Научная статья на тему 'Значение и роль участников управленческих процедур в судах'

Значение и роль участников управленческих процедур в судах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТНИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР / ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕДУР / СУД / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА / THE POWERS OF PROCEDURES’ PARTICIPANTS / PARTICIPANTS OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES / COURT / ADMINISTRATIVE PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гомада Валентин Андреевич

В статье определено понятие «участник управленческой процедуры», проанализированы понятия внешних и внутренних участников управленческих процедур, дано определение понятию субъект управленческих процедур в судах и выделены его признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance and role of the participants of administrative procedures in courts

The notion «participant of administrative procedures» is determined in the article; the concept of internal and external participants of administrative procedures is analyzed; definition of the concept of administrative procedures’ subject in the courts is provided; its features are outlined.

Текст научной работы на тему «Значение и роль участников управленческих процедур в судах»

Гэмада В. А. Зна чение и роль участников управленческих процедур в судах

Гомада Валентин Андреевич Gomada Valentin Andriyovych

соискатель кафедры административного, финансового и информационного права факультета права и массовых коммуникаций

Харьковский национальный университет внутренних дел (61080, Украина, Харьков, пр-т 50-летия СССР, 27)

post-graduate student of administrative, financial and informational law chair of law and mass communications faculty

Kharkiv national university of internal affairs (27 50-years of USSR av., Kharkiv, 61080, Ukraine)

E-mail: stanislav2107@mail.ru

Значение и роль участников управленческих процедур в судах

The importance and role of the participants of administrative procedures in courts

В статье определено понятие «участник управленческой процедуры», проанализированы понятия внешних и внутренних участников управленческих процедур, дано определение понятию субъект управленческих процедур в судах и выделены его признаки.

Ключевые слова: участники управленческих процедур, полномочия участников процедур, суд, управленческая процедура.

The notion «participant of administrative procedures» is determined in the article; the concept of internal and external participants of administrative procedures is analyzed; definition of the concept of administrative procedures’ subject in the courts is provided; its features are outlined.

Keywords: participants of administrative procedures, the powers of procedures’ participants, court, administrative procedure.

Согласно статье 6 Конституции Украины «государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины» [1]. Данное разделение выделяет судебную ветвь власти, поскольку только она выполняет функции правосудия. Деятельность соответствующего органа зависит от политической атмосферы в стране, общественного плюрализма, социальноэкономического развития. Именно суды разного уровня обеспечивают осуществление управленческих процедур через деятельность судей.

Целью данной статьи является исследование понятия «участник управленческой процедуры» и выяснения его главных задач в судебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: определить такие понятия, как «субъективный состав управленческой процедуры», внутренние и внешние участники управленческих процедур, выяснить содержание каждого структурного элемента, их особенности и связи, возникающие между ними.

Особенностью судопроизводства является то, что оно представляет собой сложную систему правоотношений, участниками которой являются различные субъекты права. По своей природе они

имеют разный набор прав, свобод и обязанностей, но несмотря на это, они остаются элементами единого целого «организма». Учитывая роль и возможность каждого из них воздействовать на судебный процесс и его деятельность и интересы каждого заинтересованного лица, таких субъектов можно разделить, учитывая определенные обстановки, отличающие их друг от друга.

Под субъектом управленческой процедуры понимают одного или нескольких человек, привлеченных к процедуре, обязательно имеющих правосубъектность, которой они пользуются в конкретных правоотношениях, путем реализации своих юридических прав и обязанностей, некоторых полномочий и ответственности, возложенных на них.

Субъективный состав управленческой процедуры образуют две группы: первая — это, прежде всего, государственный орган (суд), а вторая — именно физическое (гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства) или юридическое лицо, которое могут называть «частным лицом». Данные отношения характеризуются субординационно-стью, то есть наличие в составе властного субъекта не предоставляет ему возможности провозглашать себя «властелином права». Их права и обязанности устанавливаются и соответствуют действующему за ко нодател ьству.

В зависимости от инициативы и последствий частные субъекты судебных процедур делятся на

лиц, которые, обращаясь в административный орган, реализуют свои личные права и законные интересы (в таком случае их называют «заявителями»), и лиц, подающих жалобу в суд о бездеятельности или ненадлежащей деятельности органа (называются «жалобщиками»). Возможны случаи привлечения лица к производству по желанию соответствующего органа или по его собственной инициативе, если решение по делу может каким-то образом повлиять на права и интересы данного лица. В последнем случае такое лицо называется «заинтересованным лицом».

Круг субъектов, входящих в состав внутренне организационной управленческой процедуры в судах можно классифицировать в зависимости от полномочий на местах:

1. Председатель суда — это субъект властных полномочий, который наделен такими управленческими функциями согласно Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей»: представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда; контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит руководителю территориального управления Государственной судебной администрации Украины представление о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и об освобождении их от должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителю поощрения или наложения дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством; выдает на основании акта о назначении (избрании) судьей или освобождении судьи от должности соответствующий приказ; сообщает в Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в суде в десятидневный срок со дня их образования, обеспечивает выполнение решений собрания судей местного суда; контролирует ведение в суде судебной статистики, заботится об информационно-аналитическом обеспечении судей с целью повышения качества судопроизводства, обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей местного суда, осуществляет другие полномочия, определенные законом. Наиболее постоянным из перечисленных функций является именно организационное руководство судейского аппарата, обеспечивает объединение усилий всех сотрудников на достижение поставленных целей и задач.

2. Заместитель председателя — это еще один участник управленческих процедур. В рамках законодательства и возложенных на него полномочий председателем суда выполняет следующие функции: рассматривает обращения граждан и юридических лиц, обеспечивает внедрение и развитие информационных технологий, взаимодействие с политическими партиями, движениями,

общественными и религиозными организациями, соблюдение Конституции и законов Украины, осуществляет организацию делопроизводства, организует и контролирует разработку инструктивных материалов по делопроизводству, совершенствование форм и методов обработки документов, внедрение комплексной автоматизации в делопроизводстве. Осуществляет методическое руководство и контроль за ведением делопроизводства в аппарате, управлениях, отделах и других исполнительных органах городского совета и т. п.

3. Судья — является должностным лицом, которое в соответствии со своими полномочиями осуществляет правосудие, рассматривает уголовные, гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях в соответствии со сроком, обеспечивает контроль за исполнением приговоров, постановлений, решений суда и т. д.

4. Помощники судей — это субъекты внутренне организационной управленческой процедуры в судах, выполняющие высокоинтеллектуальные задачи, связанные с аналитикой, исследованием и изучением дел, законодательства, отслеживают документацию, связанную с производствами по делам. Формально их полномочия подробно разграничиваются с другими работниками аппарата суда [2, с. 38].

5. Судьи судебной палаты — это субъекты управленческой процедуры, которые образуются, назначаются и действуют по решениям, которые принимаются собранием судей. Они действуют, учитывая свою специализацию, и не выходят за пределы допустимой юрисдикции. Необходимость их деятельности заключается в том, что они нужны при рассмотрении определенных дел в пределах своей юрисдикции. В их состав входят секретарь, который назначается аналогично как и судьи. Их полномочия предусматривают осуществление судопроизводства по делам в порядке, установленном процессуальным законом, ведение и анализ судебной статистики и изучения и обобщения судебной практики; они помогают на методологическом уровне различным судам применять нормы права, осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом. В их состав входит секретарь и его заместитель, последний из них необходим для выполнения полномочий секретаря судебной палаты в его отсутствие. Он избирается сроком на 5 лет большинством голосов от общего числа судей в палате.

6. Аппарат суда — вспомогательный субъект в судебных палатах. Состоит из руководителя и его подчиненных. Непосредственным полномочием руководителя является осуществление руководства аппаратом суда. К общим полномочиям его подчиненных входит ведение всей работы в палате, контроль судебной практики по делам, отнесенным к компетенции палаты, информирование собрания судей суда о деятельности судебной палаты. В состав системы судебного аппарата могут входить отдельные элементы: а) отдел документального обе-

Гэмада В.А. Значение и роль участников управленческих процедур в судах

Гэмада В.А. Зна чение и роль участников управленческих процедур в судах

спечения, канцелярия; б) отдел кадровой работы и аналитической статистической работы; в) отдел планово-финансовой деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; г) отдел материально-технического и хозяйственного обеспечения.

7. Секретарь судебного заседания обеспечивает контроль за полным фиксированием судебного заседания техническими средствами и ведет журнал судебного заседания в соответствии с Инструкцией о порядке фиксирования судебного процесса техническими средствами. Кроме того, во время совершения отдельного процессуального действия вне судебного заседания секретарь судебного заседания составляет протокол (ст. 45—46 КАСУ). Секретарь судебного заседания по поручению председательствующего совершает другие действия, касающиеся рассмотрения дела: предоставляет материалы дела лицам, принимающим в нем участие, делает копии судебных решений и других документов по делу и т. д.

8. Судебный распорядитель — субъект управленческой деятельности, главная задача которого — проверка зала до начала судебного заседания; учет количества мест и обеспечения порядка во время судебного заседания, обеспечение безопасности судей при исполнении ими своих обязанностей; принятие мер по удалению лиц, нарушающих порядок, из зала судебного заседания; приглашение председательствующего в зал судебного заседания, свидетелей, экспертов, переводчиков и других участников судебного процесса, обеспечение взаимодействия с подразделениями милиции; гарантирование условий, необходимых для проведения закрытого судебного заседания, и т. п.

9. Главный специалист по информационным технологиям — это лицо, которое гарантирует ввод в эксплуатацию, установку, обслуживание компьютерной техники, периферийного оборудования и оргтехники, эксплуатируемых в суде; консультирование по вопросам использования компьютерного оборудования; занесение копий судебных решений в Единый государственный реестр судебных решений, предупреждение поломок техники и т. д.

Выполнение обязанностей, возлагаемых на каждый отдельный элемент внутреннего строения суда, обеспечивает эффективную защиту нарушенных и непризнанных прав и свобод граждан и способствует становлению действительно самостоятельной судебной власти. При этом важным является этическая, моральная составляющие и личное правосознание носителей правосудия. Как сказал Н. Пшон-ка: «Соблюдение законных моральных и этических требований позволяет предотвратить негативную оценку деятельности суда обществом. В судейской среде региона безоговорочным моральным и профессиональным авторитетом прежде всего должен обладать председатель апелляционного суда, который должен быть примером для подражания для каждого законника без исключения» [3, с. 1—2].

Также, по нашему мнению, необходимо разделить субъектов управленческих процессов в

зависимости от деятельности органов суда. В некоторых случаях в таких процедурах выступает только сам орган — суд, а в других — служебное или должностное лицо в качестве судьи. Необходимо учесть и то, что на сегодня нет окончательного мнения ученых относительно понятия служебного и должностного лица. Эти понятия очень активно используются в различных нормативных правовых актах и законах Украины. Например, в Законе Украины «О государственной службе» должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Будем считать, что это определение не вполне четкое и ясное, поскольку перечисленные функции может выполнять кто-либо из работников государственной службы.

В зависимости от численности лиц при рассмотрении определенных дел, властные участники управленческой процедуры могут подразделяться:

1) на коллективных (коллегиальных);

2) индивидуальных (единоличных).

Коллективные включают в себя всех тех, одной

из сторон которых является одновременно двое и более лиц (орган суда, трудовой коллектив, коллегия, совещание, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение и т. д.). Индивидуальные (единоличные) управленческие процедуры осуществляются одним лицом самостоятельно, то есть без согласования и обсуждения их в коллективе или с отдельными лицами (чаще всего это оперативные решения, касающиеся повседневных вопросов служебной деятельности, принимаемых руководителем) [4, с. 86].

В зависимости от связей в отношениях, возникающих между субъектами управленческой процедуры при осуществлении ими полномочий, их можно разделить на субординации, координации, реординации.

Под субординационными понимают отношения, в которых четко предусмотрена суровая подконтрольность одних работников другим согласно правилам служебной дисциплины. В научной литературе субординация определяется как «вертикальное взаимодействие сторон, когда одна сторона подчинена другой, а также имеющиеся властные полномочия у высшего уровня в системе управления относительно низшего» [5, с. 35].

Например, Д.Н. Бахрах по объему подчинения выделяет два его вида: а) линейное, при котором каждый подчиненный имеет только одного непосредственного руководителя, в компетенцию которого входят все вопросы деятельности подчиненного; б) функциональное, которое заключается в подчиненности в какой-то части деятельности, в пределах определенной функции [6, с. 168].

Противоположностью субординационных отношений являются координационные. Они характе-

ризуются равенством субъектов друг перед другом при осуществлении определенной деятельности. В одном из словарей координация определяется как согласование, установление взаимосвязи, контакта в деятельности [7, с. 276]. Данные отношения характерны для органов суда с равным объемом полномочий.

Суть реординационных связей заключается в том, что властные субъекты управленческих процедур имеют право требовать от подчиненных надлежащего поведения по реализации их прав, свобод и интересов.

Участники управленческой процедуры имеют определенные организационные связи, которые подразделяются на линейные и функциональные. Линейные связи возникают по поводу принятия и реализации различных управленческих решений, а также по поводу использования информации, поступающей в суд, но в пределах «линейных» руководителей управления. Главными задачами таких руководителей является: обеспечение организационной деятельности суда и упорядочения структурных подразделений суда. Наличие такого управляющего субъекта дает возможность решения любых вопросов по поводу развития, функционирования, обеспечения вверенных ему подразделений, а также выдавать определенные приказы, распоряжения, которые обязательны для других членов организации ниже по рангу. Параллельно «линейным» полномочиям существуют также и функциональные. Такие права могут предоставляться как руководителям, так и обычным подчиненным управленческого аппарата, последнее происходит, когда на такое лицо возлагается обязанность выдавать определенные предписания и совершать соответствующие действия, которые обычно закреплены за руководителем подразделения. Обычно полномочия персонала ограничиваются по отношению к руководителям. К их компетенции относится: создание планов, предоставление рекомендаций, советов и помощи по поводу определенного вопроса или дела, но ни в коем случае не управление другими членами организации.

Таким образом, учитывая все обстоятельства, надо сказать, что участниками управленческой процедуры в судах являются лица, имеющие соответствующий комплекс прав, свобод и обязанностей,

установленных и закрепленных на законодательном уровне для реализации их полномочий и интересов. Главными представителями являются граждане и внутренне организационная структура судебного аппарата. Разграничение всех судей в зависимости от их компетенции позволяет повысить эффективность деятельности судебной системы и равномерно разделить нагрузку на всех действующих судей.

Примечания

1. Конституция Украины // Ведомости Верховного Совета Украины (ВВР). 1996. № 30, ст. 141.

2. Руководство помощника судьи общего суда / ред. И.Н. Осыка. Киев, 2010.

3. Пшонка Н. Судебные ошибки являются «необходимым злом». Но следует стремиться, чтобы они случались как можно реже // Закон и Бизнес. 2012. № 27—28.

4. Кулинич С.А. Классификация участников управленческих процедур в органах прокуратуры // Форум права. 2007. № 2.

5. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

6. Бахрах Д.Н. Административное право: краткий учебный курс. М., 2000.

7. Административная процедура и административные услуги: зарубежный опыт и предложения для Украины / авт.-сост. В.П. Тимощук. Киев, 2003.

Notes

1. Constitution of Ukraine // Bulletin of Verkhovna Rada of Ukraine (BVR). 1996. № 30.

2. Manual for judge’s assistant in magistrate courts / ed. I.N. Osyka. Kiev, 2010.

3. Pshonka N. Court mistakes are «indispensable evil». But we have to strive for reducing them // Law and Business. 2012. № 27—28.

4. Kulinich S.A. Classification of managing procedures’ participants within prosecutor’s office // Forum prava. 2007. № 2.

5. Kurashvili B.P. Essay of the theory of state management. Moscow, 1987.

6. Bakhrakh D.N. Administrative law: concise training course. Moscow, 2000.

7. Administrative procedure and administrative services: foreign experience and propositions for Ukraine / author-comp. V.P. Tymoshuk. Kiev, 2003.

Гомада В.А. Значение и роль участников управленческих процедур в судах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.