Научная статья на тему 'Значение и взаимосвязь графических и пластических коммуникаций в образовательном процессе студента-архитектора'

Значение и взаимосвязь графических и пластических коммуникаций в образовательном процессе студента-архитектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ РИСУНОК / СКУЛЬПТУРНАЯ МОДЕЛЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИНТЕЗ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / СТУДЕНТ-АРХИТЕКТОР / КУРС / НАПРАВЛЕНИЕ / ARCHITECTURAL DRAWING / SCULPTURAL MODEL / COMMUNICATION / ARTISTIC IMAGE / EDUCATIONAL PROCESS / SYNTHESIS / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / ACADEMIC DRAWING / ARCHITECT STUDENT / COURSE / DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнова Ирина Васильевна

В статье рассматривается значимость графических (графика) и пластических (скульптура) коммуникаций в процессе обучения студента-архитектора, проводится анализ рисунка и скульптурных моделей в синтезе художественных сторон, что позволяет оценить их специфические качества и влияние на творческий процесс. Подчеркивается значимость академического обучения XVIII-XIX веков, как традиционной, проверенной временем школы профессиональной базы мастерства. Отмечается, что дисциплина «Графические и пластические коммуникации» способствуют формированию художественного вкуса будущего архитектора и лежат в плоскости общей духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance and relationship of graphic and plastic communication in the educational process of student-architect

The article discusses the importance of graphics (graphics) and plastic (sculpture) communication in the learning process of the student-architect, presents an analysis of drawing and sculptural models in the synthesis of artistic sides that allows you to evaluate their specific qualities and impact on the creative process. Stresses the importance of the academic training of the XVIII-XIX centuries, as traditional, time-tested school-professional skill base. It is noted that the discipline of graphic and plastic communications contribute to the artistic taste of the future architect and lie in a common plane of spiritual culture.

Текст научной работы на тему «Значение и взаимосвязь графических и пластических коммуникаций в образовательном процессе студента-архитектора»

УДК 378.147.88

ЗНАЧЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

ГРАФИЧЕСКИХ И ПЛАСТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТА-АРХИТЕКТОРА

И.В. Портнова

Российский университет дружбы народов г. Москва, Россия

Аннотация. В статье рассматривается значимость графических (графика) и пластических (скульптура) коммуникаций в процессе обучения студента-архитектора, проводится анализ рисунка и скульптурных моделей в синтезе художественных сторон, что позволяет оценить их специфические качества и влияние на творческий процесс. Подчеркивается значимость академического обучения XVIII—XIX веков, как традиционной, проверенной временем школы — профессиональной базы мастерства. Отмечается, что дисциплина «Графические и пластические коммуникации» способствуют формированию художественного вкуса будущего архитектора и лежат в плоскости общей духовной культуры.

Ключевые слова: архитектурный рисунок, скульптурная модель, коммуникация, художественный образ, образовательный процесс, синтез, методические основы, академический рисунок, студент-архитектор, курс, направление.

Графические и пластические коммуникации являются важной составной частью образовательного процесса по направлению «Архитектура». Профессионализм будущего архитектора определяется его теоретическими и практическими навыками, полученными им в процессе обучения, среди которых важным является умение представлять, анализировать и синтезировать архитектурный образ в пространственной среде, экстраполировать его в ракурсе современных стилей и направлений. Графика и скульптура в единстве их художественно-пластических возможностей представляют органичный синтез непосредственного воздействия на студента. Их изучение способствует развитию объемно-пространственного мышления, овладению художественными средствами выражения, раскрытию выразительных возможностей объемной формы, постижению пластики, структуры предмета, что способствует активно-эмоциональному восприятию мира. При реализации программы указанных дисциплин используются раз-

личные образовательные технологии: во время аудиторных занятий проводятся теоретические лекции, практические, семинарские занятия, дискуссии, консультации, подготовка к самостоятельной работе.

Надо сказать, основой всякого творчества, в том числе архитектурного, выступает рисунок как разновидность графики, который незаменим в разных видах изобразительных искусств: живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и тесно связан с архитектурой. Если у живописца рисунок включается в колористический строй образа, то в архитектуре он видится в проекте. Будущий архитектурный образ вначале мыслится в линейных формах пока умозрительно в замысле, затем конкретно на бумаге в разных графических вариациях и в конечном итоге в модели-проекте. Он содержит в себе все черты необходимой предметности, его конструкция складывается из линий, объемных форм. Основополагающую роль рисунок играет в архитектуре,

—--—-

~ 112 ~

включаясь в качестве необходимой базовой дисциплины в систему художественного образования. Практическая деятельность будущего архитектора немыслима без архитектурной графики. Очевидно, что роль графических коммуникаций выходит за пределы учебных задач. В современном мире, когда происходит быстрое насыщение жизненного пространства новыми компьютерными технологиям, позволяющими моделировать любую композицию, создать инсталляцию в самых смелых и неожиданных вариантах, от простых конструктивных, логически выстроенных до макрокосмиче-ских, большого философского звучания, оказывается значимой эстетическая сторона рисунка. Так было в прошлом. В этой связи можно провести аналогию с большими историческими стилями: барокко и классицизмом XVIII—XIX веков. Тогда на смену пафосных идей барочного мироощущения пришел рационализм и простота классицизма в архитектуре. Сначала ценилась криволинейная линия барочного завитка и пластически наполненной объемной формы, затем неким эстетическим эталоном выступил ритм параллельных и перпендикулярных линий, строгих, тектонически выраженных плоскостей, симметрия самого построения и ясная система соподчинения масс. Компьютерные средства коммуникации нашего времени еще ярче высвечивают особенности рисунка, непосредственно выполненного рукой творца, уникальность которого тесно связана с мышлением и восприятием самого человека. Идеи и замыслы в своем первозданном виде без посредничества техники сразу ложатся на бумагу. Уже в беглом рисунке прочитывается живая авторская мысль. Именно такой рисунок, в котором живой материал наблюдений отражен в непосредственной форме, имеющий свою эстетику, привлекателен. Он позволяет оценить строй мыслей автора, логику его рассуждений на пути создания архитектурного образа. Последовательность ступеней в достижении стадии проекта ярче всего демонстрирует академический рисунок, когда происходит абсолютизация этапов творческого поиска: набросок, зарисовка, этюд, эскиз, законченное произведение. Так набросок и зарисовка, объединяемые в одну так называемую «рисуночную манеру» [1, с. 75], воспроизводящие натуру как бы непосредственно на глазах у зрителя [2, с.139], отличаясь лишь разной степенью фиксации предмета, в первичном ви-

де уже формируют художественный замысел (по этой причине всегда востребованы). Исторически, значимость этих этапов подтверждалась практической деятельностью студента-архитектора. Натурный этюд, призванный досконально штудировать предмет, характеризуется более тщательной моделировкой и прорисовкой деталей, дополняя свежесть впечатления, рождаемого набросками и зарисовками. Анализ учебных программ, планов и других документов Академии художеств XIX века позволяет утверждать, что в ее классах неоднократно ставились вопросы о необходимости изучения натурных форм: «Академия, следуя идеалистической нормативной эстетике, хотя и не стремилась к расширению связей обучения с действительностью, вместе с тем не могла ограничиваться и узко ремесленными задачами классных постановок» [3, с. 19].

Таким образом, каждый из этапов представляет собой некий опыт, сумму достижений, в силу близости к изучаемой натуре отличается конкретностью, что в итоге воплощается в законченные проекты. Рано сформировавшаяся в академическом рисунке приверженность к натуре и аналитическое видение модели способствовали выработке графического стиля, так необходимого в практике студента-архитектора.

В учебном процессе также значима роль пластических коммуникаций, в особенности в связи с созданием комплекса инновационных образовательных программ. В основу курса «Пластические коммуникации» положен системно-ориентирующий принцип, согласно которому соответствующий курс призван входить в интегральный процесс художественных дисциплин и способствовать архитектурному творчеству. Целью обучения является освоение методов скульптурной практики. Знания послужат базой, на которой сформируется познавательная самостоятельность студента-архитектора, его способность к наблюдению, мышлению.

В данном процессе целесообразным и важным выступает аспект изучения пластического языка скульптуры, который включает основы скульптурной композиции, разные способы выражения образа, принципы построения объемной и рельефной форм, основные техники скульптуры, свойства твердых и мягких скульптурных материалов. Скульптура — носитель реального объема,

—--—-

~ 113 ~

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4

—--—

она осязаема и материальна, подобно архитектуре формирует пространство. Будущий архитектор должен понимать, что пространство не является некой атмосферой, окружающей сооружение, а выступает динамической средой, вступающей с конструктивно-пластическим объемом в разные связи. В отношении скульптурного образа Н.И. Поляков отмечал: «Особенность этих связей такова, что пространство в них исполняет равноправную с объемом, а иногда даже более активную образно-пластическую роль» [4, с. 184]. В своем объемно-пространственном виде скульптурная модель может мыслиться в качестве будущего архитектурного образа. Возможна их общность и в стилевом отношении, предполагающем тесный синтез архитектуры и скульптуры. На собственном примере, выявляя особенности объемных и рельефных форм, студенты знакомятся с пластическими свойствами мягких материалов (глина, пластилин) в разных жанрах, используя сочетание архитектурных и скульптурных форм, декора. Постигая основы скульптурной композиции, подобно архитектурному образу, они учатся моделированию объемных форм в пространстве. Работы с натуры, по памяти, представлению, позволяют передавать различные способы освоения материала — от наглядной реальности до абстрактно-творческих решений. В результате освоения курса студенты приближаются к пониманию специфики пластических коммуникаций в сфере архитектурного творчества.

Затрагивая значимость графических и пластических коммуникаций в учебном процессе, отметим их тесную взаимосвязь и общую нацеленность на достижение результата. Эти две дисциплины, как отмечалось, важны в формировании эстетического вкуса и пространственного видения будущего архитектора. Их единство в выразительности пластического языка, воздействующего на зрителя. Композиционная выразительность графического и скульптурного образа достигается соразмерностью линий, форм, объемов, масс, четкостью и лаконичностью силуэта. Это те качества, которые в немалой степени формируют архитектурный образ. В графической, скульптурной и архитектурной композиции, а именно в характере пластической трактовки модели, ее главных объ-

емов и трактовке подчиненных деталей не малое значение имеет закон контрастов. Если в графике и в скульптуре главными контрастами являются светотеневые, которые способны выявить форму, объединить детали, то в архитектуре важны контрасты самих объемов, акцентирующих внимание на тектонике и конструкции самих сооружений. На теоретических и практических занятиях студенты постигают эту «науку». Работая над проектом, создавая архитектурную модель в небольших размерах, они находят нужные весовые отношения, характер конструкции т. д. В будущем, претворяя эти проекты-этюды в монументальные композиции, они уже не будут удовлетворяться голой схемой, а заботиться о художественно-пластических особенностях создаваемого образа. Точно найденное художественно-композиционное решение образа — гарант мастерства архитектора, его умения выразить идейное содержание произведения.

В целом, дисциплины «графические и скульптурные коммуникации» служат формированию художественного вкуса, единой эстетической платформы, развитию общей духовной культуры. Эстетические качества графических и скульптурных образов, оцениваемые студентами, будут преломляться художественными особенностями их будущих архитектурных проектов. Владение ими в совершенстве — всегда было в центре внимания мастеров и разрабатывалось в разных школах, формируя основы реалистического творчества, определенные художественные традиции. Еще в эпоху Возрождения крупный архитектор, теоретик искусства Леон Батиста Альберти в своем трактате «О статусе» написал: «Искусству же учатся на правилах и приемах, а затем уже его усваивают на практике» [5, с. 17]. В трактате «Десять книг об архитектуре», он продолжил мысль: «Я хочу, чтобы молодые люди, которые только что, как новички, приступили к живописи, делали то же самое, что, как мы видим, делают те, которые учатся писать. Они сначала учат формы всех букв в отдельности, то, что у древних называлось элементами, затем учат слоги и лишь после этого — как складывать слова. Пусть этот же порядок соблюдается и у нас» [5, с. 58]. Правила и законы великих мастеров прошлого были взяты за основу отечественными исследователями. Об этом писал Н.Н. Рос-

—--—-

~ 114 ~

товцев, называя сложившиеся методы обучения на основе внимательного наблюдения изучения природы ценным материалом, базой для построения нового [6, с. 26]. Исследователь считал, что образование деградирует, если оно отходит от научного метода познания [6, с. 33].

В истории отечественной графики и скульптуры основные этапы формирования и развития приходятся на XVIII—XX века, что объяснялось особенностями светского образования. Знакомство студентов с классическими мастерами, которые показали образцы совершенного графического и скульптурного стиля, остаются актуальными в современной архитектурной практике как некой методической базы в обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. С. 75.

2. Поспелов Г. Русский рисунок 1960—70-х гг. // Советская графика. 1977. М.: Сов. Художник, 1979. С. 139.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение, 1984, С. 19.

4. Поляков Н.И. Скульптура и пространство. М., 1982. С. 184.

5. Альберти Леон Батиста. Десять книг об архитектуре. М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1937. Т. II.

6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995. С. 26.

THE SIGNIFICANCE AND RELATIONSHIP

OF GRAPHIC AND PLASTIC COMMUNICATION

IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENT-ARCHITECT

I. V. Portnova

Peoples ' Friendship University of Russia Moscow, Russia

Annotation. The article discusses the importance of graphics (graphics) and plastic (sculpture) communication in the learning process of the student-architect, presents an analysis of drawing and sculptural models in the synthesis of artistic sides that allows you to evaluate their specific qualities and impact on the creative process. Stresses the importance of the academic training of the XVIII-XIX centuries, as traditional, time-tested school-professional skill base. It is noted that the discipline of graphic and plastic communications contribute to the artistic taste of the future architect and lie in a common plane of spiritual culture.

Key words: architectural drawing, sculptural model, communication, artistic image, educational process, synthesis, methodological foundations, academic drawing, architect student, course, direction.

REFERENCES

1. Solovyov B.A. Art drawing. Leningrad, Art, 1989,

p. 75.

2. Pospelov G. Russian figure 1960—70-ies. Soviet graphics 1977. Moscow, the artist, 1979

3. Maslov N. Plein Air. Moscow, Education, 1984,

p. 19.

4. Polyakov N.I. Sculpture and space. Moscow, 1982, p. 184.

5. Alberti Leon Battista. Ten books on architecture. Moscow, All-Union Academy of Architecture, 1937. Vol. II.

6. Rostovtsev N.N. Academic drawing. Moscow, Education, 1995, p. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.