Научная статья на тему 'Значение игры и применение игровых ситуаций в процессе изучения экологической этики и экологии духа'

Значение игры и применение игровых ситуаций в процессе изучения экологической этики и экологии духа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ЭКОЛОГИЯ ДУХА / ЭКОЭТИКА / АНТРОПОЭКОЛОГИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / PLAY / ECOLOGY OF SPIRIT / ECO-ETHICS / ANTHROPOLOGICAL ECOLOGY / BUSINESS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клепацкий В. В.

Клепацкий В.В. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ ДУХА. Что мы понимаем под экологией человека в современном мире, как правильно поддерживать экологию духа? Вопросы экологии человека, экологии духа, экологии культуры активно подняты в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Klepatsky V.V. MEANING OF THE PLAY AND USING PLAY SITUATIONS IN THE RESEARCH OF ECOLOGICAL ETHICS AND ECOLOGY OF SPIRIT. What do we understand by ecology of the human in the present-day world? How should we support ecology of spirit? Such questions as human ecology, ecology of spirit, ecology of culture are raised in this article.

Текст научной работы на тему «Значение игры и применение игровых ситуаций в процессе изучения экологической этики и экологии духа»

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«На своей Земле», научно-практическая конференция «Природа».

Таким образом, теоретические разработки психолого-педагогических основ экологического обучения и нравственного воспитания имеют воплощение в практических результатах образовательной деятельности.

Библиографический список

1. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ № 393 от 11.02.2002.

2. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1999.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ

СИТУАЦИЙ в процессе изучения экологической ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ духа

В.В. КЛЕПАЦКИИ, соискатель МГТУ ГА

Одной из основных задач экологии в современном мире является охрана окружающей среды и здоровья человека. Если учесть, что экономическая выгода любого предприятия является единственной целью производства, то последствия такого управления ведут к разрушению среды обитания. Человечество пришло к необходимости ограничивать воздействие на окружающую среду установлением определенных норм.

Окружающая среда - это часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем. Природный объект можно определить как составную часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят проявление в трех выполняемых им функциях - экологической, экономической и культурно-оздоровительной.

Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому сознанию, помогающему человеку

svdolina@mail.ru

понять свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, а также стремиться к активным позитивным действиям.

Решение проблем окружающей среды должно носить комплексный социальный характер, что требует объединения усилий многих отраслей современной жизни общества.

Комплексного подхода в первую очередь требует экологическое образование. Будучи междисциплинарным, оно имеет воспитательный характер. Это обусловило необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.

В настоящее время все большее распространение получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием компьютерных моделей. При этом участники, как правило, исполняют какую-либо роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто усвоить содержание изучаемого вопроса и ознакомиться со структурой и функционированием моделируемых природных и природно-технических систем. Обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений, в тех случаях, когда их практика в реальных условиях

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

191

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

затруднена (например, когда вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных или растений). Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве - при внедрении новшеств.

Ярким примером важности этой проблемы служит экологическая катастрофа в Мексиканском заливе.

Масштабы технической и технологической деятельности человека таковы, что привели к принципиально новому взаимоотношению с окружающей средой и ее коренному, необратимо разрушительному изменению.

Но самая сложная ситуация возникла в духовной сфере, где отсутствие истинной духовности, наличие различных направлений и религиозных конфессий породило духовную неразбериху, непримиримость, экстремизм, фундаментализм, вплоть до глобального терроризма. Тут и возникают такие термины: экология человека, экология духа, экология культуры.

Человеческая экология тесно связана с экологией города. В рамках экологии человека должны изучаться палеоэкология, антропоэкология, анализ процессов приспособления биологических особенностей человека к условиям окружающей среды. Нельзя забывать, что существует тесная связь экологии человека с медициной. Процент появления на свет неполноценных людей, с ярко выраженными патологиями, физически мутированных до уровня животного и даже ниже, увеличивается с каждым годом и при этом становится для нас нормальным явлением.

Развитие деловых игр на экологические темы - один из немаловажных факторов в построении духовной экологии.

Масштаб, глубина и сложность научной работы в играх зависит от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследова-

тельская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов и многих представителей других профессий.

Деловая игра состоит из семи неотделимых элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального [2].

Для проведения игры требуются знания, умение и искусство ведения. Часто неумелые игротехники «засыпают» игру, не достигая желаемого результата и дискредитируя этот метод. Но все-таки такая форма обучения завоевывает все больше пространства и становится более интересной для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь. Ведь любая деятельность с использованием природных ресурсов требует их восстановления.

Если говорить простым языком, то можно сформулировать логичное правило: срубил дерево - посади три. Так должно быть и в книжном издательстве. Например, какой-нибудь издатель провел тираж так называемой «желтизны», выпускай три тиража Достоевского, Гоголя, Пушкина. Тогда цены на классику станут ниже, и она станет более доступной и вследствие этого более интересной для той же молодежи, а так называемое «попсовое» чтиво станет дорогостоящим. И следовательно, издатели будут вынуждены переориентировать основную рекламу на качественную литературу.

Похожий алгоритм используется, например, во Франции. Таким образом, национальный кинематограф становится защищенным от влияния иностранного ширпотреба.

Безусловно, в этом есть доля иронии, но для внедрения алгоритмов управления нужна качественная законодательная база и подготовленное общественное мнение. В случае с тем же издательством возникает сложная нюансировка: кроме художественной литературы, еще есть техническая, теологическая, духовная и т.п., к каждой из которых требуется отдельное отношение.

192

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.