РФ порождают в правоприменительной практике ряд вопросов и требуют подробной регламентации. Проблема ответственности несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, является достаточно сложной в уголовно-правовой науке, вызывает противоречивые суждения и неверные высказывания не только среди юристов, но и среди психологов, психиатров, так как законодатель не устанавливает, какими критериями отставания в психическом развитии следует руководствоваться. В литературе встречается множество терминов для обозначения названного в ч. 3 ст. 20 УК РФ и ч. 2 ст. 421 УПК РФ феномена: «психическая отсталость»1, «психофизическое недоразвитие»2, «общее недоразвитие личности»3, «возрастная вменяемость»4, «возрастная невменяемость»5, «психическая незрелость»6, «возрастная незрелость»7, «личностная незрелость»8, «возрастная личностная незрелость»9, «непатологическое отставание в психическом развитии»10.

Разные наименования обусловлены тем, что понятие «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством», остается нераскрытым, что вносит неопределенность в трактовку данного термина.

В отличие от ст. 421 УПК РФ в ст. 392 ранее действовавшего УПК РСФСР содержалось понятие «умственная отсталость». Такая же формулировка дается и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

1 Полкунова Е.В. Уголовно-процессуальное значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-практич. конф. Калининград, 2003. С. 81.

2 Сущенко Ю.К. О совершенствовании понятий «вменяемость» и «невменяемость» // Становление и развитие советского уголовного законодательства. Волгоград, 1973. С. 73.

3 Полкунова Е.В. Указ. соч. С. 81.

4 Карелин Д.В. К вопросу о возрастной вменяемости // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: мат. науч.-практич. конф. Ч. 1. Красноярск, 1999. С. 114-115.

5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / под общ. ред. С.И. Никулина. М., 2001. С. 120-121.

6 Бородин С.В., Носкова Н.А. Задержка психического развития и ее влияние на уголовную ответственность // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 1996. С. 55.

7 Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно-опасные деяния. М., 2001. С. 131.

8 Кудрявцев И.А. Психолого-психиатрическая экспертиза: проблемы и перспективы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 1. С. 93.

9 Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. М., 2007. С. 294-295.

10 Синицина С.В. Принципы уголовного права — безответственность, разумение и воспитуе-мость в уголовном праве и правосудии для несовершеннолетних // Актуальные проблемы международного ювенального права: мат. всерос. науч.-практич. конф. Волгоград, 2006. С. 181.

Термины «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и «умственная отсталость» неоднозначно трактуются специалистами разного профиля: юристами, психологами и психиатрами. Некоторые ученые отождествляют указанные понятия, не проводя различия между ними1.

Многие придерживаются точки зрения, согласно которой задержка в психическом развитии бывает обусловлена социальной и педагогической запущенностью, наличием своевременно не распознанного и соответственно не учтенного при организации учебного и воспитательного процесса сенсорного дефекта (слабое зрение, частичная глухота), длительной изоляцией ребенка от нормального коллектива и т.п.2. Другие считают, что отставание в психическом развитии может являться следствием не только социальной и педагогической запущенности, но и следствием минимальной мозговой дисфункции, органического заболевания головного мозга, черепно-мозговой травмы, соматического заболевания. Часто имеет место сочетание различных биологических и социальных факторов в происхождении отставания в психическом развитии подростка3.

Психиатры исключают связь отставания в психическом развитии с умственной отсталостью и педагогической запущенностью. В психиатрии понятие «умственная отсталость» применяется в основном к олигофренам, которые в широком смысле являются душевнобольными (врожденное или рано приобретенное малоумие)4.

Следовательно, понятие «отставание в психическом развитии» — более широкое, чем «умственная отсталость». Для установления признаков отставания в психическом развитии, вызванном социально-психологическими причинами, следует назначать судебно-психологическую экспертизу, а для выявления отставания в психическом развитии, обусловленном различными формами пограничных психических расстройств, в том числе умственной отсталостью, — следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу.

1 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М., 1996. С. 29.

2 См.: КаневскийЛ.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982. С. 89; Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебнопсихологической экспертизы. М., 2000. С. 85; Еникееев Р.З. Проблемы доказывания в деятельности адвоката-защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004. С. 165.

3 См.: Шипшин С.С. Проблемы судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних правонарушителей в свете требований нового УПК РФ // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-прак. конф. Калининград, 2003. С. 75; Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Актуальные вопросы комплексной психолого-психиатрической экспертизы // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 1. С. 98.

4 См.: Гурьева В. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних // Советская юстиция. 1989. № 5. С. 19.

В связи со сказанным, в целях разграничения случаев назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз, целесообразно дополнить гл. 50 УПК РФ ст. 4211 «Производство судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних» следующего содержания:

«1. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, для установления возможности несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими назначается судебно-психологическая экспертиза.

2. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, связанном с пограничными формами психических расстройств, для установления возможности несовершеннолетнего в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими назначается комплексная пси-холого-психиатрическая экспертиза».

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может назначаться в отношении несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, страдающих перечисленными выше пограничными формами психических расстройств, с целью установления их способности правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Выводы экспертов должны касаться только принципиальной способности правильного восприятия и воспроизведения значимой для дела информации, а не исследования того, воспринял или нет подэксперт-ный интересующие суд и следствие события на самом деле, правильно или неправильно он их воспроизвел.

Комплексное психолого-психиатрическое экспертное исследование проводится и для установления способности малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера, обнаруживающих признаки психических отклонений, правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать сопротивление.

Задачей комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в таком случае является «выявление психических расстройств или психологических особенностей, которые в момент сексуального насилия обуславливают развитие беспомощного состояния»1.

Установление способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать

1 Клиническая и судебная подростковая психиатрия / под ред. В.А. Гурьевой. С. 356.

сопротивление необходимо для правильной квалификации действий виновного. В качестве примера проведения психолого-психиатрической экспертизы можно сослаться на дело об изнасиловании малолетней К. Заключением комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы К. обнаруживает врожденную тяжелую умственную отсталость (олигофрения в степени дебильности). С учетом своего психического состояния, естественной возрастной незрелости, ограниченности жизненного опыта К. не может в настоящее время, и не могла в период времени, относящийся к совершению в отношении нее противоправных действий, правильно понимать характер и значение данных действий и оказывать сопротивление. По своему психическому состоянию К. не может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Содеянное Л. было квалифицировано по п. «в» ч. 3 ст. 131 УК РФ1.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается также для установления психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Такая экспертиза проводится в случаях, когда психическое состояние суицидента носит психопатологический характер.

Комплексную психолого-психиатрическую экспертизу следует назначать для установления аффекта, а также мотивации противоправных действий в отношении лиц с психическими аномалиями. Н.Б. Морозова установила, что острые кратковременные аффективные реакции, во время которых несовершеннолетними совершаются тяжкие, направленные против личности, общественно-опасные деяния, нередко возникают на фоне психогенных развитий личности2, причиной которых являются неблагоприятные воздействия социальной среды, включая и психотравмирующие ситуации3.

По уголовным делам с участием несовершеннолетних, кроме психологопсихиатрической экспертизы, могут назначаться и другие виды комплексных психологических экспертиз, такие как психолого-педагогическая, пси-холого-медицинская, психолого-сексологическая, психолого-искусство-ведческая, психолого-физиологическая и др.

Целью психолого-педагогической экспертизы является выявление закономерностей обучения и воспитания ребенка, возникновения педагогической запущенности, интеллектуального развития ребенка, возможностей родителей (одного или обоих) по воспитанию и обучению ребенка и др.

1 Уголовное дело № 2-22/08 // Архив Верховного суда Республики Мордовия.

2 См.: Морозова Н.Б. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности (клинический и судебно-психиатрический аспекты): автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1986. С. 21.

3 См.: Ковалев В.В. Пстихогенно обусловленные формы патологии поведения у детей и подростков // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении (материалы к конференции). М., 1968. С. 119.

Для установления психологических последствий наличного или перенесенного соматического заболевания, наличия признаков отставания в психическом развитии или иных психических особенностей, вызванных перенесенными соматическими заболеваниями, может проводиться комплексная медико-психологическая экспертиза. «Длительное соматическое заболевание, — как отмечает В.В. Николаева, — нередко становится у детей источником задержки общего и психического развития»1.

Медико-психологическая экспертиза может быть полезна в отношении соматически больных обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Применительно к несовершеннолетним обвиняемым могут возникать вопросы о влиянии соматического заболевания на способность полностью осознавать значение своих действий и в полной мере руководить ими.

Большое значение может иметь психологическое исследование характерологических и эмоционально-волевых особенностей, сложившихся при соматическом заболевании, у несовершеннолетних потерпевших по делам о половых преступлениях. В этом случае необходимо ставить вопросы, связанные с оценкой способности потерпевших оказывать активное сопротивление при посягательстве на их половую неприкосновенность.

Возможно также проведение медико-психологической экспертизы несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, страдающих соматическими заболеваниями с целью выяснения их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, давать о них правильные показания.

Производство комплексной медико-психологической экспертизы должно быть поручено психологам, специализирующимся в области медицинской психологии и врачам-специалистам по профилю болезни испытуемого.

Необходимость в проведении комплексной судебной сексолого-психо-логической экспертизы чаще всего возникает при расследовании или рассмотрении в судах дел о половых преступлениях. В отношении потерпевших по делам об изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера комплексная судебная сексолого-психологическая экспертиза проводится в целях установления наличия или отсутствия психологических критериев беспомощного состояния потерпевших в ситуациях посягательства на их половую неприкосновенность, а также для выяснения вопроса о наличии у них склонности к фантазированию, повышенной внушаемости.

В отношении несовершеннолетних обвиняемых комплексная судебная сексолого-психологическая экспертиза назначается в целях решения вопроса

1 Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. М., 1987. С. 141.

о способности обвиняемого в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также выяснения вопроса о том, как им в указанной обстановке воспринималось поведение потерпевшей, могло ли оно восприниматься как согласие на вступление в интимную близость.

В отношении несовершеннолетних потерпевших и обвиняемых, страдающих пограничными формами психических расстройств, целесообразно назначение комплексных психолого-сексолого-психиатрических экспертиз, в задачи которых входит выявление и судебно-психиатрическая оценка психических расстройств и их влияние на способность понимать характер и значение совершаемых сексуальных действий, а также руководить своими действиями.

Комплексная психолого-искусствоведческая экспертиза назначается при расследовании уголовных дел, связанных с распространением порнографической продукции. Цель экспертного исследования — установить, является ли видеофильм или иная продукция порнографическими или пропагандирующими культ насилия и жестокости1. Производство комплексной психолого-ис-кусствоведческой экспертизы поручается искусствоведам и психологам.

Следующим видом комплексной психологической экспертизы является комплексная психолого-физиологическая судебная экспертиза, к основаниям назначения которой относятся: установление индивидуально-личностных особенностей обвиняемого; оценка достоверности информации, сообщенной обвиняемым; получение от обвиняемого фактических данных; выявление причастности обвиняемого к совершению преступления.

Следует учитывать, что результаты специального психофизиологического исследования носят вероятностный характер и не могут служить достаточным основанием для принятия решения. В качестве примера можно привести дело по обвинению И. и Е. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ. По заявлению адвоката К. в отношении подзащитного Е. было проведено специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа. Из акта экспертизы следует, что зафиксированные психофизиологические реакции свидетельствуют о том, что Е. обладает информацией о деталях преступления в том виде, в котором он изложил данную информацию в предтестовой беседе. Зафиксированные психофизиологические реакции свидетельствуют о том, что данная информация была получена Е. как на момент совершения преступления, так и пос-

1 См.: Холопова Е.Н., Лютая Н.В. Правовые основы комплексной психолого-искусство-ведческой экспертизы порнографической продукции // Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом: мат. междунар. науч.-практич. конф. Калининград, 2003. С. 126.

ле него. Однако суд не принял во внимание доводы защиты о правдивости показаний подсудимого Е., критически отнесся к результатам специального психофизиологического исследования и указал, что выводы акта психофизиологической экспертизы носят вероятностный характер и не могут служить достаточным основанием для принятия решения по существу по уголовному делу в отношении И. и Е.1.

Тем не менее, как справедливо отмечает В.Я. Колдин: «Вопрос об истинности как вероятного, так и категорического заключения эксперта решается в результате его проверки и оценки в системе всех собранных по делу доказательств»2, с чем следует полностью согласиться.

Изучение материалов судебно-следственной и экспертной практики позволило выявить, что наиболее востребованными из рассмотренных видов комплексных психологических экспертиз, назначаемых по уголовным делам с участием несовершеннолетних, являются психолого-психиатрическая и психолого-искусствоведческая экспертизы, а такие виды экспертиз, как пси-холого-педагогическая и медико-психологическая вовсе не назначаются. Это свидетельствует о необходимости более детальной разработки теоретических основ комплексных психологических экспертных исследований, улучшения их методического и информационного обеспечения.

При назначении комплексных психологических экспертиз по уголовным делам с участием несовершеннолетних следует руководствоваться:

а) при назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого — ст. 195, 196, 199, 201, 421 УПК РФ;

б) при назначении других видов комплексных экспертиз в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого — ст. 195, (196), 199, 201 УПК РФ;

в) при назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы и других видов комплексных экспертиз в отношении несовершеннолетнего потерпевшего — ст. 195, (196), 199, 201 УПК РФ;

г) при назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы и других видов комплексных экспертиз в отношении несовершеннолетнего свидетеля — ст. 195, 199, 201 УПК РФ.

1 Уголовное дело № 1-105/07 // Архив Октябрьского районного суда г. Саранска.

2 Колдин В.Я. Судебная идентификация. М., 2002. С. 195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.