Научная статья на тему 'Развитие экологического сознания в рамках обучения культуре речи'

Развитие экологического сознания в рамках обучения культуре речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЭКОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / STANDARD OF SPEECH / SPEECH EXERCISES / PRIMARY AND SECONDARY SOURCES / TRAINING ECOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Янич М., Майкова В. П.

Янич М., Майкова В.П. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ. Показана тесная связь между экологическим сознанием и обучением речевой культуре. Приведены виды речевых упражнений, организованные на основе первичных (природных) и вторичных (литературных) источников. Методология педагогики находит практическое применение в сферах обучения экологии и экологии обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Janich М., Maykova V.P. DEVELOPMENT of ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS Within the Process of STANDARD SPEECH TRAINING. The close connection between ecological consciousness and speech culture training is shown. Various kinds of speech exercises organized on the basis of primary (natural) and secondary (literary) sources have been covered. The pedagogics methodology finds its practical application in the spheres of ecology training and training ecology.

Текст научной работы на тему «Развитие экологического сознания в рамках обучения культуре речи»

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

взаимодействия с природой, не ограничиваться только рациональными назиданиями. Это не только позволит достичь формирования экологического сознания у людей, но и будет способствовать обогащению и развитию их эмоционально-чувствительной сферы, эстетического мировосприятия, нравственного отношения к окружающему миру, обозначающему ответственность за результаты любой своей деятельности, соответственно нравственной зрелости личности. Таким образом, экологическое образование, обеспечивающее бесконфликтное долгосрочное взаимодействие человека со средой обитания, является важнейшей задачей современного профессионального образования и может быть достигнуто только новым уровнем преподавания социально-гуманитарных дисциплин на всех уровнях подготовки специалистов. Профессиональная компетентность включает навыки природоохранительной экспертизы и природосообразной деятельности, широкую экологическую культуру и понимание неразрывного единства человека и природы, уме-

ние применять их в научном познании и конкретной профессиональной деятельности.

Философия и социология техники, представленные в инженерном образовании, могут помочь начинающему инженеру осознать конечные смыслы технического развития: научно-технический прогресс не цель, а средство совершенствования человеческой жизни, задача инженерии - не просто изменение мира вокруг, а его улучшение в интересах жизни и здоровья человека.

Библиографический список

1. Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах / Э.В. Ильенков. - Киев: «Час-Крок», 2006.

2. Моисеева, Л.В. Экологическая педагогика как научно-методологическая основа экологического образования // Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи / Л.В. Моисеева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. педагогич. ун-та, 2009.

3. Непрерывная экологическая и экономическая подготовка молодежи. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. педагогич. ун-та, 2009.

4. Huning A. Das Schaffen des Ingenieurs: Beitraege zu einer Philosophie der Technik. - Duesseldorf: VDI Verlag, 1987.

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

в рамках обучения культуре речи

М. ЯНИЧ, проф. учительского ф-тауниверситета г. Ниш, канд. пед. наук, PhD (г. Вранье, Сербия),

В.П. МАЙКОВА, доц. каф. философииМГУЛ, канд. философских наук

Развитие экологического сознания прямо связано с устной формой выражения, которая врожденна, первична, генетически предопределена, музыкальна, спонтанна, понятна и представляет собой неотъемлемую часть личности. Знание должно быть неприкосновенной частью природно-общественного существа личности, оно должно выходить из непосредственной жизненной реальности и в виде реакций обучающихся как целесообразных действий.

Развитие экологического сознания непосредственно связано с живой речевой практикой. Экологическое высказывание ученика представляет собой основу, на которой необ-

marinajanicvr@yahoo.com; valmaykova@mail.ru

ходимо изучать сложные грамматические категории и формы.

Экологическое содержание на занятиях, в особенности по культуре речи, получает художественный и эстетический уровень. Поэтому экологические темы в обучении речевой культуре занимают особое место и имеют особое значение в популяризации актуальных и жизненных вопросов.

Источники и интерпретация экологических тем

Экологическое содержание в обучении речевой культуре имеет два источника: первичный и вторичный.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

185

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Первичное экологическое содержание вытекает из непосредственной окружающей среды: деревенского двора, городского парка, луга, рощи, озера, реки, моря, горы. Такой прямой контакт с природой учащиеся могут осуществлять в процессе учебной прогулки до ближнего городского зеленого массива, загородной прогулки, экскурсии на природу и т.д.

Вторичный источник экологической проблематики - это художественная литература, живопись или музыка. Экологические разговоры можно вести и на основании документальных или художественных фильмов, пьес или театральных игр для детей и молодежи, молодежных журналов по специальности (National geograhic Junior), телевизионных передач, художественных фотографий.

На основании различных источников экологического содержания преподаватель может провести уроки речевой культуры творчески и интересно, так, чтобы учащиеся через выбранное языковое выражение достигли не только красоты речи, но и могли научиться формулировать точные, логичные, понятные и поучительные выводы в связи с экологической темой.

Развития экологической мысли и ее языкового выражения можно достичь при помощи речевых упражнений для правильного произношения слов, когда принципы правильной артикуляции и ударения показываются на примерах экологического содержания. Это так называемая второстепенная учеба.

Однако эффект будет несравнимо большим, когда об охране природы говорится в границах стилистически-композицион-ных речевых упражнений. Эти упражнения самые сложные, они представляют собой комплексное речевое событие учащегося, его организованную отвлеченно логическую грамматическую, стилистическую и прагматическую композицию. Значит, при подготовке изложения экологического содержания ученик должен хорошо познакомиться с проблемой, потом ему надо собрать материал, и, наконец, он должен создать план изложения на основании выбора важных, интересных и для темы релевантных данных. План изложе-

ния очень важен, потому что ученик на его основании будет формировать композицию изложения (введение, разработка, вывод), сосредоточится на сущности экологической проблемы, сможет избежать запутанности и удаления от темы, подумает и о способе интерпретации речевой цельности. Значит, он подготовится к ясному изложению, лишенному ненужных слов, стилистически сформированному (без фразерства, стереотипов) языковому выражению. Он строго подойдет к выбору лексики, сможет при помощи многозначных слов и стилистических фигур поиграть словами. Хорошо спланированная и организованная речь содержит правильную дикцию, соответствующую мелодии предложения и позе, которую ученик займет во время речи. Это не может быть ни слишком вольной, ни слишком неподвижной позой, но естественной, что приведет к соответствующим жестикуляции и мимике.

речевые упражнения повествования в рамках экологической тематики могут быть связаны с рассказами о личном общении с природой или с пересказом экологических текстов из журналов и книг. Ученикам эти речевые события дают возможность интерпретации интересного содержания близким и удобным для них способом. Эти упражнения присутствуют в обучении уже в первом классе начальной школы. Разговорное упражнение-сообщение - разновидность повествования - характерно для учеников третьего и четвертого классов, когда они кратко, содержательно и понятно рассказывают об экскурсии в горах, на море, озере. Можно сообщать о каком-то экологическом мероприятии или о другом организованном экособытии.

Речевые упражнения - описания экологического содержания - можно проводить описанием пейзажа, флоры и фауны, многочисленных деталей природы. С этими формами речи ученики встречаются уже в первом классе, но требования по классам увеличиваются и усложняются. Кроме приведенных композиционных и структурных элементов, для этого вида речевого упражнения характерен один важный момент по отношению к упражнениям повествования, это сопровож-

186

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭКОЭТИКА И ЭКОЛОГИЯ ДУХА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

дение глубины наблюдения визуальными, аудио-, осязаемыми, вкусовыми ощущениями (при помощи чувств зрения, слуха, осязания, вкуса и запаха). Учителю при собирании материала в природе или в зоопарке нужно направлять наблюдение ученика на интересные подробности, на основании которых ученик может прийти к продуманным выводам. С помощью подробного и внимательного наблюдения за природой ученики по-настоящему научатся ценить природу, смогут наслаждаться красотами и чистой эстетикой природы. Упражнения описания, кроме основных задач развития культуры речи, имеют цель воспитания восприятия и открытия всей подлинной правды о природе, с одной стороны, и ее эстетического восприятия, с другой стороны. Эстетика природы проявляется через игру красок (восход и закат солнца, звездное небо, отблеск водных поверхностей, снега, успокаивающее действие зелени), мелодии (свист ветра, пение птиц, крик животных, журчание ручья, шум реки, волн) и движения природы.

Речевые упражнения изложения подразумевают объяснение экологической проблематики на основании аналитическосинтетических отвлеченных операций. Ученики младших классов могут приготовить короткие лекции на экологические темы. Написание и чтение научных докладов - сложное дело, оно предназначено для старших учеников.

Речевые упражнения обсуждения

предназначены для учеников старших классов начальной школы. Они могут вести дебаты или дискуссию, когда при помощи аргументов будут доказывать исходные тезисы экологического содержания.

К отдельным видам речевых упражнений относятся толковательное чтение, рассказ, чтение наизусть литературно-художественных текстов или исполнение пьес. В этих толковательно-художественных речевых упражнениях, в особых выразительных средствах акустических речевых констант и сопровождении их мимикой и жестами особенно ярко проявляются семантика и эстетика литературно-художественного текста. Ученик может художественным толкованием

выбранного литературного произведения на экологическую тему вызвать интерес аудитории, побудить к мыслям, чувствам и настроениям, направленным на охрану растительности и животного мира планеты Земля и существование самого человека на ней. Лирическое и отвлеченное восприятие природы вызывается особенной интонацией, особым темпом рассказа. Правильное ударение и артикуляция звуков и слов в основном поможет не только акустическому, но и эмоциональному впечатлению, который ученик производит на слушателей. Не должно быть дрожи в голосе, заикания. Учитель должен помочь ученику овладеть техникой и так называемой картой дыхания, т.е. на тексте, который читается, обозначить места для вдоха.

Толковательное чтение, рассказ или чтение стихов подразумевает определенную позу, жестикуляцию и мимику, которые будут поддерживать и отражать содержание сказанного.

Приведенные виды речевых упражнений можно организовать на основании первичных и вторичных источников. Разница в том, что, когда идет речь о вторичных источниках экологического содержания, речевые упражнения могут быть составной частью уроков литературы, фильма, театра и тому подобное.

Естественность человеческого рода больше всего сохранена у детей. И в процессе роста и воспитания ученик принимает черты общественного существа, принадлежащего к особой социальной группе с принятой системой поведения. Поэтому большое количество стихотворений для детей посвящены природе. В них описаны разные случаи, происходящие с животными, чаще всего с домашними, но иногда и с дикими. Не только поэзия, но и проза, предназначенная детям, заполнена страницами, которые наполнены любовью к растениям и животным (Маленький принц Экзюпери выращивает розы и приручает лису). Журналы для детей тоже посвящаются миру растений и животных. Статьи и комиксы из журналов можно использовать не только на уроках речевых упражнений, но и для постановки новых экологических вопросов.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2011

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.