Информационные технологии в обучении в системе профессионального образования 67
количественные исследования. После того как элементарный анализ причин проблемы произведен, формальная модель считается построенной. Первоначально она представляется в виде логических диаграмм, отражающих причинно-следственные связи, которые затем преобразуются в сетевую модель. Затем эта сетевая модель автоматически преобразуется в ее математический аналог - систему уравнений, которая решается численными методами, встроенными в систему моделирования. Полученное решение представляется в виде графиков и таблиц, которые подвергаются критическому анализу. В результате модель пересматривается (изменяются параметры некоторых узлов сети, добавляются новые узлы, устанавливаются новые или изменяются существовавшие ранее связи и т.д.), затем модель вновь анализируется и так до тех пор, пока она не станет в достаточной мере соответствовать реальной ситуации. После того как модель построена, в ней выделяются управляемые параметры и выбираются такие значения этих параметров, при которых проблема либо снимается, либо перестает быть критически важной.
В процессе моделирования постепенно углубляется понимание проблемы участвующими в нем людьми. Однако их интуиция о возможных последствиях предлагаемых управленческих решений часто оказывается менее надежной, чем подход, связанный с тщательным построением математической модели. И это не так удивительно, как может показаться на первый взгляд. Системы управления содержат порой 100 и более переменных, о которых либо известно, что они зависят от других каким-либо нелинейным образом, либо предполагают существование такой зависимости. Поведение таких систем оказывается настолько сложным, что его понимание лежит вне возможностей человеческой интуиции. Компьютерное моделирование - одно из наиболее эффективных средств для поддержки и уточнения человеческой интуиции. Хотя модель и не является совершенно точным представлением реальности, она может быть использована для принятия более обоснованных решений, чем те, которые мог бы принять человек. Это гибкое средство, которое усиливает возможности человека, использующего ее для более глубокого понимания проблемы.
Таким образом, в сфере современных информационных технологий имитационное моделирование приобретает в мировых научных исследованиях и практической деятельности крайне весомое значение. С помощью имитационного моделирования эффективно решаются задачи самой широкой проблематики - в области стратегического планирования, бизнес-моделирования, менеджмента (моделирование различного рода финансовых проектов, управление производством), реинжиниринга, проектирования, а также моделирования и прогнозирования образовательных систем.
Необходимость применения информационных технологий
при проведении итоговой аттестации выпускников ФГОУСПО «Йошкар-олинский строительный техникум»
О.П. Дудина (yost@list.ru)
ФГОУСПО «Йошкар-олинский строительный техникум», г. Йошкар-Ола
Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования должна отвечать актуальным потребностям современного общества и постоянно возрастающим требованиям работодателей к будущим специалистам. По мнению работодателей, важной составляющей в деле подготовки специалистов является внедрение в образовательный процесс компьютерных программ, используемых на производстве.
С целью подготовки конкурентоспособных выпускников, обладающих необходимым и достаточным уровнем теоретической и практической подготовки применительно к будущей профессиональной сфере деятельности, в Йошкар-олинском строительном техникуме в профессиональные образовательные программы подготовки техников-строителей, бухгалтеров и юристов включено изучение специализированных программных комплексов: системы проектирования AutoCad, сметной программы АРОС, программы автоматизации бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия», справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Степень готовности выпускника к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с его ква -лификационной характеристикой определяет Итоговая государственная аттестация выпускников, во время прохождения которой студенты должны продемонстрировать арсенал теоретических знаний, профессиональных компетенций и практических навыков в решении профессиональных и производственных задач.
Итоговая государственная аттестация призвана обеспечить комплексную оценку подготовки выпускников по специальностям. В настоящее время в техникуме пересмотрен подход к проведению ИГА и принято реше-
68
ИТО Марий Эл - 2009
ние с 2009-2010 учебного года в качестве формы итоговой аттестации на всех специальностях выбрать итоговый междисциплинарный экзамен, состоящий из трех этапов:
1) контроль теоретических знаний в форме тестирования;
2) контроль уровня усвоения теоретического материала и проверка навыков практической подготовки сту -дентов по дисциплинам общепрофессионального и специального цикла;
3) контроль профессиональных умений, выявленных при решении ситуационных задач (в т.ч. с использованием прикладных программных комплексов).
Уровень информационных компетенций выпускников проверяется на третьем этапе междисциплинарного экзамена, который позволяет определять умения студентов решать профессиональные задачи с обязательным использованием специализированных компьютерных программ и логически обосновывать принятые решения.
По специальности «Экономика и бухгалтерский учет» ситуационная задача составляется по профилирующей дисциплине «Бухгалтерский учет», при решении которой используется программа 1С: Бухгалтерия. В результате решения профессиональной задачи студент должен оформить и представить комплект заполненной бухгалтерской документации, журнал регистрации хозяйственных операций и другие журналы учета (в зависимости от задания), формы отчетности и бухгалтерский баланс.
По специальности «Правоведение» выпускникам необходимо решить профессиональную задачу по дисциплинам «Правовое и документационное обеспечение кадровой службы» и «Документационное обеспечение управления», задание выполняется на компьютере, поиск необходимых унифицированных форм документов осуществляется в СПС «Консультант Плюс», в результате выпускник должен представить членам Государственной аттестационной комиссии готовый вариант юридически правильно оформленного документа.
На третьем этапе МДЭ по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» студенты демонстрируют практические умения по дисциплинам «Проектно-сметное дело» и «Экономика отрасли», выпускникам необходимо произвести расчеты и подготовить полный комплект сметной документации в соответствии с действующими нормативными требованиями с помощью программного комплекса для выполнения сметных расчетов АРОС.
Использование компьютера при проведении ИГА для решения профессиональных задач призвано повысить заинтересованность студентов в изучении информационных технологий, продемонстрировать необходимость владением ИКТ в будущей профессиональной деятельности, совершенствовать качество подготовки выпускников и качество преподавания учебных дисциплин в техникуме.
Очевидно, что для успешной профессиональной деятельности молодые специалисты должны свободно вла -деть компьютером, понимая свою ответственность за выполняемые работы. Использование информационных технологий и успешное применение специализированных программных продуктов: системы проектирования AutoCad, программного комплекса для выполнения сметных расчетов АРОС, программы автоматизации бухгалтерского учета «1С:Бухгалтерия», справочно-правовой системы «Консультант Плюс» - являются мощной поддержкой в профессиональной деятельности выпускников строительного техникума.
Таким образом, комплексная и объективная оценка подготовки выпускников техникума по специальностям и их готовности к профессиональной деятельности возможна при условии внедрения информационных и коммуникационных технологий при проведении итоговой государственной аттестации.
Видеолекции как неотъемлимая составная часть электронного обучения
В.И. Зуев, Г.Х. Гатауллина, Е.П. Куркина*
НОУВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний (Казань)» *Казанский государственный университет, г. Казань
Необходимость внедрения в образовательный процесс электронного обучения (e-learning) диктуется современной экономикой - экономикой, основанной на знаниях. Это объективная реальность, и на пути такого внедрения учебное заведение неизбежно решает ряд уже ставших стандартными задач:
- техническое оснащение организации;
- внедрение систем электронного документооборота и управления учебным процессом (LMS);
- переобучение персонала и профессорско-преподавательского состава;
- подготовка учебных материалов (контента).