ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ И НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ
ЦИВИЛИЗАЦИИ УЗБЕКИСТАНА
1 2 3
Зарипова Г.К. , Намозова Н.Ш. , Кобулова Э.Л.
Email: [email protected]
1Зарипова Гульбахор Камиловна - доцент; кафедра информационных технологий;
2Намозова Нигина Шермат кизи - магистрант;
3Кобулова Элнора Латифжон кизи - магистрант, факультет информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: достижение государственной независимости Республики Узбекистан и выбор конкретного пути экономического и социального развития сделали актуальной задачей реорганизацию структуры и содержания обучения. В современном информационном обществе изучение педагогических технологий является национальной проблемой. В данной статье обсуждается важность информации и новых педагогических технологий в системе образования информированного общества в развитии независимой Республики Узбекистан и что необходимо сделать в системе образования в этой сфере сегодня.
Ключевые слова: стратегия действий, закон об образовании, национальная программа обучения, информатика и информационные технологии, учителя, духовность и нравственность, научное и интеллектуальное наследие, современные знания, самосовершенствование, образование.
THE IMPORTANCE OF INFORMATION AND NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE YOUNG GENERATION IN THE INFORMATION SOCIETY SYSTEM IN THE DEVELOPMENT OF THE CIVILIZATION OF UZBEKISTAN
1 2 3
Zaripova G.K1, Namozova N.Sh.2, Kobulova E.L.3
1Zaripova Gulbakhor Kamilovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES;
2Namozova Nigina Shermat kizi - Master's Student; 3Kobulova Elnora Latifjon kizi - Master's Student, FACULTY OF INFORMATION TECHNOLOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the achievement of the state independence of the Republic of Uzbekistan and the choice of a specific path of economic and social development made it an urgent task to reorganize the structure and content of education. In the modern information society, the study of pedagogical sciences is a national problem. This article discusses the importance of information and new pedagogical technologies in the education system of an informed society in the development of the independent Republic of Uzbekistan and what needs to be done in the education system in this area today.
Keywords: action strategy, law on education, national curriculum, informatics and information technology, teachers, higher and secondary specialized education, higher education, spirituality and morality, scientific and intellectual heritage, modern knowledge, self-improvement, education.
УДК 378.14
На современном этапе развития Республики Узбекистан вопросы воспитания гармонично развитого поколения стали приоритетной политикой нашей страны, идущей по пути построения независимого, правового и демократического гражданского общества. Достижение государственной независимости Республики Узбекистан и выбор конкретного пути экономического и социального развития сделали актуальной задачей реорганизацию структуры и содержания обучения. Живя в информированном обществе, труды Президента Шавката Мирзиёева во всех сферах непрерывного образования страны, в том числе «Стратегия действий» по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, труды первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова, "Национальная программа подготовки кадров" и реформы, предусмотренные Законами Республики Узбекистан «Об образовании», успешно прошли испытание жизнью. Закон Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальная программа подготовки кадров» предусматривают развитие высшего и среднего специального, профессионального образования как учебного заведения нового типа, подготовке учителей и вопросам уделяется особое внимание, например, улучшение их навыков. При решении этих вопросов организация производственного образования в системе высшего и среднего специального, профессионального образования, выбор методов обучения и разработка новых остаются требованиями времени. Эти программные документы были поддержаны не только в нашей стране, но и лидерами многих развитых стран, учёными, специалистами и педагогами.
Это потому, что в основе этих документов - благородная цель воспитания разностороннего человека. Как сказал первый Президент Ислам Каримов: «Если задачи реформирования системы образования будут успешно решены, социально-политический климат кардинально изменится, и в сознании людей утвердятся демократические ценности. Человек сознательно определяет своё место в обществе» [1, 184]. В воспитании подрастающего поколения как гармонично развитого человека решающее значение имеет использование богатого многовекового духовного, научного и практического наследия нашего народа, жизненных ценностей, обычаев, традиций и верований. Это две вещи, которые обращаются к нам сегодня. Все мировое сообщество признаёт, что духовное, нравственное, научное и интеллектуальное наследие нашей республики, идущей по пути независимости, искренне изучается. Как выражение этого, Имам Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Аль-Фаргани, Бурханиддин Маргилани, Аль-Мотуруди, пророк Давид, Бахауддин Накшбанди, Амир Темур, Мирзо Улугбек, Бабур Мирзо, Алишер Навои, Ибн Сино в праздновании дней рождения народа в нашей стране и во всём мире, восстановление величественных святынь, посвященных им, и внимание государства к публикации их духовного и научного наследия и произведений стали большим стимулом для изучения нашего национального наследия.
В этой связи Президент Шавкат Мирзиёев в своей книге «Вместе мы построим свободное и процветающее демократическое государство Узбекистан», сказал: Мы безмерно гордимся нашими учителями, педагогами и современниками, которые на практике показали непоколебимый пример воли, целеустремленности и отваги, посвятив свою жизнь всестороннему развитию нашей дорогой Родины» [2, 5]. Поэтому большое значение придаётся учению Бахауддина Накшбанда о роли трудового воспитания в формировании подрастающего поколения как совершенного человека: Вероятно, поэтому в теории Накшбанди часто считали мюридом бедные,
малообеспеченные, средний класс в городах: мелкие торговцы и ремесленники. Очевидно, что основная причина распространения теории Накшбанди в массах состоит в том, что она соответствует интересам простых людей и их образу жизни и основана на самооценке» [6, 116]. Либерализация экономики в нашей стране и дальнейшее углубление реформ в этой сфере усилит спрос на выбор профессии, образование, изучение секретов экономики, необходимость глубокого изучения науки. Это, в свою очередь, требует подготовки инженеров и преподавателей, хорошо разбирающихся в профессиональных законах, способных сравнивать различные ситуации, обучать студентов и знать секреты своей профессии. Это учебное заведение, которое предоставляет высшее и среднее специальное, профессиональное образование в рамках государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных колледжей, которое даёт студентам профессиональную ориентацию, знания. И глубокое развитие навыков, необходимость дать один или Больше специализаций по выбранной профессии стало актуальной проблемой нашего времени. На современном этапе развития образования в нашей стране дисциплины «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании», «Педагогические технологии», «Педагогика» и «Профессиональная педагогика» позволяют адаптировать нашу экономику до уровня отличного состояние должны быть сосредоточены на выдающихся задачах, таких как на уровне высшего обучения.
Образование в области информационных и новых педагогических технологий -относительно молодая и развивающаяся область во многих сферах, которая развивается параллельно с развитием ВУЗов и профессиональных колледжей и лицеев. Основная цель обучения - развитие интеллектуальных способностей студентов, а также умение делать самостоятельный выбор и решения, наряду с приобретением необходимых знаний. Информационные и новые педагогические технологии обогащаются самыми передовыми методами и направлениями, признанными во всём мире. Сегодня в этой области разрабатываются новые концепции и теории, разработанные в связи с другими областями науки, которые ждут своего широкого применения.
В современном информационном обществе изучение педагогических аспектов бесценного и обширного духовного, культурного, научного и практического наследия, созданного нашими предками на протяжении многих веков, является национальной проблемой. Это огромное сокровище - действенный инструмент формирования у подрастающего поколения духовной, образовательной, социально-исторической, экономической, политической, инновационной и педагогической приверженности к независимости. Самосовершенствование человека - это комплексное понятие, и его саморазвитие происходит на всех этапах жизни человека и во всех сферах деятельности, то есть от рождения до конца его жизни. Воспитание должно осуществляться на основе определенных законов вплоть до формирования личности. Важно, что человеческое саморазвитие имеет решающее значение во всех сферах общественной жизни, что способствует самосовершенствованию и создаёт среду общей зрелости. Когда саморазвитие человека становится общественным делом, когда люди положительно влияют друг на друга, подают друг другу пример и уделяют друг другу особое внимание, приобретение ими положительных социальных качеств будет успешным. Это делается в форме примера, а в некоторых случаях и имитации. Люди, которые не проявляют себя в жизни, не находят своего места в обществе, важно активное влияние и положительный пример других. Вот почему важно знать время, людей вокруг и, при необходимости, вовремя протянуть руку помощи, чтобы предотвратить некоторые неприятности.
Для этого мы должны уделять достаточно внимания воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим Президент Шавкат Мирзиёев в своей книге «Строим большое будущее вместе с нашим отважным и благородным народом» сказал:
«Конечно, мы много делаем для воспитания молодого поколения, которые самостоятельно мыслят, обладают современными знаниями и навыками, имеют сильную жизненную позицию. Но объективно, учитывая ожесточенную борьбу за умы и сердца населения, особенно молодежь, и растущие угрозы религиозного экстремизма, терроризма, наркомании и «массовой культуры» во всём мире, ради наших детей мы не должны ослаблять в области образования, духовности и просвещения ни на мгновение, трудится и поднять её на новый уровень» [3, 17]. Информационные и новые педагогические технологии раскрывают закономерности процессов самовыражения и открытия человека в цивилизации Узбекистана. В этом зрелость личности отражается в его рациональном отношении к себе и другим, природе и обществу. В информационном обществе с помощью информационных технологий легко увидеть, что дисциплины «Педагогическая технология», «Педагогика» и «Психология» показывают, что человек развивается на практике и приобретает профессиональные навыки. Успех образования зависит от знаний человека.
В каждом виде деятельности (учеба, игра, работа и т. д.) человек испытывает разные эмоциональные переживания и проявляет разные навыки. В связи с этим целесообразно использовать в учебном процессе методы и приёмы, формирующие навыки, требующие зрения, слуха, восприятия и различных психических процессов: памяти, воображения, мышления, изобретательности человека и т.д. Исходя из этого, студент участвует в образовательном процессе и развивает этические концепции -знания и навыки, в результате чего он становится активным участником образовательного процесса, а не наблюдателем. Использование повествования, повествовательных методов, а также примеров из классического педагогического наследия, помимо слов при воздействии на личность, положительно влияет на учащихся. Поэтому наши учёные-педагоги выдвигают основы обучения по дисциплинам «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании», «Педагогические технологии», «Педагогика» и преподавание этого учения в информационном обществе и педагогической мысли, сознание, информационная коммуникационной технологии (ИКТ) неслучайно влияние на умственное развитие с точки зрения грамотности требует отдельного изучения.
Также следует отметить, что в «Педагогической науке в XXI веке» [7, 18] и «Концепции педагогических наук» [4, 8-32] и «Комплексной организации духовно-нравственного воспитания студентов вузов», «Теоретические и практические основы» в нем: «Изучение образовательных данных мыслителей, живущих и работающих в Восточной и Центральной Азии, а также применение этих взглядов в школах и дошкольных учреждениях, семьях, общинах и др. Использование их в образовательном процессе в общественных организациях, позволяет определить законы всестороннего развития человека» [5, 124], - не случайно. Эти работы ещё не до конца изучены в педагогических исследованиях с современной точки зрения богатого образовательного и культурного наследия узбекского народа, его опыта в сфере образования, их взглядов на теорию воспитания, что научная теория не обоснована полностью.
Сегодня одной из основных задач Министерства высшего и среднего специального профессионального образования на национальном уровне является развитие современного образования в информационной системе информационного общества, признавая важность информации и новых педагогических технологий в развитии молодое поколение. Цель - обучить молодых людей профессии, выбрать профессию в соответствии со своими желаниями и сформировать чувство преданности своей профессии на протяжении всей жизни. Поэтому организация высокого и эффективного учебного процесса на основе вышеуказанной программы дисциплин и подготовка квалифицированных и конкурентоспособных специалистов является ключевым вопросом в развитии цивилизации в Узбекистане. Он включает в себя государственный образовательный стандарт высшего и среднего специального
профессионального образования, учебные пособия в образовательном процессе, современные педагогические и инновационные технологии, воспитание студентов в духе духовно-нравственных ценностей, кадров в современном информационном обществе.
В нашей стране создаётся широкий спектр условий для реализации потенциала нашего молодого поколения на пути построения независимого правового государства и свободного гражданского общества. Это, в свою очередь, порождает у нашей молодежи стремление осваивать богатства науки, технологий и культуры, созданные нашим народом и всем человечеством, приобретать знания и углубленно изучать свою профессию. В выполнении этой важной задачи труды Президента Шавката Мирзиёева, труды первого Президента Республики Ислама Каримова, "Национальная программа подготовки кадров" и реформы в Законах Республики Узбекистан «Об образовании» и «Информационные технологии» [9], «Информационные технологии в образовании», «Педагогические технологии», «Педагогика», «Психология», в свою очередь, играют важную роль в воспитании нашей будущей молодёжи как полноценных и конкурентоспособных кадров, и их глубоких знаний. Для этого специалист-педагог должен подать пример своими комплексными качествами (как нравственность и совесть, гуманность и патриотизм, осведомленность о мировых новостях, умение использовать их с умом, квалифицированный учитель своей профессии, своей внешности и внутреннего мира) служит основой для формирования кадрового состава, который помогает выполнять задачи формирования. Для этого «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании» [10], «Педагогические технологии», «Педагогика» и «Психология» должны стать одними из приоритетных предметов, которые по праву преподают основы специальности [8]. Это требует значительных изменений в организационных формах обучения.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев сказал, что молодое поколение должно интересоваться избранной профессией, приобретать современные знания и знать свою профессию как конкурентоспособный профессионал, формировать духовное сознание, основанное на идеологии национальной независимости, которая является неотъемлемой частью нашей основной деятельности, цели сегодня, и его жизненная необходимость. Президент Шавкат Мирзиёев сказал: «Мы продолжим путь социальных реформ, повышения уровня и качества жизни нашего народа, исходя из принципа «Реформы - не для реформ, а для людей». Другими словами, мы будем придерживаться принципа сильной социальной политики, который является одним из пяти популярных принципов «узбекской модели» развития» [3, 21].
Эти задачи в первую очередь направлены на то, чтобы подрастающее поколение, строителей будущего, стать высококвалифицированными кадрами, усердно трудиться для своей страны и народа, честно трудиться на благо развития и счастья свободной страны [11]. Итак, когда мы анализируем проблему значимости информации и новых педагогических технологий в развитии подрастающего поколения в системе образования информированного общества в развитии цивилизации Узбекистана, мы используем «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании», «Педагогические технологии» и педагогику. Важно учитывать не только уникальное классическое наследие нашей страны, но и передовой опыт, накопленный в зарубежных странах при преподавании «Информационных технологий», «Информационных технологий в образовании», «Педагогических технологий» и «Психологии».
Список литературы /References
1. Karimov I.A. Mamlakatimiz taraqqiyoti va xalqimizning hayot darajasini yuksaltirish -
barcha demokratik yangilanish va iqtisodiy islohotlarimizning pirovard maqsadidir. //
Toshkent: "O'zbekiston". NMIU, 2007. 200 b. 184 bet.
2. Mirziyoyev Sh.M. "Buyuk kelajagimizni mard va olijanob xalqimiz bilan birga quramiz" // - Toshkent: "O'zbekiston", 2017 yil. 491 bet. 17-21 bet.
3. Jo'rayev R.H., Safarova R.G'. va boshq. Pedagogika fanlari konsepsiyasi // Toshkent: "Xalq ta'limi", 2004. № 5. 8-32 b.
4. Zaripov K.Z., Norova Sh. U. Oliy o'quv yurti talabalarini ma'naviy-axloqiy tarbiyalashni kompleks tashkil qilishning nazariy va amaliy asoslari. // "BDU". Buxoro, 2005. 124 bet.
5. Zaripova G.K. Naqshbandiya tariqatida ta'lim-tarbiyaning o'ziga xos usullari. Toshkent: Fan., 2008. 116 bet.
6. Zaripova G.K., Sayidova N.S., Takhirov B.N., Hayitov U.Kh. Pedagogical cooperation between teacher and students in the credit-modular system of higher education // Science, Education and Culture. № 8 (52), 2020.
7. Zaripova G.K., Baxronova Sh.Sh., Muxammedova M.M. The role of theory and application of information systems in the field of information technology SCOPE ACADEMIC HOUSE. 11th International Conference. «SCIENCE AND PRACTICE: A NEW LEVEL OF INTEGRATION. IN THE MODERN WORLD». November 30, 2020. Sheffield, UK. Б. 101-102.// DOI: http://doi.org/10.15350/UK_6/11.47
8. Зарипова Г.К., Сайидова Н.С., Абдуахадов А.А., Журакулов Ж.Ж. Использование электронных ресурсов в историческом образовании и его защита. Научный электронный журнал "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ". № 2, 2020. С. 123-131.
9. Зарипова Г.К., Сайидова Н.С., Жураев И.И., Журакулов Ж.Ж. Теория и практика системной организации духовно-просветительского воспитания учащихся профессиональных колледжей / Монография. Москва: «Проблемы науки», 2021. 48 с.
10. Zaripova G.K., Norova F.F., To'rayev F.M. Education of youth in the conditions of national independence using the works of our great scientists // Проблемы науки. № 4 (63), 2021. С. 47-49.
11. Зарипова Г.К., Намозова Н.Ш., Кобулова Э.Л. Роль теоретичности и применения информационных систем в области информационных технологий // Academy. № 4 (67), 2021. С. 48-50.
12. Сайидова Н.С., Зарипова Г.К., Абдуахадов А.А., Журакулов Ж.Ж. Использование электронных ресурсов в историческом образовании и его защита// «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ». № 2, 2020. С. 123-131.
13. Зарипова Г.К., Сайидова Н.С., Тахиров Б.Н., Хайитов У.Х. Педагогическое сотрудничество преподавателя и студентов в кредитно-модульной системе высшего образования // «Наука, образование и культура», 2020. № 8 (52). С. 23-26.