Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СИБИРСКИХ ТАТАР'

ЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СИБИРСКИХ ТАТАР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ислам / сибирские татары / духовная жизнь / культура / мусульманское право / мораль / нравственные нормы / тенгрианство / шиизм / суннизм.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гарифуллин Ф. Б.

Сибирские татары, являясь коренным малочисленным народом Западной Сибири, накопили огромный культурный опыт, одной из важнейших составляющих которого является религия. Однако, до сегодняшнего дня вопрос о времени проникновения ислама в духовную жизнь сибирских татар продолжает оставаться открытым и вызывать разногласия в ученом сообществе. При этом игнорировать значительную роль ислама в жизни данного народа не представляется возможным в силу его влияния на такие сферы повседневной жизни, как образование, воспитание, а также традиции, обычаи и прочие составляющие культурной жизни сибирских татар. В настоящей статье автор исследовал значение исламской религии в жизни сибирских татар, рассмотрел существующие в науке основные подходы к определению времени вхождения ислама в духовную жизнь представителей данного народа, а также охарактеризовал связь тенгрианства и ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СИБИРСКИХ ТАТАР»

О©4 ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-363-365 ГАРИФУЛЛИН Фатых Бадретдинович,

NIION: 2018-0076-10/21-293 ветеран религиозного движения

MOSURED: 77/27-023-2021-10-491 Сибири и Дальнего Востока,

e-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СИБИРСКИХ ТАТАР

Аннотация. Сибирские татары, являясь коренным малочисленным народом Западной Сибири, накопили огромный культурный опыт, одной из важнейших составляющих которого является религия. Однако, до сегодняшнего дня вопрос о времени проникновения ислама в духовную жизнь сибирских татар продолжает оставаться открытым и вызывать разногласия в ученом сообществе. При этом игнорировать значительную роль ислама в жизни данного народа не представляется возможным в силу его влияния на такие сферы повседневной жизни, как образование, воспитание, а также традиции, обычаи и прочие составляющие культурной жизни сибирских татар. В настоящей статье автор исследовал значение исламской религии в жизни сибирских татар, рассмотрел существующие в науке основные подходы к определению времени вхождения ислама в духовную жизнь представителей данного народа, а также охарактеризовал связь тенгрианства и ислама.

Ключевые слова: ислам, сибирские татары, духовная жизнь, культура, мусульманское право, мораль, нравственные нормы, тенгрианство, шиизм, суннизм.

GARIFULLIN Fatykh Badretdinovich,

veteran of the religious movement in Siberia and the Far East

THE SIGNIFICANCE OF ISLAM IN THE SPIRITUAL LIFE OF THE SIBERIAN TATARS

Annotation. Siberian Tatars, being an indigenous small people of Western Siberia, have accumulated a huge cultural experience, one of the most important components of which is religion. However, to this day, the question of the time of the penetration of Islam into the spiritual life of the Siberian Tatars continues to remain open and cause disagreements in the academic community. At the same time, it is not possible to ignore the significant role of Islam in the life of this people due to its influence on such spheres of everyday life as education, upbringing, as well as traditions, customs and other components of the cultural life of the Siberian Tatars. In this article, the author investigated the significance of the Islamic religion in the life of the Siberian Tatars, examined the main approaches in science to determining the time of Islam's entry into the spiritual life of representatives of a given nation, and also characterized the connection between Tengrianism and Islam.

Key words: Islam, Siberian Tatars, spiritual life, culture, Muslim law, morality, moral norms, Tengrianism, Shiism, Sunnism.

Сибирским татарам как коренному народу Западной Сибири удалось в процессе своего исторического развития накопить богатое культурное наследие. Наиболее значимыми его компонентами традиционно считаются язык, традиции и обычаи, национальный фольклор и проч. Однако, значимую роль с точки зрения духовного становления сибирско-та-тарского этноса играла его религия, определяющая как внутренние ценностные установки и

моральные ориентиры, так и внешние социальные практики, в частности, обряды, верования, особенности воспитания подрастающего поколения татар.

С точки зрения культурного развития сибир-ско-татарского этноса, следует отметить большое значение ислама, так как его принятие было знаковым событием в жизни народа. Оно способствовало усилению идентификационных процессов в среде сибирских татар, уходу в прошлое культур-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ных традиций, обусловленных тенгрианскими верованиями, усвоению сибирскими татарами основ правоведения мусульман (фикх).

При этом необходимо отметить, что понятие ислама выходит за рамки простого религиозно-этического учения. Он представляет собой особую культуру, цивилизацию и образ жизни [5, с. 123]. В частности, на трансформацию основ повседневной жизни сибирских татар, которая была неизбежным следствием принятия исламской религии, оказал влияние шариат, представляющий для народов, которые исповедуют ислам, систему правил и норм, регламентирующих поведение в самых различных сторонах человеческой жизни -в семейном кругу, в обществе, а также во взаимоотношениях личности с Богом.

Как следствие, можно заключить, что шариат представляет собой не просто систему религиозных предписаний и запретов, а полноценный правовой механизм, регулирующий жизнедеятельность мусульман. Вместе с тем, своеобразие мусульманского права заключается в том, что, по сути оно неотделимо от религии [1, с. 92], в отличие от правовых систем представителей других религиозных направлений. В этой связи основными источниками мусульманского права выступают священные книги, в частности, Коран, иджма, тафсир и проч. В свою очередь, сибирские татары, приняв ислам, усвоили основы как мусульманского правоведения, так и духовную сторону жизни приверженцев ислама - молитвенные правила, обрядовую сторону религии, назидания и моральные наставления, собранные в Коране. При этом следует констатировать, что мусульманское право в известной степени также является отражением духовной жизни его сторонников, будучи сводом, в том числе, этических правил, представлений о границах дозволенного.

Ученые расходятся во мнениях относительно времени проникновения ислама в духовную жизнь сибирских татар. Так, Ф.Т.-А. Валеев указывает на наиболее ранний период проникновения исламской религии в культурную среду сибирско-татарского этноса благодаря арабскому духовенству, что произошло еще в Х столетии. Известный советский и российский востоковед и исламовед В.В. Бартольд, напротив, говорит о позднем проникновении исламской религии в духовную жизнь сибирских татар. При этом точка зрения ученого подтверждается данными археологии, благодаря которым удалось установить, что в археологических памятниках XVN-XVNI вв., обнаруженных в результате раскопок на юге Западной Сибири, почти отсутствуют находки, связанные с исламом. Как следствие, сторонники позднего проникновения исламской религии в культурную среду сибирских татар делают на

основании этого вывод о том, что в массе своей коренное население Западной Сибири в этот период еще было чуждо данной религии. Наконец, следует отметить, что по поверьям мусульманского населения Западной Сибири ислам проник сюда в 1394 г. [3].

Вне зависимости от времени проникновения ислама на территорию проживания сибирских татар, следует отметить, что местное население не единовременно оставило культуру тенгриан-ства. Последнее представляло собой комплекс религиозных верований, в основу которого была положена средневековая этническая религия тюрко-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии, а также тех народов, которые испытывали на себе их влияние. Тенгри-анство признается одним из направлений неоязычества. Высшим объектом поклонения в рамках данного культа считалось Тенгри — обожествлённое небо [8, с. 23].

Таким образом, духовная жизнь сибирских татар, при большой значимости ислама, представляла собой в определенной степени синтез двух религий, по крайней мере, в первое время после принятия ислама. Однако, некоторые элементы их взаимопроникновения присутствуют и в наши дни. К их числу можно отнести, в частности, одновременное употребление представителями сибир-ско-татарского этноса терминов «алла» и «тэцре» в значении «Бог» [6, б. 240].

В процессе усвоения основ исламской религии сибирским татарам удалось приобщиться не только непосредственно к учению, но и к таким сторонам духовной жизни, как культура востока, важной частью постижения которой для татар было освоение арабского и персидского языков, а также литературы, как духовной, так и светской направленности [2, с. 172].

Значительным было воздействие ислама на моральную сторону жизни сибирских татар. Будучи комплексом предписаний и запретов, в рамках которого нормы нравственности тесно переплетаются с правовыми, исламская религия учит своих приверженцев бороться с несправедливостью, противиться злу, уважать окружающих, ответственно относиться к своей деятельности. Все это было усвоено сибирскими татарами с проникновением ислама. Подчеркнуто заботливое отношение в исламе присутствует к пожилым людям и детям. В свою очередь, если человек не способен на него, он не может считаться мусульманином: «Не относится к нам тот, кто не жалеет малых среди нас и не признает прав старых» [4, с. 31].

Большое значение с точки зрения исламской религии имеет постоянное стремление человека к получению новых знаний, так как образование

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

является одним из требований, которое должен исполнять истинный мусульманин. Это подтверждается огромным количеством сюжетов (свыше 700) в тексте Корана, в которых подчеркивается значимость обучения, накопления знаний в жизни человека, например, таких, как: ««Всякая душа - заложница того, что она приобрела» [7, с. 34]. В свою очередь, традиционные школы сибирских татар - мектебе и медресе, служили площадкой для приобретения самых различных знаний, не только просветительской, но и духовно-религиозной направленности.

Вплоть до настоящего времени ислам является официальной религией подавляющего большинства проживающего на юге Западной Сибири населения, исповедующего суннизм - наиболее многочисленное направление в рамках данной религии. В его основе, в отличие от второго в исламе направления - шиизма, лежит признание священности как Корана, так и Сунны - свода правил, призванного регулировать все стороны жизни его приверженцев, состоящего из преданий о действиях и изречениях пророка Мухаммеда.

В заключении следует отметить, несмотря на различие исследовательских подходов в определению времени проникновения ислама в духовную жизнь сибирских татар, данная религия сумела оказать существенное воздействие на последних как с морально-нравственной точки зрения, так и в сфере права сибирско-татарского народа. Сложно также переоценить значение мусульманства в рамках воспитания и обучения подрастающего поколения сибирских татар.

По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2021» (28 мая 2021 г., Тюмень).

Список литературы:

[1] Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны шариата // Государство и право. 2003. № 2. - С. 92-100.

[2] Валеев Ф.Т.-А. Сибирские татары. Культура и быт. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. -206 с.

[3] История ислама в Сибири // Конгресс татар Тюменской области. 30.05.2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://ktto.ru/duhovupravlenie/ istoriya-islama-v-sibiri/ (дата обращения: 29.06.2021).

[4] Прохоров А.П. Ислам. Правила общежития // Преподавание истории в школе. 2004. № 1.

- С. 31-35.

[5] Сафаралеева Ю.У. Роль ислама в духовном просвещении сибирских татар // Вестник угро-ведения. 2011. № 1 (4). - С. 12-130.

[6] Татар теленец ацлатмалы сузлеге. 0ч томда / Тез. И.А. Абдуллин, С.Б. Вахитова, Ф.М. Газизова, Л.Р Гайнанова, Ф.Э. Ганиев, М.Г. Мехэм-мэдиев, Ш.С. Ханбикова, Р.Г. Эхмэтьянов. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1981. Т. III. 832 б.

[7] Харисова Л. А. Ислам: воспитание и образование // Педагогика. 2001. № 8. - С. 56-61.

[8] Шнирельман В.А. Назад к язычеству? Триумфальное шествие неоязычества по просторам Евразии // Неоязычество на просторах Евразии / Сост. сб. В.А. Шнирельман. - М.: ББИ святого апостола Андрея, 2001. - С. 130—169.Spisok literatury:

Spisok literatury:

[1] Boronbekov S. Osnovnye cennosti islama -ob»ekty ohrany shariata // Gosudarstvo i pravo. 2003. № 2. - S. 92-100.

[2] Valeev F.T.-A. Sibirskie tatary. Kul'tura i byt.

- Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1992. - 206 s.

[3] Istoriya islama v Sibiri // Kongress tatar Tyu-menskoj oblasti. 30.05.2016 [Elektronnyj resurs]. -URL: https://ktto.ru/duhovupravlenie/istoriya-isla-ma-v-sibiri/ (data obrashcheniya: 29.06.2021).

[4] Prohorov A.P. Islam. Pravila obshchezhitiya // Prepodavanie istorii v shkole. 2004. № 1. - S. 31-35.

[5] Safaraleeva Yu.U. Rol' islama v duhovnom prosveshchenii sibirskih tatar // Vestnik ugrovedeniya. 2011. № 1 (4). - S. 12-130.

[6] Tatar telenec aclatmaly suzlege. 0ch tomda / Tez. I.A. Abdullin, S.B. Vahitova, F.M. Gazizova, L.R. Gajnanova, F.E. Ganiev, M.G. Mekhemmediev, Sh.S. Hanbikova, R.G. Ekhmet'yanov. Kazan: Tatarstan kitap neshriyaty, 1981. T. III. 832 b.

[7] Harisova L. A. Islam: vospitanie i obra-zovanie // Pedagogika. 2001. № 8. - S. 56-61.

[8] Shnirel'man V.A. Nazad k yazychestvu? Tri-umfal'noe shestvie neoyazychestva po prostoram Evrazii // Neoyazychestvo na prostorah Evrazii / Sost. sb. V.A. Shnirel'man. - M.: BBI svyatogo apostola Andreya, 2001. - S. 130—169.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.