ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«На своей Земле», научно-практическая конференция «Природа».
Таким образом, теоретические разработки психолого-педагогических основ экологического обучения и нравственного воспитания имеют воплощение в практических результатах образовательной деятельности.
Библиографический список
1. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ № 393 от 11.02.2002.
2. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 1999.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ
СИТУАЦИЙ в процессе изучения экологической ЭТИКИ И ЭКОЛОГИИ духа
В.В. КЛЕПАЦКИИ, соискатель МГТУ ГА
Одной из основных задач экологии в современном мире является охрана окружающей среды и здоровья человека. Если учесть, что экономическая выгода любого предприятия является единственной целью производства, то последствия такого управления ведут к разрушению среды обитания. Человечество пришло к необходимости ограничивать воздействие на окружающую среду установлением определенных норм.
Окружающая среда - это часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем. Природный объект можно определить как составную часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят проявление в трех выполняемых им функциях - экологической, экономической и культурно-оздоровительной.
Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому сознанию, помогающему человеку
svdolina@mail.ru
понять свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, а также стремиться к активным позитивным действиям.
Решение проблем окружающей среды должно носить комплексный социальный характер, что требует объединения усилий многих отраслей современной жизни общества.
Комплексного подхода в первую очередь требует экологическое образование. Будучи междисциплинарным, оно имеет воспитательный характер. Это обусловило необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.
В настоящее время все большее распространение получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием компьютерных моделей. При этом участники, как правило, исполняют какую-либо роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто усвоить содержание изучаемого вопроса и ознакомиться со структурой и функционированием моделируемых природных и природно-технических систем. Обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений, в тех случаях, когда их практика в реальных условиях
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011
191
ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
затруднена (например, когда вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных или растений). Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве - при внедрении новшеств.
Ярким примером важности этой проблемы служит экологическая катастрофа в Мексиканском заливе.
Масштабы технической и технологической деятельности человека таковы, что привели к принципиально новому взаимоотношению с окружающей средой и ее коренному, необратимо разрушительному изменению.
Но самая сложная ситуация возникла в духовной сфере, где отсутствие истинной духовности, наличие различных направлений и религиозных конфессий породило духовную неразбериху, непримиримость, экстремизм, фундаментализм, вплоть до глобального терроризма. Тут и возникают такие термины: экология человека, экология духа, экология культуры.
Человеческая экология тесно связана с экологией города. В рамках экологии человека должны изучаться палеоэкология, антропоэкология, анализ процессов приспособления биологических особенностей человека к условиям окружающей среды. Нельзя забывать, что существует тесная связь экологии человека с медициной. Процент появления на свет неполноценных людей, с ярко выраженными патологиями, физически мутированных до уровня животного и даже ниже, увеличивается с каждым годом и при этом становится для нас нормальным явлением.
Развитие деловых игр на экологические темы - один из немаловажных факторов в построении духовной экологии.
Масштаб, глубина и сложность научной работы в играх зависит от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая творческая научно-исследова-
тельская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов и многих представителей других профессий.
Деловая игра состоит из семи неотделимых элементов: учебного или обучающего, производственного, научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального [2].
Для проведения игры требуются знания, умение и искусство ведения. Часто неумелые игротехники «засыпают» игру, не достигая желаемого результата и дискредитируя этот метод. Но все-таки такая форма обучения завоевывает все больше пространства и становится более интересной для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь. Ведь любая деятельность с использованием природных ресурсов требует их восстановления.
Если говорить простым языком, то можно сформулировать логичное правило: срубил дерево - посади три. Так должно быть и в книжном издательстве. Например, какой-нибудь издатель провел тираж так называемой «желтизны», выпускай три тиража Достоевского, Гоголя, Пушкина. Тогда цены на классику станут ниже, и она станет более доступной и вследствие этого более интересной для той же молодежи, а так называемое «попсовое» чтиво станет дорогостоящим. И следовательно, издатели будут вынуждены переориентировать основную рекламу на качественную литературу.
Похожий алгоритм используется, например, во Франции. Таким образом, национальный кинематограф становится защищенным от влияния иностранного ширпотреба.
Безусловно, в этом есть доля иронии, но для внедрения алгоритмов управления нужна качественная законодательная база и подготовленное общественное мнение. В случае с тем же издательством возникает сложная нюансировка: кроме художественной литературы, еще есть техническая, теологическая, духовная и т.п., к каждой из которых требуется отдельное отношение.
192
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011