Научная статья на тему 'BIM-технологии: подготовка новых кадров'

BIM-технологии: подготовка новых кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BIM-ТЕХНОЛОГИИ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МәЛіМЕТТіК ТЕХНОЛОГИЯЛАР / BIM-ТЕХНОЛО-ГИЯЛАР / құРЫЛЫСТЫқ өНЕРКәСіП / МОДУЛЬДі құЗіРЕТТіЛіК ТәСіЛі / INFORMATION TECHNOLOGIES / BIM-TECHNOLOGIES / CONSTRUCTION INDUSTRY / MODULAR AND COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безган Д. Ю.

В статье рассмотрены вопросы необходимости повышения качества подготовки специалистов строительной отрасли посредством внедрения современных технологий. Одним из вариантов достижения цели является инновационная модернизация отрасли, внедрение BIM-технологий, которые позволяют принимать эффективные решения на всех стадиях жизненного цикла здания от проектирования до сноса или реконструкции. Рассматривается концепция изменения образовательной программы для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с акцентом на систематизацию получения знаний, умений и навыков, междисциплинарную интеграцию на основе концепций BIM-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yu. BIM technologies: preparation of new specialists

The article deals with improving the training quality of the specialists for the construction industry through the modern technologies implementation. One of the ways to achieve the goal is innovative modernization of the industry, BIM-technologies using that provides effective work at all stages of the life cycle of a building: from designing to destruction or reconstruction. The conception of how to change the educational program for the specialty "Construction and operation of buildings and building complexes" is considered, while emphasizing on getting knowledge and practical skills together, interdisciplinary integration based on the BIM-technologies.

Текст научной работы на тему «BIM-технологии: подготовка новых кадров»

Д.Ю. Безган,

преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Костанайский строительный колледж»

Неггзг! свздер: мэлтеттж технологиялар, BIM-техноло-гиялар, цурылыстыц онеркэст, модульд\ цуз1реттшк тэсш.

Ключевые слова: информационные технологии, BIM-техно-логии, строительная отрасль, модульно-компетентностный подход.

Keywords: information technologies, BIM-technologies, construction industry, modular and competence approach.

В1М-ТЕХНОЛОГИИ: ПОДГОТОВКА НОВЫХ КАДРОВ

Ацдатпа

Осы макал ада цаярп замангы технологияларын енпзудеп кжетп мамандар сапасын арттырудагы мацызды сурактар карастырылады. В1М-техноло-гияларды енпзу максатка кол жетюзу нускалары-нын, 6ipi больш табылады, OMipnnc щпслшщ бар-лык сатыларында гимараттыц жобалау бузы л ганга дешн немесе кайта жацартуда тшмда шеппмдер кабылдауга мумюндак бередт "Еимараттар мен курылымдарды салу жэне пайдалану" мамандыгы уппн бшм беру багдарламасын езгерту тужы-рымдасы карастырылады, алган бшмдерш, icicep-nncTepi мен дагдыларын жуйелеуге назар аудара отырып, BIM-технологиялар туж ыр ы мдамалар ы непз1нде пэндерд16ipiicripy карастьфылады.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы необходимости повышения качества подготовки специалистов строительной отрасли посредством внедрения современных технологий. Одним из вариантов достижения цели является инновационная модернизация отрасли, внедрение В1М-технологий, которые позволяют принимать эффективные решения на всех стадиях жизненного цикла здания - от проектирования до сноса или реконструкции. Рассматривается концепция изменения образовательной программы для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с акцентом на систематизацию получения знаний, умений и навыков, междисциплинарную интегра-

Г""1

цию на основе концепций BIM-технологий. ^

УЗ

О

Annotation

The article deals with improving the training

ПГ"

quality of the specialists for the construction industry through the modern technologies implementation. One of the ways to achieve the goal is innovative modernization of the industry, BIM-technologies

using that provides effective work at all stages of the life cycle of a building: from designing to £ destruction or reconstruction. The conception of

how to change the educational program for the specialty "Construction and operation of buildings and building complexes" is considered, while emphasizing on getting knowledge and practical skills together, interdisciplinary integration based on the BIM-technologies.

Компьютеризация и информатизация различных сфер деятельности человека сегодня затронула каждого. Деятельность большинства людей всё больше зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности [1, с. 10]. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного

- обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества [2, с. 10].

Технологии проектирования и строительства не стоят на месте, современные здания и сооружения выглядят интереснее и их возведение становится сложнее. На смену традиционным про-

о

цессам проектирования и строительства приходят В1М-технологии.

BIM (Building Information Modeling)

— информационное моделирование здания или информационная модель здания. BIM-технологии это не только инструмент для создания виртуального 3D здания и цифровых чертежей, это процессы и способы совместной работы с информацией объекта строительства, которой можно пользоваться на всех этапах жизненного цикла здания

- проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт или реконструкция, снос. BIM-моделирование — это важные преимущества для заказчиков, эксплуатационных служб, строительных компаний и проектных организаций [3, С.1].

Здания, созданные с применением BIM-технологий планирования, проектирования и строительства окупают себя гораздо быстрее, чем сооружения возведенные по классическим схемам. Если при проектировании специалисты задействуют GREEN BIM (симбиоз экологичного строительства и информационного моделирования), затраты на энергоресурсы и инженерные системы сведутся к минимуму. Кроме этого, BIM предполагает полную прозрачность расходов денежных средств. Созданная модель максимально точно определит бюджет проекта. Заказчик избежит лишних затрат, связанных с недобросовестностью подрядчиков и строительных компаний. Эксплуатационные службы также получают выгоду. Наличие BIM-модели упростит выявление и предупреждение проблем [3, с.1].

Специалисты создают единое многомерное пространство, это упрощает взаимодействие между сотрудниками. Эта технология позволяет не только автоматизировать большинство процессов проектировани, но и оптимизировать процесс строительства, который является очень затратным. Над проектированием здания и их инженерных коммуникаций работают различные специалисты, и из-за человеческого фактора встречаются не стыковки в проектах. Например, какой-нибудь трубопровод упирался в несущую стену, выявление этой ошибки на месте строительства влечет дополнительные расходы. Используя информационную модель здания, исключаются многие проектные ошибки ещё на этапе проектирования, что непосредственно влияет на стоимость строительства в целом. Грамотное внедрение технологии и использование BIM в проектировании зданий оправдывают себя тем, что для работы над моделью не приходится задействовать сторонних специалистов и переплачивать за аутсорсинг. BIM-продукты легко комбинируются с другими системами автоматизированного проектирования. После изменения какого-либо параметра другие характеристики получат новые значения автоматически. Оценить эффект корректировок в сжатые сроки помогают удобные инструменты аналитики [3, с.1].

BIM позволяет строительным компаниям контролировать качество исходной документации и сметных расчетов, грамотно и безопасно организовать работы по возведению объекта, оптимизировать логистику, облегчает ведение контроля качества строительной продукции [3, с.1].

Эти и другие преимущества важны не только для частного но и бюджетного строительства, где участвуют денежные средства из республиканского и местного бюджета.

В 2017 году Министр по инвестициям и развитию РК утвердил План мероприятий по внедрению В1М-тех-нологий при проектировании объектов строительства. Чтобы этот план воплотился в жизнь, научно-исследовательский и проектный институт КазНИИ-СА разработал Концепцию внедрения в промышленное и гражданское строительство. Также в 2018-2019 году Каз-НИИСА должен разработать стандартные требования к информационным моделям на каждом этапе жизненного цикла строительного объекта, в том числе на этапе экспертизы и эксплуатации [4, с.1].

Реализация мероприятий плана поэтапного внедрения В1М-технологий позволит повысить конкурентноспособность государства на мировом рынке, улучшить качество проектирования и строительства, снизить себестоимость на этапе проектирования и проведения экспертизы. Поэтому весьма актуальной становится проблема подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих В1М-технологиями.

Костанайский строительный колледж ведет подготовку по специальностям «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Архитектура», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Выпускники трудоустраиваются в организации, оказывающие услуги по проектированию, строительству, обследованию, ремонту и эксплуатации, так же в государственные управления архитектуры, строительства, жилищно-комму-

X <

m О

го £

из О ÖS

О

§

X

X Щ

н

о. О ш н

нального хозяйства и прочие. Миссия колледжа - подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов системы технического и профессионального образования для удовлетворения потребностей строительной отрасли региона. Поэтому, колледжу необходимо постоянно развиваться и адаптироваться в условиях высокой конкуренции.

Преподавателями специальных дисциплин рассматривается возможность внедрения изучения В1М-технологий в учебный процесс следующим образом:

• изменение образовательной программы для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (далее-ОП) в соответствии не только с типовыми учебными программами, но и с требованиями рынка строительной индустрии;

• повышение квалификации преподавателей на обучающих курсах в специализированных организациях, прохождение стажировок у социальных партнеров колледжа для изучения опыта внедерения В1М-технологий;

• приобретение необходимых компьютерных программ, предлагающих комплексное решение по работе с

к; В1М-проектами на всех стадиях проектирования, определения сроков и стоимости строительства.

Изменение ОП стало возможным в

О.

связи с возможностью разработки ОП на основе модульно-компетентного подхода, в которой компетенции студентов определяются требованиями не только организацией образования, но и будущих работодателей. Формирование модулей на основе компетенций позволяет совместно с работодателями интегрировать необходимые дисциплины для определения конкретных крите-

риев и результатов.

По мнению автора статьи, необходимо выстроить систему изучения профессиональных модулей с применением BIM-технологий в последовательности аналогичной жизненному циклу строительного объекта, условно выделив стадии: проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт и (или) реконструкция.

На данный момент студенты выполняют курсовые работы по дисциплинам «Конструкции зданий и сооружений», «Основы расчета строительных конструкций», «Технология и организация строительно-монтажного производства», «Основы рыночной экономики» для одного строящегося объекта, что позволяет выполнить дипломный проект (далее - ДП) интегрируя ранее выполненные курсовые, внося только изменения и дополнения. Данная система «сквозного» выполнения ДП является хорошим преимуществом для возможности внедрения BIM-технологий в учебный процесс, так как студенты на протяжение всего обучения разрабатывают и изучают проект одного объекта на большинстве его стадиях проектирования и строительства.

Для разработки курсовых и дипломных проектов студенты используют программы Autodesk AutoCAD или Graphisoft ArchiCAD, но они не позволяют в полной мере внедрять В1М-тех-нологии в учебный процесс на всех стадиях проектирования. Сегодня во всем мире наиболее популярны программы семейства Autodesk, которые предлагают комплексные решения для внедрения BIM-технологий. Так, например, для разработки курсового проекта по предмету «Конструкции зданий и сооружений» можно использовать

ящимся объектом работает множество разных специалистов, имеющие более узкую направленность. Изучая информацию о трудоустройстве выпускников, мнения работодателей о качестве подготовки студентов, можно предположить, что данная ОП напоминает басню И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак». Решение этой проблемы должно быть комплексным:

• разработка ОП на основе модуль-но-компетентного подхода;

• внедрение В1М-технологий в учебный процесс;

• привлечение к решению проблемы работодателей и социальных партнеров колледжа.

Autodesk Revit, затем для предмета «Основы расчета строительных конструкций» - Autodesk Robot Structural Analysis, для изучения дисциплины «Инженерно-техническое обеспечение зданий» - Autodesk Revit МЕР, для разработки курсовых работ по предмету «Технология и организация строительно-монтажного производства» - Autodesk Navisworks, для групповой работы над проектом - Autodesk Design Review, Autodesk BIM 360, Autodesk Vault, для презентации и защиты ДП -BIM 360 Build.

Так же стоит отметить, что В1М-тех-нологии позволяют работать и в сторонних программах, так например расчет строительных конструкций В1М-объ-ектов созданных в Autodesk Revit или Graphisoft ArchiCAD, можно выполнять в программах семейства SCAD Soft или Лира софт. А для выполнения курсовой работы по предмету «Основы рыночной экономики» и создания сметной документации строительства «АВС-Н» предлагает программный модуль «АВС-Рекомпозитор» для интеграции сметной системы АВС-4 с Autodesk Revit, что позволяет автоматизировано получать и обрабатывать строительные объёмы из Autodesk Revit и преобразовывать полученные данные в сметно-экономическое представление.

И так, необходимо заметить, что данная ОП разработана таким образом, что студент получает знания, умения и навыки в разных специализациях строительной сферы и это очень большой объем информации. По факту на производстве над одним проектом или стро-

ЛИТЕРАТУРА

1.Зуева C.B. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий /C.B. Зуева, C.B. Кри-воногов//Карельский научный журнал. -2015,-№3(12). - С. 10 -12.

2.Алехин Г.В. Информатика / Алехина Г.В., Годин И.М., Иванько А.Ф., Иванько М.А., Мастяев Ф.А., Петрик Е.А. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2005. - 130с.

3.ВГМ-технологии в проектировании зданий [Электронный ресурс] http:// с; mega-stroy. su/uslugi/bim-proektirovanie- х

v-stroitel-stve/ m

О

4.Лукьянчиков Р. Перед строитель- 5

Cl

ством будут создаваться ЗО-модели зда- g ний. Зачем это нужно? [Электронный 2 ресурс] / Р. Лукьянчиков. - ТОО "Ин- к

фополис", - https://informburo.kz/stati/ §

pered-stroitelstvom-budut-sozdavatsya-

ш

3d-modeli-zdaniy-zachem-eto-nuzhno.

html ~

s

eu О ш н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.