Научная статья на тему 'Значение и основные направления внешнеполитического взаимодействия КНР и РФ'

Значение и основные направления внешнеполитического взаимодействия КНР и РФ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
457
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и основные направления внешнеполитического взаимодействия КНР и РФ»

С. В. Уянаев

ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КНР И РФ

На протяжении почти всей 20-летней истории современных межгосударственных отношений между Россией и КНР вопросы международной повестки дня неизменно являются предметом серьезного обсуждения в ходе интенсивного и многоотраслевого двустороннего диалога. В этом смысле не стали исключением и встречи на высшем уровне, прошедшие в первые месяцы 2010 г. — на 2-м саммите БРИК в Бразилиа (апрель) и в майской Москве, отмечавшей юбилей Победы.

При этом показательную оценку международной роли внешнеполитического сотрудничества РФ и КНР, его месту в общем комплексе российско-китайских связей высшие руководители двух стран дали во время их июньского (2009 г.) саммита в Москве.

Важнейший компонент

Как подчеркнул тогда президент РФ Д.А. Медведев, «взаимодействие между двумя крупнейшими странами мира было и остается фактором действительно геостратегического масштаба». А председатель КНР Ху Цзиньтао назвал китайско-россий-

ские отношения «поистине важным фактором в пользу позитивного взаимодействия между основными игроками мировой политики и сохранения мира и стабильности в мире»1. Такая же мысль, подчеркивающая предпосылки и базовые основы международного сотрудничества двух стран, содержится и в дру-^ 2 гих российско-китайских документах последнего времени .

Декларативная форма официальных документов и заявлений не умаляет существа вопроса. Внешнеполитическое взаимодействие РФ и КНР является важнейшей составной частью двусторонних отношений, носит масштабный и диверсифицированный характер, опирается на эффективные механизмы, охватывает самый широкий круг глобальных и региональных проблем.

Договор 2001 года: новаторство на прочной правовой базе

Формирование предпосылок и содержания внешнеполитического взаимодействия на протяжении последних 15—20 лет происходило поэтапно и поступательно, параллельно развитию всего комплекса отношений, включая их концептуальную основу. Быстрое продвижение от отношений на принципах добрососедства и мирного сосуществования к формуле стратегического партнерства позволило существенно продвинуть и укрепить в том числе и внешнеполитическое сотрудничество.

Договорно-правовым «апофеозом» двусторонних связей явился, как известно, двусторонний Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г.3. Значение этого документа может быть определено в двух аспектах.

Во-первых, по широкому экспертному мнению, сам по себе документ стал новаторским. В нем впервые в международной договорной практике было дано развернутое определение терминов «стратегическое партнерство», «стратегическое взаимодействие», которые обрели конкретное понятийное содержание. По сути, была представлена новая модель современных демократических межгосударственных отношений — не союз или

блок, а модель долговременного, взаимовыгодного партнерства, которое транспарентно, не направлено против третьих сторон, не идеологизировано, представляет собой взаимодействие в целях реализации сходных внешнеполитических приоритетов и создания условий для оптимального внутреннего социальноэкономического развития каждой из стран.

Важной чертой Договора стало то, что в нем был четко структурирован целый ряд оправдавших себя универсальных норм международного права, регулирующих базовые основы двусторонних отношений. Речь идет о принципах взаимного признания выбранного пути развития, уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга, более того — о взаимоподдержке в этих вопросах, о принципах взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела, равенства и взаимной выгоды, об отказе от применения силы и территориальных претензий, о неучастии в союзах, направленных против друг друга. То есть Договор можно рассматривать как универсальный документ, значение которого выходит за рамки сугубо российско-китайских отношений, ибо он является важным вкладом в международное право. Практика ШОС, созданной в 2001 г. во многом на основе тех же принципов, служит наглядным подтверждением универсального значения не только Договора 2001 г., но и самой модели двустороннего российско-китайского сотрудничества.

Во-вторых, в Договоре зафиксированы положения, определяющие собственно внешнеполитическое взаимодействие двух стран. Это — намерение России и КНР прилагать активные усилия для укрепления международного права и центральной роли ООН, противостоять попыткам силового давления и вмешательства во внутренние дела, содействовать предотвращению конфликтов и укреплению международного мира, стабильности и развития.

На фоне финансово-экономического кризиса, охватившего мир с осени 2008 г., своего рода пророческим взглядом в будущее стал пункт о сотрудничестве в международных финансовых и экономических структурах.

Положения Договора были подтверждены и развиты в последующих совместных документах, включая Декларации по внешнеполитическим вопросам от 1 июня 2005 г. и 23 мая 2008 г.4

В документе, подписанном в ходе российско-китайского саммита в Пекине в марте 2006 г., была дана более акцентированная формула российско-китайских отношений как отношений всемерной «взаимной поддержки и взаимного благоприятствования». При этом подчеркивалось, что стороны будут усиливать линию «на координацию и углубление стратегического взаимодействия во внешнеполитических делах с целью создания благоприятной международной обстановки»5.

Примечательно, что такая взаимная поддержка имеет весьма широкие рамки, касаясь не только сугубо современных, но и принципиальных исторических вопросов в международной жизни. Как подчеркнул председатель КНР Ху Цзиньтао в ходе торжеств в Москве по случаю 65-й годовщины Победы, обе страны на фоне нынешних попыток фальсифицировать историю Второй мировой войны занимают «идентичные позиции». В связи с этим, отметил китайский руководитель, для двух стран целесообразно еще более усилить «координацию и взаимодействие с тем, чтобы решительным образом отстаивать серьезность исторической правды»6.

Непрерывно развивающееся на базе упомянутых положений стратегическое взаимодействие РФ и КНР — как в глобальном и региональном масштабах, так и в двустороннем и многостороннем форматах — является важным стабилизатором развития международной обстановки. В этом заключается еще одна грань международного измерения российско-китайских отношений, включая их договорно-правовую базу.

Не будет большой натяжкой сказать, что обнадеживающие тенденции в политике новой администрации США (признание Б. Обамой невозможности одному государству диктовать свои условия остальному миру), связаны с укреплением международной системы сдержек и противовесов, важным элементом которой является сотрудничество России и Китая.

Цели и направления сотрудничества

Российско-китайское международное взаимодействие базируется на идеях построения справедливого политического и экономического миропорядка, который, как считают и КНР, и РФ, должен основываться на принципах полицентричности, самостоятельности и равноправия, коллективного подхода к ведению мировых дел, мирного способа разрешения конфликтов и споров, недопустимости одностороннего диктата. При этом стороны консолидированно отстаивают центральную роль ООН, необходимость соблюдения универсальных норм международного права, с близких позиций подходят к вопросам разоружения и борьбы с терроризмом, активно выступают за развитие различных форм международного экономического сотрудничества, включая противодействие последствиям мирового финансово-экономического кризиса.

Данное направление сотрудничества было особенно востребовано в последнее время. Об антикризисных мерах, причем не только в двустороннем, но и в многосторонних форматах, шла речь в ходе неоднократных встреч президента РФ с председателем КНР, включая саммит в Москве в июне 2009 г., а также переговоры на полях «Группы 20» в Питсбурге и на Форуме АТЭС в Сингапуре. Так, в совместном российско-китайском заявлении от 17 июня 2009 г. стороны высказались о взаимной поддержке принятых в обеих странах антикризисных программ, подчеркнули значение сохранения положительной динамики двустороннего экономического сотрудничества в качестве важного средства минимизации последствий кризиса. При этом было отмечено, что очевидным путем повышения эффективности является скорейшая реализация уже имеющихся соглашений, смелое продвижение крупных, в том числе согласованных к настоящему времени, «пилотных» инвестиционных проектов в различных сферах. Отмечалась и необходимость более активно использовать финансовые и банковские инструменты, продвигать работу по созданию благоприятных условий для расширения сфер расчетов в национальных валютах7.

Важнейшим, причем долговременным направлением взаимодействия, является сфера международной безопасности, включая актуальную задачу постепенного продвижения к созданию новых универсальных механизмов, которые гарантировали бы стабильность на самом широком североатлантическом и евразийском пространстве. В русле разработки таких механизмов находится выдвинутая российским президентом инициатива создания новой системы безопасности в Европе, которая может быть распространена и на другие регионы или, как принято говорить, «на пространство от Ванкувера до Владивостока». Представляется, что эта идея весьма созвучна китайской концепции построения «гармоничного мира», дополняемой в последнее время «теорией Ху Цзиньтао о совместном развитии». В этом созвучии заключена не только предпосылка, но и прямой импульс для тесной координации действий РФ и КНР по глобальной и региональной повестке дня в целях обеспечения прочного, стабильного и справедливого полицентричного мира. Главной площадкой здесь продолжает оставаться ООН. Взаимодействие и взаимная поддержка в этой универсальной организации, укрепление ее центральной роли в решении мировых дел, реформирование ООН в соответствии с требованием времени — все это является ключевым направлением двустороннего сотрудничества.

Опираясь на международный авторитет и близость позиций, КНР и РФ стремятся совместными декларациями и скоординированными действиями на площадках международных форумов внести вклад в разрешение различных проблем и конфликтов. Как справедливо подчеркивала еще несколько лет назад газета «Жэньминь жибао», «позиции Китая и России почти по всем трудным и важным проблемам в мире (таким, как тематика ООН, борьба с терроризмом, иранский ядерный вопрос, северокорейский ядерный вопрос, конфликты между Палестиной и Израилем, иракский вопрос и т. д.) либо тождественны, либо очень близки»8.

В контексте сегодняшних задач по развитию двустороннего стратегического взаимодействия заслуживает внимания формулировка, данная китайской стороной в ходе визита в Москву в мае

2010 г. председателя Ху Цзиньтао: усиливать взаимодействие по вопросам институционализации «двадцатки», делать более вескими голоса двух стран в международных делах, защищать справедливые права двух стран и развивающихся государств; совместно защищать региональный мир и стабильность; укреплять сотрудничество в антитеррористической борьбе, совместно бороться против «трех сил зла»; усиливать кооперацию в противодействии изменению климата и обеспечении энергетической безопасности9.

Многосторонние форматы взаимодействия

РФ и КНР, наряду с двусторонними механизмами, активно используют инструменты различных многосторонних форматов. Речь идет не только об активном взаимодействии в рамках ООН, мировой «восьмерки», а также «двадцатки» (которая в последнее время неоднократно собиралась для выработки, в частности, международных антикризисных мер). Возрастает значение сотрудничества в форматах РИК и БРИК, которое является значимым фактором формирования основ многополярного мира, благоприятно сказывается на международном климате, а также способствует развитию отношений между странами-уча-стницами. Отметим, в частности, что на позитивную роль РИК в контексте прогресса китайско-индийских отношений, которые, несмотря на ряд сохраняющихся проблем, развиваются в целом в здоровом партнерском позитивном русле, нынешний посол КНР в РФ (в то время заместитель министра иностранных дел Китая) Ли Хуэй указывал еще в 2005 г.10

Значительная роль в международном сотрудничестве РФ и КНР по-прежнему принадлежит ШОС. На состоявшемся в июне 2009 г. в Екатеринбурге очередном саммите Организации при активном участии обеих стран были сделаны новые шаги по продвижению деятельности этого авторитетного международного формирования, подписана серия важных документов, в том числе Конвенция ШОС по терроризму. На саммите было признано необходимым принять эффективные меры для минимизации последствий мирового финансового кризиса, с акцен-

том на последовательную реализацию обновленного Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, который был утвержден на заседании Совета глав правительств ШОС в октябре 2008 г.

Фактор США

Выстраивая международную политику, в том числе взаимные связи, РФ и КНР учитывают, разумеется, основные тенденции развития мировой обстановки, на которые оказывают влияние действия все еще наиболее мощного государства планеты — США. Москва и Пекин, традиционно заинтересованные в развитии нормального партнерского диалога с Вашингтоном, связывают надежды на его большую эффективность с деятельностью администрации президента Б. Обамы. Состоявшиеся в июле и ноябре 2009 г. визиты американского лидера в РФ и КНР соответственно, проведение в Вашингтоне 1-го раунда американо-китайского стратегического экономического диалога, другие российско-американские и китайско-американские встречи, в ходе которых участники переговоров декларировали намерение сотрудничать в конструктивном ключе, создают для таких надежд определенную почву. Однако первый год нахождения у власти нынешней администрации США, пожалуй, не дал однозначного ответа, насколько ее внешне обнадеживающие декларации о стремлении к «конструктивным отношениям» могут означать готовность к равноправному партнерству на деле. По целому ряду признаков в элите США по-прежнему сильны позиции тех, кто не намерен отказываться от идей безраздельного лидерства и политики «сдерживания остальных». Не случайно США продолжают поддерживать антироссийский режим в Тбилиси, а в начале 2010 г. предприняли очередные, крайне чувствительные для Пекина, шаги по военным поставкам властям Тайбэя.

Только дальнейшие практические действия США покажут, означают ли слова американского президента в Москве о невозможности какой-либо одной стране диктовать условия кому бы то ни было и его заявление в Пекине об отсутствии намерения «сдержи-

вать» Китай, что Вашингтон способен отказаться от прежних претензий на мировое доминирование и от ряда других деструктивных проявлений своей политики, включая неафишируемые попытки противопоставить РФ и КНР, провокационные оценки и концепции в отношении различных аспектов внутренней жизни Китая и России, их двусторонних связей, а также в отношении самих США, Индии, Японии, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Разумеется, широкое внешнеполитическое взаимодействие РФ и КНР не может восприниматься только в белом цвете. В нем есть свои проблемы и трудности. Они обусловлены спецификой тех или иных конкретных интересов, имеющих, в частности, региональный характер. Так, КНР де-факто занимает про-японскую позицию в вопросе о принадлежности Южных Курил. Элементы конкуренции подспудно проявляются между двумя странами в Центрально-Азиатском регионе. Стремясь так или иначе не оказаться в ущемленном положении, стороны внимательно наблюдают за диалогом друг друга с США. Тем не менее, даже наличие естественных пунктов расхождений не умаляет ни взаимной значимости двустороннего сотрудничества, ни его роли как в общем комплексе российско-китайских связей, так и в развитии обстановки на мировой и региональной аренах.

Российско-китайское сотрудничество не направлено ни против США, ни против какой-либо другой третьей страны. Его цели — обеспечение мира и развития. Сотрудничество, доверие, целеустремленность, взаимопонимание и учет интересов друг друга способны ускорить окончательный выход двух партнеров из экономического кризиса, содействовать разрешению острых международных проблем и прогрессу всех государств. Китай и Россия — естественные союзники на этом пути.

Примечания

1 Выступления на торжественном вечере, посвященном 60-летию установления дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой. 17.06.2009. Москва, Большой театр. ИЯЬ: http://archive.kremlin.ru/ appears/2009/06/17/2251_type63377type122346_218042.shtmI.

2 См., например: Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Подписана Президентом России Владимиром Путиным и Председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао 26 марта 2007 г. в Москве. URL: http://archive.kremlin.ru/events/ articles/2007/03/120593/155372.shtml.

3 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэми-нем в Москве 16 июля 2001 г. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/ 2001/07/142467/142465.shtml.

4 Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке. Подписана в Москве 1 июля 2005 г. Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Ху Цзиньтао. URL: http://archive.kremIin.ru/events/articles/2005/ 06/90767/153816.shtml; Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики по основным международным вопросам. 23.05.2008 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/240.

5 Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Подписана Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Ху Цзиньтао 21 марта 2006 г. в Пекине. Цит. по: Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 3. С. 8.

6 Встреча с Председателем КНР Ху Цзиньтао. 09.05.2010. URL: http:// news.kremlin.ru/news/7689.

7 Совместное Российско-Китайское заявление об итогах встречи на высшем уровне в Москве. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/06/ 218010.shtml.

8 Жэньминь жибао. 11.04.2006.

9 Встреча Ху Цзиньтао с президентом РФ Д. Медведевым. 10.05.2010. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t693961.htm.

10 www.chinaembassy.ru/rus/xwdt/t20. 31.08.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.