КИТАЙСКИЕ АВТОРЫ О ПОСТРОЕНИИ ГАРМОНИЧНОГО И УСТОЙЧИВОГО МИРА
Анна Владимировна БОЯРКИНА,
Владивостокский институт международных отношений стран АТР, ДВГУ
Внешнеполитическая доктрина КНР находится сегодня в стадии постепенного становления. В ней сочетается старое и новое видение китайским руководством места Китая в мире. Согласно старым представлениям мир воспринимается китайскими лидерами как потенциально враждебный, хотя в отличие от маоистского периода он не несет непосредственной военной угрозы безопасности Китая. Новым подходом стало обоснование возможности построения гармоничного мирового порядка. Ключевым внешнеполитическим компонентом стратегии Китая в условиях глобализации является переход от задач «обеспечения международных условий развития реформ» к активному участию в создании новой архитектоники международных отношений (Ш^^Ж^^)1-
15 сентября 2005 г. на пленарном заседании саммита ООН по случаю 60-й годовщины организации Председатель КНР Ху Цзиньтао выступил с речью «Приложить усилия по созданию гармоничного мира, где будут прочный мир и совместное процветание», в которой изложил китайскую позицию в отношении нынешней международной ситуации и важных международных вопросов, выдвинул конкретное предложение по усилению роли ООН, и международному сотрудничеству2. Китайский лидер является главным идеологом и автором новой концепции.
Сегодня концепция «гармоничного мира» («^^Щ^»^^)-основ-ная внешнеполитическая установка китайского государства. Курс на «мир, развитие, сотрудничество» был определен Пекином как ведущий. Значительно возросшая мощь Китая и изменения, происходящие в международной обстановке, дают ему возможность все более активно действовать на мировой арене.
15 октября 2007 г. Ху Цзиньтао, открывая XVII Всекитайский съезд КПК, призвал к продолжению политики расширения внешних связей, расширению сфер открытости, оптимизации её структуры и повышению качества, улучшению экономической системы открытого типа и тем самым созданию новых преимуществ для участия в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции в условиях экономической глобализации.
Председатель ПК ВСНП У Банго, анализируя внешнеполитическую доктрину совместного процветания и всемирного построения гармоничного и устойчивого мира в КНР, отметил, что это принесёт пользу не только Китаю, но и всему человечеству.
По мнению председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) Цзя Цинлиня, «гармония» — важное понятие традиционной культуры Китая, а также социальный идеал, к которому стремятся народы всех стран мира3. По окончании VI Пленума КПК XVI созыва в 2006 г. Цзя Цинлинь сделал вывод, что гармоничное общество, к созданию которого так стремятся китайцы, будет демократическим и правовым, равноправным и рациональным, честным, жизнеспособным, стабильным и порядочным, в котором могут гармонично сосуществовать человек и природа4.
Министр иностранных дел КНР Ян Цзечи положительно отозвался о работе китайской дипломатии в 2007 г., отметив практические шаги в деле защиты государственного суверенитета, интересов безопасности и развития, а также создания благоприятного международного климата для всестороннего строительства среднезажиточного общества5. Китай добился поддержки международного сообщества по вопросу о предотвращении инициированного администрацией Чэнь Шуйбяня «референдума
о вступлении Тайваня в ООН» и помешал попыткам Тайваня «вступить» в ВОЗ и ООН, восстановил законный статус во Всемирной ветеринарной организации, установил дипломатические отношения с Коста-Рикой, нанес удар по силам «тайваньского сепаратизма», выступил против поставки американских вооружений на Тайвань.
Ян Цзечи выступил и на общеполитической дискуссии 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 г. с речью: «К совместному поиску сотрудничества и совместному строительству гармонии», изложив взгляды правительства Китая на нынешнюю международную ситуацию и позиции по важным международным и региональным вопросам. По словам Ян Цзечи, в процессе развития и строительства государства Китай неизменно связывает своё развитие с совместным прогрессом всего человечества, прикладывает усилия в целях содействия тому, чтобы различные страны приняли равноправное участие в международных делах, в политике демократизации международных отношений. Он призывает другие страны совместно использовать достижения экономической глобализации и научного прогресса, а также содействовать взаимной выгоде. Глава дипломатического корпуса глубоко убеждён, что Китай неизменно идет по пути мирного развития и готов внести больший вклад во имя мирного развития человечества6.
В работе «Построение гармоничного мира и процветания» заместитель министра иностранных дел КНР Ван И даёт философскую оценку концепции построения «гармоничного мира», называя её «философией». По его мнению, данная философия сформулирована в ответ на
проблемы, поднятые международным сообществом7. Внешнеполитическая философия гармонии призывает к взаимному уважению государств, заимствованию достижений у других стран для общего развития. К данной философии были добавлены новые элементы, такие как активное взаимодействие государств и властей. Переход от мирного сосуществования к гармоничному является крайне важным элементом внешней политики Китая. Развитие Китая на современном этапе — это мирное развитие, его подъём — это мирный подъём.
Ван И подчёркивает, что внешнеполитическая доктрина «гармоничного мира» более содержательна и прогрессивна. Она отражает сущность традиционной китайской культуры и включает в себя ценности, которые являются общими для всего земного шара8. Китайский дипломат считает, что концепция может внести коренные изменения в доктрины международных отношений и проложить дорогу для развития теории международных отношений в новых условиях. Ван И интерпретировал внешнеполитическую доктрину как философию нового взгляда на мир, который начинает приобретать свои очертания. Он отмечает пять основных сфер деятельности, в которых следует осуществлять гармонизацию, —политика, экономика, культура, безопасность и защита окружающей среды. В работе Ван И хорошо видно, что автор считает важной предпосылкой создания «гармоничного мира» стремление государств, прежде всего крупных, к мирному развитию, иначе «гармоничный мир невозможен». Замминистра оценивает реформы в стране и открытость внешнему миру как начало взаимовыгодной политики и беспроигрышной дипломатической стратегии.
В настоящее время именно политика помогла справиться с препятствиями во время восстановления страны. В этом отношении Китай совершенно справедливо говорит о взаимных выгодах и беспроигрышной стратегии. Он продвигает эту стратегию на высокий международный уровень, заявляя о том, что необходимо поддерживать бедные и развивающиеся страны. Действительно, стратегия вышла за рамки экономики и затронула гуманитарные интересы народов, все страны с разными социальными системами, историческими и культурными корнями и моделями развития — крупные это или небольшие государства—должны уважать друг друга9.
В докладе «Китайская внешняя политика в 2008 году» заместитель министра иностранных дел КНР Ян Цзыган представил внешнеполитический курс, который соответствует новой экономической стратегии Китая и направлен на включение КНР в глобальную экономику. По его мнению, 2008 год крайне важен для дипломатической работы. Суть нового политического курса состоит в повышении глобальной и региональной роли Китая при помощи механизмов многоярусной дипломатии, сочетающей в себе как двустороннее, так и многостороннее сотрудничество в области политики, экономики, культуры. Нынеш-
ний, 2008 год, с точки зрения китайских ученых, оценивается как благоприятный для национального развития Китая10.
В статье «Мы должны работать, чтобы построить «гармоничный мир» влиятельный политолог, заместитель директора Бюро переводов при ЦК КПК, глава Центра сравнительных политических и экономических исследований Юй Кэпин анализирует концепцию «гармоничного мира», которая сейчас пропагандируется больше, чем предшествовавшая концепция «мирного возвышения Китая». По его мнению, доктрина представляет собой не только глубокое обобщение китайским народом исторического опыта, но и закономерное проявление новых взглядов на развитие, позволяя разрешить сомнения народов всего мира, возникшие в процессе стремительного развития Китая11. Юй Кэпин, которого в Китае считают человеком, к чьим советам прислушивается Ху Цзиньтао, в своих формулировках утверждает, что «гармоничный мир» представляет собой извечное требование человечества и являет собой новую интерпретацию высокого идеала «Великого единения Поднебесной» времен китайской древности. Он подчеркивает, что замысел «гармоничного мира» есть продолжение китайского замысла «гармоничного общества», они взаимосвязаны, у них сходные ценностные ориентиры и общая политическая логика.
В официальной пропаганде в качестве нормативных характеристик «гармоничного общества» перечисляются «демократия и власть закона, равенство и справедливость, искренность и дружба, полнота жизненных сил, стабильность и порядок, гармония между человеком и природой». По мнению Юй Кэпина, «гармоничный мир» предполагает создание демократичного, справедливого и равного мирового политико-экономического порядка и достижение в мире всеобщего процветания. Как и гармоничное общество, идеальный «гармоничный мир» также должен быть миром многообразия, демократии, справедливости, терпимости, доверия, сотрудничества, взаимопомощи, устойчивого развития. Идеал гармоничного мира предполагает установление гармонии в отношениях человека и природы, разумное освоение и использование природных ресурсов12. При этом «гармоничная дипломатия» КНР должна отстаивать интересы всего человечества; её можно описать формулой «...диалог и консультации, сотрудничество и совместная выгода, поиск общего при сохранении различий, толерантность и открытость».
Юань Пэн, специалист в области международных отношений в работе «Гармоничный мир» и «новая дипломатия» Китая раскрывает несколько способов ведения дипломатической практики в теории построения «гармоничного мира и общества социальной гармонии». Юань Пэн выделил в дипломатической практике важную роль двусторонних и трехсторонних отношений. В последнее время Китай стал уделять повышенное внимание трехсторонним отношениям с ведущими индустриальными державами, прежде всего «треугольник»: Китай—США—Евросоюз;
Китай—США—Россия; Китай—США—Япония; Китай—США—периферийные государства; Китай—США—Африка; Китай—США—Латинская Америка; Китай—Россия—Индия; Китай—Япония—Северная Корея. География многосторонних дипломатических отношений КНР все увеличивается: АСЕАН+1, АСЕАН +3, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Северной Кореи, конференции по энергетическим ресурсам и др.13
Юань Пэн уверен, что КНР усилит своё влияние в разрешении глобальных кризисных или конфликтных ситуаций. К таковым относятся урегулирование ядерной проблемы на Корейском полуострове и в Иране, Дарфурский кризис в Судане и другие международные проблемы, в которых Китай пока выступает в качестве балансирующей силы, координирующей двусторонние отношения и многостороннее сотрудничество. Китай — не пассивный участник переговоров, а активный посредник, не просто контролирующий неурегулированные кризисные ситуации, а сторона, предлагающая решение серьёзных проблем.
Таким образом, по словам Юань Пэна, Китай постепенно становится одним из самых влиятельных государств среди крупных мировых держав, практикующих многостороннюю дипломатию. За последнее время страна уделяет более пристальное внимание отношениям с «Большой восьмеркой», контактам со странами—членами НАТО; отношения становятся более доверительными и приобретают более открытый характер.
Статья «Испытания китайской дипломатии» одного из ведущих экспертов в области международных отношений Народного университета Китая доктора Цзинь Цаньжуна, посвящена дипломатической политике КНР. Изучая причины появления концепции «гармоничного мира», автор обратил внимание на то, что в 2005 г. китайская дипломатия вступила в процесс переговоров по международной торговле и торговой политике, предъявляя претензии относительно «китайской угрозы», натянутых японо-китайских отношений и проблемы энергетической безо пас но сти14.
Цзинь Цаньжун видит в Китае решительного защитника мира, развития и сотрудничества, трех ключевых принципов дипломатической политики государства. Торговые переговоры КНР с США и Евросоюзом о вступлении в ВТО показывают, что Китай значительно увеличивает темпы роста и при этом четко осознает необходимость защищать свои права. В 2005 г. состоялись неоднократные зарубежные визиты главы КНР, дипломатические мероприятия в многостороннем формате (проведение шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове и встречи в рамках Шанхайской организации сотрудничества).
По мере роста международного влияния Китая мир уделяет повышенное внимание каждому действию этой страны. «Многие учёные сейчас говорят о «китайской угрозе» в её различных проявлениях», — заключает
доктор Цзинь15. Заявление об «угрозе» обернулось «особенно заметной» проблемой для китайской дипломатии, это будет сопровождать каждый шаг на пути развития Китая. Учёный убеждён, что Китаю прежде всего следует научиться жить с ней, а затем уже попытаться рассеять опасения других и установить отношения, основанные на взаимном доверии16.
Другой значительной проблемой в 2005 г., по мнению Цзинь Цаньжуна, стала «агрессивная» дипломатическая политика Японии, особенно в свете реформирования Совета безопасности ООН17, хотя Страна восходящего солнца становится более сдержанной в политическом отношении под руководством правого крыла либерально-демократической партии. Он полагает, что правительство Японии проведет национальную политическую мобилизацию с целью корректировки законодательства, заручившись поддержкой средств массовой информации.
Цзинь Цаньжун, анализируя проблемы дипломатии, не упускает из вида события, имевшие место в 2005 г. Во-первых, ураган «Катрина», пронесшийся по южным районам США, напомнил об огромной разрушительной силе природы, с которой всегда должно считаться мировое сообщество. Во-вторых, террористические взрывы в Лондоне в июле 2005 г. и в Джакарте в сентябре вылились в затянувшуюся антитеррористическую войну. Администрация США всегда считала, что ей удастся уничтожить терроризм на своей территории. Однако из-за того, что Интернет содействовал распространению терроризма как идеологии, его можно победить только с помощью международного сотрудничества. В-третьих, что касается реформирования ООН, то развивающиеся страны хотят чаще высказывать свою позицию на этом международном форуме, но пока индустриальные государства оставляют последнее слово за собой. Следовательно, происходящие в настоящее время реформы ООН должны повлечь за собой важные структурные изменения в международных отношениях.
Работа известного китайского политолога, директора Центра изучения внешней политики Китая Института современных международных отношений университета Цинхуа, Янь Сюетуна «Первый шаг Китая на пути к дипломатии «гармоничного мира» представляет собой анализ качественного изменения КНР с начала XXI в. Точка зрения автора формулируется на основе трех значимых факторов национальной мощи: экономики, политики и вооружённых сил. Но сегодня только в экономике КНР достигла вершин мировых показателей. Следовательно, Китай взял на себя значительную долю экономической ответственности, в 2004 г. он превратился в третью мировую торговую державу, вышел на первое место по валютным резервам в 2006 г. и стал одним из «двигателей мировой экономики». Янь Сюэтун акцентировал внимание на дипломатической практике отношений КНР со странами Азии, Африки, Северной Америки в области конструктивного сотрудничества и создания гармоничного мира, отметил наиболее важные события китайской дипломатии 2006 г.: Пекинский саммит «Китай—Африка» в рамках Третьей конференции,
посвященной китайско-африканскому сотрудничеству. Китайское руководство осуществило восемь «шагов» по оказанию помощи африканским государствам, в том числе предложило финансовую поддержку, рассчитанную на три года в размере 10 млрд. дол. В Центральной Азии, где проходят саммиты стран—членов организации ШОС, Китай начал вырабатывать систему правил сотрудничества в рамках ШОС. В Юго-Восточной Азии, председательствуя на саммите АСЕАН, Китай вынес на обсуждение спектр предложений по вопросу сотрудничества в стратегической, экономической, культурной сферах, в области безопасности, которые впоследствии были приняты лидерами стран—членов АСЕАН.
В Северо-Восточном регионе КНР выступает в качестве посредника между США и КНДР. Китай уполномочен вести шестисторонние переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова. В отношении Южной Азии председатель КНР Ху Цзиньтао достиг соглашения по стратегическому сотрудничеству с Индией и принял решение об учреждении механизма двусторонних отношений на высшем уровне. Для достижения стабильности в восточноазиатском регионе бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ нанес визит китайскому правительству, которое предприняло попытки наладить неустойчивые японо-китайские отношения. Китайский эксперт прогнозирует в дальнейшем рост международных обязательств КНР по обеспечению безопасности по мере роста его военной мощи.
Другой авторитетный политолог Лао Найкун, эксперт в области политологии, а также член НПКС Китая с 1988 г., в статье «Китай занимает свое место на международной арене» определяет роль и место КНР как одной из ведущих мировых держав, набирающих мощь экономическую и политическую. Автор отмечает, что ни один глава государства не сделал столько зарубежных государственных визитов и не достиг таких впечатляющих успехов за короткий период, как председатель КНР Ху Цзиньтао. Соответственно в Китае в 2006 г. побывали руководители из 192 стран.
Лао Найкун, характеризуя китайскую дипломатию, говорит о противостоянии международному терроризму и его связям с сепаратистскими движениями внутри страны, предотвращении ядерного распространения и сокращении гонки традиционных видов вооружения. Это необходимо для устойчивого роста любой страны. Дипломат подчёркивает, что у Китая сложилось крепкое стратегическое партнерство с Россией и Шанхайской организацией сотрудничества. Отношения с Евросоюзом улучшаются по мере увеличения торгового оборота, инвестирования и международного сотрудничества в разных областях. В рамках АСЕАН+1 заключаются торговые соглашения, кроме того с 2006 г. Азиатский банк развития проводил активные переговоры по подготовке единой азиатской валюты (АСи) по образцу евро. В проекте участвует 13 стран: Япония, Китай, Южная Корея, а также 10 стран—членов Ассоциации государств
Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В перспективе организаторы не исключают присоединения к ним Гонконга и Тайваня18.
Китайский аналитик конструктивно оценивает отношения КНР с Южноазиатским субконтинентом и полагает, что они никогда не развивались в столь положительной динамике. В то же время общий курс разрешения пограничных разногласий принимает определённую форму после визита главы КНР Ху Цзиньтао в Индию. В своей работе он ввёл новый термин «СЫт&а» (следует переводить как «Киндия»), показав, насколько ближе стали отношения двух густонаселенных стран. Однако Лао Найкун обращает внимание и на критические замечания в адрес Китая со стороны западных аналитиков. Иностранные эксперты сошлись во мнении, что КНР скрывает истинное содержание и понятие своей внешнеполитической доктрины развития, предлагая лишь пропаганду идей мира и процветания. Он высказывает точку зрения, что Поднебесная стремится построить «гармоничный мир» вразрез с конфронтационным подходом Запада. Традиции Китая, считает Лао Найкун, основываются на идее большого общего мира для каждого и для всех. Но мир достаточно мал для тех, кто сражается друг с другом.
Китайские эксперты-политологи, последовательно развивая внешнеполитическую доктрину «гармоничного мира», выделяют экономическую дипломатию, обращая внимание на то, что Китай прилагает большие усилия для концентрации своих интересов в сфере экономической дипломатии. Анализу этой актуальной темы и посвящены работы двух китайских учёных, специалистов в области международных отношений.
У Цзяминь, ректор Университета международных отношений Китая, а также бывший посол КНР во Франции полагает, что Китаю следует найти общие области взаимовыгоды в урегулировании экономической ситуации и стабилизации дипломатических отношений с зарубежными странами, а директор Института мировой экономики Шанхайской академии социальных наук доктор Чжан Ювэнь в интервью информационному агентству Синьхуа сообщил, что формирование общих интересов с ведущими индустриальными державами является полезным и благоприятным фактором для собственного развития Китая. Совместными усилиями с другими государствами КНР должна решить глобальные проблемы энергосбережения, энергетики и защиты окружающей среды19.
«За или против зерновой политики? Энергетическая безопасность и внешняя политика Китая в эпоху Ху Цзиньтао» — это труд доктора Джэймса Тана, в котором представлен глубокий анализ энергетического рынка КНР, насколько он зависим от импорта нефти и каким образом ЦК КПК строит энергосберегающую стратегию государства. Доктор Тан приводит факторы зависимости и уязвимости китайского нефтяного рынка от импортных источников поставок топлива, а также важности обеспечения внутренней энергобезопасности. Китайские аналитики уже бьют тревогу и ведут споры по вопросу значительной степени зависимости,
связанной с вызывающей беспокойство ситуацией на глобальном нефтяном рынке. Он изучил итоги и выводы департамента политических исследований ЦК КПК и выделил проблему нехватки топлива, определив её как самую важную для энергетической безопасности Китая в обозримом будущем. Вопрос импортирования топлива не является чисто экономической проблемой, более того, он включает в себя и международный политический аспект20.
Китайские политологи связали энергетическую безопасность с гораздо более широким глобальным политическим пространством. По мнению Джэймса Тана, преодоление уязвимости Китая возможно путём диверсификации поставок, создания проектов строительства нефте- и газопроводов, более безопасных, чем использование Малаккского пролива, морской транспортировки нефти, создания масштабных стратегических топливных запасов, а также содействия нефтяным компаниям в принятии «стратегий продаж» и энергетической дипломатии21.
Эксперт не рассматривает зарубежную деятельность китайских государственных нефтяных компаний в качестве части национальной стратегии энергетической безопасности. Хотя эти компании уже имеют значительные вложения за рубежом и приобрели нефтяные акции различных мировых компаний, их деятельность связана с собственными коммерческими интересами, а не с государственными. Ресурсы, предоставляемые китайскими компаниями, обслуживали глобальный рынок в большем объёме, чем требовалось самому Китаю22. Учёные также отражают политику государства в области энергосбережения, влияния климатических изменений на экономическую ситуацию на рынке энергоресурсов. Старший эксперт Китайской академии социальных наук Чжан Юйянь уверен—Китаю необходимо использовать свой широкий рынок и другие экономические преимущества для осуществления дипломатических целей. Дэвид Ли, директор Центра изучения Китая в мировой экономике университета Цинхуа, считает, что его стране нужно в дальнейшем заниматься проблемой глобального изменения климата и другими всемирными проблемами. А для содействия в выполнении обязательств по энергосбережению и сокращению загрязнения окружающей среды Китай должен сформулировать новые научные подходы. Сейчас много говорится о том, что Китай—один из немногих победителей на современном этапе глобализации. Вне всякого сомнения, спящий гигант уже воспрянул от векового сна.
Проанализировав разные точки зрения китайских экспертов в отношении внешнеполитической доктрины или философии «гармоничного мира», можно заключить, что руководители КНР, ученые, дипломаты единодушно считают многоярусную дипломатию (multi-tiered diplomacy) платформой для развития многостороннего сотрудничества на официальном и частном уровне в области политики, экономики, культуры.
1 Михеев В.В. Внешнеполитическая доктрина нового китайского руководства // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 6. С. 16.
2 Yu Keping. We must work to create a harmonious world // China Daily. May, 10, 2007. P. 10.
3 Выступление Цзя Цинлиня в обществе британо-китайской торговли. Tianshannet 2006-0ctober-26 http://russian.xjts.cn/china/content/2006— 10/26/content_1297787.htm
4 Там же.
5 Интервью министра иностранных дел КНР Ян Цзечи газете «Жэньминь жибао». 2007. 24 дек.
6 Ян Цзечи изложил позицию Китая на общеполитической дискуссии на 62-й сессии ГА ООН 2007.10.08 http://wwwfmprc.gov.cn/ce/ceka/chn/
7 Wang Yi. Building a world of peace and prosperity // China Daily. 06.03.2008. Р 9.
8 Там же. С. 9.
9 Там же.
10 Deputy Commissioner Yang Zigang talked about China’s Foreign Policy in 2008 // China Foreign Policy. 2008—02—22.
11 Yu Keping. We must work to create a harmonious world // China Daily. May, 10 2007. P. 10.
12 Там же. С. 11.
13 Юань Пэн. «Хэсе шицзе» юй Чжунго «синь вайцзяо» = Юань Пэн. «Гармоничный мир» и “новая дипломатия” Китая // Сяньдай гоцзи гуанси. 2007. № 4. С. 1. Ш' “®^if”^tl“##i”. ШШ^£Ж2007^4£0 Ш-7Яо
14 Jin Canrong. Chinese Diplomacy Put to the Test // China Youth Daily. 12.12.2008.
15 Там же.
16 Там же.
17 Там же.
18 Россия и Китай готовятся к созданию новой общей валюты, утверждает украинская оппозиция. http://www.newyork.ru/common/arc/story.php/414098
19 Wang Hongjiang. China to focus on common interests in economic diplomacy // China Daily. 24.03.2008.
20 Ni Jianmin. Report on National Energy Security. Beijing: Renmin Chubanshe, 2005. P. 400.
21 James Tang. With the grain or against the grain? Energy security and Chinese foreign policy in the Hu Jintao era. The Brookings Institution center for Northeast Asian policy studies // CNAPS Hong Kong Fellow. October, 2006. P. 28.
22 Speech by Gary Dirks, BP Group Vice President and Asia Regional President at the International Symposium on Energy Security in Beijing, May 24, 2006. www.bp.com/ genericarticle.do?categoryId=98&contentId=7018331
SUMMARY: Conception of foreign affairs of China is in gradually renewing stage now. China’s foreign policy and global strategy have undergone noticeable shifts, including its emphasis on its conception of «a harmonious world».
Officially put forward by Chairman Hu Jintao, the idea of «a harmonious world» reflects China’s basic judgments and value orientations toward current international conditions, global issues, and the fate and ideal objectives of humankind.
Chinese experts intend to expound the national conception of foreign affairs as a key diplomatic theory in China, which defines a new image of great power. Putting forward the model of «harmonious» global governing CPC’s ideologists and political analysts speculate upon the grade of responsibility of the nation for global events in point of the given conception. Resuming Chinese experts view on foreign affairs conception or «a harmonious world» philosophy, Chinese leaders, diplomats, and political analysts unanimously agree that multilateral diplomacy is a platform for building a harmonious world and developing cooperation on the formal and informal level in politics, economics, culture.