УДК 631.1.017
ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ АПК
© 2014
О. В. Ильичева, кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» А. А. Михайлова, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет,
анализ и аудит»
Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)
Аннотация. В современных условиях развитие сельскохозяйственных организаций может происходить на основе использования новых, современных технологий производства, техники, то есть на основе использования инновационных подходов. Основными составляющими инновационного потенциала являются: кадровый, производственно-технологический, организационно-управленческий, финансово-экономический и научно-технический. Все части потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация потенциала зависит как от состояния каждой из его частей, потенциала, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором для других. В связи с этим необходимо определение последовательности действий, которые являются ключевыми для обеспечения инновационного развития предприятий.
Для успешного хода инновационного процесса требуется соответствующая инфраструктура. Здесь она определяется как комплекс, совокупность организаций, обеспечивающих условия хозяйствования субъектов инновационного процесса. Одна из важных сторон научно-обоснованного механизма финансирования инновационной деятельности - четкое определение не только в целом по процессу, но и отдельно для каждого его этапа. Основным источником финансирования является государственный бюджет (федерального и регионального уровней).
Автор рассматривает инновационные развитие сельского хозяйства и выделяет основные особенности инновационных процессов; определяет виды инноваций в аграрном секторе. Автор обосновывает необходимость государственного регулирования инновационной деятельности, рассматривает связанные с этим проблемы. Рассматривается государственная программа развития агропромышленного комплекса Нижегородской области, а также результаты реализации областной целевой программы по Нижегородской области. Исследуется значение государственного регулирования в инновационном развитии агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: агропромышленный сектор, государственное регулирование, инновации, инновационные процессы, модернизация, сельское хозяйство, потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В настоящее время в связи с введением запрета на ввоз сельскохозяйственной продукции из некоторых зарубежных стран остро стоит вопрос о развитии сельского хозяйства России в условиях сложной экономической ситуации. Ведущие ученые, в частности, специалисты в области народного хозяйства (Э. И. Липкович [1], И. А. Минаков [2], И. Г. Ушачев [4], А. А. Черняев [5], Р. Г. Янбых [6] и др.), справедливо отмечают, что инновационное развитие аграрного сектора экономики нуждается в государственном регулировании, и его следует считать одним из самых верных путей совершенствования состояния отечественного сельского хозяйства. Новые технологии и новые способы хозяй-
ствования на современном этапе должны активно внедряться в практику сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Инновации являются одним из важнейших факторов развития экономики в глобальном масштабе. По данным Всемирного банка, национальное богатство развитых стран только на 5 % составляют природные ресурсы, на 18 % -материальный, произведенный капитал, а остальное - 77 % - знания и умение ими распорядиться [7, с. 5].
Горегляд В. П. и другие специалисты Счетной палаты Российской Федерации, анализируя инновационный путь развития России, делают вы-
вод: «Конечно, не всякая модернизация является инновационной. Поэтому очень важно дать определение инновации. Это не праздный или чисто научный интерес - от четкого определения зависит, как будет строиться политика поддержки инноваций и ее соответствующее финансовое обеспечение. Необходимо, чтобы сначала наука, а затем законодатель четко прописали, что относится к инновациям, кто может получать льготы, преференции и т.
д.» [8].
Мусаев Р. А. и Оганесян В. Н. разделяют инновации в аграрном секторе России на несколько групп. Во-первых, это инновации, связанные с износом или сильным моральным устареванием сельскохозяйственной техники. Во-вторых, внедрение элитных сортов растений, а также высокопродуктивных пород в производство. В-третьих, применение научных разработок для стимулирования производства, то есть новых удобрений и добавок в различных сферах сельского хозяйства. В-четвёртых, инновации затрагивают управленческую систему предприятия - от новых подходов к менеджменту до внедрения систем электронного контроля и управления производством. В-пятых, инновации касаются инфраструктуры АПК, что относится к макроэкономическим решениям и требует внимания и поддержки государства. К ним относятся мероприятия по определению состояния почв и рекомендации сельхозпроизводителям, консультации по внедрению инноваций в производство, передача информации о различных разработках и возможностях. Либо это могут быть программы по аренде высокопродуктивной сельскохозяйственной техники малыми и средними предприятиями у государства. Постепенное и рациональное применение всех этих видов инновации на практике может оказать положительный эффект на состояние АПК России в целом [9].
Важнейшими приоритетами развития сельского хозяйства в современных условиях являются инновационные процессы, позволяющие вести непрерывное обновление производства на основе достижений науки и техники. Широкое применение научно-технических достижений является наиболее действенной и эффективной формой обеспечения устойчивого развития отрасли, а сам научно-технический прогресс определяется возможностями инновационного пути развития аграрного производства.
В соответствии со спецификой развития сельскохозяйственных отраслей инновационный процесс имеет некоторые особенности:
-отсутствие четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям;
-обособленность сельскохозяйственных товаропроизводителей от организаций, создающих научно-технический продукт, в связи с чем существенное отставание отрасли по внедрению инноваций в производство;
- многообразие организационных форм, учитывающих специфику отрасли;
- разнообразие видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, вследствие чего возникает существенная разница в технологии их возделывания и производства;
- влияние природно-климатических условий на приме няемые в сельском хозяйстве технологии и в целом хозяйственные результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий;
- существенная разница в продолжительности периода производства сельскохозяйственной продукции (сырья) и продуктов ее переработки.
Таким образом, исходя из вышеприведенных характеристик инновационного процесса и его особенностей, можно определить, что процесс внедрения инноваций в сельском хозяйстве представляет собой постоянный и непрерывный поток конкретных биологических, биотехнологических и технических идей по созданию новой научной продукции (техники, технологий, новых материалов, новых сортов, пород животных) и доведению ее до использования ее непосредственно в агропромышленном производстве.
Баутин В. М. в агропромышленном секторе экономики определяет инновационную деятельность как процесс, направленный на применение инноваций в инновационной экономике хозяйствующего субъекта и (или) общества, а также связанные с этим дополнительные материальные вложения (модернизация основных фондов, подготовка и оформление разрешительной документации, обучение кадров), исследования и разработки [10, с. 15].
Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной стороны, в
настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, а многие инновации не внедрены в хозяйственную практику [11, с. 12].
Важным в инновационном развитии сельского хозяйства ведущих стран, по мнению Козлова В. В. является то, что здесь главенствующую роль играет аграрный бизнес, а не общегосударственная власть, хотя в финансовой основе лежат средства налогоплательщиков аграрно-развитых стран мира [12].
Опыт развитых стран и опыт лучших сельскохозяйственных организаций страны показывает, что успех инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций, научных учреждений может быть реализован успешно только при необходимых изменениях в аграрной политике государства, предусмотренной государственной программой развития АПК до 2020 года. На федеральном и региональном уровне приоритетом должны стать государственно-частное партнерство, как в производственной деятельности, так и в научных исследованиях и разработках, продвижение нововведений в производство [13, с. 17].
Суровцев В. Н. и Никулина Ю. Н. выделяют одну из существенных проблем инновационно-инвестиционного развития российских производителей - это девальвация рубля, так как она делает зарубежные инновационные технологии менее доступными из-за роста их стоимости в рублях (при отсутствии российских аналогов большинства технологий), одновременно повышает преимущества иностранных инвесторов по организации производства сельхозпродукции в РФ [14].
Следует согласится с Толмачевой Н. П. в том, что экономический механизм обеспечения модернизации агропромышленного производства должен включать инструменты государственно-частного партнерства по формированию инфраструктуры венчурного научного предпринимательства, созданию особых агроэкономических зон, технопарков, инкубаторов венчурного бизнеса, венчурных фондов, информационных центров и других структур, способствующих притоку финансовых ресурсов в сферу научной деятельности, особенно рискованных направлений, характерных для первичного этапа инновационного процесса, и других, которые необходимы для формирования сбалансированной
системы спроса и предложения на инновации в сельском хозяйстве, источников их финансирования и инвестирования [15].
В целях повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширении масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе, а также создания и развития институциональной среды, необходимой для разработки и широкомасштабного использования инноваций и, соответственно, стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, разработана государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2013 года № 767.
Основными задачами программы являются: укрепление финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК, поддержка развития производственной инфраструктуры, технического и технологического потенциала АПК, научно-методическое обеспечение эффективного развития АПК, повышение качества жизни сельского населения, формирование кадрового потенциала АПК в Нижегородской области [16].
По итогам 2013 года по, данным Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, на реализацию областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 04 декабря 2012 года № 882, было направлено 25,9 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета -2,2 млрд рублей (8,4 % от общего объема финансирования), 3,5 млрд рублей из областного бюджета (13,5 %), 0,05 млрд рублей из местного бюджета (0,2 %), 20,2 млрд рублей - средства организаций и кредитные ресурсы (77,9 %). Всего фактическое финансирование составило 99,7 % от плановых значений программы, в том числе из федерального бюджета - 98,9 %, из областного - 99,7 %, из местного бюджета - 95,2 %, прочие источники - 100 %. Из общей суммы финансовых средств капитальные вложения составили 694,0 млн рублей.
Производство валовой продукции сельского хозяйства составило 52,9 млрд рублей, или 110,4 % к уровню 2012 года. Индекс физического объема в сопоставимых ценах составил 100,1 %. Снижение уровня ИФО к плановому значению обусловлено снижением производства продукции растениеводства (зерна, картофеля, сахарной свеклы, рапса).
Всеми категориями хозяйств Нижегородской области в 2013 году произведено скота и птицы на убой в живом весе 129,6 тыс. тонн, что составляет 105,2 % к уровню 2012 года. В сельскохозяйственных организациях произведено на убой в живом весе мяса скота и птицы 98,3 тыс. тонн (108,2 %), в том числе мяса КРС - 23 тыс. тонн (102,2 %), мяса свиней - 11,8 тыс. тонн (109,2 %).
Всеми категориями хозяйств Нижегородской области в 2013 году произведено 611,8 тыс. тонн молока, что составляет 100 % к уровню предыдущего года, или + 121,3 тонны.
За 2013 год в рамках программы стабилизации и увеличения поголовья КРС введено в эксплуатацию 96 животноводческих объектов, из них 23 объекта - новое строительство, 73 объекта - реконструкция.
За период действия программы переведено на современные условия содержания 89,6 тысяч голов скота, сохранены и улучшены условия труда работников более чем в 250 населенных пунктах, ликвидирован спад производства молока и повышено его качество. Удельный вес реализованного молока первого и высшего сортов в 2013 году составил 98 процентов.
Валовое производство зерна во всех категориях хозяйств в 2013 году составило 918,6 тыс. тонн, что составляет 98,4 % к 2012 году [17].
Основной причиной неисполнения ряда индикаторов является недостаток финансовых средств, в связи с ростом цен на материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (ГСМ, удобрения, электроэнергия).
К причинам неисполнения непосредственных результатов областной целевой программы можно отнести:
- сокращение числа занятых в сельскохозяйственном производстве;
- рост цен на материально-технические ресурсы;
-неблагоприятные погодные условия в период посевных и уборочных работ.
По результатам проведенного исследования следует отметить, что инновационная деятельность в АПК имеет ряд особенностей, связанных с высо-
кими рисками, продолжительностью производственного цикла и низкой эффективностью вложений, что требует участия государства в инновационном процессе. Анализ основных проблем инновационного развития агропромышленного комплекса позволил выделить наиболее важные из них: непривлекательная инвестиционная обстановка для внедрения инновационных технологий, слабая инновационная активность сельскохозяйственных товаропроизводителей, низкий уровень используемых инноваций в сельскохозяйственном производстве, отстраненность системы подготовки и переподготовки кадров от практики. Решение этих проблем требует подготовки соответствующей государственной политики, что должно способствовать созданию благоприятных условий для внедрения инновационных технологий. Особенно важным в этой связи являются такие меры по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности, как:
- доработка законодательства по усилению бюджетного финансирования и концентрации научных исследований по приоритетным направлениям;
- создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры;
- организация дополнительного экономического стимулирования, которое может заинтересовать сельскохозяйственных товаропроизводителей в переходе на инновационные технологии.
Все это подчеркивает значение государственного регулирования в инновационном развитии агропромышленного комплекса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Липкович Э. И. Экономические проблемы технического и технологического перевооружения сельского хозяйства России / АПК: Экономика, управление. 2014.№ 5. С. 12-20.
2. Минаков И. А. Методы и основные направления государственного регулирования агропромышленного комплекса / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприя-тий.2013.№ 6. С. 22-26.
3. Крылатых Э. Н. Госпрограмма развития сельского хозяйства и ее связь с концепцией многофункциональности агропродовольственной сферы / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 4. С. 12-15.
4. Ушачев И. Г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.: научное обеспе-
чение / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2014.№ 4. С. 5-11.
5. Черняев А. А., Сердобинцев Д. В. Механизм формирования и модель функционирования региональных агропромышленных кластеров в Поволжье / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 3. С. 1-5.
6. Янбых Р. Г. Меры поддержки сельского развития: возвращаясь к опыту Европейского союза / Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 9. С. 81-85.
7. Федоренко В. Ф. Научно-информационное обеспечение инновационного развития в сфере сельского хозяйства: науч. изд. М. : ФГБНУ «Ро-синформагротех». 2011. 368 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. -URL: http://krasikc-apk.ru (дата обращения: 25.10.2014).
8. Инновационный путь развития / ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2005. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ecotrends.ru (дата обращения: 31.10.2014).
9. Мусаев Р. А., Оганесян В. Н. Особенности инновационного развития аграрного сектора экономики России /УЭкС. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru (дата обращения: 22.09.2014).
10. Баутин В. М. Место и роль инноваций в современной экономике / АПК: Экономика, управление. № 5. 2014. С. 14-21.
11. Айдинова А. Т., Проскурина О. В. Государственное регулирование инновационной деятельности / Немчиновские чтения (Казань). 2010. Выпуск 14. 301 с.
12. Козлов В. В., Рубцов Н. А. Особенности инновационного развития сельского хозяйства: мировой опыт и отечественная практика / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 12. С. 27.
13. Ишмуратов М. М., Ларцева С. А., Гуме-лев В. Инновационное развитие как важнейший фактор модернизации сельского хозяйства региона // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 8. С. 15-20.
14. Суровцев В. Н., Никулина Ю. Н. Возможности инновационных технологий при реализации сравнительных преимуществ производства молока на северо-западе России / Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 9. С. 38-43.
15. Толмачева Н. П. Механизм инвестирования в аграрную науку / Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 7. С. 12-19.
16. Государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области» до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http : // base. consultant. ru (дата обращения: 31.10.2014).
17. Отчет об эффективности реализации областной целевой программы за 2013 год [Электронный ресурс] .URL:http://www.mcx-nnov.ru/apk_ nizhobl_vc/ (дата обращения: 31.10.2014).
VALUE OF STATE REGULATION IN INNOVATIVE PROGRESS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
© 2014
O. V. Ilicheva, the candidate of economic sciences, the associate professor of the chair «Bookkeeping, analyses and audit» A. A. Mikhailova, the of the chair «Bookkeeping, analyses and audit»
Nizhny Novgorod state engineering-economic Institute, Knyaginino (Russia)
Annotation. In modern conditions progress of the agricultural organizations, engaged manufacture of agricultural production, can occur on the basis of use of new, modern «know-how», technics, which is on the basis of use of innovative approaches. The basic components of innovative potential are: personnel, industrial-technological, organizational-administrative, financial and economic and scientific and technical. All parts of potential are closely connected among themselves. Effective realization of potential depends as on a condition of each of its parts, potential, and their interoperability. Equation of parts of potential is the basic condition of its full realization as backlog of one of them acts as the deterrent for others. In this connection, definition of sequence of actions which are keys for maintenance of innovative progress of the enterprises is necessary.
For a successful course of innovative process the appropriating infrastructure is required. Here it is defined as a complex, set of the organizations providing conditions of managing of subjects of innovative process. One of the important sides of the scientifically-proved mechanism of financing of innovative activity-precise definition not
only as a whole on process, but also separately for its each stage. The basic source of financing is the state budget (federal and regional levels).
The author considers innovative progress of agriculture and allocates the basic features of innovative processes; defines types of innovations in agrarian sector. The author proves an indispensability of state regulation of innovative activity, considers the problems connected with it. The state program of progress of agriculture of the Nizhniy Novgorod area, as well as results of realization of the regional target program on the Nizhniy Novgorod area is considered.
Keywords: agro industrial sector, state regulation, innovations, innovative processes, modernization, agriculture, potential of agricultural commodity producers.
УДК 006:658.87
СТАНДАРТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
© 2014
Е. О. Кирилловых, магистрант 1 курса экономического факультета Н. С. Юрлова, ассистент кафедры менеджмента, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, Киров (Россия)
Аннотация. Данная статья раскрывает содержание понятия «корпоративные стандарты обслуживания клиентов». Рассматривается процесс разработки, внедрения и контроля за стандартами. Практика внедрения приведена на примере Единого стандарта обслуживания покупателей «Легендарный сервис», реализуемого в одной из крупных организаций розничной торговли г. Кирова. Определено назначение данного стандарта в Компании, описана структура и форма представления основных положений, методы контроля за их исполнением. Выявлены результаты внедрения стандарта в организации.
Ключевые слова: Кировская область, корпоративная культура, обслуживание клиентов, розничная торговля, стандарты
«Клиент - это самый важный посетитель на нашей территории; он не зависит от нас. Мы зависим от него. Он - не помеха нашей работы. Он - её цель. Он не посторонний в нашем бизнесе.
Он - его часть. Мы не делаем ему одолжение, обслуживая его. Он делает нам одолжение,
давая возможность обслуживать его».
Махатма Ганди
Какие факторы способствуют превращению посетителя магазина в покупателя? Безусловно, это демократичные цены, широкий ассортимент товара, яркая реклама. Однако основное влияние на посетителя оказывают именно сотрудники магазина, которые в процессе обслуживания выступают лицом компании. Имидж торгового заведения, его способность удерживать покупателей во многом зависят от знаний и опыта, приветливости и внешнего вида его работников. Какими привлекательными бы ни были ценовая политика и выкладка товара в торговом зале, хамство и невоспитанность продавцов нередко сводят на нет все усилия мерчендайзеров.
Отношения с клиентами выступают одной из ведущих составляющих в системе внешних отношений организации, так как во многом определяют её конкурентоспособность. Стремление управлять отношениями с клиентами приводит к тому, что компании начинают уделять
большое внимание разработке и внедрению корпоративных стандартов обслуживания.
Стандарты обслуживания клиентов являются важнейшим элементом в структуре корпоративной культуры организации, что, с одной стороны, является проявлением ценностей, господствующих в организации, а с другой - задает конкретные параметры поведения работников.
Корпоративные стандарты работы с клиентами - это комплекс точно сформулированных, утверждённых и обязательных для исполнения принципов, правил и технологий работы с клиентами, которые призваны гарантировать высокий уровень качества выполняемых задач.
Разработка и внедрение стандартов обслуживания включают в себя три этапа:
1. создание стандарта;
2. внедрение стандарта;
3. контроль выполнения [3, 4].