С.В. Уянаев'
СОТРУДНИЧЕСТВО РФ И КНР ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ВОПРОСАМ: СОДЕРЖАНИЕ И АКЦЕНТЫ ЕГО «НОВОГО ЭТАПА»
Аннотация. Автор анализирует текущее состояние, направления и конкретные темы российско-китайского партнерства по целому ряду важных внешнеполитических вопросов регионального и международного значения, включая сотрудничество в формате таких международных структур, как ООН, ШОС и БРИКС. Он приходит к выводу, что дальнейшее развитие российско-китайского взаимодействия на мировой арене способно внести весомый вклад в дело мира на планете, дав хороший импульс выходу стратегического партнерства РФ и КНР на новый качественный уровень.
Ключевые слова: РФ, КНР, ООН, РИК, БРИКС, ШОС, стратегическое партнерство.
На встрече президента РФ и председателя КНР 28 марта 2012 г., прошедшей в столице Индии на полях 4-го саммита БРИКС, руководители двух стран выразили намерение «прилагать совместные усилия для вывода китайско-российских всеобъемлющих отношений стратегического взаимодействия и
* Уянаев Сергей Владимирович, к.и.н., заместитель руководителя и в.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.
партнерства на новый, более высокий уровень»1. Это дает повод лишний раз оценить положение дел в сотрудничестве двух стран. С учетом того, что важную сферу 20-летних отношений новой России и КНР составляет взаимодействие по международным вопросам, причем на долю последних приходится, как правило, значительная часть пунктов совместных документов, представляется актуальным сделать беглый анализ сегодняшней повестки дня партнерства двух стран на международной арене.
Ныне такое партнерство масштабно по форме и глубоко по содержанию. И, если оперировать не только «долями и пунктами», но и качественными параметрами, то можно с полным основанием сказать, что характеристика, которую ныне в обеих странах часто дают всему комплексу двусторонних связей как наилучшим отношениям за всю почти 400-летнюю их историю, более чем применима к российско-китайскому внешнеполитическому сотрудничеству. Действительно, сегодня оно не только отражает позитивный характер собственно двусторонних отношений, но и стало весомым фактором международной жизни, способствующим формированию нового, справедливого и рационального миропорядка, многополярного мира и демократизации международных отношений.
Поэтому своего рода периодическая «инвентаризация дел» в этой сфере всегда актуальна.
К числу наиболее важных достижений международного взаимодействия РФ и КНР сегодня по праву относится создание прочного механизма сотрудничества. В его рамках идет интенсивный диалог между министрами иностранных дел (официальные визиты, многочисленные контакты на полях международных форумов), работает система постоянных консультаций на уровне их заместителей, глав профильных департаментов МИД.
Понятно, что крупные, системообразующие решения по вопросам международного взаимодействия принимаются и документально фиксируются в ходе встреч на высшем уровне. Можно подсчитать, что с декабря 2002 г. по март 2012 г. президенты РФ и председатель КНР провели (с учетом переговоров на полях тех или иных форумов) порядка 40 личных встреч — в среднем 4 встречи в год.
Напомним, что взаимодействие на внешней арене строится на базе Договора от 16 июля 2001 г. Его положения были подтверждены и развиты в последующих совместных документах, включая Декларации по внешнеполитическим вопросам от 1 июня 2005 г., 23 мая 2008 г., 16 июня 2011 г.2 Нельзя также умалить значение принятой еще в 1997 г. Декларации о многополярном мире. В этих документах содержится идейная и методологическая основа взаимодействия — совпадение или сходство взглядов на глобальные и региональные проблемы.
На глобальном уровне стороны подчеркивают обоюдную приверженность укреплению тенденции, направленной на построение многополярной международной архитектуры и формирование миропорядка, базирующегося на общепризнанных нормах и принципах международного права, на обеспечение демократизации международных отношений. При этом стороны солидарно отстаивают принцип лидирующей роли ООН в разрешении международных проблем, придерживаются близких подходов по основным параметрам задачи реформирования ООН и ее Совета Безопасности, считая нужным избегать форсирования этого процесса, но добиваться взаимоприемлемого учета интересов максимального числа его участников. В сфере повышения действенности ООН у России и Китая уже имеются конкретные достижения: при их активном содействии создана Комиссия по миростроительству (КМС), учрежден Совет по правам человека, одобрена Глобальная контртеррористическая стратегия, приняты решения по активизации работы Генассамблеи ООН. Среди совместно отстаиваемых базовых принципов международного поведения — уважение суверенитета и территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела, включая уважение свободы выбора путей развития, равенство и равноправие, мирный, переговорный способ решения конфликтов и проблем.
Направления и конкретные темы международного взаимодействия двух стран — это практически все значимые вопросы мировой и региональной повестки дня, включая урегулирование в «горячих точках», разоружение, нераспространение ядерного и других ОМУ, проблемы терроризма и размещение ПРО, реформирование международных финансово-экономических
институтов, противодействие последствиям экономических кризисов, охрану среды и т. д.
В этом контексте предпринимаются не только параллельные однонаправленные действия, но и совместные инициативы. Например, стороны, считая, что использование космоса в военных целях может создать серьезные проблемы, в феврале 2008 г. внесли на рассмотрение Конференции по разоружению проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силы в отношении космических объектов3. Важно, что китайская сторона также выразила поддержку линии России на заключение Договора о европейской безопасности 4.
Другой пример — взаимодействие по вопросам международного терроризма, незаконного оборота наркотиков и трансграничной организованной преступности. В сентябре 2010 г. в Пекине было подписано соглашение между РФ и КНР о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в соответствии с которым стороны взяли на себя обязательство о конкретных совместных мерах. Кроме того, ранее (в 2005 г.) был запущен механизм межгосударственных консультаций по вопросам стратегической безопасности, которые проводятся раз в год поочередно в России и Китае5. Механизмы для совместного противодействия террористической угрозе прорабатываются также и по линии оборонных ведомств. В августе 2005 г. на территории России и восточнокитайской пров. Шаньдун прошли первые двусторонние антитеррористические учения, а в сентябре 2010 г. на территории Казахстана были проведены совместные антитеррористические учения ШОС «Мирная миссия-2010» 6.
Среди региональных тем последние время выделяется проблематика Ближнего Востока и Северной Африки. РФ и КНР стремятся согласовывать действия в целях скорейшей стабилизации в неспокойных точках (Тунис, Ливия и др.). Обе страны выступают за прекращение силовых акций всех участников конфликтов и недопущение их опасного продолжения. В основе совместной позиции лежит принцип, согласно которому каждый народ должен сам, без вмешательства извне, определять свою судьбу.
Особое значение приобрела твердая совместная позиция по Сирии, подтвержденная в начале 2012 г. в Совбезе ООН; согласно этой позиции, стороны не приемлют иностранное вмешательство и настаивают на уважении самостоятельного выбора самих сирийцев, при этом призывая к мирному диалогу не только официальные власти, но и оппозицию. О достигнутой сторонами степени партнерства свидетельствует декларированная ими взаимная готовность «укреплять обмен и координацию, ...совместно друг с другом и с международным сообществом играть конструктивную роль в надлежащем разрешении сирийской проблемы»7.
РФ и КНР стремятся содействовать разрешению застарелого израильско-палестинского конфликта.
По ядерной проблеме Ирана стороны, выступая за строгое соблюдение ИРИ принципов нераспространения ядерного оружия, признают за Тегераном право на мирное использование энергии атома при соблюдении необходимых регламентаций МАГАТЭ, призывают к строго диалоговой форме решения вопроса, к осторожному подходу к вопросу об международных санкциях против Ирана.
Важнейшим региональным направлением взаимодействия является АТР. Осенью 2010 г. в ходе визита российского президента в Китай лидеры двух стран выступили с совместной инициативой укрепления безопасности и развития сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В подписанном 27 сентября Совместном заявлении РФ и КНР пригласили региональных партнеров к обсуждению и практическому осуществлению мер «по созданию в АТР открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на правовых внеблоковых началах»8.
Составная часть такого подхода — задействование механизмов БАС. В Совместном заявлении по итогам июньского (2011 г.) визита Ху Цзиньтао в Россию стороны указали, что они «придают особое значение механизму Восточноазиатских саммитов как важному форуму, объединяющему государства АТР». Стороны продолжат «укреплять роль Восточноазиатских саммитов как основной площадки стратегического диалога с участием
лидеров государств АТР в интересах развития региона и поддержания в нем безопасности»9.
РФ и КНР рассматривают механизм шестисторонних переговоров по Корее через призму создания системы безопасности в Северо-Восточной Азии и в АТР в целом, видя в нем перспективный элемент формирования архитектуры региональной стабильности. При этом шестисторонний механизм признается сторонами также и оптимальным инструментом в рамках его изначальной миссии — в решении ядерной проблемы Корейского полуострова. Совпадение позиций сторон, основу которого составляют принципы безъядерного статуса Кореи и учета легитимных интересов мирного развития КНДР, вновь подтвержден на встрече президента РФ и председателя КНР в марте 2012 г.
Значимым моментом является также декларация поддержки Китаем нашей страны в деле подготовки саммита АТЭС во Владивостоке.
Не менее важным является российско-китайское сотрудничество по проблемам Центральной Азии и прилегающих к ней районов. На двусторонней и многосторонней основе стороны прилагают усилия для обеспечения безопасности, по недопущению проявлений экстремизма, сепаратизма, религиозного фундаментализма, для создания условий, обеспечивающих оптимальное социально-экономическое развитие стран региона и взаимовыгодное с ними сотрудничество. РФ и КНР выступают за всемерное урегулировании положения в Афганистане и вокруг него, указывают на необходимость строгого соблюдения действующими здесь иностранными силами соответствующих мандатов ООН. Обе страны декларируют задачу стимулирования внутриафганского диалога, помощи афганским властям в ходе постепенной передачи им функций по урегулированию ситуации и обеспечения условий для становления независимого, мирного, процветающего Афганистана.
Что касается линий взаимодействия, то РФ и КНР достигли высокого уровня сотрудничества и в двустороннем, и многостороннем форматах. Наиболее представительной площадкой логично является ООН и ее Совет Безопасности, где осуществляется двусторонняя координация и выдвигаются инициативы по
многим, в том числе уже упомянутым, вопросам (разоружение, обстановка в Сирии, реформирование Совбеза и т. д.). Растущее значение приобрело сотрудничество в формате «Группы 20» — важной структуре для решения актуальных проблем упорядочения мировой экономики.
Велико значение взаимодействия в форматах РИК и БРИКС. Формат БРИКС (Бразилия—Россия—Индия—Китай—ЮАР) — сравнительно новый, набирающий вес неформальный диалоговый механизм согласования позиций и координации действий крупнейших стран с формирующимися рынками. Широка повестка дня БРИКС — от политически важных глобальных и региональных проблем (новый международный порядок) до вопросов глобальной экономической архитектуры (глубокая реформа МВФ). Это позволяет «пятерке» отстаивать усиленную совместную позицию на саммитах «Группы 20» и на других крупных форумах, продвигая таким образом общие интересы. Российско-китайское взаимодействие в БРИКС — это «работающая» реальность. Оно проявляется в скоординированных действиях (в частности, в связи с ежегодными саммитами) по подготовке общих для «пятерки» документов и направлено на продвижение таких решений, которые, будучи приемлемыми для БРИКС в целом, наиболее полно отражали бы российско-китайские интересы. Наряду с глобально-региональными вопросами КНР и РФ поддерживают и то направление БРИКС, которое связано с развитием практического сотрудничества между членами объединения.
4-й саммит БРИКС, в канун которого, заметим, состоялась российско-китайская встреча на высшем уровне, подтвердил намерение участников развивать пятисторонний формат. Столь же очевидно, что будет продолжен курс на дальнейшее развитие в его рамках российско-китайского взаимодействия10.
Внешне ушедший в тень БРИКС формат РИК (Россия-Ин-дия—Китай), согласно декларациям Москвы и Пекина (в том числе последнего времени), остается, тем не менее, важным механизмом международного сотрудничества.
13 апреля 2012 г. в Москве успешно прошла 11-я встреча министров иностранных дел трех стран. Она констатировала
продвижение РИК по внешнеполитическому и ряду практических (секторальных) направлений, стала свидетельством намерения активно продолжать развитие трехстороннего формата11.
Структура «Россия—Индия—Китай», возникшая, напомним, в 2001—2002 гг. и объективно ставшая по многим параметрам предвестником и «прародителем» БРИК/БРИКС, сохраняет свое значение по ряду важных причин. Являясь, как показывает уже имеющаяся практика, своего рода «идейно-организационным стержнем» БРИКС, РИК дает возможность предварительного согласования позиций в трехстороннем формате. Кроме прочего, это «облегчает» достижение наиболее оптимальных для РФ, КНР (и Индии) решений, и в том же БРИКС (весьма неоднородном по составу), и в других более широких форматах («Группа 20», ШОС и т. д.). Кроме этого, РИК остается важнейшим форумом обсуждения региональных (Центральная Азия, Афганистан) проблем, многие из которых не актуальны для других форматов.
Намеченное на 2012 г. проведение в КНР очередного саммита ШОС — напоминание и об этой важнейшей форме взаимодействия двух стран. Значение данного направления видно на примере озвученной в преддверие саммита позиции Пекина, согласно которой Китай «желает совместно с российской стороной осуществлять контакты и сотрудничество, способствовать тому, чтобы на данном саммите было достигнуто больше новых результатов по планированию будущего развития ШОС и практическому сотрудничеству в ее рамках»12. Основные цели взаимодействия РФ и КНР в ШОС — это обеспечение интересов мира, развития и сотрудничества в ЦАР и прилегающих к нему районах. Само создание ШОС, означавшее в свое время дружественное пограничное размежевание между КНР и республиками бывшего СССР и оздоровление обстановки в ЦАР, отразившее намерение сторон строить взаимные отношения на принципах мира и добрососедства, стало несомненным достижением в том числе и российско-китайских отношений. Ныне Москва и Пекин продолжают курс на взаимодействие по всей широкой повестке дня ШОС, центральное место в которой занимают два главных направления — безопасность и экономическое развитие.
В сфере безопасности показательными примерами сотрудничества являются, в частности, проводимые с 2002 г. контртеррористические учения; в 2010—2011 гг. приняты Соглашение по борьбе с преступностью и Антинаркотическая стратегия государств-членов ШОС. В экономической области надежды возлагаются, в частности, на Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, подписаны соглашения о сотрудничестве в области сельского хозяйства (Ташкент, июнь 2010 г.), в здравоохранении (Астана, лето 2011 г.); блок экономических вопросов присутствует и в подписанном в Бишкеке в августе 2007 г. Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве — документе, который создает предпосылки для вывода разносторон-
13
него взаимодействия на качественно новый уровень13.
Являясь, таким образом, важной частью стратегического партнерства между РФ и КНР, российско-китайское взаимодействие по международным вопросам вышло на весьма заметный уровень достижений и успехов.
Это, однако, не означает, что это взаимодействие свободно от нерешенных, причем, порой, весьма деликатных вопросов и что оно абсолютно безоблачно. Стороны, к примеру, внимательно наблюдают за действиями друг друга в отношении США и Запада, а также стран Центральной и Южной Азии.
Не все, несмотря на действие формата РИК, безоблачно и в треугольнике РФ—КНР—Индия. Так, замечено, что на этапах периодического охлаждения китайско-индийских отношений (по тибетской, территориальной и другим проблемам) китайские партнеры чаще обычного обращаются к тезису, согласно которому по некоторым «чувствительным вопросам» РФ якобы отдает большее предпочтение Индии. Например, продавая ей более совершенные, чем Китаю, виды вооружений.
Добавилась и новая непростая для РФ тема — проблематика территориального спора Китая с его соседями в Южно-Китайском море. Кроме того, есть основания полагать, что на «международную» сферу оказывают влияние и общие проблемы двусторонних отношений. Например, речь идет о том, что во взглядах российской элиты, несмотря на отраженные в программной статье В.В. Путина существенные подвижки14, все еще имеет
место определенная недооценка значимости восточного (а, значит, и китайского) вектора политики РФ. А в Китае порой наблюдается недоучет роли и значения России в мировой политике в целом и для интересов КНР в частности.
Тем не менее, очевиден высокий уровень российско-китайского международного взаимодействия. Дальнейшее развитие этого сотрудничества способно внести весомый вклад в дело мира на планете и дать хороший импульс выходу всеобъемлющего стратегического партнерства РФ и КНР на новый, еще более высокий уровень, о котором говорят сегодня руководители двух стран.
Примечания
1 Председатель КНР Ху Цзиньтао и президент России Дмитрий Медведев встретились в Нью-Дели. URL: http://russian.people.com.cn/31520/7772805.html.
2 Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке. Подписана в Москве 1 июля 2005 г. президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2005/ 06/90767/153816.shtml; Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики по основным международным вопросам от 23 мая 2008 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/240.
3 Взаимодействие России и Китая на международной арене // ИТАР-ТАСС от 14.06.2011.
4 См.: Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность Российской Федерации в 2010 г. URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf/ 2a660d5e4f620f40c32576b20036eb06/5837bbe2727d8c3dc32576e9003ad888!0pen Document.
5 Взаимодействие России и Китая на международной арене // ИТАР-ТАСС. 14.06.2011.
6 Там же.
7 Председатель КНР Ху Цзиньтао и президент России Дмитрий Медведев встретились в Нью-Дели. URL: http://russian.people.com.cn/31520/ 7772 805.html.
8 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений
партнерства и стратегического взаимодействия от 27 сентября 2010 г. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/719.
9 Совместное заявление РФ и КНР от 16 июня 2011 г. по текущей ситуации в мире и основным международным вопросам. URL: www.kremlin/ ru/ref_notes/967.
10 См.: Делийская Декларация БРИКС. Принята по итогам 4-го саммита URL: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/1DB82FF3745BA8FE44257 9D5004778E6; а также другие материалы саммита.
11 Совместное коммюнике 11-й встречи министров иностранных дел Российской Федерации, Республики Индии и Китайской Народной Республики. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/3a0108443c9640024325 69e7004199c0/c32577ca00174586442579e2003144fe! Open Document.
12 URL: http://russian.people.com.cn/31520/7772805.html.
13 Справочные материалы МИД РФ. Шанхайская организация сотрудничества. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/3a0108443c964002432 569e7004199c0/432569d80021985fc325711d003b9e9d!0penDocument.
14 Путин Владимир. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27.02.2012. URL: http://mn.ru/politics/20120227/3123067 49.html.