Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОЦЕНИВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуракова А.В.

Все исследователи компетентностного подхода заявляют, что каждая компетенция имеет компонентный состав, причем обязательной составляющей является когнитивный компонент. В настоящее время проводится большое количество педагогических исследований, посвященных измерению результата формирования компетенций. Одним из ключевых критериев оценки уровня сформированности универсальных компетенций будущих педагогов является когнитивный компонент.Перед авторами стояла задача изучить процесс становления когнитивного компонента универсальных компетенций в контексте компетентностного подхода, охарактеризовать когнитивный компонент как структуру универсальных компетенций и выявить способы оценивания когнитивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов.Базу исследования составила научно-методическая литература, раскрывающая сущность образовательного процесса в высших учебных заведениях, изучающая вопросы реализации компетентностного подхода и проблемы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов. При изучении данных источников использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация. Проведенный анализ и выводы исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при построении образовательного процесса в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE COGNITIVE COMPONENT IN THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF FUTURE TEACHERS

All researchers of the competence approach declare that each competence has a component composition, and the cognitive component is a mandatory component. Currently, a large number of pedagogical studies are being conducted on measuring the result of the formation of competencies. One of the key criteria for assessing the level of formation of universal competencies of future teachers is the cognitive component.The authors had a task to study the process of formation of the cognitive component of universal competencies in the context of the competence approach, to characterize the cognitive component as a structure of universal competencies and to identify ways to evaluate the cognitive component of universal competencies of future teachers.The research was based on scientific and methodological literature that reveals the essence of the educational process in higher educational institutions, studies the implementation of the competence approach and the problems of assessing the universal competencies of future teachers. When studying these sources, methods of theoretical analysis and synthesis, their abstraction and concretization were used. The analysis and conclusions of the study can be used in scientific and pedagogical activities in the construction of the educational process in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

DOI 10.26105/SSPU.2022.79.4.010 УДК 378.14:37.015.3 ББК 74.489.02

А.В. ЧУРАКОВА ЗНАЧЕНИЕ КОГНИТИВНОГО

КОМПОНЕНТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

A.V. CHURAKOVA THE IMPORTANCE OF THE COGNITIVE

COMPONENT IN THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF FUTURETEACHERS

Все исследователи компетентностного подхода заявляют, что каждая компетенция имеет компонентный состав, причем обязательной составляющей является когнитивный компонент. В настоящее время проводится большое количество педагогических исследований, посвященных измерению результата формирования компетенций. Одним из ключевых критериев оценки уровня сформированности универсальных компетенций будущих педагогов является когнитивный компонент.

Перед авторами стояла задача изучить процесс становления когнитивного компонента универсальных компетенций в контексте компетентностного подхода, охарактеризовать когнитивный компонент как структуру универсальных компетенций и выявить способы оценивания когнитивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов.

Базу исследования составила научно-методическая литература, раскрывающая сущность образовательного процесса в высших учебных заведениях, изучающая вопросы реализации компетентностного подхода и проблемы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов. При изучении данных источников использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация. Проведенный анализ и выводы исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при построении образовательного процесса в высших учебных заведениях.

All researchers of the competence approach declare that each competence has a component composition, and the cognitive component is a mandatory component. Currently, a large number of pedagogical studies are being conducted on measuring the result of the formation of competencies. One of the key criteria for assessing the level of formation of universal competencies of future teachers is the cognitive component.

The authors had a task to study the process of formation of the cognitive component of universal competencies in the context of the competence approach, to characterize the cognitive component as a structure of universal competencies and to identify ways to evaluate the cognitive component of universal competencies of future teachers.

The research was based on scientific and methodological literature that reveals the essence of the educational process in higher educational institutions, studies the implementation of the competence approach and the problems of assessing the universal competencies of future teachers. When studying these sources, methods of theoretical analysis and synthesis, their abstraction and concretization were used. The analysis and conclusions of the study can be used in scientific and pedagogical activities in the construction of the educational process in higher educational institutions.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: будущие педагоги, когнитивный компонент компетенции, ком-петентностный подход, образовательный процесс, оценивание, универсальные компетенции, формирование.

KEY WORDS: future teachers, cognitive component of competence, competence approach, educational process, assessment, universal competencies, formation.

ВВЕДЕНИЕ. Практическое применение компетентностного подхода происходило в рамках психологических и педагогических наук, где он широко используется и активно развивается на современном этапе. Разработка системы и структуры компетенций изначально была ориентирована на специфику профессиональной деятельности, однако со временем был выделен блок универсальных компетенций. В образовательном процессе произошел переход от профессиональных компетенций к универсальным, которые начинают формироваться гораздо раньше и минимально обусловлены особенностями профессиональной деятельности. Внедрение компетентностного подхода, при котором гарантируется формирование универсальных компетенций будущих педагогов, определяет компетенции как комплексные динамические характеристики выпускника, выражающие ожидаемые и измеримые результаты обучения (знания, навыки, способности, личностные качества), то есть достижения выпускника, его готовность и способность выполнять определенные виды деятельности после освоения всего курса обучения [13]. Все исследователи компетентностного подхода заявляют, что каждая компетенция имеет компонентный состав, причем обязательной составляющей является когнитивный компонент.

ЦЕЛЬЮ статьи является теоретический анализ когнитивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов. Перед нами стояла задача изучить процесс становления когнитивного компонента универсальных компетенций в контексте компетентностного подхода, охарактеризовать когнитивный компонент как структуру универсальных компетенций, выявить способы оценивания формирования когнитивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. При изучении широкого массива научных-методической литературы, раскрывающей сущность образовательного процесса в высших учебных заведениях, изучающей вопросы реализации компетентностного подхода и проблемы оценивания универсальных компетенций будущих педагогов и собственной практической деятельности, использовались методы теоретического анализа и синтеза, их абстрагирование и конкретизация. Наше исследование основывается на трехкомпонентной структуре универсальных компетенций будущих педагогов, позволяющей оценить формирование когнитивного компонента универсальных компетенций будущих педагогов на различных этапах образовательного процесса. Проведенный анализ и выводы исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при построении образовательного процесса в высших учебных заведениях при подготовке будущих педагогов.

Несмотря на разнообразие существующих интерпретаций термина «компетенция», анализ его сущности позволяет обнаружить, что такие часто встречающиеся в них элементы, как знание, установка, мотив, личностные черты, навыки и способности каким-то образом сочетаются с контекстом теории Л.М. и С.М. Спенсеров. Данными учеными предложено классическое понимание компетенции, и проявляется оно с когнитивным компонентом наряду с такими компонентами, как мотивационно-личностный, поведенческий и деятельный [10]. Необходимо подчеркнуть, что компоненты, отобранные учеными, предлагаются и другими исследователями в качестве критериев оценки разнообразных компетенций.

В. Л. Акапьев, например, для оценки компетентности педагогов в области информационных технологий также использует помимо мотивационных, деятельностных и личностных критериев [1], когнитивный компонент, а Д.В. Пайдуков и его коллеги используют данный

компонент оценки для определения сформированности компетентности в области эстетического воспитания [7]. Ю.Г. Татур воспринимает компетенцию как качество, характеризующее человека, дающее ему возможность принимать решения, высказывать суждения в конкретной сфере. В то же время ядром этого качества должны быть знания и опыт, основанный на профессиональной деятельности [9].

Учитывая подходы, установленные И.А. Зимней, выделяется такая характеристика компетенций, как когнитивный аспект или владение знанием о содержании компетенции. Команда И.А. Зимней представила это как знание содержания компетенции, знание содержания деятельности, знание программы деятельности, знание того, что сопровождает деятельность, то есть осознание деятельности на разных уровнях ее глубины [9]. Недостаточно обладать необходимыми знаниями, еще нужно уметь эти знания реализовать, то есть разработать план, составить проект, решить проблему. Далее идет применение знаний, навыков и опыта, которые устанавливаются и применяются в процессе деятельности для решения проблем. Вторая составляющая содержания компетенции — это способность реализовать эти знания либо на уровне автоматизированных действий, называемых навыками, либо на уровне умений, первичных или вторичных, либо на уровне закрепленного опыта. Способность и опыт проявления знаний в различных ситуациях, то есть поведенческий аспект не противостоит знаниям, умениям и навыкам, а смотрит на знания по-другому. Знания выступают не как сумма сообщаемой информации о предмете, а как широкое осознание той области, в которую человек включен, как нечто, позволяющее ему признать себя субъектом этой деятельности. Традиционные знания, умения и навыки не исключаются из компетенции, но являются обязательным и необходимым компонентом [9].

Когнитивный компонент универсальных компетенций будущих педагогов дает возможность судить об уровне знаний, умений и навыков, соответствующих каждой компетенции, и об опыте применения их в будущей профессии. Показателями когнитивного критерия универсальных компетенций являются готовность и способность будущих педагогов приобретать новые знания с помощью различных методов и процедур в изучении и познании сферы профессиональной деятельности, сформированность знаний об общих возрастных закономерностях, психологическом и социальном развитии человека и умение применять эти знания для решения задач, моделирующих будущую профессиональную деятельность. Универсальные компетенции связаны с профессиональной деятельностью, но не носят узкопрофессиональный характер, отражаясь в поступках и действиях личности. Это означает, что со временем компетенции превращаются в личностные качества, характеризующиеся когнитивным компонентом (знания и опыт), наряду с мотивационными, смысловыми и ре-гуляторными компонентами [3].

Проведенный анализ исследовательских работ по заданной теме подводит к выводу, что ученые, рассматривающие формирование универсальных компетенций, разделяют определенную точку зрения, а именно, что понятие отображает степень сформированности человека, характеризует его умение разрешать проблемы в профессиональной области на основе теоретических знаний (понятий, теорий, законов, методов науки) и приобретенных навыков и компетенций в рамках направления, по которому он обучался.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Согласно признанному основателю компетент-ностного подхода в бизнесе D.C. McClelland, наиболее существенными характеристиками компетенций является то, что компетенции должны быть измеряемыми и надежно различать лучшее и худшее. Внедрение компетентностного подхода запускает процедуры, касающиеся изменения содержания образования, способствует возникновению и развитию рефлексивных позиций по всем вопросам образования, что, в свой черед, существенно влияет на перестройку системы диагностики и оценки успеваемости студента [4]. В настоящее время проводится большое количество педагогических исследований, посвященных

измерению результата формирования компетенций, т.е. созданию новых, определяемых общественными надеждами и динамикой образовательного процесса направлений педагогического становления. Общую научную категорию «формирование» при этом определяют как целенаправленный процесс регулирования развитием обучающихся, их личностными качествами и характеристиками, с целью приведения их к определенному уровню [13].

По мнению Д.В. Дулепова, формирование компетенций — это целенаправленное педагогическое воздействие на обучающегося с целью создания у личности когнитивных, мотивационных и деятельностных новообразований с учетом специфики профессиональной деятельности [2]. К таким новообразованиям исследователь причисляет углубление и расширение знаний, правильность поведения в профессиональной и культурной среде, значительную мотивацию к достижению профессиональных задач, что перекликается с перечнем тех универсальных компетенций, которые должны быть сформированы у будущего педагога. Процесс формирования компетенций целенаправлен и организован с целью в результате педагогического воздействия создать и развить у обучающихся универсальные компетенции.

В результате изучения процесса становления универсальных компетенций, мы выявили, что когнитивный компонент универсальных компетенций или область интеллектуальной осведомленности обучающегося, включает, в частности, теоретическое знание профессионального характера. Обязательным компонентом ФГОС ВО, рабочих программ и ряда других документов является информация о требованиях к знаниям, заключающаяся в теоретических знаниях общего и отличительного аспекта будущей специальности, который предполагает создание интеллектуального пространства сознания обучающегося, связанного с памятью [12]. Так выражается когнитивный компонент универсальных компетенций. Только постепенно, поэтапно, созидательно, целенаправленно и осознанно можно сформировать необходимые компетенции [13].

Когнитивный компонент универсальных компетенций допускает уточнение критериев их подготовки на основе требований ФГОС ВО, направленных на эффективность высшего образования, учитывая заинтересованность студентов в овладении своей будущей профессией, осознавая влияние собственных действий на успешность образовательного процесса, умении самостоятельно познавать и проявлять творческую активность [5]. ФГОС ВО подробно описывают индикаторы достижения данных компетенций как количественные признаки изучаемых объектов, которые в совокупности позволяют заключить о его качественном состоянии, не поддающемся непосредственному измерению и наблюдению. При организации образовательного процесса необходимо учесть, что желаемому результату предшествуют определенные требования к нему и разработка критериев, показателей и индикаторов для его контроля, измерения и оценки [14]. В связи с тем, что универсальные компетенции являются не предметными и представляют собой структуру, проявляющуюся на разных уровнях, то объекты, которые требуется оценивать, будет включать множество переменных самого разного характера [6]. Одним из ключевых критериев оценки уровня сформирован-ности универсальных компетенций будущих педагогов является когнитивный компонент.

Ученые отмечают, что балльная-рейтинговая система не в состоянии ответить на вопрос эффективности использования знаний студентами в профессиональной деятельности и недостаточно отражает способность личности находить необходимую информацию в условиях недостатка знаний. Поэтому когнитивный компонент характеризует не то, как этот потенциал используется в профессиональной деятельности, а конкретный потенциал личности, который сформировался в соответствии с ее сознанием [10]. Оценить уровень его сформированности можно с помощью традиционных для высшего образования методов. В высших учебных заведениях широко используются оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по изучаемым дисциплинам (модулям). Поскольку промежу-

точная аттестация осуществляется в конце семестра, то она завершает изучение отдельной дисциплины или ее разделов, помогая оценивать широкий набор знаний и навыков. Такая проверка — это проверка усвоения учебного материала, проводимая регулярно в течение всего образовательного процесса. К преимуществам этого варианта принадлежит его системный характер, который напрямую коррелирует с необходимостью непрерывного и регулярного мониторинга качества усвоения материала и возможностью рейтингового оценивания успеваемости обучающихся. Недостатком считается неоднородность и фрагментарность проверки и оценивания. В этом случае вряд ли возможно проверить сформи-рованность компетенции в целом, а не отдельных ее элементов [11].

Оценить универсальные компетенции возможно только в действии и при условии высокой мотивации студента для достижения должного результата. Этот процесс является достаточно сложным, поэтому требуются действенные способы оценивания. Внедрение ФГОС ВО предусматривает диагностику результата образовательного процесса в рамках компетентностного подхода через понимание компетенции как нового многомерного и комплексного обучения и подбора материала для проверки уровня усвоения знаний, развития соответствующих навыков и умений с помощью идентификаторов, определяющих сформированность компетенции. Наиболее приемлемой является оценка универсальных компетенций будущих педагогов по уровню их сформированности, которая отражает постепенное формирование отдельных качеств и свойств от низкого к высокому уровню [2]. В рамках нашего исследования рекомендуется использовать паспорт компетенции, где картирование основано на выделении таких уровней сформированности компетенций, как порогового, повышенного, продвинутого, превосходного и высокого. Пороговые уровни сформированности компетенций устанавливается вузом как определенный минимум для всех выпускников основной образовательной программы. Повышенные уровни устанавливаются относительно порогового и могут быть по одному основному, нескольким или всем признакам.

Предлагаем дополнить оценивание уровня сформированности когнитивного компонента универсальных компетенций методами экспертной оценки. Итоговая оценка сформированности той или иной универсальной компетенции выставляется экспертами по совокупности числовых показателей (3, 2 и 1) для оценки универсальных компетенций. Если оценка — это соотнесение предмета с принятым образцом, моделью или стандартом, то экспертные оценки основываются на экспертных суждениях, количественных или рейтинговых оценках процессов или явлений, которые не могут быть непосредственно измерены. Эксперт в нашем исследовании — представитель профессорско-преподавательского состава университета, который за годы учебной, методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и воспитательной деятельности эффективно решал проблемы, связанные с определенной областью и в состоянии оценить уровень сформированности способностей студентов воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах, осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранных языках, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. На практике сформированность когнитивного компонента универсальных компетенций свидетельствует о готовности будущего педагога к принятию взвешенных решений в профессиональной сфере, о коммуникативных и социальных качествах работы в педагогической среде, о адекватной самооценке и стремлении к личностному развитию и т.д.

ВЫВОДЫ. Современное общество возлагает особые требования на систему высшего образования. Теперь уже недостаточно передать будущему педагогу фундаментальные теоретические знания. Необходимо обеспечить способностью выполнять конкретные и стандартизированные действия в профессиональной деятельности [8]. В то же время сами

знания и навыки рассматриваются как четкие предпосылки результативности профессиональной деятельности. Когнитивный компонент универсальных компетенций будущих педагогов выступает отражением единства научных знаний, а также возможностей приобретения новых знаний в виде умений и навыков будущих педагогов для осознания своей профессиональной деятельности и мира вокруг себя. Оценить уровень сформированности когнитивного компонента универсальных компетенций можно с помощью оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по изучаемым дисциплинам (модулям) и методами экспертной оценки и картирования. Показателями когнитивного критерия универсальных компетенций является не только готовность, способность приобретать знания, сформированность знаний о возрастных закономерностях, психологическом и социальном развитии человека, но и умение применять знания для решения профессиональных задач в различных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина В.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-126.

2. Дулепов Д.В. Формирование общекультурных компетенций будущих офицеров в процессе воспитательной работы в военном вузе: Автореф. ... канд. пед. наук. Орел, 2019. 24 с.

3. Жудро М.М. Методическое обеспечение повышения профессиональных компетенций учителей математики в учреждении образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Материалы Международной научной конференции. Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. С. 96-99.

4. Масамиров Б.С. О сущности понятий «компетенция» и «компетентность» в системе образования // Эл агартуу. 2021. № 3-4. С. 48-53.

5. Образцов П.И. Формирование общекультурных компетенции у будущих офицеров в условиях организации воспитательной работы военного вуза // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 1(74). С. 194-199.

6. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 52 с.

7. Пайдуков Д.В. Критерии, показатели и уровни сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников // Вестник «Здоровье и образование в XXI в.». 2016. Т. 18. № 5. С. 1-7.

8. Салимуллина Е.В. Мотивация студентов к профессионально-педагогической деятельности в процессе освоения учебного модуля «феномен образовательной деятельности» // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 170-172.

9. Соловьева О.А. Формирование готовности педагогов учреждений профессионально-технического образования к инклюзивному обучению учащихся с особенностями психофизического развития: Автореф. ... канд. пед. наук. Минск, 2018. 24 с.

10. Спенсер Л.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы / пер. с англ. А. Яковенко. Москва: «Гиппо», 2009. 371 с.

11. Уваровская О.В. О некоторых итогах эксперимента по модернизации педагогического образования в Сыктывкарском государственном университете имени Питирима Сорокина. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2015. С. 144-148.

12. Федорова И.Р. Формирование общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач: Автореф. . канд. пед. наук. Томск, 2020. 24 с.

13. Чуракова А.В. Особенности формирования универсальных компетенций будущих педагогов физической культуры // Перспективы науки. 2021. № 12(147). С. 327-329.

14. Шалимова О.Н. Формирование общекультурных компетенций у будущих офицеров полиции в образовательных организациях МВД России. Дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2020. 243 с.

REFERENCES

1. Belkina V.V. Koncept universal'nyh kompetencij vysshego obrazovanija [The concept of universal competencies of higher education] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 5. S. 117-126. (In Russian).

2. Dulepov D.V. Formation of general cultural competencies of future officers in the process of educational work in a military university [Formation of general cultural competencies of future officers in the process of educational work at a military university]: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Orel, 2019. 24 s. (In Russian).

3. Zhudro M.M. Metodicheskoe obespechenie povyshenija professional'nyh kompetencij uchitelej matematiki v uchrezhdenii obrazovanija «Mogilevskij gosudarstvennyj oblastnoj institut razvitija obrazovanija» [Methodological support for improving the professional competencies of mathematics teachers in the educational institution «Mogilev State Regional Institute of Education Development»]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Mogilev: Mogilevskij gosudarstvennyj universitet im-eni A.A. Kuleshova, 2019. S. 96-99. (In Russian).

4. Masamirov B.S. O sushhnosti ponjatij «kompetencija» i «kompetentnost'» v sisteme obrazovanija [On the essence of the concepts of «competence» and «competence» in the education system] // Jel agartuu. 2021. № 3-4. S. 48-53. (In Russian).

5. Obrazcov P. I. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencii u budushhih oficerov v uslovijah organizacii vospitatel'noj raboty voennogo vuza [Formation of general cultural competencies of future officers in the conditions of the organization of educational work of a military university] // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. № 1(74). S. 194-199. (In Russian).

6. Ocenka universal'nyh kompetentnostej kak rezul'tatov vysshego obrazovanija. Analiticheskij doklad k XXII Aprel'skoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po problemam razvitija jekonomiki i obshhestva [Assessment of universal competencies as the results of higher education. Analytical report for the XXII April International Scientific Conference on Economic and Social Development]. M.: NIU VShJe, 2021. 52 s. (In Russian).

7. Pajdukov D.V. Kriterii, pokazateli i urovni sformirovannosti u budushhih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovanija kompetentnosti v oblasti jesteticheskogo vospitanija shkol'nikov [Criteria, indicators and levels of formation of future bachelors of pedagogical education competence in the field of aesthetic education of schoolchildren] // Vestnik «Zdorov'e i obrazovanie v XXI v.». 2016. T.18. № 5. S. 1-7. (In Russian).

8. Salimullina E.V. Motivacija studentov k professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti v processe osvoenija uchebnogo modulja «fenomen obrazovatel'noj dejatel'nosti» [Motivation of students to professional and pedagogical activity in the process of mastering the educational module «phenomenon of educational activity»] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2020. № 67-3. S. 170-172. (In Russian).

9. Solov'eva O.A. Formirovanie gotovnosti pedagogov uchrezhdenij professional'no-tehnicheskogo obra-zovanija k inkljuzivnomu obucheniju uchashhihsja s osobennostjami psihofizicheskogo razvitija [Formation of readiness of teachers of vocational education institutions for inclusive education of students with special needs of psychophysical development]: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Minsk, 2018. 24 s. (In Russian).

10. Spenser L.M. Kompetencii na rabote. Modeli maksimal'noj jeffektivnosti raboty [Competencies at work. Models of maximum work efficiency] / per. s angl. A. Jakovenko. Moskva: «Gippo», 2009. 371 s. (In Russian).

11. Uvarovskaja O.V. O nekotoryh itogah jeksperimenta po modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija v Syktyvkarskom gosudarstvennom universitete imeni Pitirima Sorokina [About some results of the

experiment on modernization of pedagogical education at Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin]. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Syktyvkar: Komi respublikanskaja akademija gosudarstvennoj sluzhby i upravlenija, 2015. S. 144-148. (In Russian).

12. Fedorova I.R. Formirovanie obshhih kompetencij studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organ-izacij sredstvami uchebnyh zadach [Formation of general competencies of students of professional educational organizations by means of educational tasks]: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2020. 24 s. (In Russian)

13. Churakova A.V. Osobennosti formirovanija universal'nyh kompetencij budushhih pedagogov fizich-eskoj kul'tury [Features of the formation of universal competencies of future physical education teachers] // Perspektivy nauki. 2021. № 12(147). S. 327-329. (In Russian).

14. Shalimova O. N. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij u budushhih oficerov policii v obrazovatel'nyh organizacijah MVD Rossii [Formation of general cultural competencies of future police officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Dis. ... kand. ped. nauk. Orel, 2020. 243 s. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.