Научная статья на тему 'Вьетнам и Китай в 2005 г'

Вьетнам и Китай в 2005 г Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
502
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВЬЕТНАМ / КИТАЙ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурашева Галина Федоровна

In her study China and Vietnam in 2005 Dr. Galina Murashova examines the character of relations between China and Vietnam from geopolitical, economical and ideological perspective. Geopolitically, Vietnam has to balance between the two giants China and the US, trying to use their differences in South East Asia to its advantage. Economically speaking the relations between the two countries are designed by the new international strategy and the idea of a peaceful rise of China, which presupposes China's leadership in the region. In 2005 China left the USA behind and became the main trade partner of Vietnam with both countries still competing for foreign investments and foreign markets. As for the ideology, the two countries could be considered partners as both of them are governed by communist parties with Marxism-Leninism as basic ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вьетнам и Китай в 2005 г»

Мурашева Г.Ф.

к.и.н., ИВ РАН

ВЬЕТНАМ И КИТАЙ В 2005 Г.

В 2005 г. исполняется 55 лет со дня установления дипломатических отношений между Вьетнамом и Китаем, и эта дата официально отмечалась как в КНР, так и в СРВ.

В приветствии Политбюро ЦК КПК по случаю 75-летия КПВ, которое праздновали также в начале 2005 г., китайские руководители назвали «традиционно дружественные отношения Китая и Вьетнама «общим драгоценным братством двух партий, двух стран и народов», а также подтвердили свой внешнеполитический курс в отношении соседей по региону: «дружба с соседом, добрососедство и стабильность, взаимное процветание. «Политика должна быть такой, - говорилось в приветствии, чтобы «обе страны и оба народа навечно были хорошими соседями, друзьями, товарищами, партнерами».1

После установления дипломатических связей между Китаем и Вьетнамом в январе 1950 г. отношения стран менялись, были длительные периоды дружбы и сотрудничества, объемной и разносторонней помощи со стороны КНР, за которым последовала не менее длительная полоса отчуждения, конфронтации и даже короткая война 1979 г.

За годы после нормализации межгосударственных и межпартийных отношений (1991 г.), состоявшейся, прежде всего из-за радикальных геополитических перемен в мире (кризис коммунистической идеи, дезинтеграция СССР) отношения между Китаем и Вьетнамом развивались интенсивно, по всем направлениям и в позитивном ключе.

Сложилась и традиция ежегодных встреч руководителей обеих стран на высшем уровне.

1 Нян зан. 03.02.2005.

К 2005 г. Китай и Вьетнам в рамках таких встреч выступили с несколькими важными совместными Декларациями, в которых зафиксировали принципы и планы межгосударственных отношений, а также выработали ряд мер для наполнения этих планов реальным содержанием. В ходе визита Ху Цзиньтао -Председателя КНР и генерального секретаря ЦК КПК - в Ханой (окт.-нояб. 2005 г.) обе стороны подчеркивали, что традиция встреч на высшем уровне особенно важна, чтобы «направить сотрудничество двух партий, стран и народов особенно в таких областях как международные отношения, оборона, безопасность, теория и практика партийного и государственного строительства, теория и практика социализма и т.д.».2

Специфической особенностью вьетнамо-китайских отношений, проявившейся за годы после нормализации 1991 г., является отсутствие у Вьетнама и Китая Договора, аналогичного Договору Китая с Россией, например, в котором говорится не только об отношениях добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства, но и о «стратегическом взаимодействии» сторон. У Вьетнама тоже есть Договор с Россией, подписанный еще в 1994 г., который называется «Об основах дружественных отношений между РФ и СРВ».

Вместо этого документом, определяющим формат отношений Вьетнама и Китая в начале XXI в., стали 16 иероглифов или вьетнамских слов, обозначающие курс, выработанный высшими руководителями обеих стран в 1999 г., содержанием которого является «Добрососедство, всестороннее сотрудничество, долгосрочная стабильность, устремленность в будущее».3 Эта формула из 16 слов, заменяющая принятые в международном праве документы, отражает специфику сходных политических культур двух азиатских стран, находящихся в едином цивилизационном поле, связанных многовековыми и крайне противоречивыми отношениями. Традиционно сложившиеся символы и смыслы поли-

2 Vietnam Net www.vnn.vn.01.11.2005.

тических культур этих стран облегчают взаимопонимание элит, оставаясь не до конца понятными людям иных культур и цивилизаций.

В дополнение к формуле из 16 слов китайские и вьетнамские руководители с 2003 г. для характеристики отношений своих стран используют также выражение «четыре хорошо», что означает «хорошие соседи, хорошие друзья, хорошие товарищи, хорошие партнеры». При всем отличии этих дипломатических формулировок от принятых в международной практике норм, к которым в других случаях прибегают и Китай, и Вьетнам, между собой они используют их, особенно формулу из 16 слов, как основополагающий документ, обеспечивающий правовую основу межгосударственного общения.

Так, например, в ходе делового визита Генурального Секретаря ЦК КПВ Нонг Дык Маня в Китай в апреле 2003 г. в обстановке перехода власти к новому поколению китайских руководителей (Ху Цзиньтао, Вэнь Цзябао), новое руководство Китая твердо заявило о намерении продолжать традицию предшественников в китайско-вьетнамских отношениях, которую обе стороны называют «драгоценным братством» - в духе взаимного доверия следовать курсу из 16 иероглифов: «добрососедство, всестороннее сотрудничество, длительная стабильность, устремленность в будущее.»4

Ху Цзиньтао, находясь в Ханое осенью 2005 г. раскрыл китайское понимание формулы из 16 иероглифов и «4 хорошо», которое «проявляется в обмене опытом по партийному строительству и управлению государством между двумя партиями и государствами, а также во взаимовыгодном сотрудничестве в самых разных областях.5

3 Тиуёп Ьб chung Viet Nam-Trung Qudc, Nhan dan, 28.02.1999.

4 Нянзан. 12.04.2003.

b Vietnam Net www.vnn.vn.05.11.2005: Lao Dong, 143, 22.05.2004. В мае 2004 г.во время визита прем.-мин. СРВ Фан Ван Кхая в Пекин вьетнамская сторона акцентировала расширение вьетнамо-китайского сотрудничества в таких ключевых областях как безопасность, международные отношения, оборона.

Отсутствие у Китая и Вьетнама Договора о характере отношений или специальной декларации, например, о «стратегическом партнерстве», не означает, что к отдельным вопросам международной политики у них нет общих подходов. О том, что «по международным вопросам, представляющим взаимный интерес, стороны имеют близкие или сходные точки зрения» было заявлено в ходе упоминавшегося выше делового визита Нонг Дык Маня в Пекин по приглашению Ху Цзиньтао в апреле 2003 г.

В 2004 г. во время визита премьер-министра СРВ Фам Ван Кхая в Пекин Ху Цзиньтао в беседе с ним подчеркивал, что «обе страны, следующие курсом социализма, должны укреплять сотрудничество и дружбу перед лицом сложного и постоянно меняющегося мира».6

В ноябре 2005 г. Китай и Вьетнам продвинулись значительно дальше в этом вопросе. В совместной декларации, подписанной в Ханое руководством СРВ и Ху Цзиньтао, стороны заявили, что «Вьетнам и Китай имеют общие стратегические интересы по многим важным проблемам современной эпохи». В частности, Китай и Вьетнам выступают за уважение культуры, общественного строя, модели развития стран, а также за многообразие цивилизаций, за демократизацию международных отношений, за совместное строительство Азиатского региона, равно как за гармонизацию мира, длительный мир и совместное процветание».7 Важно заметить, что идея Ху Цзиньтао о гармонизированном мире или о «гармонизации мира», с которой он впервые выступил в ООН

Фам Вам Кхай подчеркнул, что в процессе развития и углубления «курса 16 иероглифов» «обе партии и оба народа становятся «хорошими соседями, хорошими друзьями, хорошими товарищами, хорошими партнерами». Т.е. вьетнамская сторона формулу «4 хорошо» сделала производной от «курса 16 иероглифов».

6 Нян зан. 12.04.2003; ВВС Vietnamese, 21.05.2004.

7 VN Express Tuyen Ьб chung Vietnam-Trung Quoc; 2.11.2005.

15.09.2005 и которую некоторые исследователи интерпретировали как альтернативный проект «глобализации по-американски» прозвучала в Ханое. В целом визит Ху Цзиньтао в Ханой, будучи самым ярким событием китайско-вьетнамских отношений в 2005 г., пожалуй, и самое значительное событие в серии контактов Китая и Вьетнама на высшем уровне конца 90~х - начала XXI в. Недаром в Китае визит назвали «историческим», открывающим новый этап в отношениях двух стран, в результате чего «обе стороны увеличат объем сотрудничества, повысят уровень взаимного доверия, укрепят отношения добрососедства, взаимовыгодного всестороннего сотрудничества во имя развития».8 В 2005 г. по словам Ху Цзиньтао (и это записано в совместной Декларации), Китай стал торговым партнером Вьетнама номер один, а объем торговли имеет тенденцию, опережая поставленные сроки, составить к 2010 г. 10 млрд. долл.9 Чем объяснить очевидную возросшую заинтересованность руководителей обеих стран друг в друге, проявившуюся во время визита Ху Цзиньтао в Ханой? Интерес руководства Китая к развитию дружественных всесторонних отношений с Вьетнамом, определяется в первую очередь общим курсом внешней политики КНР в Азии и ЮВА, в частности. В рамках новой внешнеполитической стратегии, которая предполагает рост влияния, укрепление позиций в мире и лидерство Китая в регионе, руководители КНР, пришедшие к власти после XVI съезда КПК в 2002 г., уже в конце 2003 г. выдвинули концепцию «мирного возвышения» или «мирного подъема Китая.10 При этом, как считается, «Пекин

8 VN Express 31.10.2005; LaoDong№ 301.31.10.2005.

9 VN Net. 01.11.2005; Это - впечатляющая динамика, т.к. в 2004 Китай за-нимал только третье место в торговле Вьетнама, и был одним из крупных инвесторов в его экономику. - ВВС Vietnamese.com 21.05.2004.

10 Я.М.Бергер. Большая стратегия Китая и место в ней России. В «Общество и государство в Китае». М., 2006, с. 132, 133.

пытается маргинализовать США и вытеснить их из Азии».11 Китай, руководствуясь этой концепцией, укрепляет свои позиции в Юго-Восточной Азии и во всем АТР, рассматривая регион в качестве главного плацдарма для превращения, по выражению известного китайского ученого Ху Аньгана «из региональной державы с глобальным влиянием в державу глобальную»12 В марте 2006 г. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что «Китаю пора играть более активную роль в решении международных и региональных вопросов». Он сказал, что КНР «намерена активно стимулировать развитие международного порядка в направлении справедливости и разумности».13 Стремясь к лидерству в регионе, Китай заинтересован в лояльности Вьетнама как соседа и как авторитетного члена АСЕАН. Но Китаю нужен не просто дружественный Вьетнам, а Вьетнам, не идущий в фарватере политики США. Вьетнам нужен как надежное звено в поясе безопасности на южных рубежах Китая, так как в Китае «традиционно и в древности и в современности усматривали самую большую угрозу в возможности стратегического окружения страны».14 Поэтому, когда в мае 2005 г. заместитель госсекретаря США Роберт Зеллик посетил Ханой и говорил там в основном «о будущих демократических реформах во Вьетнаме», реакция руководства КНР была незамедлительной. Согласно газете «Коммерсантъ» на экстренном заседании ЦК КПК обсуждался «вьетнамский вопрос», а затем в конце мая Председатель КНР Ху Цзиньтао выступил на закрытой партийной конференции со специальным докладом о том, как предотвратить попытки США и Европы устроить цветные революции в соседних с Китаем странах и как раз-

11 Axel Berkolsky, China’s Asian Ambitions. FEER, Jule/Aug. 2005, № 7,

c.20.

12 Я.М.Бергер. Ук. соч., с. 133.

13 «Коммерсантъ». 6.03.2006.

14 Я.М.Бергер. Ук. Соч., с. 135.

рушить планы США по организации «цветной» революции в самом Китае.15 В этом контексте понятно, почему в речи Ху Цзиньтао в Национальном собрании СРВ 1 ноября 2005 г. был сделан акцент на идее «Азия - наш общий дом» и прозвучали некоторые слабо замаскированные антиамериканские выпады, а также тезис о «развитии Китая как важной структурообразующей компоненты для совершенствования Азии».16

В Ханое Ху Цзиньтао еще раз напомнил о внешнеполитической региональной доктрине Китая в отношении окружающих стран: дружба с соседями, партнерство с соседями и взаимное процветание с соседями. Он заявил, что Китай готов вместе с Вьетнамом строить «гармоничный мир во имя мира и совместного процветания».17

И, наконец, для Китая Вьетнам - это страна, на успешном примере которой с учетом однотипности моделей развития можно пропагандировать свой опыт для развивающихся стран. И уже политологи анализируют такое явление как «Пекинский консенсус», т.е. китайская модель реформ, которая предлагает «надежду» развивающимся странам. В отличие от Вашингтонгского консенсуса, который потерпел фиаско в Латинской Америке, Пекинский консенсус предполагает более равноправную и справедливую парадигму развития.18 Вьетнам, кстати, признает демонстрационный эффект китайского пути развития, продвигаясь по которому «Китай стал предметом восхищения и изучения его

19

опыта со стороны многих развивающихся стран».

Вьетнам со своей стороны тоже заинтересован в дружественных добрососедских отношениях с Китаем. Руководители КПВ-СРВ заявляют, что «все-

15 Коммерсантъ. 18.08.2005.

16 Viet Nam net. Vn/service 5.11.2005.

17 Там же.

18 Zhai Кип, China’s need for soft power HAS News letter, march 2005, c. 31.

19 Нян зан. 7.04.2003.

стороннее устойчивое развитие отношений с Китаем - это последовательная политика и высший приоритет Вьетнама.20 За последние годы руководство СРВ также «обновило представление» о положении в мире и регионе. «Мы перешли от взгляда на мир только как на арену борьбы к взгляду более всеобъемлющему, считаем мир средой, в которой Вьетнам живет и развивается; мы обновили внешнеполитическое мышление, сутью которого было «прибавлять друзей, уменьшать число врагов» и теперь «Вьетнам готов быть другом, надежным партнером всех стран в международном сообществе в борьбе за мир, независимость и развитие».21 Во Вьетнаме к 2010 г. решено покончить со слаборазвито-стью, поднять материальный и духовный уровень народа с тем, чтобы к 2020 г. Вьетнам стал современной индустриальной страной.22 СРВ переживает переходный период, в течение которого, как заявляют ее руководители, через «рыночную экономику социалистической ориентации совершает движение к социализму в соответствии с реальностями Вьетнама». Понятно, что для реализации этих грандиозных задач, на которые работает его внешняя политика, Вьетнаму необходимы как нормальные и добрососедские отношения с Китаем, так и всестороннее сотрудничество с ним.

Конкретно Вьетнам рассчитывает, что взаимовыгодные торгово-экономические отношения с Китаем, в частности - планируемое Китаем и Вьетнамом создание так нназываемых двух экономических коридоров Кун-минь-Лаокай-Ханой-Хайфон и Наннинь-Лангшон-Ханой-Хайфон вместе с

20 Viet Nam Net. 01.11.2006. В Китае оценили как проявление особого внимания тот факт, что первый заграничный визит после переизбрания на пост Генерального секретаря ЦК КПВ Нонг Дык Мань совершил в Пекин (авг. 2006 г.). Нян зан. 21.08.2006.

21 Нгуен Фу Чонг. «Обновить теоретическое мышление во имя дела строительства социализма.» Нян зан, 31.01.2005.

22 Нян зан. 3.02.2005; 18.01.2005.

экономической зоной в Тонкинском заливе - внесут вклад в завершение во Вьетнаме индустриализации и модернизации к 2020 г. В Китае, кстати, тоже к 2020 г. намечено «всестороннее построение общества сяо кан» или достижение уровня среднеразвитых стран. Что касается политики модернизации страны, то ее завершение отнесено на более поздний и менее определенный срок.23

В этом контексте идея социализма является, безусловно, связующим звеном между Китаем и Вьетнамом, между правящими партиями - КПК и КПВ. Поэтому, как представляется, вьетнамским лидерам импонировало, что ключевым словом в речи Ху Цзиньтао, с которой он выступил в Национальном собрании СРВ 1 ноября 2005 г. было слово «социализм», как в отношении КНР («социализм с китайской спецификой»), так и в отношении СРВ («строительство социализма в соответствии с условиями страны»). «Обе стороны, - говорил он, - сошлись в том, что Китай и Вьетнам - развивающиеся страны, они упорно отстаивают руководство Компартии и путь к социализму». О социализме Ху Цзиньтао говорил как о необратимом курсе развития обеих стран.24 Тем самым в Ханое Ху Цзиньтао повторил мысль, которую изложил за год до этого, выступая в своем парламенте (ВСНП) в сентябре 2004 г.: «История подтвердила, что в Китае заимствование модели западной политической системы является тупиковым путем».25 Важно также подчеркнуть, что в обеих странах на официальном уровне говорят о такой опасности как «мирная трансформация» или «мирная эволюция», т.е. о «неизменности стратегических замыслов враждебных сил», угрожающих перерождением социалистическому строю в Китае и во Вьетнаме. Утверждается, что в Китае эти силы пытаются «вестернизировать» и

23 Thuong mai. 25.05.2004. Я.М.Бергер. Ук. соч., с. 133.

24 Viet Nam, vn/service. 12.12.2005.

25 Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. М., 2005, с. 79 (далее Китай: угрозы, риски).

расколоть Китай.26 Об опасности «мирной трансформации социализма, в отношении которой строят планы враждебные силы» говорилось в докладе Генерального секретаря ЦК КПВ Нонг Дык Маня на X съезде в апреле 2006 г.27

Таким образом, социализм, его теория и практика в целом, марксизм, как учение, являются мощными факторами сближения Китая и Вьетнама перед лицом новых «вызовов и рисков» в новых исторических и геополитических условиях в мире в XXI в.

Руководители КПК и КПВ официально говорят об общей идеологической платформе, на которой стоят их партии, и этой платформой является марксизм.

Ху Цзиньтао, находясь в Ханое, особенно подчеркивал идеологическую близость Китая и Вьетнама: «Два народа - китайский и вьетнамский, объединяют общие горы и реки, у них одна культура, их объединяет общая идеология, их интересы переплетаются. В деле революции и строительства социализма мы вместе в практических делах и вместе обогащаем теорию и практику построения социализма в каждой из стран.»28 Между тем, бывшая премьер-министром Великобритании М.Тэтчер еще в 1993 г., говоря о «триумфе торговли» в Азии и «замечательных достижениях рыночной экономики, породившей целый ряд экономических драконов», упомянула Китай и Вьетнам, - «коммунистические государства, которые также открывают свои рынки и отрекаются от Маркса».29 В самом Вьетнаме в 90»е гг. некоторые серьезные ученые призывали руководство КПВ отказаться от марксизма, как «учения прошлого, но не настоящего и

26 Китай: угрозы, риски ..., с. 80.

27 Доклад Ген. секр. ЦК КПВ Нонг Дык Маня X съезду КПВ - Интернет (далее - Доклад Ген. секр. ЦК КПВ)

28 Viet Nam net www.vnn.vv 05.11.2005.

29 FEER, 2005, Dec., № 11, с. 78.

будущего».30 С тех пор прошло много лет, а руководители Китая и Вьетнама не только не отрекаются от марксизма, а, наоборот, заявляют, что развивают его и даже говорят о «прорыве», который совершили обе партии в этом учении, дополнив его некоторыми существенными (разными в КПК и КПВ) идеями и концепциями.

В 2004 г. КПК выступила с идеей построения гармоничного социалистического общества, о чем говорил Ху Цзиньтао в своем выступлении перед кадровыми работниками 19 февраля 2005 г.: «Осуществление социальной гармонии, построение прекрасного общества - это всегда было тем социальным идеалом, к которому неустанно стремилось человечество, это также и тот социальный идеал, к которому без устали стремятся марксистские политические партии, включая Коммунистическую партию Китая.»31

В Китае идеологической базой партии считается марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина (с 1997 г.), а также «важные идеи тройного представительства» (с 2002 г.), связанные с именем Цзян Цзэминя, что говорит о постоянном обновлении официальной идеологии КПК.

Во Вьетнаме идеологическим фундаментом партии является марксизм-ленинизм и идеи Хо Ши Мина. И эта формулировка, принятая на VII съезде КПВ в 1991 г. сохраняется и была в неизменном виде повторена на X съезде КПВ в апреле 2006 г. Об идеях Хо Ши Мина вьетнамские политики говорят как

0 «целой системе всеобъемлющих и глубоких концепций по основным вопросам вьетнамской революции», которая, как считается, продолжается во Вьетнаме.32 Выступая на X съезде КПВ Нонг Дык Мань, от которого некоторые на-

30 Nguyln Kiln Giang, Suy tu’ 90-Nhin lai qua trinh du nhap chu nghla Mac-

1 Jnin vao Viet Nam. Интернет.

31 Ю.И.Галенович, Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М.,

2006, с. 12.

32 Нянзан. 5.12.2005.

блюдатели ждали существенных сдвигов в направлении политических реформ, назвал «Первым уроком из 5-ти, которые партия извлекла за 20 лет реформ -необходимость в процессе обновления твердо держаться цели национальной независимости и социализма на базе марксизма-ленинизма и идей Хо Ши Мина».33

И в Китае, и во Вьетнаме власть выстраивает целую систему аргументов в пользу безальтернативное™ компартии в качестве правящей силы, особенно в условиях рыночной экономики. Одним из главных аргументов в пользу сохранения за компартией правящих функций остается поступательное развитие китайской и вьетнамской экономики - самых динамичных экономик в Азии сегодня. Как и в Китае, так и во Вьетнаме в политическом классе доминирует мнение, что легитимность правления КПК и КПВ подтверждена итогами реформ, которые в Китае успешно идут 25 лет, а во Вьетнаме 20 лет. О повышении руководящей роли и властного потенциала партии постоянно говорят вьетнамские руководители. «Практика прошедших 20 лет подтверждает, что руководящая роль партии - это определяющий фактор всех побед в деле обновления (дой мой) и всего революционного дела нашего народа. В условиях рыночной экономики и политики открытых дверей и интеграции объективно возрастает необходимость утверждать руководящую роль партии, считая это принципиальным, жизненно важным вопросом, гарантией развития страны по пути социалистической ориентации. Без партии не будет строительства социализма.» -писал в статье «Обновлять теоретическое мышление во имя дела строительства социализма» видный вьетнамский политик и теоретик Нгуен Фу Чонг, ставший после X съезда КПВ председателем Национального собрания СРВ.34 X съезд

33 Доклад Ген. секр. ЦК КПВ.

34 Нянзан. 31.01.2005.

КПВ (апр. 2006 г.) прошел под знаком «Повышать руководящий потенциал и боевую силу Партии».35

О том, что превращение КПК в правящую партию стало «выбором истории, выбором народа, а усиление ее способности управлять является требованием эпохи, требованием народа», говорилось на 4 пленуме КПК 16 созыва в сентябре 2004 г.36

Определение содержательной, функциональной сущности компартии во Вьетнаме и Китае по форме несколько различаются, но в главном достаточно близки друг к другу. Как говорилось выше, с ноября 2002 г. КПК официально руководствуется наряду с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина, «важнейшими идеями тройного представительства». Сами эти идеи означают, что КПК «представляет требования развития передовых производительных сил Китая, прогрессивное направление китайской передовой культуры и коренные интересы самых широких слоев китайского народа».

По мнению российских ученых> «по существу эта доктрина строится на стремлении власти опереться на частный сектор экономики, в руках которого находятся наиболее передовые и эффективные «производительные силы». Чтобы партия могла быть выразителем их интересов, было принято решение о возможности приема в нее предпринимателей. В целях легитимации союза политической и экономической элит в Устав КПК была введена концепция «двойного авангарда», согласно которой партия является «авангардом китайского рабочего класса» и одновременно «авангардом китайского народа и китайской на-

37

ции».

35 Доклад Ген. секр. ЦК КПВ.

36 Китай: угрозы, риски ..., с. 80.

37 Там же, с.71.

Во Вьетнаме нет таких эффектных теоретических новаций как концепция «двойного авангарда», но по существу вьетнамская трактовка сути КПВ такая же. Во Вьетнаме КПВ - «это авангард рабочего класса, представитель интересов рабочего класса, трудящегося народа и всей нации».38

Как видим, обе партии КПК и КПВ претендуют на выражение интересов всего народа. И КПК, и КПВ принимают в свои ряды предпринимателей, и КПК, и КПВ пересмотрели отношение к понятию «классовая борьба».

Во Вьетнаме «главное содержание классовой борьбы на текущем этапе -это победное завершение дела индустриализации и модернизации социалистической ориентации, преодоление бедности, слаборазвитости страны, осуществление социальной справедливости (cdng bing ха hoi), защита национальной независимости, строительство и превращение страны в социалистическое процве-тающее государство со счастливым народом.» Главной движущеи силои развития страны во Вьетнаме названа «великая национальная солидарность ... гармонизация интересов личности, коллектива и общества, развитие потенциала всех секторов экономики, всего общества.»40 Не трудно заметить, что все эти новации КПВ перекликаются с аналогичными подходами в Китае, где, как пишут российские китаеведы, «Идеологи КПК не акцентируют более идеи классовой борьбы, несовместимые с построением рыночной экономики».41 А КПК, по выражению российского ученого Ю.М.Галеновича - проделала путь от лозунга «классовой борьбы» к лозунгу «социальной гармонии».42

38 Нян зан. 31.01.2005.

39 Материалы IX съезда КПВ. X. 2001., с. 86 (вьет.яз.)

40 Там же.

41 Китай: угрозы, риски с. 88.

42 Ю.М.Галенович. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М.,

2006, с. 12.

В целом идея Ху Цзиньтао о построении в Китае гармоничного социалистического общества созвучна тем целям, которые поставили перед собой руководители КПВ-СРВ.

Во Вьетнаме видят социализм как общество, где «народ богатый, страна мощная, где царит справедливость, демократия, цивилизованность, где народ -хозяин, где высокоразвитая экономика ... передовая культура с национальной спецификой».43 Что это, если не общество социальной гармонии? Есть все основания с учетом сказанного выше считать Вьетнам и Китай идеологическими «союзниками» или партнерами. Однако было бы неправильно рисовать идиллическую картину вьетнамо-китайских отношений в целом. Внешняя политика обеих стран отличается высокой мерой деидеологизированности. Прагматизм сопутствует идеологии, а чаще опережает ее (сама идеология прагматично используется обеими сторонами в отношении друг друга). Китай и Вьетнам преследуют при этом прежде всего свои национальные интересы во всех областях взаимоотношений. Это проявляется в торгово-экономической сфере, где кроме партнерства, которое продемонстрировал визит Ху Цзиньтао, когда было подписано много впечатляющих взаимовыгодных контрактов, отношения характеризуются острой конкурентной борьбой за позиции на внешних рынках товаров и инвестиций.44 Действует т.н. «гравитационный эффект» мощной экономики, и Вьетнаму, как считают специалисты, угрожает опасность превратиться в экономический придаток Китая.45

Растущий с каждым годом объем взаимной торговли имеет асимметричный характер, Вьетнам пока в большей мере импортер, нежели экспортер това-

43 Доклад Ген. секр. ЦК КГІВ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Подробно об экономическом содержании визита Ху Цзиньтао см.: Lao Dong, №301, 31.10.2005.

45 The New York Times, June 19, 2006.

ров в Китай.46 Утрата хотя бы частично экономической независимости может повлиять на государственный суверенитет в целом, и это, скорее всего, заставляет вьетнамское руководство проявлять настороженность (осмотрительность) в отношении Китая.

Не смотря на подписание Договора о сухопутной границе между Китаем и Вьетнамом (дек. 1999 г.) и Соглашения о разграничении акватории Тонкинского залива (дек. 2000 г.), пограничный вопрос остается не до конца урегулированным, о чем шла речь во время пребывания Ху Цзиньтао в Ханое. Работа по установке пограничных знаков на всем протяжении границы еще не закончена, сторонам только еще предстоит подписать новый документ о порядке управления границей, по крайней мере к 2008 г., чтобы она стала «границей мира, дружбы и длительной стабильности» 47 Между тем оппозиция упрекает власть в территориальных уступках Китаю, требуя опубликовать текст Договора о сухопутной границе.

Что касается «отложенного спора» из-за островов архипелагов Спратли и Парасельского в Южно-Китайском море, то ни одна из сторон не отказывается от суверенитета над этими территориями, но конфликт заморожен по инициативе Китая. Конфликт носит региональный характер, т.к. в число претендентов помимо Китая и Вьетнама входят Малайзия, Филиппины, Бруней и Тайвань. Это обстоятельство помогает Китаю регулировать конфликт по своему усмотрению. И от Китая в основном зависит, насколько «морские вопросы», как теперь в Пекине называют ситуацию в Южно-Китайском море, могут повлиять на безопасность в регионе. В ходе визита Ху Цзиньтао в Ханой обе стороны «вы-

46 Этот вопрос специально рассматривался во время визита Нонг Дык Маня в Китай в августе 2006 г., и руководители КНР «обещали ... выработать меры, чтобы помочь Вьетнаму сократить дефицит в торговле с Китаем». Нян зан. 27.08.2006.

47 www.vnexpress.net Х^еШатТЬе gioi 2.11.2005

разили единодушие в стремлении продолжать сохранять механизм переговоров по проблемам моря, настойчиво, путем мирных переговоров искать приемлемые для обеих сторон решения».48 Иными словами Китай и Вьетнам согласились сохранять статус кво в Южно-Китайском море.

Историческая память скорее всего транслирует лидерам СРВ известное беспокойство в связи с «мирным подъемом» Китая и расширением его сферы влияния в ЮВА. Геополитический опыт подсказывает Вьетнаму необходимость поиска опор для нейтрализации возможного неугодного давления со стороны Китая - на этот раз, прежде всего в лице США.49 Вьетнам при этом может использовать в своих интересах как американо-китайские противоречия в ЮВА, так и заинтересованность Китая и США в ангажировании СРВ. США со своей стороны, по-видимому, готовы рассмотреть эту роль контрбаланса для себя, о чем свидетельствуют активные связи СРВ и США в 2005 г. и первой половине 2006 г., особенно, в военной сфере.

В ходе визита тогдашнего премьер-министра СРВ Фан Ван Кхая в США в июне 2005 г. - первого визита такого ранга после прекращения войны 30 лет назад, Фан Ван Кхай заявил, что готов к диалогу по трудным и чувствительным вопросам с Вашингтоном, а именно по вопросам религии, прав человека, национальному вопросу. Он сказал что во Вьетнаме «прошлое оставили поза-

48 VN Express Tuyen Ьб chung Vietnam-Trung Quoe; 2.11.2005. Интернет

49 Распространенное во Вьетнаме нередко негативное восприятие Китая пытался «подправить» во время своего визита во Вьетнам в 2002 г. Цзян Цзэ-минь. Выступая в Ханойском государственном университете, он сказал: «Дерево дружбы нуждается в регулярном уходе и поливе. Дружбу и сотрудничество необходимо безостановочно углублять и расширять. В XXI в. открывается перспектива улучшения китайско-вьетнамских отношений» ИТАР-ТАСС. П.П. 4.03.2002.

ди».50 В целом этот визит в Вашингтон в июне 2005 г. политологи (особенно в странах ЮВА) рассматривали через призму поисков Вьетнамом опор в лице прежде всего США в противостоянии «возвышающемуся» Китаю.51 Причем некоторые аналитики выделяли оборону как приоритетную сферу сотрудничества США и Вьетнама. В частности, профессор Jle Динь Тхонг (Париж) считал, что «суть поездки Фан Ван Кхая в июне 2005 г. в Вашингтон заключалась в военных делах и обороне».52 В 2003 г. состоялся исторический визит бывшего тогда министром обороны СРВ Фам Ван Ча в США, когда были достигнуты первоначальные договоренности о сотрудничестве в этой сфере.53 Из последующих американо-вьетнамских и вьетнамо-китайских контактов создавалось впечатление, что именно в военной сфере столкнулись во Вьетнаме интересы Китая и США. За визитом министра обороны КНР Цао Ганцюаня в Ханой, который состоялся в апреле 2006 г. накануне X съезда КПВ, последовал визит министра обороны США Дональда Рамсфелда в июне 2006 г., в результате которого США и Вьетнам договорились «увеличить контакты в военной области и обсудить дополнительные пути расширения их сотрудничества в области обороны». Рамсфелд предложил Вьетнаму обдумать вопрос об участии в международных миротворческих операциях, но получил отказ на том основании, что вьетнамские военные могут принимать участие только в операциях специально одобренных ООН. В повестке дня, по словам Рамсфелда, также не было вопроса о допуске во вьетнамские порты американских вооруженных сил.54 Между тем, как писала The New York Times в статье «США соревнуются с Китаем за лояльность Вьетнама» «вьетнамские лидеры дали ясно понять, что хотели бы ви-

50 BBC.Vietnamese.com 18.06.2005.

51 The Straits Times, December 2, 2005.

52 BBC.Vietnamese.com 18.07,2005.

53 ИТАР ТАСС. 19.04.2005.

54 The New York Times, June 6, 2006.

деть США на своей стороне в непростой ситуации с Китаем». Это, разумеется, не означает, что сам Вьетнам готов занять сколько-нибудь явную проамериканскую позицию, и в соревновании, которое идет между Китаем и США за Вьетнам, победителей, скорее всего, не будет, т.к. в намерении Вьетнама не входит «ни склоняться целиком на сторону США, ни идти в полное подчинение к Китаю».55 Вьетнам без сомнения учитывает, что согласно новой стратегии США в отношении стран Азии, последние поделены на три группы в зависимости от их близости к демократии. Так случилось, что Вьетнам в этой схеме не оказался ни среди врагов, ни среди друзей демократии. Поэтому при том, что Вьетнам строит свою американскую политику под знаком «забудем о прошлом», в настоящем у Вьетнама не может не сохраняться настороженность в отношении Вашингтона с его пресловутым унилитаризмом. И это обстоятельство подталкивает Вьетнам к Китаю, что не снижает его активности в отношениях с США по всем направлениям.56 Искусство балансирования между разными крупными центрами силы - традиционная черта вьетнамской внешнеполитической культуры, нацеленной на сохранение и упрочение субъектности, независимости и суверенитета.

Подводя итог, можно сказать, что характер отношений Вьетнама и Китая сегодня (и это подтверждают события 2005 г. - первой половины 2006 г.) формируется под влиянием, как внутренних, так и внешних факторов.

Китай и Вьетнам - идеологически близкие страны, объединенные общей теоретической платформой, социалистической идеей и претворением этой идеи в жизнь с учетом специфики обеих стран. Вместе с тем Китай и Вьетнам - экономические партнеры и торговые конкуренты, связанные взаимовыгодным сотрудничеством и разъединяемые серьезным соперничеством на мировых рын-

55 The New York Times, June 19, 2006.

56 http; lenta Ru/News, 2006.04.06/Strategy; http;www.white House gov/News releases.28.04.2006.

ках и рынках иностранных инвестиций. Геополитическая обстановка в регионе и сближает и разъединяет Вьетнам и Китай. Будучи идеологическими «союзниками», руководители обеих стран остаются трезвыми прагматиками в сфере реальной политики, экономики и в отстаивании своих национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.