114
ИТО Марий Эл - 2011
Значение информационных технологий в подготовке техников-строителей
Дудина Ольга Павловна
ФГОУСПО «Йошкар-олинский строительный техникум», г. Йошкар-Ола
В статье представлен опыт использования информационных технологий в подготовке техников-строителей в ФГОУ СПО «Йошкар-олинский строительный техникум»
Йошкар-олинский строительный техникум - образовательное учреждение среднего профессионального образования, ориентированное на подготовку кадров для предприятий строительной индустрии. В Республике Марий Эл техникум претендует на роль ведущего образовательного учреждения, определяющего перспективы развития основных отраслей экономики, сочетая высокое качество подготовки специалистов с массовым распространением новых технологий в строительстве. Коллектив техникума целенаправленно работает над формированием готовности будущих специалистов к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, а также профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.
Для профессиональной подготовки современного специалиста - строителя среднего звена - немаловажное значение имеет внедрение в процесс обучения современных информационных технологий, что связано с масштабным проникновением компьютера во все сферы деятельности человека, в том числе в строительную отрасль. Владение информационными технологиями на уровне опытного и уверенного пользователя - одно из требований, которые работодатели предъявляют к специалисту. Современный строитель должен быть с компьютером на «ты». Коллектив техникума понимает, что для качественной подготовки рабочих кадров для строительной отрасли одной из приоритетных задач является существенное расширение спектра изучаемых
компьютерных программ, что позволяет приблизить профессиональную подготовку выпускников к требованиям реального производства.
По мнению работодателей, подготовка техников-строителей, способных эффективно работать в XXI веке, должна осуществляться через увеличение количества внедряемых в учебных процесс компьютерных программ, используемых на предприятиях строительной отрасли, таких как программный комплекс для выполнения сметных расчетов «АРОС», «Сметный калькулятор», системы автоматизированного проектирования АШоСа^ АгсЫСа^ Компас, справочно-правовая система «Консультант плюс».
Преподавателями специальных строительных дисциплин информационные технологии применяются на различных этапах учебного процесса: на этапе предъявления информации студентам, на этапе усвоения материала, повторения и закрепления усвоенных знаний, при организации работы над курсовыми работами и дипломными проектами.
Преподаватели дисциплины «Проектно-сметное дело» и «Экономика отрасли» специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» применяют в учебном процессе программный комплекс по автоматизации сметных расчетов «АРОС». Данный комплекс позволяет полностью автоматизировать работы, связанные с выпуском проектно-сметной документации на любой вид работы: составление локальной сметы на общие строительные работы, расчет объектной сметы, сводный сметный расчет. Программа «АРОС» применяется студентами при выполнении курсовых и практических работ, для расчета экономической части дипломного проекта. Приобретенные студентами навыки работы будут использованы ими в дальнейшей профессиональной деятельности, так как с данной программой работают строительные организации Республики Марий Эл: ОАО «Марспецмонтаж», ООО «Йошкар-олинская ПМК», ООО «Аленкин-ская ПМК», ООО «Монтажник», ООО «Дружина» и др.
В процессе преподавания дисциплины «Строительные конструкции» и при дипломном проектировании для расчета всех строительных конструкций используются программы «Фундамент 6.0», «Инженерный калькулятор». Использование прикладных программ приводит к уменьшению трудоемкости расчетов, расчет строительных конструкций выполняется за 1 час работы на компьютере, ранее же на это уходило 3 дня.
За счет резерва времени в учебный план введена дисциплина «Компьютерное сопровождение спецдис-циплин», на которой изучается система автоматизированного проектирования АШоСа^ в которой студенты выполняют построение графических работ при курсовом и дипломном проектировании. Студенты отмечают следующие достоинства работы в данной программе:
- выполнение работ в соответствии с ЕСКД;
- возможность многовариантности, возможность быстро изменить ранее выбранное решение на новое;
- эстетичное оформление работ;
- сокращение сроков редактирования чертежа;
- возможность редактирования чертежа в режиме реального времени;
- вывод на печать уже готовых, одобренных руководителем работ, что уменьшает денежные затраты студентов.
Самое главное достоинство: приобретенные навыки работы будут использованы студентами в дальнейшей профессиональной деятельности, так как с данной программой работают на производстве.
Современному строителю не обойтись и без юридической подготовки. В процессе преподавания дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» активно используется справочноправовая система «Консультант плюс». Студенты изучают нормативные документы, учатся составлять договоры, отражающие интересы подрядчика, заказчика. Студенты самостоятельно осуществляют поиск информации и используют ее при подготовке расчетных, курсовых и дипломных работ.
В настоящий момент преподаватели изучают основные принципы работы в программе «Стройтехно-лог». С помощью программы будут создаваться технологические карты в курсовом проекте по дисциплине «Технология и организация строительного производства».
Таким образом, расширение спектра изучаемых в техникуме компьютерных программ позволяет приблизить профессиональную подготовку выпускников к требованиям своевременного производства. Представители строительных специальностей будут востребованы всегда. Даже в период финансового кризиса людям нужны жилые дома, офисные здания, торговые центры и дороги, поэтому проектировщики, прорабы, мастера СМР, сметчики и менеджеры по строительству без работы точно не останутся. Однако, очевидно, что для успешной профессиональной деятельности молодые техники-строители должны свободно владеть компьютером и специальным программным обеспечением.
_________ Литература
5 профессий в строительной сфере // Обучение и карьера. - 2010. - № 3. - С. 30-31.