Научная статья на тему 'X-ый съезд КПВ о внешней политике Вьетнама'

X-ый съезд КПВ о внешней политике Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВЬЕТНАМ (СРВ)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мурашева Галина Федоровна

Dr. Galina Murasheva in her paper surveys the evolution of Vietnam's foreign policy doctrine since 1945 till today. The author stresses that this doctrine has been meeting the challenges of the time while developing and improving its main principles and strategies. In the 1940-ies -1980ies Vietnam was following the principle of «making more new friends and less enemies», under the new international conditions of the 1990-ies early 21-st century it supplements its foreign policy principles and practice with a fresh wording «Vietnam is ready to be a reliable partner of the countries of the world community». In 2006 Vietnam positions itself as an equal actor in the world politics and as an active participant of regional and global integration. In the early 21-st century in Vietnam's official vocabulary and foreign policy practice a new concept emerged «strategic partnership» with the number of Vietnam's strategic partners growing. The author dwells on the results of Vietnam's foreign policy in 2006 which was very successful for the country both on the global and on regional levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «X-ый съезд КПВ о внешней политике Вьетнама»

Мурашева Г.Ф., ИВ РАН

Х-ЫЙ СЪЕЗД КПВ О ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ВЬЕТНАМА

Основы внешнеполитической доктрины СРВ закладывались еще в далекие 40-е гг. в процессе подготовки и осуществления августовской революции. В августе 1945 г. вьетнамские коммунисты выступили с внешнеполитической программой, главным принципом которой было «приумножение друзей и уменьшение числа врагов» 1.

Долгие годы эта стратегическая установка была одной из основополагающих во внешней политике ДРВ и сыграла свою роль в войнах против Франции и США за освобождение и воссоединение страны, а также в последующие годы становления СРВ2.

За 20 лет реформ дой мой вьетнамская внешнеполитическая концепция претерпела ряд серьезных изменений. Они начались с решений VI съезда КПВ (1986 г.), провозгласившего политику открытости и мирного сосуществования стран с различными политическими и социальными системами.

Теоретически, поскольку Вьетнам находился в относительной международной изоляции в связи с кампучийской проблемой, это означало введение во вьетнамскую внешнеполитическую практику новых норм отношений не только с соседними странами, но и с ведущими мировыми державами и международными организациями, и это, по словам вьетнамских политиков, было заявкой на участие в международной интеграции3.

Следующей важной вехой в формировании новой внешнеполитической доктрины Вьетнама стал VII съезд КПВ (1991 г.), выступивший с важным заявлением о том, что Вьетнам «хочет быть другом стран международного сообщества, бороться

4

за мир, независимость и развитие» .

Этот курс на фоне уходящей в прошлое «Кампучийской проблемы», а затем и развала блока соцстран и СССР, имел своим результатом нормализацию отношений с КНР (1991), членство Вьетнама в АСЕАН (1995) и нормализацию отноше-

ний с США (1995), чему предшествовала отмена Вашингтоном эмбарго на торговлю с Вьетнамом (1994). Все вместе взятое стало безусловным прорывом на внешнеполитическом направлении СРВ, т.к. «нормализация отношений с Китаем, США, а затем и с Европейским союзом, означала возможность для дальнейшего развития отношений, проведения политики открытых дверей, интеграции в мировое сообщество»5.

Этот курс был затем подтвержден и развит на VIII-ом съезде КПВ в 1996 г., где было заявлено об «активном участии Вьетнама в жизни мирового сообщества и проведении независимой, суверенной открытой, многовекторной и диверсифицированной внешней политики». Вьетнам снова заявил, что «хочет быть другом всех стран мирового сообщества, бороться за мир, независимость и развитие»6.

Тезис, звучавший на VII и VIII съездах о Вьетнаме, который «хочет быть другом стран международного сообщества» был существенно дополнен и развит на IX съезде КПВ в 2001 г. На этот раз подтвердив, что проводит независимую, суверенную, открытую, многовекторную и диверсифицированную внешнеполитическую линию, Вьетнам заявил, что «готов быть другом, надежным партнером стран международного сообщества, бороться за мир, независимость и развитие» .

Введение в оборот внешнеполитической практики СРВ категории «надежный партнер» было адекватным ответом на набирающую темпы глобализацию в мире. В материалах IX съезда, впервые в партийной съездовской лексике появляется термин «глобализация», точнее - «экономическая глобализация» (Шап сай Иоа ктИ 1е"), которую во Вьетнаме чаще называют «международной экономической интеграцией», и высказывается отношение Вьетнама к интеграции как к «объективному явлению, касающемуся всех стран, охватывающему все сферы,

которое стимулирует сотрудничество и увеличивает соперни-

8

чество и взаимозависимость между экономиками» .

IX съезд также подтвердил такие параметры внешней политики СРВ как «независимость, суверенность, открытость», а также «многовекторность и диверсификацию международных отношений», и увязал «суверенность и независимость экономики» с активным участием в международной экономической

интеграции. «Суверенитет и независимость экономики создает основу для эффективной международной экономической интеграции. Эффективная международная экономическая интеграция создает необходимые условия для строительства независимой суверенной экономики»9. Забегая вперед скажем, что на X съезде, т.е. через 5 лет, вьетнамские политики отказались от такого прямолинейного увязывания этих подчас взаимоисключающих понятий, и в докладе X съезду появились мысли о том, что для такой все еще слаборазвитой страны как Вьетнам, экономика которой отстает от многих стран региона и мира, наука (теория) пока не дала ответа на вопрос как сохранить суверенитет и независимость при активном участии в международной экономической интеграции10.

В ходе реформ дой мой внешняя политика СРВ все больше становилась внешнеэкономической политикой, все эффективнее обслуживала экономику, а также нужды обороны и социокультурную сферу страны. Она служила целям обеспечения благоприятного международного климата для реализации курса на индустриализацию и модернизацию, провозглашенного VIII съездом КПВ (1996), а также работала в направлении обеспечения все более активного участия Вьетнама в международной экономической интеграции, которая становилась одним из важнейших ее направлений.

Сами вьетнамские руководители, подводя итоги внешнеполитической деятельности к 2006 г. (за 20 лет дой мой и первых пяти лет 21 века) отмечают несколько ее особенностей: это

- во-первых, изменение внешнеполитического мышления прежде всего в том, что Вьетнам отказался от жесткого противопоставления понятий «партнер» и «контрагент» в отношениях с другими странами и перешел к представлению, соответствующему новой международной обстановке. Теперь считается, что сотрудничество и борьба - это две диалектически связанные и меняющиеся стороны одного процесса. Во-вторых, «инициативность стала доминантой внешнеполитической деятельности, когда от сосредоточения только на защите справедливых национальных интересов внешняя политика переходит к развитию и подъему позиций Вьетнама на международной арене, что выражается, в частности, в инициативном участии в региональ-

ных и международных форумах, часть которых проходила в Ханое». В-третьих, Вьетнам активизировал двусторонние связи с соседними странами, крупными странами и традиционно дружественными странами. При этом особенно изменились отношения с крупными державами и международными структурами, где от нормализации Вьетнам перешел к стабильным, долгосрочным, углубленным и взаимовыгодным отношениям11.

На X съезде не были названы конкретные страны, с которыми Вьетнам в первую очередь намерен развивать отношения. Сказано только, что «международные отношения, уже установленные, развивать вглубь, стабилизировать, делать устойчивыми ...». Но специально подчеркнуто, что необходимо развивать

всесторонние и эффективные отношения со странами АСЕАН и

12

всеми странами АТР .

В политическом докладе X съезду КПВ (апрель 2006 г.) внешней политике вообще было уделено не очень много места в специальном разделе, но те или иные ее установки нашли отражение в разных частях доклада и в других материалах съезда.

Принципиально вьетнамская внешнеполитическая концепция (доктрина) не изменилась, но на съезде прозвучали новые интересные идеи, продиктованные как международной обстановкой, так и внутренним положением в стране.

В материалах съезда констатируется, что «мир, сотрудничество и развитие являются значительной тенденцией в мире. Мировая и региональная экономики продолжают восстанавливаться и развиваться, однако имеются скрытые и труднопрогнозируемые факторы. Экономически глобализация дает шанс развитию, но продолжает существовать неравенство, неравноправие, государства, особенно развивающиеся, сталкиваются с серьезными вызовами. Между странами ужесточается торговоэкономическая конкуренция, борьба за природные ресурсы, энергоносители, рынки, капиталы, технологии»13.

«Во многих местах и во все более сложных формах продолжают возникать локальные войны, вооруженные конфликты на этнической и религиозной почве, продолжается гонка вооружений, вмешательство, перевороты, терроризм, территориально-пограничные споры, споры из-за морских островов и

природных ресурсов. Крупные противоречия эпохи все еще очень остры»14.

Что касается ситуации в АТР и ЮВА, то она также получила неоднозначную оценку вьетнамских политиков. «В Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом и ЮВА, в частности, тенденция мира, сотрудничества и развития продолжает нарастать, но остаются скрытые факторы, угрожающие стабильности: борьба за сферы влияния, территориально-пограничные споры, споры из-за принадлежности морских островов, из-за природных ресурсов; в некоторых странах обстановка характеризуется экономической и социальной нестабильностью .. ,»15.

Положение внутри страны, отмечалось на съезде, отличается политико-социальной стабильностью, сохранена независимость, суверенитет, территориальная целостность.

За пять лет Вьетнам преодолел много трудностей, достиг важных успехов в претворении Стратегии социальноэкономического развития на 10 лет. Экономика продолжала быстро развиваться в направлении индустриализации, модернизации. Структуры рыночной экономики социалистической ориентации продолжали свое становление. Значительный прогресс был достигнут в международной экономической интеграции. Вместе с тем возросла способность национальной экономики быть суверенной и независимой. Материальная и духовная жизнь народа улучшилась. Выдающиеся успехи достигнуты в борьбе с нищетой и бедностью.16.

Вместе с тем, отмечалось на съезде, страна стоит перед серьезными вызовами. Остается опасность еще больше отстать экономически от многих стран региона и мира . Не преодолены еще проявления отхода от социализма как цели развития. «Враждебные силы лелеют замыслы о «мирной трансформации», о перевороте, используют карту демократии, прав человека, надеются поменять политический строй»17.

На этом фоне в 2006 г. заявлено как и прежде, что Вьетнам «последовательно проводит независимую суверенную внешнюю политику за мир, сотрудничество и развитие». «Внешняя политика Вьетнама открытая, многовекторная, диверсифицированная в области международных отношений»18.

Из материалов политдоклада и других документов съезда ясно, что внешняя политика все больше выполняет внешнеэкономические задачи. На X съезде прямо заявлено о необходимости «тесно увязывать внешнюю политику с внешнеэкономической политикой» 19.

Внешняя политика служит стратегической цели «поскорее вывести страну из состояния слаборазвитости, чтобы к 2020 г. она в основном стала современным индустриальным государ-ством»20.

В политическом докладе говорится о настоятельной необходимости расширять внешнеэкономическую деятельность, более глубоко и полно осуществлять интеграцию со всеми экономическими структурами в мире, регионе, а также на двусторонней основе, при этом служение национальным интересам должно стать наивысшей целью21.

Активная интеграция в международную экономику важна для Вьетнама, т.к. означает расширение рынков, привлечение инвестиций, ноу хау необходимых для индустриализации и модернизации. А такие принципы внешней политики как диверсификация и многовекторность в международных отношениях призваны компенсировать негативные стороны интеграции для Вьетнама, способствовать созданию и поддержанию наиболее выгодных для него международных партнерств и участию в международных региональных и мировых структурах и проектах, отвечающих национальным интересам СРВ.

В целом считается необходимым всемерно развивать внутренний потенциал страны, прилагая усилия в обретении внешней поддержки. Это формулируется как «сочетание силы нации с силой эпохи в новых условиях». При этом развитие внутреннего потенциалы рассматривается в качестве решающего фактора развития.

Международная интеграция и сотрудничество считаются средством привлечения всех внешних сил для еще большего развития внутреннего потенциала с целью создания совокупной мощи для быстрого и устойчивого развития страны, на основе

сохранения национальной независимости и социалистической

22

ориентации .

В связи с этим заслуживает внимание, что в докладе съезда об экономике СРВ, появился специальный параграф «Урок на тему международной экономической интеграции и создания независимой суверенной экономики», где интеграция оценивается как объективное явление, в котором надо иметь свою линию активного участия без колебаний, но и без излишней поспешности и упрощенного подхода. Необходимо активно искать все больше внешних рынков для экспорта, одновременно надо открывать внутренние рынки, в том числе рынки услуг, чтобы еще больше получать инвестиций, технологий и передовых управленческих методик, повышать эффективность и конкурентоспособность экономики. В то же время чтобы развитие было устойчивым, была гарантированная стабильность, повышалась способность страны сохранять независимость и суверенитет, надо повышать потенциал и обеспечивать экономическую безопасность, а также укреплять оборону и национальную безопасность. Для экономической безопасности надо соблюдать макробаланс; кроме продовольственной и энергетической безопасности надо повышать запасы иностранной валюты и внимательно следить за состоянием внешнего долга24.

На съезде прозвучали некоторые новые идеи, связанные с международной экономической интеграцией.

Относительно новым в материалах X съезда является увязывание текущих планов социо-экономического развития страны с интеграцией в мировую экономику. На К-ом съезде эта тема звучала в более общей форме, как «участие в международной экономической интеграции по дорожной карте, соответствующей условиям Вьетнама»25.

В политическом докладе X съезда по этому поводу говорится: «Инициировать и стимулировать участие в международной экономической интеграции в соответствии с маршрутом стратегии развития страны с сегодняшнего дня до 2010 г. и с планами до 2020 г. Хорошо подготовить все условия для подписания двусторонних и многосторонних соглашений о либе-

26

рализации торговли» . Новым в подходе Вьетнама к участию в международной экономической интеграции является пассаж политического доклада о стимулировании участия предприятий (бизнеса) всех экономических укладов в международной эко-

номической интеграции: «необходимо стимулировать все предприятия Вьетнама к сотрудничеству с зарубежным бизнесом и даже отваживаться выходить на инвестирование за рубежом»27.

Акцент сделан на необходимости «инициировать и стимулировать международную экономическую интеграцию и одно-

28

временном сотрудничестве в других областях» . Это, скорее всего, надо понимать, как стремление компенсировать отрицательные моменты экономической глобализации целой системой мер и средств в том числе активизацией двусторонних связей со странами на условиях выгодного партнерства. Это нашло отражение в измененной формулировке относительно Вьетнама как партнера в международном сообществе.

Если сравнить формулировки IX и X съездов КПВ, то очевидно, что в 2006 г. Вьетнам позиционирует себя как набравший уверенность в своих силах и возможностях равноправный субъект региональных и мировых международных отношений. Поэтому, вместо слов: «Вьетнам готов быть другом и надежным партнером ...», сказанных в 2001 г., появляются слова об этом же, как о состоявшемся факте: «Вьетнам - друг, надежный партнер стран международного сообщества». Находящийся на подъеме Вьетнам, говорит, что не просто «готов бороться за мир, независимость и развитие», а заявляет, что «активно участвует в процессе регионального и глобального сотрудничест-

29

ва» .

Соответственно этому новому, более высокому статусу Вьетнама в системе международных отношений X съезд впервые вводит в свои документы понятие «стратегический партнер» и говорит об «укреплении и развитии надежного двустороннего сотрудничества со стратегическими партнерами ... »30.

Совершенно новым является фрагмент Политдоклада Xму съезду о правах человека во Вьетнаме. Этот «чувствительный» в отношениях с Западом вопрос в докладе подается в международном аспекте: «Инициировать участие в общей борьбе за права человека. Быть готовыми к диалогу со странами, международными и региональными организациями, имеющими отношения к вопросу о правах человека». Далее следует традиционная позиция вьетнамского руководства по этой проблеме: «Решительно пресекать все злонамеренные замыслы и деятель-

ность, и использование понятий «демократия», «права человека», «национальный вопрос и вопросы религии» для вмешательства во внутренние дела, посягательства на независимость и суверенитет, территориальную целостность, безопасность и

31

политическую стабильность Вьетнама» .

Материалы X съезда КПВ позволяют сделать предположение, что Вьетнам изменил представление о себе как стране, идущей по пути догоняющего развития и хочет сломать сложившийся стереотип «догоняющей страны» с ее ограниченными возможностями угнаться за все далее уходящими странами региона и мира.

В документах IX съезда КПВ (2001 г.) впервые в партийной практике было официально заявлено о возможности и необходимости сокращения времени индустриализации и модернизации во Вьетнаме по сравнению с теми странами, которые ушли далеко вперед по этому пути.

Вьетнам надеялся сделать это сочетая «последовательное

32

движение с (допустимыми) скачками» .

Директор института социологии До Хоай Нам говорит по этому поводу следующее: «В процессе индустриализации разные страны хотя и должны следовать некоей общей логике, но на деле очень отличаются друг от друга выбором модели, стратегией, этапами и способами конкретной индустриализации. Догоняющие страны имеют возможность сократить процесс индустриализации по сравнению с впереди идущими».

Сократить разрыв в отставании в развитии с другими странами региона через ускоренную индустриализацию и модернизацию и в короткие сроки покончить с состоянием бедной слаборазвитой страны предполагается через развитие интеллектуальной экономики (экономики знаний) при участии в ме-

33

ждународной экономической интеграции . На X съезде с одной стороны признается «опасность еще больше отстать экономически от многих стран региона»34, с другой - поставлена задача индустриализацию и модернизацию сочетать с развитием интеллектуальной экономики, основанной на инновациях, знаниях, человеческом интеллекте. «Вьетнам использует благоприятный шанс международного контекста и внутренний потенциал страны чтобы сократить процесс индустриализации и

модернизации социалистической ориентации развивая интеллектуальную экономику, считая при этом интеллектуальную экономику важным фактором экономики, индустриализации и модернизации»35.

С целью развития интеллектуальной экономики X съезд выдвинул задачу «бороться за то, чтобы к 2010 г. научнотехнологический потенциал Вьетнама достиг уровня передовых

о/Г

стран в регионе в некоторых важных областях» . «Повышать международное сотрудничество в области образования и подготовки кадров. Перенимать мировые передовые методы в сфере образования, отвечающие нуждам развития Вьетнама ... и т.д. Развивать естественные науки и технологии, особенно сосредоточиться на тех направлениях, в которых Вьетнам нуждается и имеет преимущества. Покупать изобретения, соответствующие эндогенным технологиям, чтобы ускорить реформы дой мой и повысить технологический уровень конкурентоспособных отраслей, имеющих значение для ВВП, а также отраслей вспомогательных технологий, которые дадут рабочие места обществу; развивать высокие технологии, особенно информационные, естественные и технологии новых материалов» ... 37.

Разнообразить (диверсифицировать) источники инвестиций для науки и технологии.

Интенсифицировать международную интеграцию в области науки и технологии. Проводить поощрительную политику чтобы транснациональные компании инвестировали и передавали новые технологии вьетнамским предприятиям. Увеличи-

38

вать импорт современных технологий в страну .

* * *

Много из того, что составляет направление и основные принципы внешней политики СРВ в материалах X съезда КПВ можно проследить на внешнеполитической практике 2006 г., который принес значительные успехи Вьетнаму в этой области.

Из 10-и значительных событий политико-экономического плана в 2006 г., по крайней мере, половина относится к внешнеполитической и внешнеэкономической сфере. Это - вступление Вьетнама в ВТО (ноябрь 2006 г.). Это - подготовка и успешное проведение международного форума АТЭС 14 (ноябрь

2006). Это - дальнейший прогресс в развитии двусторонних отношений с ведущими мировыми державами. В 2006 г. США исключили Вьетнам из списка стран, ограничивающих свободу вероисповедания граждан и предоставили Вьетнаму статус «нормального торгового партнера» (РМТЯ), что, как ожидают, позитивно скажется на торгово-экономических отношениях

39

двух стран, в том числе на росте инвестиций из США .

2006 г. характеризуется беспрецедентным потоком прямых иностранных инвестиций (РБ1) в объеме 10,2 млрд. долл., что является наивысшим результатом со времени принятия Закона об иностранных инвестициях. Особенностью инвестиционного потока во Вьетнам из-за границы в 2006 г. является участие в нем крупных транснациональных компаний, таких как Ро8со, Ше1 и др. 2006 г. стал рекордным также и в отношении масштабов иностранной помощи, оказываемой Вьетнаму в рамках ОДА общей суммой в 4,45 млрд. долл. - самой крупной за весь период реформ дой мой в стране40.

Вступление Вьетнама в ВТО во Вьетнаме называют историческим событием, свидетельством открытости и успехом интеграционной политики. При этом во Вьетнаме не скрывают, что членство в ВТО - это «шанс и вызов для Вьетнама». Не до конца просчитан потенциал конкурентоспособности вьетнамской экономики и вероятный ущерб отдельным ее отраслям, в первую очередь сельскому хозяйству от членства в ВТО. Открытым остается вопрос о возможности сохранить экономическую независимость при углублении и расширении процесса интеграции в мировую экономику и торговлю.

Но в политическом руководстве СРВ по-видимому доминирует мнение, что быть «внутри этой организации в настоящих международных условиях лучше, чем вне ее».

X съезд КПВ, состоявшийся еще до вступления СРВ в ВТО ставил задачу «эффективно использовать все шансы и максимально уменьшить вызовы от членства в ВТО»41.

«Мы не обманываем себя и не думаем, что с интеграцией весь мир придет и построит прекрасную страну для нас. Региональная интеграция, вступление в ВТО означают участие в глобальной торговле. Это огромный вызов, но мы готовы его при-

нять и использовать шансы для преодоления трудностей» - го-

42

ворил экс-президент СРВ Чан Дык Лыонг .

Крупным внешнеполитическим и экономическим успехом Вьетнама в 2006 г. стало проведение в Ханое мероприятий форума АТЭС 14. Сам факт проведения такого важного международного форума с участием руководителей ведущих стран мира

- США, Китая, России, Японии. имел широкий резонанс и способствовал подъему авторитета Вьетнама как в рамках форума так и в целом на международной арене. Вьетнам приложил максимум усилий чтобы использовать АТЭС 14 в своих национальных интересах, для своей экономики, которая, как считают во Вьетнаме, «получила много от АТЭС-2006».

В ходе подготовки и проведения форума были совершены десятки двусторонних визитов, ведущие мировые компании проявили интерес к Вьетнаму с целью инвестиционного сотрудничества, было подписано множество различных важных контрактов. В дни саммита АТЭС было оформлено несколько официальных визитов в СРВ, в том числе Президента РФ В.В. Путина, Президента США Дж. Буша, Председателя КНР Ху Цзиньтао и т.д. В рамках визита В.В. Путина ОАО «Газпром» и вьетнамская нефтегазовая корпорация «Петровьетнам» подписали Соглашение о сотрудничестве, которое охватывает всю цепочку нефтегазовых операций от разведки до объектов хранения нефти и газа.

В целом 2006 г. стал годом активной внешнеполитической деятельности Вьетнама; состоялись важные поездки руководителей СРВ в разные страны и регионы. Первый зарубежный визит переизбранный на пост Генсека ЦК КПВ Нонг Дык Мань предпринял в Китай в августе 2006 г., что говорит об «особых отношениях» между этими странами.

В 2006 г. Вьетнам принял у себя 12 глав государств, 17 премьер-министром и вице-премьеров, несколько председателей парламентов различных стран. В 2006 г. Вьетнам получил единодушную поддержку стран Азии в его намерении стать членом Совбеза ООН на 2008-2009 гг.43.

1 Lich sti Dang Cong san Viet Nam. So thao tap I 1920-1954. Ha-Noi. 1984, c. 409.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Вьетнамская внешняя политика использовала и другие стратегии, автором и проводником которых был Хо Ши Мин: "опираясь на неизменное, справляться с постоянно меняющимся, чтобы крупные проблемы уметь превращать в малые, а малые сводить на нет, умело применять пять [конфуцианских] правил: понимать себя, понимать людей, понимать эпоху, уметь остановиться и быть готовым к переменам. Нян зан. 19.05.2005.

Nguyen Di Nien, Ho Chi Minh Thought on Diplomacy, Hanoi, 2004,

p. 234.

4 Там же.

5 Нян зан. 21.04.2006.

6 Документы VIII съезда КПВ. Ханой, 1996, с. 62, 120 (на вьет. яз.).

Документы IX съезда КПВ. Ханой, 2001, с. 42 (на вьет. яз.).

8 Там же, с. 157.

9 Там же, с. 166.

10 Документы X съезда КПВ. Ханой, 2006, с. 69 (на вьет. яз.).

11 Нян зан. 29.12.2005.

12

Документы X съезда..., с. 114.

13 Там же, с. 73.

14 Там же, с. 74.

15 Там же.

16 Там же, с. 176-177; Вьетнам на 50% сократил число нищих и бедных, которых стало меньше на 20 млн. человек. Выросла средняя продолжительность жизни. Сокращена детская смертность. Средний доход на душу населения увеличился в 10 раз. «Многие главы государств считают, что Вьетнам в недалеком будущем станет еще одним «драконом» ЮВА». Нян зан. 21.04.2006.

17

Документы X съезда ., с. 75.

18 Там же, с. 112.

19 Там же, с. 115.

20 Там же, с. 69, 76.

21 Там же, с. 113-114.

22 Там же, с. 71, 72.

23 Там же, с. 180-181.

24 Там же, с. 181.

25

Документы IX съезда ., с. 199.

26 Документы X съезда ., с. 114.

27 Там же, с. 115.

28 Там же, с. 112.

29 Там же.

30 Там же, с. 114.

31 Там же, с. 113.

32 См. Материалы IX съезда КПВ. Цит. по: Нян зан. 20.02.2006.

33 Там же.

34 Документы X съезда..., с. 75, 69.

35 Там же, с. 87.

36 Там же, с. 98.

37 Там же, с. 99.

38 г-р

1 ам же.

39 The Washington Post. 18.11.2006.

40 Thài bâo kinh tê% Viet Nam. №1, 2007, c. 4.

41 Документы X съезда., с. 114.

42 Нян зан. 20.01.2006.

43 Thài bâo kinh tê% Viet Nam. №1, 2007, c. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.