Научная статья на тему 'Значение художественной литературы и технология культуры чтения в социальной педагогике'

Значение художественной литературы и технология культуры чтения в социальной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕМЫ / SOCIAL PEDAGOGY / FICTION / READING CULTURE / PEDAGOGICAL COMMENTARY OF A MEDICAL SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тверская С. С.

Впервые чтение классической художественной литературы рассматривается как метод социальной педагогики. Разработаны принципы формирования культуры чтения в работе социального педагога. Описаны специальные методики чтения в социальной педагогике, такие как дробно-аналитическое чтение, рефлексивное чтение, ролевое чтение, а также особенности педагогического комментария литературного текста с медицинской темой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF FICTION AND TECHNOLOGY CULTURE OF READING IN SOCIAL PEDAGOGICS

Reading classical literature is considered as a method of social pedagogy for the first time. Principles of reading culture in the work of the social teacher are developed. Special reading techniques such as fractional and analytical reading, reflective reading and role reading as well as of the pedagogical comment of the literary text with a medical subject are described.

Текст научной работы на тему «Значение художественной литературы и технология культуры чтения в социальной педагогике»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Тверская С.С.

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Дидро

Чтение — вот лучшее учение.

А. С. Пушкин

Среди разносторонних и многогранных задач, стоящих перед социальным педагогом, особо выделяется необходимость формирования у сложного, часто девиантного контингента, потребности в самовоспитании и самообразовании. Социальный педагог может и должен раскрыть возможности и преимущества творческой самореализации человека, жизненного пути, обозначаемого словом «культура», пути, фундаментом которого является чтение.

Из истории педагогики известно, что еще в VII-V вв. до н. э. в Древней Греции в семейном обучении и воспитании среди основ грамоты чтение занимало первое место. В XI-XII вв. в Киевском государстве появились первые русские рукописные книги, которые содержали информацию о пользе, методах и целях чтения. Говоря о ценности книжного разумного слова, некий автор писал, что оно слаще меда и дороже золота и серебра, ибо книжные словеса — главное духовное богатство человека [5].

Глубоко веря в возможность совершенствования людей под влиянием книг, издатель Н. И. Новиков назвал первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789) [3].

Однако в современной литературе по социальной педагогике указания на роль чтения в воспитании практически отсутствуют. Можно выделить лишь монографию С. А. Ермолаевой, которая оценивает художественную литературу как основной источник нравственной культуры личности, материал для формирования нравственных чувств и нравственного сознания, побуждающий к самовоспитанию. Т.А. и Ю.В. Васильевы среди путей оптимизации семейного досуга указывали на необходимость стимулирования потребности в чтении [1-2].

Каких-либо конкретных рекомендаций по работе с книгой среди профессиональных умений социального педагога нам найти не удалось, что и определило цель исследования: разработка технологии формирования культуры чтения классической литературы как метода воспитания в социальной педагогике.

Задачи исследования: обосновать первостепенное значение классической

художественной литературы для развития человека; определить принципы формирования культуры чтения; разработать методики воспитания культуры чтения классической

53

ISNN 1029-3338

литературы; составить ориентировочный список произведений для определенных целевых программ социального педагога.

Значение чтения в педагогике, тем более в социальной педагогике, проистекает из законов физиологии. Человека отличает от животных вторая сигнальная система, обеспечивающая высшую нервную деятельность: внимание, сознание, память, речь и поведение. Единственным сигналом (раздражителем) второй сигнальной системы является — слово — звуковое или буквенное обозначение предметов, понятий. Ответная реакция со стороны коры головного мозга на слово — это осознание слова (рефлексия), мысли и чувства, выраженные опять же словами. Без осмысления слова, т. е. без вдумчивого чтения с размышлением о прочитанном, перестает работать вторая сигнальная система, а это превращает человека в животное.

Особое значение имеет характер литературы. Речь идет только о классической литературе, литературе «для сердца и разума» (Н. И. Новиков). Развитие рефлексии на такую литературу обеспечивает базу для культурного развития человека, стимулирует самовоспитание. Литературная классика дает знания о жизни, здоровье, и, прежде всего, о фундаменте здоровья, его нравственной составляющей. Активное целенаправленное использование художественной литературы в социальной педагогике будет способствовать развитию человека, повышению общего культурного уровня в разных социальных группах общества, стимулированию самообразования и самовоспитания людей, особенно молодежи, что укрепит нравственный порог общества, а значит, и его здоровье [6-7].

Следовательно, использование художественной литературы в практике социальной работы позволит решать следующие задачи воспитания: 1) повышать культурный уровень учащихся, их знания, в т. ч. и медицинские; 2) развивать речь, речевое общение, мышление, духовность; 3) формировать эмоциональную сферу, милосердие, толерантность, нравственность.

Как научить мыслить, размышлять? Как привить любовь к мыслительной деятельности, к творчеству? Как формировать культуру чтения?

Нами разработаны следующие принципы воспитания культуры чтения: 1) целенаправленность выбора классического литературного текста; 2) подготовка педагога (воспитателя) к занятию; 3) учёт уровня готовности аудитории к восприятию литературного материала; 4) разнообразие методик чтения; 5) регулярность занятий.

1. Принцип целенаправленности выбора классического литературного текста.

При выборе книги или другого литературного текста следует ориентироваться на следующие критерии: 1) выбор может быть только в пределах классической литературы, гарантирующей гармонию, нравственность и качество языка; 2) литература должна соответствовать возрасту и уровню развития контингента; 3) тематика выбранного фрагмента произведения должна отвечать запросам аудитории в данный момент.

2. Принцип готовности педагога (воспитателя) к занятию. Социальный педагог (воспитатель), который будет проводить «Час чтения», как минимум, должен любить детей и литературу, иметь определенный культурный уровень, постоянно и целеустремленно заниматься самообразованием, повышая свою литературную грамотность, и тщательно готовиться к занятиям по групповому чтению. Все это необходимо, чтобы эмоционально представить текст, комментировать его, ставить вопросы перед слушателями и отвечать на их вопросы. Безусловно, читать детям (взрослым) можно только то, что нравится самому учителю (воспитателю) или заведомо интересно слушателям.

54

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

Выбор литературного произведения отражает культуру воспитателя. Целесообразно подбирать для анализа высокохудожественные, классические литературные произведения. Готовясь к занятию группового чтения, педагог должен составить справку об авторе и его произведении, главных героях, знать содержание подготовленного для чтения отрывка, а также привходящих и последующих событий. При анализе художественного текста следует, пользуясь словарем и, при необходимости, популярной медицинской литературой уяснить содержание всех непонятных слов и медицинских понятий. Реализуя свои профессиональные интересы, подготовить вопросы к тексту и по теме фрагмента (исторические условия проживания героя, отражение темы в других литературных произведениях и др.), составить предполагаемые вопросы слушателей и продумать ответы на все эти вопросы, в ряде случаев, найти ответы на вопросы в тексте.

Содержание комментария к тексту литературного произведения будет, естественно, зависеть от педагогической специальности, культурного уровня педагога и характера аудитории. При работе с фрагментом, содержащим медицинскую тему [4], необходимо четко видеть границы медицинского и педагогического комментария и не превышать своей компетенции, не выходить за рамки своей педагогической специальности, акцентируя воспитательный компонент сюжета.

Степень возможного санитарного просвещения через художественную литературу будет пропорциональна исходным медицинским знаниям учителя. Как в такой ситуации избежать ошибок при разъяснении медицинской информации? Где гарантия, что стремление рассказать учащимся о медицинском предмете, как можно больше и полнее, не приведет к неправильным выводам? Очевидна необходимость выделения такого понятия, как «педагогический комментарий к медицинской теме художественного текста», отличного от понятия «медицинский комментарий». Ранее нами были определены границы и задачи этих понятий.

Педагогический комментарий к медицинскому сюжету литературного произведения — это анализ педагогом медицинской информации литературного фрагмента с целью медико-гигиенического просвещения, нравственного и гигиенического воспитания учащихся, их развития и повышения общей и гигиенической культуры.

После прочтения текста с медицинской темой педагогу рекомендуется провести дополнительную подготовительную работу и ответить на ряд вопросов: Какую медицинскую тему отражает выбранный фрагмент литературного произведения? Какую воспитательную задачу можно поставить перед воспитанниками, используя данный текст? Какие воспитательные выводы нужно будет сделать?

Анализ комментария к медицинским деталям художественного текста, проведенного студентами-педагогами, позволяет обозначить следующие группы ошибок:

1. Категоричность и необоснованность суждений о диагнозе. (Тяжелый травматический шок в результате размозжения конечностей расценивается как «паралич». При наличии у пострадавшего раны и отсутствии в описании автора других признаков повреждения ставится диагноз внутреннего кровотечения. «Опухоль» в области шеи рассматривается буквально, как опухоль, причем, злокачественная, в то время как речь идет о дифтерии гортани.) Важно не допускать диагностических фантазий — постановка диагноза не входит в компетенцию педагога.

2. Недостаточное знание основ анатомии и физиологии. (Признаки венозного и артериального кровотечения. Топография органов.)

55

ISNN 1029-3338

3. Лексические погрешности. (Описание транспортировки А.С. Пушкина после ранения по неровной дороге: «находился в трясущемся состоянии». «Кровотечение было из левого бока».)

Таким образом, приступая к комментированию медицинской темы в художественном произведении, педагогу следует, прежде всего, определять воспитательные задачи. Составление комментария к литературному фрагменту — сугубо творческая работа, в которой отражается профессиональная эрудиция педагога и его жизненный опыт, медицинские знания и нравственные представления.

3. Принцип учета уровня готовности аудитории к восприятию литературного материала. Поскольку чтение книг сегодня непопулярно среди молодежи, не говоря о лицах с девиантным поведением, только педагогически тонкое приобщение к этому процессу и, как следствие, координация высшей нервной деятельности, может дать стойкий воспитательный эффект в сложной и многотрудной работе социального педагога. Общение социального педагога, воспитателя с аудиторией рекомендуется начинать с краткой доверительной беседы, выяснения возраста, образования, уровня развития, интересов аудитории, сиюминутных проблем, отношения к книгам, чтению, а само чтение — с краткого пересказа, что должно обеспечить мотивацию, заинтересованность. Затем полезно дать короткую справку об авторе, который становится другом, собеседником.

Последовательность текстов для обсуждения в социальной группе предусматривает постепенное усложнение: сказка, пословица, афоризм, двустишие, четверостишие, восьмистишие, сонет, краткое стихотворение, потом уже отрывки из литературных произведений и, наконец, произведение в целом. Вся классическая литература из школьной программы заслуживает повторного осмысленного чтения на новом уровне жизненного и профессионального опыта. По мере расширения знаний и интересов воспитанников материалом для социального педагога будет безграничное море мировой классики.

4. Принцип разнообразия методик чтения. При проведении занятия воспитатель должен чувствовать аудиторию и, при необходимости, разнообразить приемы чтения. По динамике содержания ответов можно будет судить об изменении сознания слушателей, уровне их рефлексии. Учитывая особенности аудитории, с которой работает социальный педагог, недостаточный опыт общения с книгой и другие проявления педагогической запущенности, презентация книги должна быть максимально щадящей. Назовем основные особенности методик чтения в социальной педагогике: индивидуальное или групповое занятие; выразительность чтения; постоянный контроль за реакцией воспитанника (аудитории); паузы для уточнения понимания текста и соответствующего пояснения; последующие репризы (повторение комментируемого отрывка); динамичная и вариабельная постановка вопросов к тексту, стимулирующая рефлексию (важно «разговорить» детей); фрагментарное и общее обсуждение текста; обмен мнениями о поведении героев, об отношении к ним, их поступкам; повторное чтение текста по ролям; при желании, театрализация; рациональный объем текста для чтения.

Таким образом, предлагаются следующие основные методики чтения художественной литературы в социальной педагогике: дробно-аналитическое рефлексивное и ролевое чтение. Дробное чтение — чтение текста небольшими отрывками. Размер анализируемого фрагмента будет зависеть от возможностей читателя или группы слушателей (аудитории) активно и эмоционально воспринимать данный материал (это может быть глава книги, абзац, предложение или даже часть предложения). Аналитическое чтение — поэтапный разбор, анализ, пояснение каждого прочитанного

56

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2012

отрывка. Рефлексивное чтение — это чтение с обсуждением, с постоянной проверкой обратной связи от слушателей в виде: вопросов — ответов — комментария. Дробноаналитическое рефлексивное чтение — это чтение небольшими смысловыми фрагментами с их комментарием и обсуждением. Ролевое чтение — это распределение текста по ролям, привлечение слушателей к активному и углубленному изучению литературного текста.

5. Принцип регулярности занятий. Час группового чтения рекомендуется включить в режим групп детского учреждения как обязательное ежедневное занятие. Час чтения должен стать ожидаемым приятным событием, волшебным ритуалом, поднимающим культуру человека. Читать надо систематически, ежедневно. Регулярность занятий формирует стереотип: слушаю — думаю — размышляю — читаю — думаю — размышляю.

Немаловажно, чтобы общая продолжительность занятия составляла не более 30-40 минут. Один из очень ответственных моментов занятия — умение остановиться на самом интересном месте литературного текста (интригующий конец).

Практическая значимость систематического, день за днем, группового чтения классической литературы с обсуждением прочитанного состоит в том, что: 1) развивается привычка читать (воспринимать на слух) хорошую литературу, формируется чувство слова, осмысленное критическое восприятие речевых раздражителей, что, безусловно, способствует психическому развитию человека; 2) закрепляются навыки рефлексии — склонность к размышлению, осмысленному критическому и эмоциональному восприятию речевых раздражителей, что повышает нравственную культуру человека — основу его здоровья; 3) повышается общая культура человека, культура речи, возникает ощущение радости (удовольствия) от общения с умными мыслями (людьми), литературным словом, формируется потребность в самовоспитании, самообразовании.

Правильность реализации технологии культуры чтения можно оценить также по обычным педагогическим критериям: число дисциплинарных нарушений, успеваемость, заболеваемость, активность пользования библиотекой и др.

Использование изложенных методик в студенческих группах показало высокую заинтересованность молодежи в групповом чтении, расширение интереса к художественной литературе, улучшение конкретных знаний при чтении текстов с медицинской тематикой.

Выводы:

1. Классическая художественная литература, как раздражитель второй сигнальной системы человека — основной источник нравственной и эмоциональной культуры личности, культуры здоровья.

2. Рефлексивное чтение — важнейший метод воспитания в социальной педагогике, стимулирующий самовоспитание, способствующий психофизическому оздоровлению молодежи.

3. Разработаны пять принципов работы социального педагога с художественной литературой и технология формирования культуры чтения художественной литературы в условиях социальной работы.

4. Групповое чтение классической литературы с обсуждением, как доступная любому воспитателю коррекционная психотерапевтическая методика, рекомендуется для включения в режим групп продленного дня начальной школы; внеклассных занятий, санаторных групп; лагерей для детского отдыха; детских домов и интернатов, библиотек, исправительных учреждений, а также для работы с одинокими и больными людьми.

57

ISNN 1029-3338

Библиографический список

1. Василькова, Т.А. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т А. Василькова, Ю. В. Василькова. М. : КНОРУС, 2010. 240 с.

2. Ермолаева, С.А. Методология превентивной педагогики XX века [Текст] : культурологический подход к исследованию / С. А. Ермолаева. М. : МГОУ, 2007. 579 с.

3. Новиков, Н.И. Смеющийся Демокрит [Текст] / Н.И. Новиков ; сост., вступ. ст. А.В. Западова ; примеч. В.А. Западова. М. : Сов. Россия, 1985. 368 с. (Б-ка рус. худож. публицистики).

4. От культуры чтения — к культуре здоровья : Психология жизни и смерти. Человек в опасных ситуациях. Здоровый образ жизни [Текст] : хрестоматия по ОБЖ / авт.-сост. С.С. Тверская // Основы безопасности жизнедеятельности. 2012. № 7-8. 128 с.

5. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В.А. Никитина. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.

6. Тверская, С.С. Концепция развития культуры здоровья через художественную литературу [Текст] / С.С. Тверская // Вестн. ЧГПУ. Сер. 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология. 2005. № 6. С. 81-92.

7. Она же. Рефлексия как методика духовного оздоровления молодежи [Текст] / С.С. Тверская // Организация работы с молодежью в транзитивном обществе : проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. ; г. Воронеж, 24-25 сент. 2004 г. Воронеж, 2004. С. 190-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.