Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томчук Светлана Алексеевна

Статья посвящена реализации компетентностного подхода в высшем музыкальном образовании. Представлен анализ подходов к понятию «компетентность». В статье раскрыты особенности образовательной программы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкальная культура и исполнительское искусство», разработанной на основе ядра высшего педагогического образования. Дана характеристика модулей учебного плана, направленных на формирование компетенций. Определены универсальные, общепрофессиональные и предметные компетенции, формируемые по данной образовательной программе. В работе обоснованы компетентностный, рефлексивно-деятельностный подходы по формированию профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. На основе анализа научно-теоретической литературы представлена модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. Раскрыто назначение ценностно-мотивационного, когнитивно-деятельностного, личностно-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов модели. В статье представлены критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки. Обоснована целостность и системность представленной модели, которая обеспечивается взаимосвязью и взаимодополнением всех структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томчук Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE MUSIC TEACHER AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the implementation of the competence approach in higher music education. The analysis of approaches to the concept of "competence" is presented. The article reveals the features of the educational program in the direction of 44.03.01 Pedagogical education, the profile "Musical culture and performing arts", developed on the basis of the core of higher pedagogical education. The characteristics of the curriculum modules aimed at the formation of competencies are given. The universal, general professional and subject competencies formed according to this educational program are defined. The paper substantiates competence-based, reflexive-activity approaches to the formation of professional and pedagogical competence of a future music teacher. Based on the analysis of scientific and theoretical literature, a model of the formation of professional and pedagogical competence of a future music teacher is presented. The purpose of value-motivational, content-activity, personal-creative and evaluative-reflexive components of the model is revealed. The article presents the criteria for the formation of professional and pedagogical competence of future music teachers. The integrity and consistency of the presented model is substantiated, which is provided by the interconnection and complementarity of all structural components

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ»

интеллектуальных функций. Обобщение основных направлений, методов и систем искусственного интеллекта позволит проследить динамику развития информационных систем и технологий.

Выводы. Таким образом, стремительное развитие информационных технологий и вычислительных процессов обуславливает необходимость четкого понимания и обоснования современных направлений науки и техники. Мощным инструментом принятия решений, играющих значение для прогрессивного научно-технического развития государства, искусственный интеллект. Решение сверхсложных задач, связанных с применением технологических процессов и научных решений напрямую зависит от эффективного использования алгоритмов и систем искусственного интеллекта.

Литература:

1. Люгер, Дж. О. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем / Дж.О. Люгер. - М.: Диалектика, 2016. - 864 с.

2. Нильсон, Н. Принципы искусственного интеллекта / Н. Нильсон. - М.: Радио и связь, 2015. - 373 с.

3. Рассел, С. Искусственный интеллект: современный подход / С. Рассел, П. Норвиг. - М.: Вильямс, 2016. - 578 с.

4. Слэйгл, Дж. Искусственный интеллект / Дж. Слэйгл. - М.: Мир, 2016. - 320 с.

5. Тей, А. Логический подход к искусственному интеллекту / А. Тей, П. Грибомон и др. - М.: Мир, 2015. - 432 с.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат психологических наук, доцент Томчук Светлана Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

МУЗЫКИ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена реализации компетентностного подхода в высшем музыкальном образовании. Представлен анализ подходов к понятию «компетентность». В статье раскрыты особенности образовательной программы по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкальная культура и исполнительское искусство», разработанной на основе ядра высшего педагогического образования. Дана характеристика модулей учебного плана, направленных на формирование компетенций. Определены универсальные, общепрофессиональные и предметные компетенции, формируемые по данной образовательной программе. В работе обоснованы компетентностный, рефлексивно-деятельностный подходы по формированию профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. На основе анализа научно-теоретической литературы представлена модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. Раскрыто назначение ценностно-мотивационного, когнитивно-деятельностного, личностно-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов модели. В статье представлены критерии сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки. Обоснована целостность и системность представленной модели, которая обеспечивается взаимосвязью и взаимодополнением всех структурных компонентов.

Ключевые слова: музыкальное образование, вуз, профессионально-педагогическая компетентность, структурно-функциональная модель, учитель музыки.

An^tatton. The article is devoted to the implementation of the competence approach in higher music education. The analysis of approaches to the concept of "competence" is presented. The article reveals the features of the educational program in the direction of 44.03.01 Pedagogical education, the profile "Musical culture and performing arts", developed on the basis of the core of higher pedagogical education. The characteristics of the curriculum modules aimed at the formation of competencies are given. The universal, general professional and subject competencies formed according to this educational program are defined. The paper substantiates competence-based, reflexive-activity approaches to the formation of professional and pedagogical competence of a future music teacher. Based on the analysis of scientific and theoretical literature, a model of the formation of professional and pedagogical competence of a future music teacher is presented. The purpose of value-motivational, content-activity, personal-creative and evaluative-reflexive components of the model is revealed. The article presents the criteria for the formation of professional and pedagogical competence of future music teachers. The integrity and consistency of the presented model is substantiated, which is provided by the interconnection and complementarity of all structural components.

Key words: music education, university, professional and pedagogical competence, structural and functional model, music teacher.

Введение. Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2023 год Годом педагога и наставника в России, что еще раз подтверждает заинтересованность всего прогрессивного общества в улучшении качества образования в России, подчеркивает высокий статус профессии учителя и педагога.

Улучшение качества педагогического образования на базе компетентностного подхода является одной из актуальных проблем современного российского образования, которой уделяется пристальное внимание всей педагогической общественности, в том числе и в Ярославском государственном педагогическом университете им. К.Д. Ушинского. В вузе определены стратегические приоритеты повышения качества педагогического образования в вузе, такие как: овладение современной методикой, в том числе в рамках цифровой трансформации образования; проведение независимой оценки качества образования; управление качеством содержания и условий реализации образовательной программы. Несомненно, возникает круг проблем, связанных с подготовкой будущего учителя качественно новой формации, что и определяет актуальность заявленной темы.

Изложение основного материала статьи. Главной методологической основой подготовки бакалавров в высших учебных заведениях признан компетентностный подход. Этот подход направлен на следующие векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [3]. Большое количество публикаций, посвященных компетентностному подходу в образовании (В.И. Беспалько, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, Дж. Равен, С.Л. Троянская, А.В. Хуторской, Mohamadi Z. и др.), позволяет утверждать, что накоплен богатый опыт исследований в данной области [1; 2; 3; 4; 8; 10; 11; 12; 14].

Все исследователи сходятся в том, что компетентностный подход направлен на реализацию следующих позиций: ориентир на результаты обучения, выраженные в виде компетенций выпускника; осознание необходимости приобретения обучающимися не только профессиональных, но и надпрофессиональных компетенций; ориентация подготовки выпускников на эффективную деятельность в мире будущего, в условиях динамичных изменений, причем, как в мире

информации и технологий, так и в общественной жизни; обеспечение выбора различных индивидуализированных образовательных траекторий.

Мы рассматриваем компетенции как обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способность человека реализовать на практике свою компетентность (Зеер Э.Ф.); совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов (Краевский В.В., Хуторской А.В.) [3]. В понимании «компетентность» мы опираемся на определение А.В. Хуторского: «компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (В.В. Краевский, А.В. Хуторской) [7].

Высшее образование в России в данное время переживает трансформацию, основанную на концепции Ядра высшего педагогического образования. Цель данной трансформации - обеспечить единые подходы к содержанию профессиональной подготовки педагога и её реализации во всех вузах страны.

В соответствии с этой концепцией все образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование имеют модульную структуру, направленную на формирование конкретных компетенций. Каждый модуль содержит обязательную и вариативную часть, большинство модулей также подразумевают наличие практической подготовки.

Подготовка будущего учителя музыки в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского осуществляется в рамках направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Музыкальная культура и исполнительское искусство». Обязательная часть состоит из девяти модулей, каждый из которых дополнен практиками и вариативными дисциплинами. В образовательной программе - 6 комплексных, универсальных модулей (социально-гуманитарный, коммуникативно-цифровой, здоровьесберегающий, модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности, психолого-педагогический модуль, модуль воспитательной деятельности) и 3 предметно-методических модуля.

Образовательная программа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Музыкальная культура и исполнительское искусство» в соответствии с концепцией Ядра высшего педагогического образования направлена на формирование универсальных, общепрофессиональных и предметных компетенций. Все компетенции (УК, ОПК, ПК) распределены по учебным дисциплинам в соответствии с целевой ориентацией, содержательной направленностью и прогнозируемыми результатами. Формирование надпредметных компетенций (универсальных и общепрофессиональных) происходит не только в рамках освоения дисциплин комплексных модулей, но и на дисциплинах предметно-методических модулей.

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки основывается на следующих подходах: компетентностном и рефлексивно-деятельностном.

Компетентностный подход нацелен на результаты образовательного процесса, выраженные в виде системного и целостного комплекса компетенций выпускника, которые характеризуются социальностью, культуросообразностью, системностью, ситуативностью, межпредметностью, надпредметностью, практикоориентированностью. С позиций компетентностного подхода выпускник готов к эффективной деятельности в мире будущего, в условиях динамичных изменений, способен решать круг сложных и нестандартных практических задач на основе личностного принятия и осознания большого общественного значения решаемых задач.

Рефлексивно-деятельностный подход, основанный на единстве рефлексивного и деятельностного его компонентов, опирается на активную позицию всех участников образовательного процесса, на развитие определенных смысловых и ценностных образований, которые обеспечивают становление человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Педагогическая рефлексия помогает студентам определиться в видении себя как профессионала, выявить свои сильные и слабые профессиональные стороны, определить свои образовательные потребности в сфере профессионально-методической подготовки, поставить перед собой цели по ее усовершенствованию, сформулировать собственные педагогические цели. На основе анализа теоретических источников нами была разработана модель профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки, представляющая собой многоуровневую структуру, в состав которой входят следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, личностно-творческий, оценочно-рефлексивный.

Ценностно-мотивационный компонент представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ценностных ориентаций, установок и свойств личности будущего учителя музыки, отражающих позитивное отношение к профессиональной деятельности.

Когнитивно-деятельностный компонент представляет систему знаний, умений, навыков, убеждений, взглядов, направленности и активности, которая помогает использовать накопленную социальную информацию во всех направлениях музыкально-педагогической деятельности. Включает также систему специальных знаний и умений по исполнительской деятельности - инструментальной, вокальной, дирижерской, охватывающей широкий спектр направлений и стилей музыкального искусства.

Художественно-творческий компонент отражает постоянное проявление у студента творчества, артистизма, устойчивого интереса к художественной интерпретации, импровизации, сочинению, подбору аккомпанемента и т.п., позволяет анализировать, давать художественную оценку различным произведениям искусства, передавать эстетические впечатления учащимся, сопоставлять, соотносить музыкальные явления с явлениями других видов искусств.

Оценочно-рефлексивный компонент отражает прогнозируемый результат - сформированность структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки, выступает фактором оценивания студентами своих возможностей, уровня своей подготовленности к профессиональной деятельности.

В качестве критериев сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки нами были определены:

• наличие профессиональной мотивации и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию;

• проявление эмпатии и эмоционального интеллекта как механизма педагогического общения и взаимодействия;

• проявление способности к рефлексивной деятельности;

• умения методически грамотно решать профессиональные педагогические задачи;

• музыкально-исполнительские умения.

Выводы:

1. Профессионально-педагогическая компетентность будущего учителя музыки в силу специфик профессии рассматривается нами как интегрированный показатель эффективности всего образовательного процесса, сложная динамическая система, отражающая качество педагогической подготовки специалиста в вузе и предполагающая соответствие выпускника требованиям музыкально-педагогической профессиональной деятельности.

2. Образовательная модульная программа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль «Музыкальная культура и исполнительское искусство» направлена на формирование универсальных, общекультурных и

педагогических компетенций будущих учителей музыки в соответствии с концепцией Ядра высшего педагогического образования, развитие которых происходит в рамках освоения дисциплин как комплексных, так и предметно-методических модулей.

3. Модель формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки представляет собой многоуровневую структуру, в состав которой входят следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, личностно-творческий, оценочно-рефлексивный. Целостность представленной модели обеспечивается взаимосвязью и взаимодополнением всех структурных компонентов.

Литература:

1. Беспалько, В.И. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов /

B.И. Беспалько, Ю.Г. Татюр. - Москва: Высшая школа, 1989. - 141 с.

2. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

3. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э.Ф. Зеер. - Москва: МПСИ, 2005. - 216 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2. - С. 7-14

5. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

6. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - Москва: Изд-во ИП РАН, 2004. - 421 с.

7. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - Москва: Академия, 2007. - 352 с.

8. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -

C. 3-18

9. Макарова, С.В. Формирование профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта в процессе обучения в концертмейстерском классе на основе педагогической поддержки (итоги формирующего эксперимента) / С.В. Макарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (36). -С. 197-205

10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - Москва: Когито-Центр, 2002. - 395 с.

11. Троянская, С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании / С.Л. Троянская. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.

12. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. - 2002. - №2. - С. 58-64

13. Delors, J. The treasure within: Learning to know, learning to do, learning to live together and learning to be. What is the value of that treasure 15 years after its publication? / J. Delors //International Review of Education. Springer, 2013. - №1. - Vol. 59. - Iss. 3. - P. 319-330

14. Mohamadi, Z. Designing and validating a potential formative evaluation inventory for teacher competences / Z. Mohamadi, N. Malekshahi // Language Testing in Asia. - 2018. - Vol. 8. - P. 6. URL: https://doi.org/10.1186/s40468-018-0059-2 (дата обращения: 22.03.2022).

Педагогика

УДК 378:81'276.6

кандидат филологических наук Туктарова Гузель Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ»; кандидат исторических наук Афонина Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ КУРСА ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. Требования академической мобильности в вузе, определяя цель обучения иностранному языку как формирование и актуализация всех видов речевой деятельности, специализированных и профессиональных компетенций, включают необходимость развития навыков владения научным стилем речи, публичных выступлений на научных мероприятиях. Практическая ценность умений и навыков академического письма очевидна. При достаточном количестве аудиторных часов, выделенных программами реализации Федеральных образовательных стандартов на практическую работу по актуализации профессиональных компетенций, результативность работы по развитию навыков академического письма на практических занятиях по иностранному языку может быть низкой: не каждый студент проявляет высокую мотивацию к работе над научными публикациями, публичным выступлениям. Достижение целей формирования у студентов неязыковых специальностей умений и навыков академического письма на иностранном языке возможно при реализации проекта по циклу соответствующих научно-практических семинаров. Статья подготовлена на примере реализации такого проекта в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н. Туполева - КАИ. В университете вне рамок программ обязательных для усвоения регулярно проводятся научно-практические семинары для студентов, желающих расширить свои знания, развить навыки написания академических работ (научные статьи, аннотации и рецензии к научным статьям) на английском языке. Академическая среда как площадка для обмена опытом, место для активных дискуссий на актуальные темы бесспорно является эффективным инструментом достижения общего прогресса студентов. Реализация проекта, описание которого предложено в статье, ставит целью развитие у студентов умений и навыков чтения научного текста на иностранном языке, написания тезисов собственных научных докладов, составления аннотаций к научной статье, способствует развитию академической мобильности в системе высшего образования. Результатом данной деятельности, кроме реализации практической направленности академических целей как обучение научной речи, оказывается вывод о том, что лингвостилистические знания отражают основу умений и навыков научной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.