Научная статья на тему 'Тернистый путь республики Таджикистан. Новая реальность: выстраданный суверенитет'

Тернистый путь республики Таджикистан. Новая реальность: выстраданный суверенитет Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
499
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / АНТИКОММУНИЗМ / ОППОЗИЦИЯ / ОККУПАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ АВАНТЮРИЗМ / ПЕРИОД ГОРБАЧЕВСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ / GORBACHYOV''S PERESTROYKA PERIOD / SOVEREIGNTY / ANTICOMMUNISM / OCCUPATION / OPPOSITION / CIVIL WAR / FUNDAMENTALISM / ISLAMIZATION / POLITICAL ADVENTURISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Султонов Шукур Маллабоевич, Кобилова Сулхия Яшиновна

В данной статье освещено судьбы бывших союзных государств многонационального СССР в самом начале 90-х годов минувшего столетия, которые волею обстоятельств стали независимыми и суверенными государствами. Авторы считают, что Таджикистан в смутный 1991 год до самого последнего момента оставался твердым и искренним сторонником СССР и распад великой державы не его выбор. Путь Таджикистана в условиях приобретения независимости оказался чрезвычайно сложным, тернистым и катастрофическим. По мнению авторов, та поре смуты это трагедия всего региона, всех постсоветских стран. Авторы рассматривают геополитические интересы внешних игроков в центральноазиатском регионе и подчеркивают, что Центральная Азия рассматривается Россией как важная зона ее геопологических интересов, от стабильности которой зависит национальная безопасность самой России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Thorny Way of Tajikistan Republic. The New Reality: Martyrdom of Sovereignty

The article dwells on the fates of union states of the multinational USSR in the early 90-ies of the century passed which due to the concatenation of circumstances became independent sovereign countries. The authors keep to the opinion that in the tumultuous year of 1991 Tajikistan remained a solid and frank adherent of the USSR up to the very last moment and the collapse of the great power was no choice of the republic. The way of Tajikistan under the conditions of the acquired independence turned out to have been extraordinarily complicated, thorny and catastrophic. In the authors' opinion, the tumults of that period were the tragedy of the entire region, all post-Soviet countries. The authors consider the geopolitical interests of outward gamesters in Central Asian region, they emphasize that Central Asia is looked upon by Russia as an important zone of its geopolitical interests as its stability means much for the national security of Russia itself.

Текст научной работы на тему «Тернистый путь республики Таджикистан. Новая реальность: выстраданный суверенитет»

ФАЛСАФА ВА СИЁСАТШИНОСЙ ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

Султонов Шукур Маллабоевич,

доктор исторических наук, профессор кафедры политологии ТГУПБП Кобилова Сулхия Яшиновна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии ТГУПБП

ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН. НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ВЫСТРАДАННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Бывшие братские союзные государства многонационального СССР в самом начале 90-х годов минувшего столетия волею обстоятельств и судьбы стали суверенными государствами.

9 сентября 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета республики приняла Декларацию о государственной независимости Таджикистана.

Стоит вспомнить, что Таджикистан в смутный 1991 год до самого последнего момента оставался твердым и искренним сторонником СССР, и распад великой державы - не его выбор. Судьба Таджикистана (как и всего Советского Союза) была решена без его участия, вдали от наших географических просторов. Однако, как и следовало ожидать, путь Таджикистана в условиях приобретения независимости и суверенитета оказался тернистым и катастрофическим. Демонтаж СССР в конце

1991 года окончательно накалил политическую, социально-экономическую и морально-психологическую обстановку. В результате резкого обострения антикоммунизма и антисоветизма, дальнейшего усиления противоборства непримиримых социально-политических сил постоянно ухудшался морально-психологический климат общества. Ведь с августа 1991 и до начала мая 1992 года воинственно настроенная оппозиция исламистов, демократов и их сторонников, буквально оккупировав центральные площади столицы Таджикистана - г. Душанбе, организовала на них почти не прекращающиеся многотысячные митинги-марафоны против конституционной власти. Новые «просветители», объявив себя истинными друзьями угнетаемого коммунистами таджикского народа, усилили антисоветские выступ-

ления. «Растохез», «Лаъли Бадахшон», Демократическая партия Таджикистана, Партия исламского возрождения Таджикистана - ПИВТ и другие деконструктивные силы играли на религиозных и родоплеменных чувствах населения, разжигали клановые и местнические страсти, противопоставляли Юг Северу. Целыми неделями, сутками опытные ораторы оппозиции призывали народ к «пробуждению», ликвидации власти коммунистов и «безбожных» худжандцев. Неизбежным итогом и последствием словесных баталий двух непримиримых сил - массовых митингов на площадях Озоди и Шахидон - стала братоубийственная война.

На деятельность ПИВТ оказывало огромное влияние фундаментальное международное движение «Братьев-мусульман». Борьба за власть стала носить незаконный вооруженный характер. По утверждению самих лидеров ПИВТ, в то время оппозиционные силы в республике имели 27 тысяч вооруженных боевиков (1, 274).

В начале мая 1992 г. вооруженная оппозиция захватила власть в столице и провозгласила формирование так называемого «правительства национального примирения», фактически ставшего правительством национальной измены. Симбиоз, т.е. союз демократов, придерживавшихся западной модели развития, и исламистов -сторонников исламского пути развития, выглядел тогда странным, но вскоре выяснилось, что этот союз поощряется горбачевцами-ельцинистами всех мастей для демонтажа Советской власти и социалистического строя в Таджикистане. Парадокс заключается как раз в том, что реакционные элементы общества, самые ярые фанатики вдруг объявили себя демократами. И даже отъявленные фундаменталисты от ислама надели на себя тогу демократов. Именно они и их партия в союзе с Демократической партией, организациями - обществами «Растохез», «Лаъли Бадах-шон», опирающимися на морально-финансовую поддержку некоторых деспотических режимов зарубежного Востока, стремились создать в Таджикистане исламское государство и всячески добивались изгнания русскоязычного населения, узбеков за пределы республики, объявив Таджикистан исключительно родиной таджиков. Исламские фундаменталисты рассматривали создание Таджикского исламского государства как плацдарм для исламизации всей Центральной Азии. Они не скрывали своей гнусной цели - поголовно истребить всех коммунистов, их семьи и приверженцев, в первую очередь учителей, которые всегда были прочной опорой и пропагандистами Советской власти.

Оппозиция склоняла сбитых с толку людей, преимущественно из сельских районов, взяться за оружие и в конце концов толкнула их на братоубийственную войну, которая вскоре охватила большую часть территории юга республики и местность вокруг столицы. Сотни административных и общественных зданий, общеобразовательных школ, детских садов были разграблены и разрушены. Превратились в руины целые кварталы и поселки.

Пришедшие к власти политические авантюристы пошли на крайнюю преступную меру против 800-тысячного населения Кулябской области, была организована экономическая блокада. Почти миллион человек был обречен на гибель (1, 276).

Созданный оппозицией «штаб спасения Отечества» во главе с Шодмони Юсуфом, начиная с июня 1992 года, практически повел политику геноцида против своего народа в Курган-тюбинской области, в результате чего погибли ни в чем не

повинные люди, около 200 тысяч людей спаслись бегством в Кулябскую и другие области, а также за пределы республики (1, 275).

Осенью 1992 г. в столице республики ощущалась острая нехватка продовольственных товаров. У ворот хлебозавода ежедневно становились в очередь 10-12 тысяч горожан. Из-за отсутствия горючего почти не работал городской транспорт, не убирался мусор, не отапливались школы. Из-за разрушения железнодорожного полотна боевиками оппозиции в столицу не поступали продовольствие, стройматериалы, оборудование и ГСМ. Массовое мародерство, террор, насилие, грабеж среди бела дня, запугивание населения, голод и холод вынуждали десятки тысяч семей к бегству за пределы республики.

Законно избранный в результате всенародных выборов президент Р. Набиев практически оказался в роли заложника оппозиции. В сентябре 1992 г. вооруженная группировка террористов насильно заставила его отречься от власти.

Обстановка в республике накалилась до предела. В тот период больше всех пострадали жители Курган-Тюбе: он превратился в расстрелянный город. Кровавая бойня здесь началась 2 сентября 1992 г., когда боевики исламистов ворвались в Ургут- Махала. Начался повсеместный побег в кулябскую зону и через неё в Ленинабадскую область несчастных жителей этого квартала. Десятки домов были разграблены и сожжены дотла.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что жертв в той курган-тюбинской драме могло быть гораздо больше, если бы расположенный там полк 201-й дивизии Российской Федерации на свой страх и риск не стал щитом для мирного населения.

В те трагические дни республике угрожала полная социальная катастрофа, назревала опасность разлома Таджикистана на куски - своего рода феодальные бекства, как при Бухарском эмирате. Были парализованы система управления государством и структура власти. Душанбе в то время потерял своё былое политическое значение столицы страны и дома надежды всех людей Таджикистана.

Начало братоубийственной войне было положено в феврале 1990 года. Организаторами этого тяжкого преступления были А. Тураджон-зода, Шодмон Юсуф, Т. Абдуджабборов, А. Сохибназаров и их преемники. Лидеры оппозиции запятнали себя кровью. Они без устали цинично проповедовали теорию об «исключительности таджикской нации». В рядах интеллигенции как грибы после дождя появились идеологи, страстно пропагандирующие построение «великого государства таджиков». Среди них - Додожон Атовуллоев, Салими Аюбзод и одна из «матерей нации» Соджидаи Мирзо. Таким проповедником стал также кумир новых таджиков Ходжи Саид Киёмутдин Гози. Через СМИ они призывали народ к «пробуждению», активно бичевали конституционный строй, объявив компартию реакционной силой. Именно посеянные ими в душах молодежи ядовитые семена национализма обернулись кровавой бойней.

Бывшие представители партийно-советской номенклатуры: Отахон Латифи, Теша Раджабов, Даврон Ашуров, Кадриддин Аслонов, А. Сохибназаров и многие другие оказались в лагере оппозиции. Духовно с ними был связан и бывший секретарь ЦК КП Таджикистана Хикматулло Насриддинов, автор пресловутой анти-таджикской книги «Таркиш» («Взрыв»). Можно сожалеть, что бывшая активистка

комсомола Таджикистана - известная поэтесса Гулрухсор Сафиева внесла свой вклад в деяния оппозиционных сил республики. Она была в числе тех, кто рьяно требовал от властей прекращения строительства Рогунской ГЭС. На площади Шахидон она была оратором и вдохновителем антиправительственного митинга борцов за веру и гордилась, что находится рядом с лидером оппозиционных сил казикалоном.

В тех событиях сыграл печальную роль известный кинематографист Давлат Худоназаров, превративший подвал Таджикского театра драмы имени Лохути в каземат, напоминающий зиндан из повести «Бухарские палачи», где жестокие слуги эмира истязали своих идейных противников.

Трагедия Таджикистана той поры смуты - это трагедия всего региона, всех постсоветских стран - ныне суверенных и независимых государств. Кровавая бойня, развязанная на древней таджикской земле исламскими фундаменталистами и их покровителями, еще раз воочию показала, насколько зыбок столь драгоценный мир на нашей земле. В этом смысле драма таджикской нации должна послужить предостерегающим уроком для миллионов людей. Вот почему историческая сессия Верховного Совета конца 1992 года во дворце Арбоб в сердцевине Согдийской области убедительно продемонстрировала таджикскому народу, всем народам Средней Азии и мировому обществу всю пагубность действий и идеологии политических авантюристов. К счастью, многонациональный и многострадальный народ Таджикистана не пошел за фанатиками - исламскими фундаменталистами, а избрал светское общество. Сессия Верховного Совета Республики Таджикистан вошла в новейшую историю таджикского народа как важнейшее общественнополитическое событие, коренным образом изменившее судьбу республики. Необходимость её внеочередного и экстренного созыва в городе Худжанде отнюдь не была случайностью. Тогда в южной и центральной части Таджикистана полыхал огонь Гражданской войны; этот оазис был превращен в зону острейшего политического и вооруженного противостояния.

В тот критический момент эта была чрезвычайно важная сессия, призванная незамедлительно решить проблемы, волновавшие весь народ Таджикистана, судьбу республики, остановить кровопролитие, братоубийственную бойню и геноцид нации. Таджикистан мог исчезнуть с географической карты мира. Сессия стала поистине переломным этапом в новейшей истории Таджикистана. Она подтвердила стратегический курс на создание в Таджикистане правового, светского, демократического государства.

В работе сессии приняли участие представители правительств Узбекистана, Казахстана, Киргизстана, Полномочный посол Российской Федерации в Таджикистане. Почетным гостем сессии был представитель ООН господин Р. Соммерейнс. Причиной непривычно долгого заседания парламента явился поиск путей для решения ключевой проблемы дня - перевода республики, которая пребывала буквально в состоянии социально-политической стагнации с известных февральских (1990 г.) событий, на мирные, созидательные рельсы развития. Таджикистан на этот судьбоносной сессии сделал выбор, связал свое будущее с именем Эмомали Рахмонова. Страна нуждалась в новом лидере, способном в новой ситуации -

сложнейшей социально-политической и нравственно-психологической обстановке -смело, оперативно и разумно развязать тугой узел проблем. Когда на голосование был поставлен вопрос о переизбрании Акбаршо Искандарова, активно поддерживаемого казикалоном, то подавляющее большинство депутатов - сто сорок один «за» при 54 «против» - проголосовали за смещение его с поста председателя Верховного Совета Таджикистана. На сессии спикером парламента был избран 40летний председатель Кулябского облисполкома Эмомали Рахмонов. Он был избран тайным голосованием (за-186, против -11, всего в голосовании участвовали 197 депутатов) председателем Верховного Совета Республики Таджикистан, что для многих оказалось неожиданным. Выступая перед парламентариями, Э. Рахмонов сказал, что первые его шаги будут направлены на стабилизацию общественнополитической обстановки, «прекращение кровопролития» в республике. С той исторической даты в Таджикистане наступила пора национального примирения, которое стало необратимым процессом. Э. Рахмонов с трибуны судьбоносной сессии неоднократно призывал депутатов парламента, а через них весь многострадальный народ таджикской земли к единению. Он взволнованно говорил: «Давайте ради будущего таджикской нации скажем прошлому «прощай». Отныне давайте не будем говорить: «гиссарец», «бадахшанец», «гармец», «хатлонец». Мы - одна нация, мы -таджики».

Какой шум подняли враги Таджикистана, когда его руководитель Эмомали Рахмонов громогласно объявил о намерении Правительства страны создать свои Вооруженные силы для защиты государства, его народа. Новое руководство отдавало себе отчет, что Таджикистан, не имея обученной регулярной армии, просто обречен на неизбежное исчезновение с географической карты мира. Врагам Таджикистана за его пределами всегда снился вещий сон о том, как отрубить голову «шурави» и тем самым навсегда уничтожить этот форпост коммунизма на границе с Афганистаном. И новый, но уже несоветский Таджикистан для фанатиков - талибов Афганистана на той стороне Аму-Дарьи оставался неверным, поскольку республика объявила Российскую Федерацию своим стратегическим союзником. Учитывая экстремальное положение Республики Таджикистан, отсутствие национальной армии, сессия обратилась к руководителям Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана с просьбой направить в Таджикистан ограниченный контингент миротворческих сил для защиты политического равновесия и спокойствия в растерзанной и ослабленной республике.

Вскоре, в декабре 1992г. сессии Верховных Советов Узбекистана и Казахстана приняли решение удовлетворить просьбу парламента братского Таджикистана о направлении воинского контингента для помощи в поддержании мира и спокойствия граждан. Народные избранники соседних стран, бывшие члены единой и могучей семьи, были единодушны: с фундаментализмом, несущим народам горе и насилие, нужно бороться всем вместе; Таджикистан нельзя оставлять в беде. Одновременно было решено просить Правительство Российский Федерации сохранить на его территории 201-ю мотострелковую дивизию.

Шестнадцатая сессия Верховного Совета, приняв жизненно важные решения, создала благоприятные условия для возрождения и восстановления ветвей госу-

дарственной власти и ее основных структур. Сессия заложила фундамент новой системы государственности таджиков, то есть основы демократического, правового и светского государства.

Новый политический лидер Таджикистана, Э.Ш. Рахмонов, произнес перед парламентом клятву в том, что он приложит все свои силы, знания и практический опыт, а если понадобится, отдаст жизнь за то, чтобы в республике полностью восторжествовали мир и покой, начался процесс ее восстановления, единения и развития. Выходец из гущи трудового народа, с самого детства трудясь на земле бок о бок со своим отцом — простым дехканином, он познал источник жизни и творения. Поэтому Эмомали Рахмонов поклялся, что своей важнейшей задачей считает защиту интересов трудового человека и святость Конституции республики. Он выступил перед депутатами высшего законодательного органа с программной речью. К первоочередной задаче Э. Рахмонов отнес обеспечение народу безопасности, спокойной жизни, выполнение этого было связано с объединением усилий государства и общества.

Сессия Верховного Совета Таджикистана, положившая начало процессу стабилизации и обновления, была воспринята абсолютным большинством народа республики с воодушевлением. Решения парламента, работавшего в неординарных условиях, легли в основу всесторонней деятельности новых государственных структур по наведению мира и порядка, прежде всего в столице Таджикистана.

Прогрессивные общественно-политические силы Таджикистана в суровые 1990-

1992 годы войны активно защищали конституционный строй. Они, учитывая судьбоносность чрезвычайной сессии Верховного Совета и положительно оценив избрание Эмомали Рахмонова главой государства, сплотились вокруг него. Компартия Таджикистана также не была безучастной к судьбе страны и народа. Среди множества (свыше 80-ти) различных политических партий и неформальных организаций компартия республики была единственной партией, которая целиком и полностью поддержала решения, принятые XVI сессией. Президиум ЦК КПТ 8 декабря 1992 года официально заявил о своей позиции и призвал коммунистов, всех граждан республики поддержать усилия Верховного Совета и правительства.

В условиях приобретения независимости важной стратегической задачей стало преодоление кризисных явлений в экономике и социальной сфере, возникших в результате распада Советского государства. Интенсивно происходил спад производства в результате распада чётко, как часовой механизм, работавшей системы хозяйственных и экономических связей между союзными республиками, между городом и селом. В новых условиях экономика Таджикистана стала развиваться на основе рыночных отношений и отказа от планово-распорядительной системы и коллективной собственности. Как и в других бывших союзных республиках, в стране началась приватизация государственной собственности.

Таджикистан как молодое независимое государство, избравшее путь построения социально ориентированной рыночной экономики и гражданского общества, в той или иной мере ощущает глобализацию при собственном развитии. Это происходит благодаря присутствию иностранного капитала в экономике страны, деятельности международных организаций в республике. При этом Республика Таджикистан

столкнулась с внутренними проблемами, такими, как разрушенная экономика, высокий уровень бедности, развитие частного предпринимательства. Следует подчеркнуть, что социальные беды Таджикистана начались еще в период горбачевской перестройки, когда начался тщательно отрежиссированный процесс образования многочисленных антисоциалистически настроенных неформальных организаций: «Растохез», «Ру ба ру», нелегальных исламских и других течений, подобных прибалтийскому «Саюдису». Эти организации поддерживали самые тесные связи с секретарем ЦК КПСС А. Яковлевым и другими ставленниками М. Горбачёва. Под демагогическими лозунгами «защиты свобод и прав человека, защиты окружающей среды» они развернули широкомасштабную пропагандистскую акцию по свёртыванию хода строительства особо важных пусковых объектов, которые в соответствии с народнохозяйственным планом должны были быть введены в строй под ключ в течение 1988-1995 годов. Фактически речь шла о замораживании строительства высокорентабельных предприятий - флагманов Южно-Таджикского территориально-производственного комплекса и других объектов, эксплуатация которых позволила бы практически удвоить индустриальную мощь Таджикистана и значительно улучшить благосостояние наших граждан (2, 18).

На долю молодого, еще не окрепшего государства, его руководителя Эмомали Рахмонова выпали новые, архисложные испытания экономического характера. В конце 1993 г. правительство Ельцина и Гайдара в одностороннем порядке ввело в действие новую российскую денежную единицу взамен советского рубля. Тогда Таджикистан еще находился в рублёвой зоне, и наше правительство не ожидало от своих российских партнёров такого коварного удара ножом в спину. В результате проведения денежной реформы в России в республику хлынула со всех сторон огромная масса старых советских рублей, как торнадо, сметая на своём пути всё, что можно было купить и продать. Ельцинско-гайдаровское правительство устроило, таким образом, Таджикской республике беспощадный финансовый дефолт. Правительство республики, не располагая золотовалютным резервом, в спешном порядке ввело в действие новую денежную единицу - таджикский рубл (без мягкого знака в конце) по номинальной стоимости 1000 рублов к одному советскому рублю. Всё это привело к настоящей экономической и финансовой катастрофе, ущерб от которой многократно превышал урон в ходе Гражданской войны (2, 19). Предприятия, организации, колхозы и совхозы на всей территории республики полностью лишились своих многомиллиардных оборотных средств, а население безвозвратно лишилось своих трудовых сбережений в объёме более миллиарда рублей.

Самым трагичным было положение большей части русскоязычного населения республики, которое за бесценок продало свои квартиры, машины и другое имущество в надежде скопить средства для того, чтобы уехать в Россию. В течение суток эта группа населения осталась ни с чем. Трудящиеся не смогли получать ни зарплату, ни пенсию. Жили в основном за счёт продажи домашнего скарба, вплоть до гвоздей, розеток и выключателей. Даже улицы и тротуары города Душанбе, областных центров превратились в сплошной ряд толкучек. Такая ужасная картина наблюдалась по всей республике.

Именно в этот трагический период теневой, спекулятивный капитал, получивший развитие еще в период правления Горбачёва, вытянулся во весь рост. Начался открытый грабёж государственной и общественной собственности.

Для «теневиков» дефолт был настоящим раем. Потому что они расплачивались за старые государственные кредиты в 1000 раз дешевле или вообще не расплачивались и вывезли из республики многомиллиардные товарно-материальные ценности (хлопок, алюминий, машины, оборудование государственных предприятий ), а деньги от их реализации присваивали себе. Именно в период этого дефолта, устроенного Ельциным, Гайдаром, Чубайсом, в республике появились первые мультимиллионеры, представители местной криминальной буржуазии, которые гордо называли себя «новыми таджиками». Они старались быть похожими на главного приватизатора России Анатолия Чубайса, который по воле олигархов был назначен ответственным за госимущество. За бесценок в России были распроданы 145 000 предприятий с реальной стоимостью свыше триллиона долларов, а усилиями Чубайса доходы государства от приватизации составили 0,15 процента суммарных бюджетных поступлений (3, 326-327).

В условиях рыночных отношений изменилась социально-классовая структура таджикского общества. На этой социальной лестнице важное место принадлежит бизнесменам, менеджерам, банкирам, финансистам, посредникам.

В результате длительной блокады железной дороги и автомагистралей, отсутствия необходимых материально-технических ресурсов, а также усиления миграционных процессов экономика республики оказалась практически парализованной. Из Таджикистана только в 1990 году в ближнее зарубежье выехало 113,7 тысяч человек (из них в Россию - 78,2 тысячи человек), в 1991 году - 120 тысяч человек (из них в Россию - 62,2 тысячи человек), в 1992 году - 225,4 тысяч человек (из них в Россию -104 тысячи человек). Республику вынуждены были покинуть высококвалифицированные рабочие, инженерно-технические работники, учителя, врачи, ученые. Трагедия заключалась в том, что они уезжали туда, где их никто не ждал.

Естественно, что Таджикистан со своей разрушенной экономикой невольно оказался в жестких тисках конкурентной борьбы в условиях глобализации мировой экономики. Он находится в окружении экономически более развитых центральноазиатских стран, практически в транспортном тупике. Но, самое главное, Таджикистан в результате ликвидации СССР лишился надежного источника инвестиций в экономику, поступлений в рамках лимита энергоносителей, черных металлов, лесоматериалов, глинозема, машин и оборудования, зерна и т.д., в которых республика ощущает острую нужду. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала в 220 тыс. человек в 1990 г. уменьшилась в 3,1 раза (4).

Независимая Республика Таджикистан, став 2 марта 1992 г. полноправным членом Организации Объединенных Наций, уверенно и настойчиво приступила к реализации демократических преобразований в республике и вносит весомый вклад в укрепление мира между народами планеты. Президент РТ Э. Рахмонов с высокой трибуны ООН не раз привлекал внимание международной общественности к решению проблем, которые волнуют всех людей доброй воли: борьбе с между-

народным терроризмом, наркобизнесом, бережному отношению к мировым запасам питьевой воды, защите водных источников, к проблемам Аральского моря.

Таджикистан является активным членом ОДКБ. Государства - члены ОДКБ придают первостепенное значение укреплению и усилению взаимодействия в борьбе с современными угрозами, в том числе в связи с нынешней ситуацией и будущим Афганистана.

После распада Советского Союза и появления 15 суверенных государств их главным связувающим звеном в рамках СНГ остаются ранее сложившиеся экономические связи. Все республики бывшего СССР, разумеется, и Республика Таджикистан, страдают от нарушения традиционных связей, которые в Советскую эпоху были устойчивыми и крайне полезными. Естественно, что по этой причине приоритетным направлением внешнеторговой деятельности РТ является торговля со странами СНГ, особенно с Россией. На нее приходится почти половина импортированных услуг. Разумеется, имеются и другие важные сферы сотрудничества Таджикистана с Россией и другими республиками Центральной Азии.

Центральная Азия рассматривается Россией как важная зона ее геопологических интересов, от стабильности которой зависит национальная безопасность самой России. Угрозы безопасности в этом регионе выглядят для России острее и являются несравненно более актуальными, чем для других внешних игроков. Россия не может игнорировать, например, поток наркотиков, идущий из Афганистана, превращение этой страны, а также некоторых районов Центральной Азии в базу для пополнения религиозно-экстремистских группировок. Для России неприемлемым является развитие ситуации в Центральной Азии по апробированной в бывшей Югославии, а также Грузии, на Украине и в Киргизии модели «демократических («цветочнофруктовых») революций» (5, 287). Вместе с тем не секрет, что Россия решительно отвергает любую возможность захвата власти исламскими фундаменталистами. Россия здесь придерживается принципа противодействия попыткам разжигания религиозного экстремизма в Среднеазиатском регионе.

Исламские фундаменталисты не собираются отказываться от своих коварных замыслов. И в наше время они хотят подчинить себе миллионы людей, построив на древней земле Таджикистана «государство исламского типа», сделать людей бессловесными рабами фанатичной идеологии. Сообщество «Братьев-мусульман» неустанно призывает своих приверженцев - «истинных борцов» за веру - на «священную борьбу» против «неверных».

Бывшие братские советские союзные республики, а ныне члены СНГ, сохраняют свой суверенитет. Теперь в отношениях между государствами присутствует партнерство и принцип не висеть тяжелым грузом на экономике других республик. Но, вместе с тем, есть весьма серьезные проблемы, решение которых не по плечу ни одному государству СНГ, включая Россию. Это прежде всего относится к вопросам обороны и безопасности наших народов. Как можно объяснить тот факт, что охрана более тысячи километров границы Таджикистана с Афганистаном, охваченного гражданской войной, сейчас возложена на плечи только РТ. Забывают, что это прежде всего южная граница всего Содружества. Таджикистан не имеет ни материальных, ни военно-технических ресурсов для надёжной охраны этой границы.

Другими словами, для решения этой проблемы нужны скоординированные усилия Таджикистана, России, Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и других стран СНГ.

Президент Э. Рахмон обращает внимание руководителей СНГ на необходимость скорейшего решениея этой проблемы. Так, в мае 2013 г. на Бишкекском неформальном саммите ОДКБ он отметил, что международное сообщество должно оказать Таджикистану помощь, поддержку для укрепления южных регионов и предотвращения угроз, связанных с 2014 годом, когда, по всей вероятности, американские войска покинут пределы Афганистана.

Разумеется, никто сейчас не может предсказать, как поведут себя сторонники «Аль-Каиды». Не секрет, что 80% героина из всего количества, производимого на планете, изготовляется в Афганистане (6, 456).

Таджикистан выступает за дальнейшую интеграцию и сближение с Россией, и во многих важнейших сферах они получили юридическое обеспечение. Появился целый блок договоров и соглашений, которые охватили важнейшие стороны межгосударственных отношений, что обусловлено общностью геополитических интересов двух стран. К настоящему времени правовую основу двусторонних отношений РТ и РФ составляют 175 подписанных и ратифицированных нормативноправовых договоров и соглашений, позволивших упрочить межгосударственные связи и регулирующих практически все ключевые позиции их сотрудничества, охватывающего все сферы жизни общества: экономику, политику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную и многие другие области (7, 204-205).

Президент Эмомали Рахмон активно отстаивает заинтересованность в обсуждении актуальных вопросов двухсторонних и многосторонних отношений России и Таджикистана. Примечательно, что, как и прежде, Российская Федерация была и остается важным фактором сохранения и укрепления государственной и национальной независимости Республики Таджикистан.

Список использованной литература:

1. Таджикистан в огне. /Сборник. - Душанбе: Ирфон, 1993.

2. Шабдолов Ш. Таджикистан: уроки истории. // Социализм: теория и практика. 2009. -№1-2 (37-38).

3. Савельев А. Как убивали СССР. Кто стал миллиардером. Роковые 90-е. М.: Книжный мир, 2012.

4. Народная газета. 30 мая 2012г.

5. Годы, которые изменили Центральную Азию. Издание Центра стратегических и политических исследований Института востоковедения РАН. -М., 2009.

6. Нартов Н.А., Нартов В.Н. Геополитика. - М.: Издательство политической литературы, 2007.

7. Алиева Р.Р. Республика Таджикистан в сфере влияния геополитических процессов Центральной Азии и мировых держав. // Вестник ТГУПБП. 2013. -№2(54), -С.202-212.

8. Рахмонов Э. Тысяча лет в одну жизнь. / Сборник выступлений, речей, интервью и статьей. - Душанбе: Ирфон, 2003.

Ш.М. Султонов., С. Я. Кобилова

Тернистый путь Республики Таджикистан. Новая реальность: выстраданный

суверенитет

Ключевые слова: суверенитет, антикоммунизм, оппозиция, оккупация, Гражданская война, фундаментализм, исламизация, политический авантюризм, период горбачевской перестройки

В данной статье освещено судьбы бывших союзных государств многонационального СССР в самом начале 90-х годов минувшего столетия, которые волею обстоятельств стали независимыми и суверенными государствами. Авторы считают, что Таджикистан в смутный 1991 год до самого последнего момента оставался твердым и искренним сторонником СССР и распад великой державы - не его выбор. Путь Таджикистана в условиях приобретения независимости оказался чрезвычайно сложным, тернистым и катастрофическим. По мнению авторов, та поре смуты - это трагедия всего региона, всех постсоветских стран.

Авторы рассматривают геополитические интересы внешних игроков в центральноазиатском регионе и подчеркивают, что Центральная Азия рассматривается Россией как важная зона ее геопологических интересов, от стабильности которой зависит национальная безопасность самой России.

Sh. M. Sultonov, S. Ya. Kobilova

The Thorny Way of Tajikistan Republic. The New Reality: Martyrdom of Sovereignty

Key words: sovereignty, anticommunism, occupation, opposition, civil war, fundamentalism, Islamization, political adventurism, Gorbachyov's perestroyka period

The article dwells on the fates of union states of the multinational USSR in the early 90-ies of the century passed which due to the concatenation of circumstances became independent sovereign countries. The authors keep to the opinion that in the tumultuous year of 1991 Tajikistan remained a solid and frank adherent of the USSR up to the very last moment and the collapse of the great power was no choice of the republic. The way of Tajikistan under the conditions of the acquired independence turned out to have been extraordinarily complicated, thorny and catastrophic. In the authors' opinion,the tumults of that period were the tragedy of the entire region, all post-Soviet countries. The authors consider the geopolitical interests of outward gamesters in Central Asian region, they emphasize that Central Asia is looked upon by Russia as an important zone of its geopolitical interests as its stability means much for the national security of Russia itself.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.