Научная статья на тему '60-летие кнр: приоритеты внешней политики'

60-летие кнр: приоритеты внешней политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
827
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «60-летие кнр: приоритеты внешней политики»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР

В. И. Трифонов'

60-летие КНР:

ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Еще до официального провозглашения КНР, а именно в сентябре 1949 г., I сессия Народной политической консультативной конференции (НПКК) определила Китай как государство «новой демократии», которое ведет борьбу за независимость, демократию, мир, единство, создание процветающей и сильной страны1. В Декларации о провозглашении КНР от 1 октября 1949 г. было заявлено, что избранное на сессии НПКК Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном «желает установить дипломатические отношения с любым иностранным правительством, которое пожелало бы соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территориальной целостности и суверенитета»2.

Первым государством, откликнувшимся на обращение правительства нового Китая, стал Советский Союз, оказавший ки-

* Трифонов Виктор Иванович, Чрезвычайный и Полномочный Посол, с.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

тайскому народу огромную помощь и поддержку в борьбе за независимость. Уже 2 октября 1949 г. МИД СССР выразил согласие установить с КНР официальные дипломатические отношения.

Вслед за СССР о признании КНР заявили другие социалистические государства, а также влиятельные азиатские страны, такие, как Бирма, Индия, Пакистан, Афганистан, Индонезия, и ряд европейских государств. В ноте от 6 января 1950 г. де-юре признала КНР и Великобритания, хотя потребовалось еще немало лет, прежде чем между двумя странами были установлены полномасштабные дипломатические отношения и состоялся обмен послами. К настоящему времени китайская дипломатия успешно преодолела многие испытания на пути официального признания КНР подавляющим большинством стран мира.

С начала 1980-х годов, когда КНР приступила к реализации программы реформирования и либерализации экономической и политической жизни, произошло формирование современного внешнеполитического курса страны, в основе которого лежит обеспечение благоприятной международной среды для построения мощного современного Китая — одного из ведущих центров мировой политики и экономики. К настоящему времени определены основные ориентиры и формы внешней политики страны, видение Пекином современного мироустройства, места в нем КНР. Сложилась целостная внешнеполитическая доктрина Китая, отражающая современные реалии и опирающаяся на дипломатический опыт прошлых лет. Ключевое место во внешнеполитическом арсенале Китая заняли мирные декларации, выступления в пользу формирования справедливого и рационального миропорядка, осуждение гегемонизма, менталитета «холодной войны», политики с позиции силы, заявления о том, что Китай будет стремиться играть конструктивную роль в мировых делах, «стимулировать развитие международного порядка в еще более справедливом и разумном направлении»3. Далеко в прошлом осталась политика конфронтации, курс на борьбу «острием против острия». В действиях КНР на международной арене возобладали реализм и подчеркнутый практицизм. Произошла заметная деидеологизация внешнеполитического курса Китая. Сосредоточив-

шись на первоочередном выполнении внутренних задач, Пекин старается по возможности обходить острые ситуации, «горячие точки», особенно там, где интересы Китая прямо не затрагиваются. Характерные черты политики Китая — многовекторность, линия на сотрудничество и партнерство со всеми странами, отказ от вступления в какие-либо военные блоки и объединения, направленные против третьих стран.

Излагая на XVII съезде КПК основные принципы политики КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао выделил в качестве главного курс на независимость и самостоятельность, политику открытости, которая, как он заверил, «будет все больше углубляться и расширяться», линию на защиту мира во всем мире и содействие мирному развитию. «Мы будем по-прежнему принимать активное участие в многосторонних делах, нести соответствующие международные обязанности», — заявил китай-

4

ский лидер .

КНР все более уверенно выходит на позиции одной из главных мировых держав в силу своего экономического веса, региональных и глобальных политических и военных параметров, постепенно сокращая разрыв с мировыми лидерами. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, КНР стремится играть активную роль в этой организации, в других международных структурах, выступает со многими инициативами. Заметно усилились позиции Китая во влиятельных региональных организациях, членом которых он является: АТЭС, АСЕАН, АРФ, ШОС и др. Повышается внимание КНР к «Группе восьми». Китай регулярно подключается к деятельности «восьмерки» по различным вопросам, начался регулярный диалог КНР с «0-7» в финансово-экономической сфере. Важную роль играла китайская делегация во главе с Ху Цзиньтао на апрельском (2009 г.) саммите «0-20» в Лондоне. Активные связи поддерживает Пекин с механизмами ЕС, демонстрирует растущий интерес к развитию взаимодействия по линии Россия—Индия—Китай (РИК) и Бразилия—Россия—Индия—Китай (БРИК).

Нынешний Китай располагает сопоставимым с США, ЕС, Японией экономическим потенциалом. КНР — крупнейший центр приложения зарубежных капиталовложений: свыше

700 млрд долл. прямых иностранных инвестиций были направлены в Китай за время реформ. Из года в год растет ВВП КНР, к 2009 г. его объем достиг 4,42 трлн долл.5 В результате по номинальному объему ВВП Китай обогнал Германию и вышел на 3-е место в мире после США и Японии (по паритету покупательной способности (ППС) — на 2-е место).

Достаточную устойчивость хозяйственной системы продемонстрировал Китай в условиях охватившего мир серьезного финансово-экономического кризиса. Накопленные резервы позволяют стране преодолевать связанные с ним трудности с относительно меньшими потерями. Принята масштабная антикризисная программа, и согласно разработанному Госсоветом КНР плану на поддержку китайской экономики на период до 2010 г. выделено 586 млрд долл.6 До 3 % снижена ставка рефинансирования Народного банка, а средняя банковская учетная ставка по кредитам — до 5,58 % в год. В целом, несмотря на кризис, в 2009 г. ожидается рост ВВП КНР на 8 %7. В то же время Всемирный банк прогнозирует рост ВВП страны в 2009 г. лишь на 6,5 %.

Китай выступил за кардинальную реформу международных финансовых институтов, против торгово-инвестиционного протекционизма, поддержал идею создания международной резервной валюты. Однако не следует недооценивать серьезные проблемы, стоящие перед китайской экономикой: необходимость дальнейших структурных преобразований, истощение земельных ресурсов, серьезнейшие экологические трудности, растущая безработица, что может привести к масштабным социальным волнениям. Кроме того, в силу падения внутреннего и внешнего спроса на китайскую продукцию пострадала внешняя торговля страны — главный финансовый источник КНР.

К настоящему времени во внешнеполитических приоритетах Китай исходит прежде всего из прагматических интересов, линии на укрепление своих международных позиций. Упор делается на отношения с ведущими мировыми державами — США, Россией, странами ЕС, Японией, Индией.

Особое место в политике Китая занимает Россия, непосредственный сосед КНР, отношения с которой, в том числе в советский период, переживали и взлеты, и падения.

В результате последовательной линии руководства обеих стран к настоящему времени устранены практически все серьезные раздражители в двусторонних отношениях. Снят вопрос о взаимной военной угрозе, долгие годы омрачавший советско-китайский диалог. В 1996 г. заключено Соглашение об укреплении доверия в военной области, а в апреле 1997 г. подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, протяженность которых составляет 7,5 тыс. км. Полностью урегулирована наиболее острая и чувствительная в российско-китайских отношениях пограничная проблема. Последнюю точку в ее решении поставило вступление в силу 14 октября 2008 г. Дополнительного протокола-описания российско-китайской границы на ее восточном участке.

Исторической вехой в отношениях двух стран явился Договор о добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанный главами России и Китая в Москве 16 июля 2001 г. Статья 10-я Договора определяет отношения между Россией и Китаем как «равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие»8. Документ закрепляет достигнутый уровень российско-китайских отношений и создает прочную правовую базу для их дальнейшего развития во всех сферах. Причем впервые в истории российско-китайских отношений в Договоре зафиксировано положение об отсутствии у сторон взаимных территориальных претензий. Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул, что в Договоре «излагаются общие подходы и позиции по самым актуальным и основным международным и региональным вопросам. Мы призываем к объединению усилий на эффективное противодействие общим угрозам и вызовам, обеспечение прочного мира и формирование гармоничной пла-

9

неты» .

Договор и другие подписанные сторонами совместные документы ориентируют на дальнейшее упрочение внешнеполитического взаимодействия между Россией и Китаем, направленного прежде всего на формирование многополярного демократического миропорядка, поддержание глобального стратегического

баланса и стабильности, мира и безопасности в Центральной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на борьбу с международным терроризмом. Стороны не участвуют в союзах или блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга. В то же время предусмотрены обязательства, согласно которым стороны проводят консультации и вступают в незамедлительный контакт в случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии против одной из сторон.

Российско-китайские связи носят активный, динамичный характер. Одобрены Совместная декларация по основным международным вопросам и План действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве на 2009—2012 гг. Прошли встречи глав государств России и КНР в рамках апрельского саммита «0-20»; российский и китайский лидеры встретились и на саммите ШОС в июне 2009 г. в Екатеринбурге.

По итогам саммита Шанхайской организации сотрудничества (Екатеринбург, 15—16 июня 2009 г.) был подписан ряд значимых для региональной и мировой политики документов: Екатеринбургская декларация, Совместное коммюнике, Конвенция ШОС против терроризма; решение Совета глав государств ШОС об утверждении положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе.

Были подписаны также решения Совета глав государств о предоставлении Белоруссии и Шри-Ланке статуса партнера по диалогу с ШОС. Обсуждались вопросы сотрудничества на афганском направлении и другие региональные проблемы, в том числе положение в Северной Корее. Кроме того, Китай объявил о принятом им решении предоставить странам ШОС кредит в размере 10 млрд долл. По словам председателя КНР Ху Цзинь-тао, «Китай будет строго выполнять свои обязательства по поддержке двусторонних и многосторонних проектов в рамках ШОС»10. Значение таких проектов заключается в том, что они, имея трансграничный характер, сплачивают политико-экономический потенциал Организации. Обсуждались также перспективы сотрудничества в энергетической и строительной отраслях, в сфере инфраструктуры. Еще одной темой дискуссий стали дей-

ствия стран ШОС в связи мировым финансово-экономическим кризисом. Участники встречи были едины, что для противодействия кризису необходимо активное задействование потенциала Организации11.

В Екатеринбурге состоялась и первая в истории официальная встреча лидеров БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая), на которой стороны обсудили вопросы взаимодействия четырех стран по преодолению глобального финансово-экономического кризиса. Повестка дня включала проблемы реформирования международных финансовых институтов, обеспечения глобальной энергетической, продовольственной и климатической безопасности.

После саммитов ШОС и БРИК Ху Цзиньтао нанес государственный визит в Россию (16—17 июня), во время которого стороны обсудили актуальные международные проблемы в свете дальнейшего укрепления внешнеполитического взаимодействия и координации усилий РФ и Китая, в том числе в рамках ШОС и БРИК.

По итогам переговоров было принято Совместное заявление. В присутствии лидеров двух государств стороны подписали: План российско-китайского инвестиционного сотрудничества, предусматривающий развитие экономического взаимодействия особенно на приграничных территориях; Протокол к соглашению между правительствами о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г.; три меморандума о взаимопонимании: два — по сотрудничеству в газовой и угольной сферах, третий — между Министерством экономического развития РФ и Министерством коммерции КНР по стимулированию двусторонней торговли, в том числе за счет машинотехнической и инновационной продукции.

Президент РФ Д. Медведев отметил значение сделки, заключенной на сумму 100 млрд долл. по поставке в Китай 300 млн т российской нефти в течение 20 лет.

Были подписаны также рамочное соглашение о предоставлении Экспортно-импортным банком Китая кредита Внешэкономбанку на сумму до 700 млн долл. на закупку в КНР обо-

рудования для нефтегазовой отрасли, для сферы дорожного строительства, телекоммуникаций и мобильной связи, а также меморандум о взаимопонимании между группой компаний «Ре-

нова» и Китайской государственной золотодобывающей корпо-

12

рацией12.

Во внешнеполитической сфере отношения характеризуются взаимной поддержкой по наиболее важным вопросам, затрагивающим интересы двух государств. Все более весомую роль играет механизм российско-китайских консультаций по вопросам стратегической безопасности. Как правило, с близких позиций действуют стороны и в ООН. Россия и Китай решительно выступают против попыток навязать миру одномерные подходы к международным делам. Две страны видят в многополярности международной политической и экономической жизни важный фактор, сдерживающий поползновения на единоличное управление мировыми процессами. Выступая 7 марта 2009 г. на пресс-конференции в рамках 2-й сессии ВСНП, министр иностранных дел КНР Ян Цзечи высказался за дальнейшее укрепление сотрудничества Китая и России по международным проблемам во имя продвижения многополярности в мире, демократизации международных отношений и защиты мира и стабильности.

Быстрые темпы набирает взаимовыгодное экономическое сотрудничество. К 2009 г. товарооборот между Россией и Китаем составил 56,8 млрд долл., хотя в последние месяцы года наметился заметный спад в осуществлении торговых операций13. Ведется работа по выправлению «сырьевого крена» российского экспорта, увеличению взаимных инвестиций (они ничтожно малы для двух таких больших стран), расширению межрегионального сотрудничества. Центральное место в двусторонних экономических отношениях занимают вопросы энергетического сотрудничества, между странами подписаны такие важные документы, как Соглашение о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода «Сковородино—граница с КНР», являющегося ответвлением трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО)», Меморандум о сотрудничестве в нефтяной сфере. Китайская сторона предоставила российским компаниям «Рос-

нефть» и «Транснефть» крупный кредит на эти цели в размере 25 млрд долл. на 20 лет по ставке 5 % в год. Взамен Китай будет получать в течение этого срока 15 млн т нефти ежегодно14.

Стороны поддерживают друг друга в вопросах их территориальной целостности (Тайвань, Тибет, взаимная поддержка усилий в борьбе с террористами и сепаратистами на своей территории). КНР в то же время не возражает против осуществления неофициальных связей России с Тайванем в торгово-экономической, научно-технической, культурной, спортивной областях.

Отдавая приоритет укреплению связей с Россией, Китай проводит линию на поддержание дружественных отношений с другими странами СНГ. Особый импульс получили отношения КНР с Казахстаном: построен нефтепровод в Китай, планируется сооружение его второй ветки, осуществляется сотрудничество по развитию железнодорожной сети и др. Китай выделил значительные кредиты Таджикистану и Узбекистану для строительства автодорог, связывающих эти страны между собой и с Китаем. Пекин стремится держаться в стороне от так называемых замороженных конфликтов в странах СНГ, выступая за их урегулирование мирными средствами. Озабоченность Китая вызывает осуществляемый Западом сценарий инспирирования «цветных революций» в странах СНГ, направленный на усиление влияния Запада на пространстве Содружества, особенно в Центральной Азии.

КНР явилась одним из соучредителей Шанхайской организации сотрудничества, придает ее деятельности большое значение, принимает конструктивное участие в работе Организации. Россия и Китай активно взаимодействуют между собой в вопросах укрепления практического потенциала ШОС. В целом создание ШОС оказало благотворное влияние на стабилизацию обстановки в Центральной Азии, упрочение взаимопонимания и сотрудничества в регионе. Организация имеет большие перспективы в своем развитии, повышается ее роль в расширении взаимовыгодного экономического и гуманитарного сотрудничества между странами-членами. Ценный резерв ШОС — расширение взаимодействия со странами-наблюдателями — Индией, Ираном, Монголией и Пакистаном. Во взаимодействии с междуна-

родной коалицией Организация может сыграть конструктивную роль и в урегулировании афганской проблемы.

Во взаимоотношениях с США, ЕС и Японией Китаем проводится курс на сотрудничество и стратегическое партнерство. Помимо мощи этих стран, центральной роли, которую они играют в международных отношениях, важнейшее значение для Пекина имеют экономические факторы. Китай стремится использовать эти страны для дальнейшего привлечения инвестиций, получения новейших технологий. Не секрет, что содействие Китаю в экономической сфере со стороны указанных стран и китайской зарубежной диаспоры (инвестиции, передовой опыт и менеджмент, льготная передача технологий, перенос в Китай многих тысяч предприятий) явилось одним из важных факторов китайского «экономического чуда». К тому же Китай в отличие от России не подвергается столь жесткому давлению и наступлению со стороны Запада в плане ущемления национальных интересов. Достаточно наглядную картину экономических предпочтений Китая дают следующие цифры: к 2009 г. объем торговли Китая с США составил 333,7 млрд долл., со странами ЕС — 425,6 млрд долл., с Японией — 266,8 млрд долл.15

Сложный характер носят взаимоотношения Пекина с США. Налажены отношения «конструктивного партнерства», осуществляются активные связи, включая обмены визитами на высшем уровне. В то же время Пекин раздражают постоянные поучения по вопросам демократии и прав человека со стороны Вашингтона, активно использующего в пропагандистских целях возникающие те или иные острые ситуации внутри КНР (например, волнения в Тибете в преддверии Пекинской олимпиады). Сильнейшим раздражителем остается тайваньский вопрос, хотя Вашингтон решительно пресекал действия Тайбэя в направлении провозглашения независимости. Усиливаются торгово-экономические трения в связи с огромным негативным сальдо США в торговле с Китаем и продолжающимся давлением США на КНР по ряду направлений финансовой сферы, в частности в вопросе ревальвации юаня, либерализации банковской системы Китая и др. Сосредоточив основные усилия на решении проблем в неспокойных районах мира, США стремятся по возможности не

обострять отношения с Китаем, во многих вопросах идут ему навстречу. Немалые надежды на стабилизацию и дальнейшее развитие отношений с США в Пекине связывают с приходом к власти новой американской администрации.

Важные договоренности по дальнейшему развитию американо-китайских отношений были достигнуты во время визита в КНР в конце февраля 2009 г. нового американского госсекретаря X. Клинтон. Выступая 13 февраля в Нью-Йорке, накануне турне по странам Азии, она подчеркнула, что США не рассматривают поднимающийся (on the rise) Китай как своего противника. Напротив, администрация Б. Обамы считает, что США и Китай могут извлечь пользу и внести вклад в успехи друг друга. В планах США, заметила X. Клинтон, — упорно работать над созданием сфер общих интересов и разделяемых с Китаем возможностей. Несмотря на имеющиеся разногласия, Вашингтон остается приверженцем укрепления позитивных отношений с Китаем, что является жизненно важным для будущего мира, прогресса и процветания Америки16. В Пекине состоялись переговоры X. Клинтон с министром иностранных дел КНР Ян Цзечи, американский госсекретарь была принята Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао. Стороны договорились наладить более тесное сотрудничество в таких вопросах, как противодействие глобальному финансовому кризису, изменение климата, энергетика, окружающая среда и в других сферах, затрагивающих интересы сторон. Достигнута принципиальная договоренность о создании диалогового механизма по стратегическим и экономическим вопросам. По завершении переговоров X. Клинтон заявила: «Сейчас, когда новая администрация президента Обамы приступает к работе, мы хотели бы углубить и расширить наши отношения с Китаем». В свою очередь министр иностранных дел КНР Ян Цзечи подчеркнул: «Вступая в XXI век, две страны имеют все больше общих интересов и более широкую основу для сотрудничества перед лицом нарастающих глобальных вызовов. Это побуждает нас углублять диалог и обмены, укреплять взаимное доверие и сотрудничество, повышать двусторонние связи на новый уровень»17. В апреле, во время саммита «G-20» в Лондоне, прошла встреча Ху Цзиньтао с Б. Обамой. Возоб-

новлены военные связи между двумя странами, прерванные из-за решения США (октябрь 2008 г.) осуществить очередные крупные поставки американского оружия Тайваню. В конце февраля Китай посетил заместитель министра обороны США Д. Сидни.

В качестве стратегических рассматривает Пекин свои отношения и с Европейским союзом. Не имея существенных противоречий с ЕС, Китай форсирует расширение с ним торгово-экономических связей, особенно в передовых и наукоемких отраслях, воспринимает это мощное объединение как один из ключевых полюсов современного мира. Идет работа по подготовке Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между КНР и ЕС.

Пекин повел курс на нормализацию отношений с Японией. Возобновились обмены визитами на высоком уровне, была приглушена острота полемики по вопросам исторического наследия в отношениях двух государств. Расширяются торгово-экономические связи. Китай проявляет интерес к углублению сотрудничества в рамках тройки — КНР, Япония, Республика Корея.

В то же время по-прежнему наблюдаются трения сторон в связи ремилитаризацией Японии, ростом военных расходов КНР, дальнейшим укреплением японо-американского военного альянса, периодически обостряются двусторонние противоречия по ситуации в Восточно-Китайском море, не ослабевает соперничество за влияние в АТР.

Большое значение придает КНР развитию отношений со своими ближайшими соседями, созданию вокруг Китая своего рода пояса безопасности. В АТР и ЮВА Китай сталкивается с выстроенной под эгидой США системой военных договоров и союзов, в том числе направленных на сдерживание Китая. В усилиях по закреплению позиций Пекин стремится наладить тесное взаимодействие с АТЭС, АСЕАН, повысить свою роль в этих организациях. В качестве важного органа для обсуждения проблем безопасности в районе в КНР рассматривают Региональный форум АСЕАН (АРФ).

Активно развиваются связи с АСЕАН в целом, а также со странами — членами этой организации на двустороннем уровне. Налаживается практическое сотрудничество в формате

АСЕАН+1 (Китай) и АСЕАН+3 (Китай, Япония, Южная Корея). Расширяется политическое взаимодействие сторон, обсуждаются конкретные варианты сотрудничества в борьбе с терроризмом и нетрадиционными угрозами безопасности. КНР присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор) в качестве внерегиональной державы.

Рассматривая АТЭС как наиболее перспективный механизм экономической интеграции в общерегиональном масштабе, Китай ведет линию на налаживание торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между странами АТР на многосторонней основе. КНР поддерживает постепенную реализацию Богорских целей по расширению торговли.

Растущее внимание китайской дипломатией уделяется Южной Азии. В целом подходы Китая к Южной Азии стали более сбалансированными, на первый план выдвигаются задачи обеспечения региональной стабильности и безопасности, КНР выступает за скорейшее снятие напряженности в отношениях между Индией и Пакистаном, за мирное урегулирование кашмирской проблемы.

Заметным прогрессом характеризуются взаимоотношения Китая с Индией, с которой установлены отношения стратегического партнерства. Ведется активный диалог по международным вопросам, расширяется двустороннее торгово-экономическое сотрудничество (торговля двух стран достигла к 2009 г. 51,8 млрд долл.). В то же время в Пекине не остались незамеченными предпринимаемые Вашингтоном шаги по сближению с Индией (расширение взаимодействия Индии с «Сиднейской тройкой» — США, Япония, Австралия, а также заключенное недавно американо-индийское соглашение по ядерному сотрудничеству, в соответствии с которым США будут поставлять Индии ядерное топливо и компоненты атомных реакторов).

В последние годы возросло внимание Пекина к развитию отношений с Африкой и Латинской Америкой. Усиливается торгово-экономическое проникновение КНР в страны этих двух континентов, особенно в сырьевые отрасли, что вызывает все большее беспокойство Запада.

* * *

В условиях нынешней непростой геополитической обстановки дальнейшее укрепление отношений с Китаем приобретает особое значение для нашей страны. Сосредоточившись на решении задач по ускоренной модернизации и развитию, Россия и Китай нуждаются в мирном и добрососедском окружении: их конструктивное взаимодействие является одной из несущих опор нынешнего многополярного мира, важнейшим фактором международной стабильности и безопасности.

Расширению сотрудничества между Россией и Китаем способствуют такие благоприятные факторы, как их географическая близость, взаимодополняемость экономик двух стран, накопленная солидная договорно-правовая база отношений, крепнущие взаимные симпатии народов России и Китая, несмотря на имевшие место в прошлом превратности в развитии отношений сторон.

Обе страны придерживаются близких позиций по многим наиболее важным проблемам мировой политики, заинтересованы в построении справедливого и демократического миропорядка, в рамках которого в полной мере учитывались бы интересы России, Китая, других государств, на взаимной и равноправной основе обеспечивалась их безопасность.

Примечания

1 Образование Китайской Народной Республики. Документы и материалы. М., 1950. С. 31.

2 Там же. С. 66.

3 Доклад генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК. ИЯЬ: www.russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/ 25/соп1еп1_9120930_22.Мш.

4 Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК [полный текст]. иЯЬ: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120 930.htm

5 Доклад премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао 5 марта 2008 года на 2-й сессии ВСНП 11-го созыва. ИЯЬ: www.russian.xinhuanet.com/ russian/2009-03/05/content_830402.htm

6 www.xinhuanet.com/russian/2008-11/10

7 Доклад Вэнь Цзябао на мартовской сессии ВСНП. ИЯЬ: www.russian.xinhuanet.com/russian/2009-03/05/content_830402.htm

8 Сборник российско-китайских документов. 1999—2007 гг. М., 2007. С. 146.

9 www.kremlin.ru/appears/2008/05/23

10 http://www.kreml.org/news/215645093

11 http://www.energyland.info/news-show-26770

12 http://www.newizv.ru/news/2009-06-18/110553 ; http://www.itar-

tass.com/level2.html?NewsID=14056650&PageNum=0

13 www.tamognia.ru/news/nb/426820

14 Коммерсант. 18.02.2009.

15 www.chinadaily.com.cn/bizchina/2009-02/06/content_7452850.htm

16 Синьхуа. 17.02.2009.

17 www.news.Xinhuanet.com/english/2009.02/21/content_10862996.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.