Артыков Зафарджон Мухаммаджонович,
кандидат юридических наук, доцент ТГУПБП Эгамбердиев Уралбой,
старший преподаватель факультета № 4 Академии МВД Республики Таджикистан, полковник милиции
ЗНАЧЕНИЕ ХУ! СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СТАНОВЛЕНИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО
ГОСУДАРСТВА
XVI Худжандская сессия Верховного Совета Республики Таджикистан вошла в историю таджикского народа поворотным событием на пути к прекращению братоубийственной войны, сохранению таджикской нации, формированию правового, демократического, светского государства в Таджикистане.
Политический кризис в республике, который, казалось, удалось преодолеть, разгорелся с новой силой, вовлекая в свою орбиту партии, движения и организации самой разной ориентации. Попытки Президента примирить конфликтующие стороны к успеху не привели.
Снова, как это уже не раз бывало, жизненные интересы народа и здравый смысл были принесены в жертву амбициям и самолюбию политиков, предпочитающих до поры до времени оставаться за кадром (1).
В конце апреля 1992 г. обстановка в г. Душанбе обострилась до предела. Увеличилась опасность столкновения между митингующими двух площадей. 30 апреля 1992 г. дворец Президента республики был окружен и большая часть его работников была взята в заложники участниками митинга на площади «Шахидон». Учитывая то обстоятельство, что среди митингующих на площади «Шахидон» были вооруженные отряды, которые в любой момент могли осуществить вооруженный переворот, 3-4 мая 1992 г. по указанию Президента Р. Набиева митингующим на площади «Озоди» было роздано оружие.
Политическое противостояние между оппозиционными политическими партиями, общественными движениями и государственными структурами достигло своей кульминационной точки в марте-мае 1992 года.
5 мая 1992 года в предместье Душанбе членами оппозиции были взорваны два автобуса, везшие из Куляба продовольствие для голодающих митингующих на площади «Озоди». Было много человеческих жертв.
7 мая 1992 года в 14:00 дня был подписан Протокол соглашения между Президентом, Кабинетом Министров и политическими партиями и народными движениями Таджикистана. В соответствии с данным соглашением 11 мая 1992 было сформировано Правительство национального примирения, в которое вошли 8 представителей Демократической партии, Партии исламского возрождения, народных движений «Растохез» и «Лаъли Бадахшон».
В этом соглашении отмечалось, что, учитывая законные требования политических, национальных и религиозных сил, необходимо создать Правительство национального согласия, имеющее широкие права и полномочия. Объявлялось, что Правительство национального согласия: во - первых, не будет использовать оружие для разгона митингующих; во-вторых, оно не будет преследовать за участие в митингах, и все противоборствующие силы немедленно разоружатся. Будут приняты меры для обеспечения правового, общественного и политического равноправия партий, народных движений, гарантировалась отмена запрета на деятельность партий и движений, действующих в рамках закона; с момента подписания и ввода в действие пунктов настоящего протокола Правительство предпримет необходимые меры для скорейшего и полного освобождения площадей «Шахидон» и «Озоди»; до конца 1992 года должно было быть прекращено проведение всякого рода митингов и демонстраций (кроме предвыборных мероприятий) (2).
Кроме данного Протокола соглашения, был принят другой документ, предусматривающий принципы реализации данного протокола. В соответствии с подписанным протоколом участники митинга на площади «Озоди» покинули столицу, однако лидеры «Шахидона» нарушили соглашение и предприняли действия по захвату власти. Разъяренная толпа ворвалась в здание Верховного Совета и Кабинет Министров, на ходу переворачивая мебель, ломая дверные замки, уничтожая документы и т.д. Ослепленные яростью, погромщики не пощадили даже резиденцию Президента.
С окончанием весеннего противостояния в г. Душанбе политическая борьба переместилась в регионы. Поскольку значительную часть митингующих на площади «Шахидон» составляли жители Курган-Тюбинской области, то после окончания митинга они выехали из столицы. На стадионе г. Курган-Тюбе располагался штаб оппозиционных сил.
В соответствии с указом Президента Республики Таджикистан от 11 мая 1992 г. образовалось Правительство национального примирения - Кабинет Министров Республики Таджикистан (3).
21 июня 1992 г. в помещении Комитета гражданской обороны Таджикистана был создан штаб «Наджоти Ватан» («Спасение Родины»). Его учредителями были Демократическая партия, Партия исламского возрождения, народные движения «Растохез», «Лаъли Бадахшон» и Союз свободной молодежи Таджикистана, которые стали активными участниками процессов, происходивших в стране (4).
Образованный штаб не смог реализовать свои цели и задачи и в конечном итоге превратился в экстремистскую террористическую организацию, провоцируя беспорядки и беспредел в городе Душанбе. Его участники использовали всевозможные насильственные и террористические формы и методы борьбы за власть, вплоть до убийства своих политических противников.
Осознав, что гражданская война может привести к уничтожению таджикского государства, его культуры, 27 июля 1992 г. более 80 руководителей и представителей политических партий и объединений, руководители исполкомов Ленинабадской, Курган-Тюбинской, Кулябской областей, Бадахшан-ской автономной области, г. Душанбе, районов республиканского подчинения, правоохранительных органов, федерация профсоюзов, командиры вооруженных формирований, представители неформальных групп с участием руководителей республики подписали в г. Хороге Соглашение о мире, согласно которому противоборствующие стороны обязались прекратить огонь на всей территории республики (5).
Вооруженные формирования обязались под контролем Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности снять все вооруженные посты на шоссейных дорогах, у государственных учреждений, ликвидировать штабы, освободить заложников и занятые здания, объекты и возвратить автотранспорт владельцам. В свою очередь, руководители политических партий и движений решили впредь не применять силу для урегулирования политических разногласий, реализовывать свои программы в рамках требований демократии и светского общества, основываясь на Конституции Республики Таджикистан.
Это явилось первой попыткой достижения национального согласия в Таджикистане. К большому сожалению, руководители Демократической партии, Исламской партии возрождения, обществ «Растохез» и «Лаъли Бадахшон» не расформировали вверенные им вооруженные формирования и не сдали в установленном порядке оружие. В тот же день, 27 июля, возобновились боевые действия в Куйбышевском районе Курган-Тюбинской области.
С июня по сентябрь 1992 года в результате гражданской войны были убиты 2 тысячи человек и 200 тысяч таджиков стали беженцами. Было разрушено более 120 тысяч жилых домов, административных зданий, школ,
детских садов. Гражданская война в Таджикистане показала, что движение исламского фундаментализма может успешно объединить широкие слои населения, но не в состоянии решить коренные вопросы общественного развития.
24 августа 1992 г. группа неизвестных молодых людей в масках, под руководством Ризвона Содирова, совершила политическое убийство Генерального прокурора Республики Таджикистан Нурулло Хувайдуллоева.
Эскалация напряженности продолжалась, и, воспользовавшись безответственностью органов государственной власти, силовых структур и органов правопорядка, 31 августа 1992 г. группа вооруженной молодежи, руководимая муллой Гаффаром Худойдодовым, захватила здание Правительства и ответственных работников Аппарата Президента Республики Таджикистан. К ним начали применять угрозы и насильственные действия.
По требованию оппозиции 2 сентября 1992 г. все члены Кабинета Министров подписали заявление с требованием об отставке Президента. (6) После того, как Президент подал заявление об отставке, в социальнопсихологической обстановке произошел ряд существенных перемен. Демократы из «Растохеза», блокировавшиеся с ИПВТ, потеряли свой авторитет в народе, и движение практически распалось. Был дискредитирован Х.А. Тураджонзода, на которого общественное мнение возложило всю ответственность за случившиеся события. После насильственного отстранения Р. Набиева от власти (7 сентября 1992 г.) общественно-политическая обстановка все более осложнялась. Кульминацией событий стал поход Народного фронта Таджикистана во главе С. Кенджаевым и Р. Абдурахимовым 24 октября 1992 года в г. Душанбе. Они, захватив Дом радио, потребовали от Правительства национального примирения и Верховного Совета немедленного созыва внеочередной сессии парламента (7).
Необходимость проведения сессии Верховного Совета Таджикистана была обусловлена рядом причин: уже длительное время республика была ареной политического и вооруженного противостояния. Враги суверенного Таджикистана всячески стремились посеять междоусобную вражду, рознь между представителями различных национальностей республики, раздуть дальше огонь братоубийственной войны, подобной которой ещё не знала история Таджикистана. В результате таких действий тысячи наших сограждан погибли, экономика республики была полностью парализована, авторитет таджикского государства в мировом сообществе подорван. Правительственные органы были полностью парализованы. 6 ноября 1992 г. указом и. о. Президента РТ был образован Государственный совет РТ для руководства страной.
После долгих переговоров и обсуждений с различными вооруженными группировками, государственными органами, представителями глав СНГ Президиум Верховного Совета РТ 9 ноября 1992 г. постановил: созвать XVI сессию Верховного Совета Республики Таджикистан двенадцатого созыва 16 ноября 1992 г. в городе Худжанде.
XVI, Худжандская, сессия Верховного Совета Республики Таджикистан и ее правовые акты стали определяющими в сохранении национальной государственности и развитии демократических институтов в Таджикистане. Их анализ показывает, что они содержат такие конкретные нормы, которые способствовали выходу страны из опаснейшего кризиса, ее продвижению по пути современного развития к гражданскому обществу, демократической, правовой и светской государственности, в основу которой был положен принцип разделения властей.
Главная задача сессии - остановить кровопролитие, восстановить законное правительство Республики Таджикистан, а также образовать в республике руководство, способное повести народ за собой на строительство правового, демократического, светского государства (8).
Принятые сессией Верховного Совета нормативно-правовые акты можно разделить на следующие:
1. Нормативно-правовые акты о восстановлении и укреплении деятельности самого Верховного Совета Республики Таджикистан.
2. Нормативно-правовые акты о восстановлении и укреплении деятельности органов государственной власти и государственного управления, включая деятельность правоохранительных органов.
3. Акты, направленные на достижение мира и национального согласия народов Таджикистана.
4. Акты, направленные на защиту прав и свобод граждан, на сохранение и укрепление государственной независимости Республики Таджикистан.
5. Нормативно-правовые акты в области международной деятельности Республики Таджикистан.
Сессия приняла решение амнистировать тех, кто до 25 ноября 1992 г. участвовал в митингах на площадях города Душанбе, предоставить соответствующие льготы беженцам, с целью обеспечения безопасности и стабильности пригласить в Таджикистан миротворческие силы. Был принят ряд важных документов, обеспечивающих установление мира, безопасности и стабильности в стране.
26 ноября 1992 г. Парламент Республики Т аджикистан принял закон «Об освобождении от уголовной, дисциплинарной и административной ответственности лиц, совершивших преступления и проступки в период с 27 марта
по 25 ноября 1992 года в зонах вооруженных конфликтов», а также Обращение Верховного Совета к политическим партиям, народным движениям и организациям, ко всем жителям республики и Заявление Верховного Совета Республики Таджикистан (9).
На этой же сессии было также принято Заявление Верховного Совета Республики Таджикистан. В нём говорится: «XVI Сессия Верховного Совета Республики Таджикистан собралась в критический для судеб миллионов людей момент, когда под угрозу поставлены жизнь и благополучие граждан республики, само существование таджикской государственности.
Верховный Совет Республики Таджикистан является единственным конституционным органом представительной власти, выражающим волю и чаяния всего народа республики, понимающим важную ответственность перед своими соотечественниками и международным сообществом за будущее таджикского государства в целом, поиск путей спасения Отечества от национальной катастрофы, установление мира и гражданского согласия на многострадальной таджикской земле, всесторонний выход из сложившейся критической ситуации в Таджикистане» (1).
Приведённые выше правовые акты достаточно убедительно говорят об их важности в становлении конституционного строя в стране и сохранении целостности Республики Таджикистан. Здесь необходимо остановиться на одном очень важном вопросе, а именно - об изменениях и дополнениях, внесенных XVI Худжандской сессией в действующую в то время Конституцию Республики Таджикистан относительно института президентства. Суть изменений и дополнений в Конституцию сводилась к тому, что фактически институт президентства в республике был временно упразднен и полномочия Президента были распределены между Председателем Верховного Совета, Советом Министров и Президиумом Верховного Совета РТ.
В этом направлении исключительно важными актами XVI Худжандской сессии Верховного Совета Республики Таджикистан являлись: постановление «Об обращении Верховного Совета Республики Таджикистан к политическим партиям, движениям и объединениям, ко всем гражданам республики» и закон Республики Таджикистан «Об объявлении 26 ноября 1992 года Днем мира и национального согласия народов Республики Таджикистан».
Список литературы:
1. Закон Республики Таджикистан «Об освобождении от уголовной, дисциплинарной и административной ответственности лиц, совершивших преступления и проступки в период с 27 марта по 25 ноября 1992 года в зонах вооруженных конфликтов» от 26 ноября 1992 года //Народная газета. - 1992. - 1 декабря.
2. Обращение Верховного Совета к политическим партиям, народным движениям и организациям, ко всем жителям республики и Заявление Верховного Совета Рес-
публики Таджикистан от 26 ноября 1992 года // Народная газета. - 1992. 1 декабря.
3. Указ Президента Республики Таджикистан «Об образовании Правительства республики национального примирения - Кабинета Министров Республики Таджикистан» от 11 мая 1992 г. // Вечерний Душанбе. - 1992. 13 мая.
4. Ахмедов А. Новый виток противостояния //Вечерний Душанбе. - 1992. 27 апр.
5. Морозов Н. Сессия, спасшая республику // Ленинабадская правда. - 2002. 2 марта.
6. Набиев В. Давлат ва хизбхои сиёсиву харакатхои чамъиятии мухолиф: аз мукови-мат ба хамкори. - Душанбе, 2001. - 76 с.
7. Основы новейшей государственности. - М. : Радуница, 2002. - 340 с.
8. Об отставке Президента // Вечерний Душанбе. - 1992. 8 сент.
9. Соглашение о мире //Народная газета. -1992. 28 июля.
10. Тахиров Ф. Значение сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в становлении демократического государства // Народная газета. - 2002. 28 марта.
З.М. Артыков, У.Эгамбердиев
Значение XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан в
становлении демократического государства
Ключевые слова: политические партии, народные движения, общественно-политическая ситуация, общественные объединения, сессия Верховного Совета, демократическое государство
Статья посвящена проблемам общественно - политического кризиса в стране. Авторы подробно освещают причины возникновения военных событий в Душанбе и в целом в Таджикистане, цели антигосударственных митингов, организованных оппозиционными политическими партиями, движениями, а также обосновывают историческую необходимость созыва XVl сессии Верховного Совета Республики Таджикистан и её значение в становлении демократического государства.
Z.M. Artikov, U. Egamberdiyev
The Importance of the XVI-th Session of the Supreme Council of Tajikistan Republic in
Democratic State Formation
Key words: political parties, popular movements, social-political situation, social associations, Supreme Council session, democratic state
The article dwells on the problems of the social-political crisis in the country. The author elucidates in particulars the reasons of the events in Dushanbe and in Tajikistan upon the whole; he discloses the purposes of anti-state meetings and assemblages organized by oppositional political parties and movements, he substantiates alsow a historic urgency of the convocation of the XVl-th session of the Supreme Council and its importance for a formation of a democratic state.