Научная статья на тему 'Значение кластеризации в формировании стратегии региона'

Значение кластеризации в формировании стратегии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аралбаева Фарида Захаровна, Старков Максим Дмитриевич

Статья посвящена использованию кластерного подхода и его применению в формировании стратегии региона. Выделено два блока в концепции кластерного развития региональной эконо1 мики. Представлено общее видение механизмов реализации стратегии региона. Вынесено пред1 ложение использования интегрирующих механизмов конкурентного развития региональной эко1 номики для реализации стратегии социально1экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение кластеризации в формировании стратегии региона»

Аралбаева Ф.З., Старков М.Д.

Оренбургский государственный университет E-mail: gimu@mail.osu.ru

ЗНАЧЕНИЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ РЕГИОНА

Статья посвящена использованию кластерного подхода и его применению в формировании стратегии региона. Выделено два блока в концепции кластерного развития региональной экономики. Представлено общее видение механизмов реализации стратегии региона. Вынесено предложение использования интегрирующих механизмов конкурентного развития региональной экономики для реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: кластерный подход, кластерная политика, социально-экономическое развитие.

Анализ зарубежного опыта использования кластеризации, проведенный А. Колоши-ным, К. Разгуляевым, Ю. Тимофеевой, В. Ру-синовым показал, что кластерный подход - это основная мировая тенденция по обеспечению конкурентного регионального экономического развития, он широко распространен как в виде четко определенной государством кластерной политики, направленной на повышение конкурентоспособности региона, так и в виде других инициатив, таких как региональные стратегии или программы по поддержке развития местного бизнес-сообщества [1].

Применение кластерного подхода в разных регионах основывается на различных механизмах, формах и инструментах реализации кластерной политики, широко освещенных в научной литературе. Вместе с тем проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что кластерная концепция управления развитием экономики региона пока находится в стадии формирования, а имеющиеся в теории и применяемые на практике государственного регулирования регионального развития подходы нередко не комплементарны, а то и вовсе противоречат друг другу. В этой связи систематизация имеющихся подходов с целью формирования стратегии региона, является важной научно-практической задачей. Применение кластерного подхода уже заняло одно из определяющих мест в процедуре формирования стратегий социально-экономического развития наиболее продвинутых субъектов Российской Федерации (Самарская, Томская, Пензенская и Новосибирская области, Санкт-Петербург, Татарстан и др.), где в экспериментально-опытном порядке реализуются ряд проектов и моделей развития территориально-производственных кластеров.

Важным этапом в становлении кластерного подхода в российских регионах стало принятие Концепции кластерной политики в Российской Федерации и Методических рекомендаций по реализации кластерной политики в субъектах РФ [2]. Эти документы содержат цели и задачи кластерной политики, основные направления содействия развитию кластеров, механизмы финансовой, организационной и иной поддержки реализации кластерной политики.

По нашему мнению, кластеризация в формировании стратегии региона состоит в конструировании двух элементов экономического развития (рисунок 1). Первый элемент «Концепция кластерного развития национальной экономики» включает Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, кластерную политику регулирования, определяющую общие цели и задачи, а также направления деятельности государства и бизнеса по формированию конкурентоспособных кластеров.

Второй элемент «Концепция стратегического развития экономики региона» содержит стратегию социально-экономического развития региона, нацеленную на повышение качества жизни населения и стратегическую конкурентоспособность региона, а также институционально-правовой, организационно-управленческий и финансово-экономический механизмы реализации стратегии. При наложении двух элементов и будут формироваться проектируемые состав и структура, стратегические альтернативы и особенности формирования стратегии конкретного региона.

Рассмотрим подробнее, насколько соответствуют концепции кластерного развития региональной экономики, выделенные нами блоки.

Первый блок «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» предлагает «формирование территориально-производственных кластеров (не менее 6-8), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах; формирование территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий». Однако этот документ не объясняет, почему должно быть создано всего 6-8 кластеров, а также какова будет их секторальная принадлежность.

Вторым блоком предлагаемой концепции кластерного развития комплекса региона (рисунок 1) является «Концепция кластерной политики в Российской Федерации» и «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ». Методические рекоменда-

ции по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации разработаны специалистами Минэкономразвития РФ, Совета Федерации, Высшей школы экономики. Однако эти документы не носят нормативно-правового характера и, по мнению самих авторов, не лишены спорных моментов, что дает повод для их экспертного обсуждения. Тем не менее, на данный момент методические рекомендации являются единственной в своем роде комплексной работой в России, направленной на перспективы развития кластерных инициатив в регионах РФ.

Вместе с тем в методических рекомендациях, равно как и в Концепции кластерной политики РФ, нет ни определения понятия «кластерная политика», ни типологии кластерной политики как по степени участия государства в ее реализации, так и по роли государства при проведении кластерной политики, ни рекомендуемых форм и этапов ее реализации.

В настоящее время, отмечает один из авторитетных российских разработчиков кластерной

Рисунок 1. Концепция кластерного развития региона

концепции развития региональной экономики И.В. Пилиленко, выделяется кластерная политика двух поколений [3]. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в стране и регионе. Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах и подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности. По мнению О. Solvcll, G. Lindqvist, Ch. Ketcls, Т. Andersson, E. Hansson, S.S. Serger, J. Sorvik государство может стимулировать развитие кластеров, проводя различный комплекс мероприятий [4; 5]: «брокерскую» политику - создание платформы для диалога различных акторов кластера; диверсификацию местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; повышение квалификации кадров через реализацию программ дополнительного образования и их переподготовку; создание «брэнда» региона для привлечения иностранных инвестиций.

По степени участия государства в мировой практике Д.В. Грушевский, С. Тюнин выделяют три модели кластерной политики [6;7]: активного государственного регулирования (дирижерская или вертикальная политика), когда внутренняя структура и среда бизнес-кластера создаются при активном участии органов государственной власти и / или местного самоуправления по заранее разработанным сценариям; политика невмешательства в формирование и функционирование кластера (либеральная или горизонтальная), в рамках которой конкуренция хозяйственных субъектов с близкой специализацией поддерживается следующими инструментами экономической политики: бюджетное / налоговое стимулирование, антимонопольное регулирование, законодательно устанавливаемый предел поглощений и т. д., с доминированием приводящих к самоорганизации системы стохастических процессов; рефлексивная; смешанная, сочетающая основные принципы двух вышеприведенных моделей.

М. Энрайт по роли государства при проведении кластерной политики выделяет четыре типа кластерной политики [8]: каталитическая кластерная политика, когда правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта; поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров; директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров; интервенционистская кластерная политика, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирует его специализацию.

Согласно исследованиям М. Энрайта, в 40% региональных кластеров, развивающихся в настоящее время в мире, местные и региональные органы власти проводят поддерживающую кластерную политику. Каталитическая политика проводится национальными, региональными и локальными органами власти по отношению примерно к 20% региональных кластеров, директивная - по отношению к 5% кластеров, а интервенционистская - для 2-3% кластеров. При этом наблюдается следующая тенденция: при движении по правительственной вертикали сверху вниз (от наднациональных как Европейский Союз и национальных к региональным и местным органам власти) увеличивается доля правительств, проводящих специализированную кластерную политику - от 18 до 70% [8]. Таким образом, следует отметить тенденцию: чем «ближе» к региональному кластеру находятся государственные органы власти, тем они более интенсивно проводят кластерную политику.

Инициаторами проведения кластерной политики могут выступить не только центральные органы управления, которые проводят кластерную политику «сверху», но и региональные

власти или местные объединения предпринимателей, предлагающие реализацию программ стимулирования развития кластеров «снизу-вверх» [9]. Такие программы получили название кластерных инициатив (cluster initiatives). Кластерная инициатива определяется, как организованная попытка увеличить темпы роста и конкурентоспособность кластера в определенном регионе, вовлекая в прогресс различные фирмы, государство и / или исследовательские институты [10].

Третий блок предлагаемой кластерной концепции развития региона - стратегия его социально-экономического развития со всеми ее составляющими (рисунок 1). По нашему мнению, стратегия должна являться составной частью иерархически организованной национальной системы стратегического управления развитием. На рисунке 2 представлено место кластеризации региона в системе национально-региональных стратегий. На рисунке 3 отражена предлагаемая иерархия стратегических приоритетов, влияющих на кластеризацию при формировании стратегии региона

Адаптируя теоретико-методологические подходы Л.К. Гуриевой к теме исследования, следует отметить, что концепция стратегического управления региона включает принципы,

отражающие методологические основы стратегического управления, собственно стратегию -документ, содержащий цели, возможные альтернативы кластерного развития региона, алгоритм формирования кластера, кластерную политику региона, создающую условия, необходимые для формирования и эффективного развития кластера, и рычаги, которые в большей степени косвенно, чем напрямую, влияют на интенсивность интеграционных процессов, составляющих суть кластерных преобразований [11].

Систему принципов формирования стратегии кластерного развития региональной экономики, образуют следующие подходы:конку-рентный подход к оценке и формулированию системы целей кластерной стратегии развития региона; признание ведущей роли государства в формулировании целей стратегии и командной роли региональной власти при разработке сценариев развития и механизмов реализации стратегии; необходимость моделирования стратегии кластерного развития экономики региона; признание внешней среды как главного фактора, влияющего на определение целей и приоритетов развития кластера региона в стратегической перспективе; необходимость системного исследования внутреннего и внешнего потенциала кластерного развития субъекта РФ как

Рисунок 2. Место кластерного развития региона в системе национально-региональных стратегий

Рисунок 3. Система приоритетов в формировании стратегии региона при кластеризации

социально-экономической подсистемы региона; необходимость альтернативного подхода к достижению поставленных целей; необходимость разработки кластерной политики региона как системы процессов и процедур по обеспечению социально-экономического развития региона.

Для реализации кластерной стратегии региона могут быть использованы следующие рычаги: региональное законодательство, региональные налоговые льготы, отвод земли, предоставление аренды и другие. Расширения, перемещения и новые размещения объектов кластера будут удачными, только если регион имеет достаточно освоенные и обустроенные природные, материально-технические и культурно-исторические ресурсы и современно обустроенные территории для размещения предприятий инфраструктуры кластера, при этом является их собственником, имеет стратегический план развития, отвечающий требованиям закона и международным стандартам и имеет развитую общую инфраструктуру (связь, транспорт, водоснабжение, энергоснабжение). Также следует выделить такие факторы, как: приемлемая цена земли и арендной платы; привлекательная по сравнению с другими регионами налоговая система; благоприятные тарифы на электроэнергию; удовлетворительные логистические связи по всем видам транспорта; хорошо развитый, высокого каче-

ства трудовой потенциал, высокая экологическая и социальная безопасность проживания.

Общее видение механизмов реализации стратегии (четвертый блок предлагаемой кластерной концепции управления развитием региона (рисунок 1) следующее: на первом этапе необходимо представить инвестиционно-привлекательные, инновационные по содержанию и оригинальные по средствам реализации проекты. На втором этапе необходимо предложить потенциальным инвесторам участвовать в реализации одного, двух крупных проектов, интегрирующих рекреационный потенциал нескольких сопредельных территорий. На третьем этапе инвесторам можно предлагать такие проекты, которые не только позволят реализовать финансовые интересы последних, но и будут способствовать решению важнейших социально-экономических проблем региона.

В рамках реализации стратегии социальноэкономического развития региона необходимо активно использовать интегрирующие механизмы конкурентного развития региональной экономики, такие как: механизм частно-государственного партнерства; проведение открытых конкурсов; активный маркетинг и брендинг региона; привлечение внебюджетных средств; реализация инвестиционных проектов и др.

08.11.2011

Список литературы:

1. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров / А. Колошин [и др.]: сб. науч. тр. Института региональных инновационных систем. - СПб., 2009.

2. Концепция кластерной политики и Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, утверждены письмом Минэкономразвития России №20615-АКУД19 от 26.12.2008 г.

3. Пилипенко, И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт стран Западной и Северной Европы / И.В. Пилипенко. - Смоленск, 2005. - 496 с.

4. Andersson Т., Hansson E., Serger S.S.,Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. - Malmo: IKED, 2004.

5. Solvcll О., Lindqvist G., Ketcls Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute / VINNOVA, Gothenburg, 2003. - 94p.

6. Тюнин, С. Кластерная политика / С. Тюнин // Коммерсантъ. - №51(3382) от 24.03.2006

7. Грушевский, Д.В. Кластерные технологии пространственного развития: возможности и пределы их применения в регионах ЮФО // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Выпуск 3. Часть I. / под ред. Ю.С. Пивоварова. -М.: ИНИОН РАН, 2008.

8. Enright, M.J. Regional Clusters: What we know and what we should know. Paper prepared forthe Kiel Institute Internationa! Woikshui) on Innovation Clusters and Inlerregional Competition, 2002. - P. 18.

9. Пилипенко, И. В. Факторы и методы повышения конкурентоспособности стран и регионов: анализ теоретических подходов / И. В. Пилипенко // Сборник научных трудов молодых ученых «Региональная наука». - М.: СОПС, 2005. -С. 8-20.

10. Solvcll О., Lindqvist G., Ketcls Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute / VINNOVA, Gothenburg, 2003. - 94 p.

11. Гуриева, Л.К. Конкурентоспособность инновационно ориентированного региона / Л.К. Гуриева. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Сведения об авторах:

Аралбаева Фарида Захаровна, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Старков Максим Дмитриевич, ассистент кафедры государственного и муниципального управления

Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6103, тел. (3532) 372442, e-mail: gimu@mail.osu.ru

UDC 332.14

Aralbaeva F.Z., Starkov M.D.

Orenburg state university E-mail: gimu@mail.osu.ru

MEANING OF CLUSTERIZATION IN THE FORMING OF REGION’S STRATEGY

The article is devoted to the use of a cluster approach and its application in the forming of region’s strategy. 2 blocks in the conception of cluster development of regional economics are marked. The general view of mechanisms of realization region’s strategy was presented. The suggestion of using of integrating mechanisms of competitive development of regional economics for realization of the strategy social-economic development of region was get.

Key words: cluster approach, cluster policy, social-economic development.

Bibliography:

1. The analysis of foreign experience of increase of branch, regional and national competitiveness on the basis of cluster’s development / A. Koloshin: sb. nauch. tr. Institute of regional innovation systems. - Spb., 2009.

2.The concept of cluster policy and Methodical recommendations about realization cluster policy in subjects of the Russian Federation, confirmed by the letter of Ministry of economic development and trade of Russia №20615-AKUD 19 from 26.12.2008

3. Pilipenko, I.V. Competitiveness of countries and regions in the world economy: theory, experience of Western and Northern Europe countries / I.V. Pilipenko. - Smolensk, 2005. - 496 p.

4. Andersson T., Hansson E., Serger S.S., Sorvik J. The Cluster Policies Whitebook. - Malmo: IKED, 2004.

5. Solvcll O., Lindqvist G., Ketcls Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute / VINNOVA, Gothenburg. 2003. - 94p.

6. Tyninn S., The cluster policy / S. Tynin // Kommrsant. - №51(3382) from 24.03.2006

7. Grushevskij, D.V. Cluster technologies of space development: possibilities and limits of their using in regions UFO // Russia: tendencies and prospects of development. Annual. Edition 3. Part I. / under redaction Y.S. Pivovarov. - M.: INION RAN, 2008.

8. Enright, M.J. Regional Clusters: What we know and what we should know. Paper prepared forthe Kiel Institute Internationa! Woikshui) on Innovation Clusters and Inlerregional Competition, 2002. - P 18.

9. Pilipenko, I.V. Factors and methods of increase of countries’ competitiveness and regions: the analysis of theoretical approaches / I.V. Pilipenko // The collection of proceedings of young scientists «Regional science». - M.: SOPS, 2005. -P. 8-20.

10. Solvcll O., Lindqvist G., Ketcls Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute / VINNOVA, Gothenburg, 2003. - 94 p.

11. Gurieva, L.K. Competitiveness of innovatively - focused region / L.K. Gurieva. - Vladikavkaz: Publishing house SOGU, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.