Научная статья на тему 'Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Китая на современном этапе'

Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Китая на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
938
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Китая на современном этапе»

В.И. Трифонов'

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

К настоящему времени между Россией и Китаем сложилось тесное взаимодействие в международных делах, в основе которого лежат единство либо близость взглядов на основные мировые проблемы, общая заинтересованность в мирном политико-экономическом окружении, необходимом для успешного осуществления масштабных экономических и социальных задач.

Основные принципы и направления сотрудничества сторон во внешнеполитической сфере базируются на выработанных в последние десятилетия важнейших документах: совместные декларации об основах взаимоотношений 1992 и 1996 гг., российско-китайская Совместная Декларация о многополярном мире и формировании нового международного миропорядка от 23 апреля 1997 г., Совместная декларация РФ и КНР о международном порядке в XXI веке от 1 июля 2005 г., Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 г., другие совместные документы и заявления руководителей наших стран.

* Трифонов Виктор Иванович, Чрезвычайный и Полномочный Посол, с.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

Высказанные в указанных документах и заявлениях оценки реалий современной эпохи направлены на построение подлинно справедливого, демократичного, «гармоничного» мира, содержат подлинно новаторский подход к формированию новой мировой архитектоники отношений, обеспечению международной безопасности.

Ценный вклад в исследование проблем современного мира, определение дальнейших путей внешнеполитического взаимодействия наших стран вносят ученые и специалисты научных и исследовательских центров России и Китая, большую роль играют Институт Дальнего Востока РАН и Китайская академия современных международных отношений. В качестве одного из таких конкретных примеров хотел бы отметить специальный юбилейный выпуск — по случаю 30-й годовщины КАСМО (Китайская академия современных международных отношений) — журнала «Сяньдай гоцзи гуаньси» (Пекин, 2010 г.), содержащий глубокий анализ современных международных отношений.

Представляется целесообразным кратко остановиться на основных проблемах современной международной обстановки, обозначить задачи, которые стоят перед нашими странами.

Развал биполярной системы вызвал невиданную эйфорию на Западе, провозгласившем приход эры однополярного мира во главе с «единственной сверхдержавой» — Соединенными Штатами Америки. Запад сразу же стал наводить свой порядок, не стесняясь прибегать, когда считал это необходимым, к применению грубой силы и игнорируя интересы других государств. Как ненужный хлам были отброшены клятвенные заверения в стремлении к равноправным отношениям сотрудничества со своим бывшим идеологическим противником, что свело на нет существовавшую в то время реальную возможность построения стабильного, равноправного и рационального миропорядка. Показательна появившаяся тогда и наделавшая много шума статья американского политолога Ф. Фукуямы под многозначительным названием «Конец истории», что подразумевало окончательную победу западной модели и западного порядка1.

Но, как известно, конца истории, как и конца света, не бывает. И сейчас, по прошествии не такого уж большого проме-

жутка времени, стало ясно, как опасно делать столь опрометчивые прогнозы.

Нынешний мир пришел в движение, наступила эпоха огромных перемен, одной из главных особенностей которых является выдвижение группы государств, развивающихся быстрыми темпами и завоевывающих все более прочные позиции на мировой арене. Приметой нового времени стало формирование таких новых структур, как ШОС, БРИКС, РИК, оказывающих все большее влияние на ход мировых событий. А тон стала задавать «Группа 20» с участием наиболее влиятельных государств и стран с формирующейся экономикой.

В то же время налицо существенное ослабление позиций Запада. Не смогли удержаться на позициях единоличного лидера, диктующего миру свои условия, Соединенные Штаты, хотя, несомненно, мощь и влияние этой страны остаются огромными. Серьезно пошатнулась и начала давать сбои выстроенная по западным лекалам мировая экономическая система, примером чему явился разразившийся в мире глубокий финансово-экономический кризис.

Особенностями и лицом нового мира стали всеохватывающая глобализация, крепнущая многополярность, появление целого ряда новых мощных центров силы и влияния. Постепенно складываются условия для формирования нового, более справедливого и демократичного миропорядка, при котором обеспечивались бы интересы всех без исключения государств.

Важную роль в утверждении этих перемен призваны сыграть Россия и Китай — в силу их значительного потенциала и влияния на мировой арене, близости взглядов на важнейшие мировые процессы, общности решаемых ими внутренних и внешнеполитических задач.

Ситуация в мире далеко не однозначна. Несомненные позитивные факторы диктуют миру объединительную повестку дня. В то же время вызывают серьезную озабоченность усиливающиеся тревожные тенденции: во многих районах мира сохраняется высокий конфликтный потенциал, идет рост вооружений. Серьезную дестабилизирующую роль играют рецидивы политики с позиции силы, вмешательство, включая военное, во внут-

ренние дела других государств, попытки насаждать так называемые цветные революции. Существенно возросли новые угрозы — терроризм, экстремистские течения, появление новых очагов напряженности, «горячих точек», глубокие кризисные явления в мировой экономике, нарастание протестных движений во многих регионах мира, экологические вызовы и природные катаклизмы.

Иными словами, проблемы обеспечения безопасности наших стран продолжают оставаться крайне важными и актуальными. На этот счет Россией и Китаем выработаны серьезные взаимные обязательства: положения Договора 2001 г., в соответствии с которыми стороны «взаимодействуют в предотвращении международных конфликтов и их политическом урегулировании, прилагают совместные усилия по поддержанию глобального стратегического баланса и стабильности». В случае же возникновения ситуации, которая, по мнению одной из договаривающихся сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из договаривающихся сторон договаривающиеся стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы.

Следует отметить занятую двумя странами единую позицию в связи с имеющимися попытками пересмотра итогов Второй мировой войны. Председатель КНР Ху Цзиньтао принял участие в торжествах в Москве 9 мая 2010 г. по случаю 65-й годовщины победы над фашистской Германией. В Совместном заявлении сторон в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны (в ходе сентябрьского 2010 г. визита Д.А. Медведева в КНР) Россия и Китай с близких позиций оценили итоги и уроки войны, осудили попытки фальсификации ее истории, героизации нацистов, милитаристов и их пособников2.

Вместе с тем, речь, конечно, не идет о каких-либо действиях, направленных на подрыв сложившейся в мире системы, при всех ее несовершенствах, вступлении в конфронтацию с ведущими мировыми державами и, тем более, формировании каких-либо союзов, объединений, направленных против третьих

стран. Напротив, императив нынешней международной обстановки — в объединении сил мирового сообщества перед лицом нарастающих серьезных вызовов, грозящих самому существованию человечества.

Совершенно очевидно, что каждая из наших стран вполне в состоянии постоять за себя. Вместе с тем, естественно их стремление к обеспечению равной безопасности, недопущению военного превосходства над собой в целях диктата и навязывания чьей-либо воли. Как подчеркнул в интервью 18 мая 2011 г. Президент России Д.А. Медведев, Россия рассчитывает на то, что удастся выработать приемлемую для нее модель сотрудничества по ПРО. В противном случае нашей стране придется принимать ответные меры, что «отбросило бы нас в эпоху холодной вой-ны3. Как мы понимаем, подобных подходов к обеспечению своих интересов и безопасности придерживается и Китай.

Огромное значение в сфере безопасности для России и Китая имеют их взаимоотношения с наиболее мощными державами современного мира — США, Японией, странами ЕС. Твердо отстаивая свои интересы и давая в случае необходимости решительный отпор, и Россия, и Китай стремятся проводить курс на налаживание конструктивного взаимодействия и сотрудничества с любыми странами, отвергая конфронтационные подходы как негодное средство в современных международных отношениях.

С удовлетворением хотелось бы отметить происходящие в последнее время позитивные сдвиги в отношениях с указанными странами. Россия приступила к политике «перезагрузки» в отношениях с США, ведется продуктивный диалог со структурами ЕС, НАТО, большие усилия прилагает наша страна к налаживанию дружественных и добрососедских отношений с Японией. Важные сдвиги происходят в американо-китайских отношениях. После периода достаточно сильной напряженности стороны сумели вернуть отношения в русло сотрудничества и конструктивного взаимодействия. Важную роль сыграл январский визит (2011 г.) в США Председателя КНР Ху Цзиньтао. Насыщенный характер носил состоявшийся 9—10 мая 2011 г. в Вашингтоне третий раунд китайско-американского стратегического и экономического диалога, закончившийся принятием

целого ряда важных документов и договоренностей о расширении сотрудничества сторон по многим направлениям и областям, включая подписание «Всесторонних рамок о содействии мощному, продолжительному и сбалансированному росту экономики и экономического сотрудничества между Китаем и США», договоренность об укреплении связей в военной области в целях «налаживания большего взаимопонимания и уменьшения взаимной подозрительности», решение создать специальный механизм американо-китайских консультаций по делам АТР и др. Как отметила госсекретарь США X. Клинтон в беседе 18 мая с находившимся в Вашингтоне с визитом начальником генерального штаба НОАК Чэнь Биндэ, «для США и Китая, которые являются двумя самыми важными державами мира, очень важно здоровое и стабильное развитие двусторонних связей»4.

Необходимо подчеркнуть, что, развивая связи с другими партнерами по всем возможным направлениям, Россия и Китай придерживаются важнейшего принципа своей политики — не строить эти связи за счет российско-китайских отношений, учитывая их огромное стратегическое значение для наших стран. Чем надежнее будут отношения между Москвой и Пекином, тем прочнее будут наши позиции при любых поворотах в отношениях с Западом.

Понимание опасности нынешней обстановки проникает и в сознание западных стран, все больше склоняющихся к налаживанию международного взаимодействия на самой широкой основе. Приступили к пересмотру внешнеполитической стратегии Соединенные Штаты в направлении упрочения единства со своими традиционными партнерами, далеко не во всем соглашавшимися с Вашингтоном, и к налаживанию диалога с теми, кого они привыкли считать своими противниками (adversaries). Это, в частности, явилось одной из причин прихода к власти демократической администрации во главе с Б. Обамой, более трезво оценивающей обстановку в мире и возможности США. Показательно признание Б. Обамы, что «нельзя управлять миром из одного центра».

Решительных совместных действий всего мирового сообщества требуют драматические события в странах Северной Афри-

ки и Ближнего Востока. Сейчас важно не выяснять, кто прав, кто виноват, а оказать практическое содействие указанным странам в стабилизации обстановки, пока за дело не взялись радикальные исламистские группировки. Большую роль в этом могут сыграть Россия и Китай, учитывая их дружественные связи со странами региона.

Обстановка еще больше накалилась бы в случае нового израильско-палестинского конфликта, а опасность этого велика, поскольку терпение палестинцев давно иссякло. В Вашингтоне хорошо понимают это. Поэтому весьма своевременной явилась смелая инициатива администрации Б. Обамы по образованию палестинского государства в границах, установленных до 1967 г. Озвученное 19 мая 2011 г. президентом Б. Обамой видение путей достижения мира между палестинцами и израильтянами (а также другими странами, соседями Израиля), было решительно поддержано ближневосточным «квартетом» международных посредников (ООН, Россия, США, Европейский Союз)5.

Все больший вес и значение приобретает сотрудничество России и Китая в рамках таких новых механизмов, как ШОС, БРИКС, РИК, оказывающих растущее воздействие на ход мировых событий и позволяющих странам-участникам совместно отстаивать свои интересы, в том числе в условиях нынешнего глобального экономического кризиса. Наглядным свидетельством успешного взаимодействия в этом плане стал последний саммит БРИКС на о. Хайнань, вызвавший в мире немалый резонанс. Важно и дальше повышать коэффициент полезного действия этих структур, их роль в выработке справедливого политического и экономического мирового порядка. Если сейчас совокупный ВВП стран БРИКС составляет 15 % мирового ВВП (США — 25 %), то, по последнему прогнозу Всемирного банка, к 2025 г. уже более 50 % мирового ВВП будет приходиться на Россию, Индию, Индонезию, Бразилию и Китай, а ежегодные усредненные темпы роста для стран БРИКС составят 4,7 % против 2,3 % в развитых странах6.

Значительную роль играет крепнущий формат трехстороннего взаимодействия России, Индии и Китая. Учитывая мощный людской, экономический и научно-технический потенциал

трех стран, их приверженность схожим подходам к фундаментальным проблемам современности, сотрудничество в структуре РИК может стать важным фактором формирования эффективных механизмов обеспечения безопасности и налаживания сотрудничества в обширном и стратегически важном регионе «Большой» Центральной Азии. Большое значение имеет дальнейшее налаживание доверительных и добрососедских отношений между КНР и Индией, существенно продвинувшихся за последние годы.

Специально хотелось бы остановиться на проблемах российско-китайского взаимодействия в рамках ШОС, учитывая исключительное значение этой организации. За короткий срок своего существования ШОС стала заметным фактором региональной и мировой политики, важным звеном формирующегося нового полицентричного миропорядка. Крупнейшая заслуга ШОС — оздоровление обстановки в Центральной Азии, налаживание сотрудничества и укрепление доверия между странами региона. Значительные усилия прилагает ШОС в борьбе с террористической, сепаратистской, наркотической угрозой. Налаживается все более тесное взаимодействие между правоохранительными и военными структурами сторон. Реализуются годичные планы сотрудничества министерств обороны стран ШОС, проводятся совместные антитеррористические учения. 25 апреля 2011 г. в Шанхае по инициативе китайской стороны прошла первая встреча начальников генеральных штабов армий стран ШОС в целях углубления практического сотрудничества в сфере обороны7.

Вместе с тем, необходима значительная активизация усилий ШОС в деле экономического подъема региона Центральной Азии, что особенно важно с учетом последних событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке. При этом в регионе нарастают серьезные экономические и социальные проблемы, не находят кардинального решения жизненно важные вопросы водо-распределения, энергетические и транспортные проблемы, велика безработица.

Необходима более эффективная помощь ШОС, как организации, странам, переживающим серьезные внутренние трудно-

сти, как это имело место в Киргизии. Не следует закрывать глаза на все еще существующие в регионе этнические конфликты, способные перерасти в опасные столкновения.

Очевидно, необходимо также переосмыслить политику ШОС в афганской ситуации, где ШОС, по сути, занимает позицию стороннего наблюдателя, наладить более эффективное сотрудничество с действующими в Афганистане силами международной коалиции, поскольку угрозы, исходящие с территории Афганистана, непосредственно затрагивают интересы централь-ноазиатских стран, России и Китая.

Указанной обстановкой все активнее пытаются воспользоваться внерегиональные силы, стараясь заполнить имеющийся вакуум. В последнее время в регионе заметно усилилась деятельность структур НАТО.

В нынешнем году будет отмечается 10-летие Шанхайской организации сотрудничества. 14 мая в Алма-Ате состоялась сессия Совета министров иностранных дел государств-членов ШОС, в ходе которой были рассмотрены вопросы дальнейшего повышения роли и места ШОС в мировой и региональной архитектуре8. На юбилейном саммите ШОС, прошедшем в июне (г. Астана), была принята Декларация 10-летия ШОС и важные решения, которые дадут необходимый импульс этой организации.

Заслуживает внимания такой важный и актуальный вопрос, как отношение к так называемым проблемным государствам. И здесь позиции двух наших стран во многом совпадают. Как представляется, наиболее эффективным методом решения вопроса было бы вовлечение указанных государств в международное общение, применение в первую очередь политико-дипломатических методов урегулирования конфликтов. Силовые методы, линия на изоляцию этих стран через санкции и прочие формы давления, как правило, не приводят к желаемым результатам, хотя в отдельных случаях санкции имеют определенный смысл, побуждая страны, против которых они направлены, к переговорному процессу.

Особое значение для наших стран имеет ситуация вокруг КНДР. Учитывая историю своих тесных отношений с этой стра-

ной, Россия и Китай могли бы, объединив усилия, многое сделать как для вывода КНДР из ее нынешнего сложного положения, так и в целом для нормализации обстановки на Корейском полуострове.

Немаловажное значение имеют цивилизационные вопросы, которые зачастую используются Западом для подрыва неугодных им государств. Колоссальное развитие производительных сил, науки и техники, повсеместная информатизация, к сожалению, сопровождаются повсеместной духовной деградацией, опустошенностью, невежеством, господством аморализма и иррациональности. Вопрос серьезный и требует к нему особого внимания.

В последние годы руководство РФ взяло твердый курс на укрепление российских позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В декабре 2009 г. правительством России утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. На совещании в июле 2010 г. в Хабаровске под руководством Президента РФ определены дальнейшие задачи по укреплению позиций России в АТР, ускоренному экономическому и социальному развитию Восточной Сибири и дальневосточных регионов РФ.

Большое внимание уделяется вопросам построения новой, справедливой и всеобъемлющей системы взаимоотношений в АТР. Для этого сейчас появились благоприятные условия, складывается более устойчивая и сбалансированная комбинация центров экономического роста и политического влияния.

В последнее время различными странами региона выдвинуто немало идей в направлении выстраивания рациональной и современной архитектуры взаимоотношений в АТР. Все более широкую поддержку получает идея использовать в качестве универсального механизма по выработке общерегиональной системы обеспечения безопасности в АТР (наряду с АТЭС, АСЕАН, АРФ и др.) Восточноазиатское сообщество (ВАС), к которому в октябре прошлого года присоединились США и Россия. Идет активная подготовка к намеченному на ноябрь 2011 г. саммиту ВАС в Индонезии, в котором, как ожидается, впервые примут участие российский и американский президенты.

Одним из главных рычагов укрепления российских позиций в АТР, интеграции России в политическую и экономическую жизнь региона является взаимодействие и партнерство с Китаем. В этом плане важнейшее значение имеет принятое Россией и Китаем во время сентябрьского (2010 г.) визита в КНР Президента РФ решение совместно выступить с инициативой по укреплению безопасности в АТР «в духе взаимного доверия, взаимной выгоды, равноправия и взаимодействия»9. Проделана большая работа по претворению в жизнь указанной договоренности сторон, разработана «дорожная карта» по координации российско-китайских действий в АТР, создан специальный переговорный механизм на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Китайская сторона проявляет заметный интерес к существенному расширению торгово-экономических связей с Россией, увеличению инвестиций в российскую экономику. Важно, чтобы при этом было обеспечено встречное движение с российской стороны, созданы необходимые условия для деятельности в России китайского капитала. Особое место следует отвести реализации разработанной сторонами Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009—2018 годы.

Особое значение для нас имеют задачи успешного проведения намеченного на осень 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке, в том числе и в плане использования этого мероприятия для укрепления российских позиций в АТР, придания серьезного импульса развитию российских дальневосточных регионов. Представляется целесообразным наладить предметный диалог с китайской стороной по связанным с подготовкой саммита вопросам, включая выработку итоговой совместной декларации участников и других наиболее важных документов указанного мероприятия.

В условиях нынешней непростой геополитической обстановки дальнейшее укрепление российско-китайских отношений приобретает особое значение для наших стран. Сосредоточившись на решении задач ускоренной модернизации и развития, Россия и Китай нуждаются в мирном и добрососедском окруже-

нии, их конструктивное взаимодействие является одной из несущих опор нынешнего многополярного мира, важнейшим фактором международной стабильности и безопасности.

Примечания

1 Fukuyama Francis. The End of History // The National Interest, 16 (Summer 1989). P. 4, 18.

2 URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/719.

3 Российская газета. 19.05.2011.

4 URL: http://russian.news.cn/china/2011-05/19/c_13883990.htm.

5 URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/338c2a933f4d693fc32578960057fb95.

6 Российская газета. 19.05.2011.

7 Агентство Синьхуа. 26.04. 2011.

8 Информационный бюллетень МИД РФ. 16.05.11.

9 URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/719.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.