Научная статья на тему 'Значение информации для принятия стратегических решений в системе органов внутренних дел'

Значение информации для принятия стратегических решений в системе органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / INTERNAL AFFAIRS ORGANS / STRATEGIC MANAGEMENT / INFORMATION / DEVELOPMENT / CRIME FIGHTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитин Михаил Николаевич, Жаглин Андрей Вячеславович, Гринь Николай Николаевич

Стратегическое управление представляет собой сложный информационный процесс. В статье предпринимается попытка выделения основных признаков, отличающих информацию для принятия стратегических решений от других видов информации. Авторы делают вывод, что под информацией для решения стратегических задач органов внутренних дел можно понимать информацию, характеризующую цели и направления борьбы с преступностью, процессы развития органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитин Михаил Николаевич, Жаглин Андрей Вячеславович, Гринь Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF INFORMATION IN MAKING STRATEGIC DECISIONS WITHIN THE SYSTEM OF THE ORGANS OF THE INTERNAL AFFAIRS

Strategic management represents complex in formation process. The attempt to define the main characteristics, which differentiate information used for making strategic decisions from information of other kinds is made. The authors come to the conclusion that the information for making decisions within the organs of internal affairs can be defined as information characterizing strategic aims and directions of crime fighting

Текст научной работы на тему «Значение информации для принятия стратегических решений в системе органов внутренних дел»

М .Н. Никитин,

кандидат юридических наук, доцент, Академия управления МВД России

А.В. Жаглин

кандидат юридических наук, Академия управления МВД России

Н.Н. Г ринь,

Академия управления МВД России

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ THE IMPORTANCE OF INFORMATION IN MAKING STRATEGIC DECISIONS WITHIN THE SYSTEM OF THE ORGANS OF THE INTERNAL AFFAIRS

Стратегическое управление представляет собой сложный информационный процесс. В статье предпринимается попытка выделения основных признаков, отличающих информацию для принятия стратегических решений от других видов информации. Авторы делают вывод, что под информацией для решения стратегических задач органов внутренних дел можно понимать информацию, характеризующую цели и направления борьбы с преступностью, процессы развития органов внутренних дел.

Strategic management represents complex in formation process. The attempt to define the main characteristics, which differentiate information used for making strategic decisions from information of other kinds is made. The authors come to the conclusion that the information for making decisions within the organs of internal affairs can be defined as information characterizing strategic aims and directions of crime fighting.

Стратегическое управление представляет собой сложный информационный процесс, состоящий из формирования целей, выявления проблем преступности и возможных вариантов их решения [1].

Информационные процессы необходимы: для выявления и формулирования проблем преступности и способов их решения; формулирования и обоснования стратегических целей; для выявления настоящих и возможных в будущем отклонений от принятого курса, настоящих и будущих перспектив усложнения целей; а также для выбора способов достижения целей; для вы -явления благоприятных возможностей развития органов внутренних дел; возможностей и у гроз, исходящих из внешней и внутренней среды функционирования, и т. д.

Следовательно, можно предположить, что стратегическое управление и обеспечивающий его информационный процесс по своей структуре совпадают. И если считать, что стратегиче-ское управление всегда связано с решением крупномасштабных проблем преступности и прогрессивным развитием органов вну тренних дел, то усматриваются два направления исследо -вания проблемы информационного обеспечения стратегического управления в органах внутрен-них дел: первое — получение, создание, пред-

ставление необходимой информации, удовлетво -ряющей потребности стратегического управле-ния; второе — правильное использование этой информации.

При стратегическом управлении значительно возрастает значение аналитической информации, ибо анализ является необходимой предпосылкой формирования знаний, понимания проблем общественно го развития, проблем преступности и соответствующих ей факторов. Следовательно, аналитическая информация создается для выяс-нения, объяснения и нахождения путей разреше -ния проблем.

Вне всякого сомнения, анализ базируется на информации (исходной, первичной), но аналити -ческая информация представляет собой более высокий класс информации, созданный специально для выявления и объяснения наиболее важных процессов и явлений в обществе и преступности.

Кроме того, именно аналитическая информация лежит в основе научного прогнозирования, которое понимается нами как попытка на основании того, что произошло в прошлом, определить ход событий в будущем [1, 3].

Возможно иное определение прогнозирования. Это научное (т.е. основанное на анализе фактов и доказательств, причинно-следственных

связей, закономерностей) определение вероятных путей и результатов предстоящего развития явлений и процессов, оценка показателей, характеризующих эти явления и процессы, для более или менее отдаленного будущего [4].

Для решения прогностических задач возможно применение разнообразных методов и их модификаций. Чаще всего применяются методы:

- моделирования, суть которого заключается в том, что на основе установленных зависимостей между криминогенными факторами строится математическая модель, позволяющая сделать выводы об ожидаемых изменениях в преступно -сти;

- экспертных оценок, в соответствии с которыми в основу прогноза кладется мнение специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте;

- экстраполяции, сущность которой заключается в изучении прошлого развития криминаль -ной ситуации и перенесения выявленных при этом закономерностей на предстоящий период, в частности с применением метода расчета геометрической средней колебаний динамического ряда [5].

Однако эта работа ведется пока еще бессистемно, несовершенна методологическая и мето -дическая база прогнозирования.

Из сказанного вытекает значение прогности -ческой информации. Ведь когда мы ведем речь о стратегическом управлении, то становится ясно, что криминологических прогнозов недостаточно. Стратегическое управление должно оперировать прогностическими данными о развитии экономики, права и других сфер социальной жизни. Это обусловлено тем, что информация о преступлениях стратегической выборки должна давать представление о них как о реальной угрозе. Дан -ная информация необходима и при выработке национальной стратегии борьбы с преступле-ниями, которая требует комплексного использо -вания всего потенциала государства с целью из -менения факторов, питающих преступность, и приведения всей правоохранительной системы России, в частности органов внутренних дел, в состояние способности противостоять ей.

Значит, при разработке стратегий борьбы с преступностью должен быть учтен сложный многополярный образ будущего России, обеспечено эффективное использование всех потенциа -лов государства, правильное сочетание прагматизма и тех демократических ценностей, которые закреплены в Конституции.

Следует подчеркнуть другой аспект проблемы. Разработка стратегии — процесс аналитиче -ский. Он одинаков для национальной стратегии, ее составных стратегий в экономической, политической, информационной, социальной областях и в области борьбы с преступностью. Все стратегии должны быть тесно скоординированы.

Следует обратить внимание на еще один аспект, состоящий в том, что исходная криминологическая, аналитическая и прогностическая ин -формация должна быть надежной, реальной и достоверно отображающей не только действи-тельность, но и будущее состояние проблемы. Поэтому применительно к стратегическому управлению целесообразно вести речь о тенден -ции развития самих информационных процессов, среди которых наибольшее значение имеют ви -довые признаки и объем циркулирующей ин -формации, неуклонное возрастание скорости ее обработки, передачи, использования, удовлетво -рение потребности в новой информации.

Если исходить из содержания и структуры стратегического управления, то логично прийти к выводу о том, что обязательными компонента -ми информационной составляющей стратегии органов внутренних дел являются:

- статистическая информация;

- криминологическая информация;

- прогностическая информация по перспективным направлениям усиления борьбы с преступностью;

- расчетная информация о потребностях в ресурсах для достижения целей на избранных перспективных направлениях;

- информация о подготовке необходимых сил и средств;

- информация о проблемах в нормативноправовой базе борьбы с преступностью, о состоянии ее поддержки населением, государственными органами, общественными, политиче-скими институтами и т. п.;

- анализ оперативной обстановки в целом и на перспективном направлении;

- информация о необходимости создания стратегических резервов сил, средств, методов и вероятности появления непредвиденных ситуаций;

- информация о перспективных формах и методах борьбы с преступностью, путях и способах, затратном механизме их внедрения в практику.

Информация для принятия стратегических решений должна обеспечивать:

- своевременное распознавание проблемы, путей и способов ее решения;

- формирование собственного представления о том, какой должна быть система МВД России в будущем;

- сохранение старых и создание новых потенциалов для решения стратегической цели усиления борьбы с преступностью;

- реформирование управления по мере реализации стратегических задач с тем, чтобы оно соответствовало вновь появившимся возможностям.

Так что же такое информация? Под информацией в общем виде понимаются сведения, данные [6], снимающие неопределенность с ка -

кого-либо вопроса, связанного с познанием реального процесса или явления.

Из определения видно, что между понятиями «данные» и «информация» имеются существенные различия. Данные сами по себе ничего не значат, являясь характеристиками фактов и событий, т.е. они источники информации.

Необходимо отметить, что содержание понятия «информации» неразрывно связано со спецификой обслуживаемой сферы и определяется им. В силу этого информация выступает как сложное и многогранное явление, имеющее множество оттенков проявления в различных областях жизни, что крайне затрудняет охват всех ее качеств и нередко приводит к выработке односторонних схгм, характеризующих лишь некоторые из ее аспектов, являющихся наиболее актуальными. В зависимости от области применения существует ряд «отраслевых» определений понятия информации: философское, социальное, кибернетическое, генетическое, вероятностно-статистическое, прагматическое и др. [7. — С. 101].

Рассматривая сферу управления органами внутренних дел, хотелось бы отметить, что здесь информация выступает как предмет труда (на-пример, статистические данные), как средство управляющих воздействий (например, нормативный акт), как продукт труда (например, аналитическая справка), как средство обратной связи (например, справка, обращение граждан).

Следует, однако, учитывать, что понятие ин -формации в системе органов внутренних дел имеет ряд особенностей: неполнота и недосто-верность некоторых поступающих данных, за -трудненные поиск и обработка информации. Все это связано с латентностью правонарушений, сознательным сокрытием факта противоправного поведения, дезинформацией, направленной на сокрытие преступления. По отношению к коли -чественной характеристике информации можно сказать, что одновременно информации бывает и слишком много, и слишком мало. Если посту -пающая информация несет в себе множество не -нужных для принятия решения сведений, ее слишком много. Когда необходимая информация в большей своей части остается недоступной, то ее мало. В связи с этим надо отметить, что чрезвычайно ценной является информация, содержащаяся в обращениях граждан (письменных или устных, высказанных на приемах): она позволяет судить о настроениях и запросах опреде -ленных социальных групп [8]. Учет указанных моментов необходим в управленческой деятель -ности МВД, УВД и связан с необходимостью выработки особых методов оценки информации, обеспечивающих рациональность принятия решений.

Информация — сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т. д.), уменьшающие степень неопределенности,

неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, включая и запи -санные на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.) [9].

В современном обществе информация существует автономно, не связана с автором и воспроизводится независимо от его воли, на опреде -ленном языке в виде знаков, как сообщение. По -этому, на наш взгляд, последнее определение более полно отражает понятие информации в процессе управления. Для принятия управленческих решений необходима полная и достоверная ин -формация, т.е. та информация, которая содержит новацию, уменьшающую степень неопределен-ности. Отметим, что в управленческой деятель -ности органов внутренних дел используется так называемая управленческая информация. Под управленческой информацией (далее информацией) понимаются «любые сведения (сообщения, данные), которые использовались, используются либо предполагаются к возможному использованию при осуществлении функций управления» [7.— С. 102]. Этот вид информации имеет особенности, обусловленные необходимостью решения задач, связанных с управлением:

- во-первых, данная информация является специфической формой взаимосвязи, взаимодействия органов и подразделений между собой, а также органами внутренних дел республики, края, области в целом с внешней средой;

- во-вторых, она обслуживает все уровни и функции управления в системе МВД, УВД (прогнозирование, планирование, организацию, кон -троль и т. д.);

- в-третьих, является предпосылкой выбора того или иного варианта функционирования и развития органов внутренних дел (т.е. выбора стратегии и тактики) [10].

Под информацией в органах внутренних дел следует понимать сведения, которые отражают состояние преступности и охраны общественно -го порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявле-ния внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность деятельно -сти органов внутренних дел [11].

Однако применительно к стратегическому управлению данное определение необходимо дополнить и расширить за счет более четкого указания на то, что информация имеет свои особенности, обусловленные спецификой задач, подлежащих решению в процессе управления.

В связи с этим необходимо выделить основные признаки, отличающие информацию для

принятия стратегических решений от любой другой:

- по важности целей. Данная информация служит прежде всего для достижения целей стратегического управления. Однако она может быть использована и для решения оперативных задач. В процессе оперативного управления органы управления производят постоянное отсле -живание и оценку отклонения реального состояния развития системы органов внутренних дел (оперативная информация, характеризующая реальное состояние оперативной обстановки) от заложенного посредством стратегической ин -формации в целях и задачах развития системы;

- по масштабности задач как во временном и количественном их проявлении, так и по охвату (степени и объему охвата) элементов системы управления органов внутренних дел;

- по степени агрегированности. Любая другая информация менее агрегирована, т.е. носит первичный характер.

Таким образом, определяя границы управленческой информации применительно к орга-нам внутренних дел, можно сказать, что практически вся информация, циркулирующая в системе органов внутренних дел, может быть отнесена к ней в той или иной мере.

Безусловно, в силу специфичности свойств информации (подвижность и многоплановость), различия решаемых с ее помощью задач, а также временных интервалов ее использования, подобное разделение носит весьма относительный ха -рактер. Так, информация о появлении новых ви -дов преступлений может носить как оператив-ный (в случаях единичного проявления этих преступлений), так и стратегический характер (в случае массового проявления), следовательно, может использоваться как в оперативном, так и в стратегическом управлении.

Следовательно, основными отличительными признаками, характеризующими стратегическую информацию, являются: масштабность и многоплановость, значительный временной интервал, большой объем охвата элементов системы управления органов внутренних дел.

По нашему мнению, под информацией для решения стратегических задач органов внутрен -них дел понимается информация, характеризующая стратегические цели и направления борьбы с преступностью и развития для этого системы органов внутренних дел, а также процессы и результаты такого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф. — М., 1989. — С. 34.

2. Эйрес. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование / Р. Эйрес.

— М., 1971. — С. 61.

3. Каменицер С.Е. Основы управления промышленным производством / С. Е. Каменицер. — М., 1971. — С. 268.

4. Клушин О.З. Организационно-правовое и информационное обеспечение прогнозирования в органах внутренних дел: лекция / О.З. Клушин, Л.Г. Хейло. — М.: Академия МВД России, 1996.

— С. 4.

5. Организация информационно-аналитической работы в органах внутренних дел: метод. пособие / И.Н. Зубов [и др.]. — М.: ИАУ Главного штаба МВД России, 1997. — С. 22.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 1997.

— С. 151; 699.

7. Основы управления в органах внутренних дел / под ред. А.П. Коренева. — М., 1996.

8. Хорькин Ю. П. Организация работы с письмами и заявлениями граждан в органы внутренних дел / Ю.П. Хорькин, М.Н. Никитин. — Домодедово, 1998. — С. 8.

9. Годин В. В. Управление информационными ресурсами / В.В. Годин, И. К. Корнеев. — М., 2000. — С. 13.

10. Грибов В. Н. Информационное обеспечение управления в МВД, УВД: Лекция / В.Н. Грибов, Н.Н. Иванов. — М., 1993. — С. 4.

11. Ипакян А.П. Организация системы информации и аналитическая работа в органах внутренних дел / А.П. Ипакян. — М., 1971. — С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.