19. Сыромятников Б. И. Регулярное государство Петра Первого и его идеология. М.-Л., 1943. Ч. 1.
20. Флоровский Г. Пути русского богословия. 2-е изд. (репринт). Париж, 1983.
21. Фурсов А. И. Государство, оно же корпорация // Эксперт Украина. 2006. № 7.
22. Хайтун С. Д. Номенклатура как «разумная система» // Вопросы философии. 2006. № 4.
23. Черная Л. А. От идеи «служения государю» к идее «служения Отечеству» в русской общественной мысли второй половины XVII - начала XVIII века // Общественная мысль: исследования и публикации. М., 1989. Вып. I.
24. Щербинин А. И. Через полицеизм к тоталитаризму // Политические исследования. 1994. № 1.
Ю. Н. Радачинский
ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИДЕАЛА В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Автор рассматривает государственно-правовой идеал с точки зрения его значения для механизма правового воздействия. Отмечается, что механизм правового воздействия представляет собой систему юридических и иных социальных средств влияния на общественные отношения в целях достижения правомерного поведения.
Ключевые слова: государственно-правовой идеал, правовое воздействие, правовое регулирование, общественные отношения, правовой механизм.
Активная роль, которую играет правовой идеал в структуре правовой системы, определяя многие механизмы правового регулирования на разных уровнях юридической практики, свидетельствует о значении этого явления правовой действительности в формировании и реализации многих правовых механизмов, связанных с функционированием права в обществе. Механизм правомерного поведения позволяет сделать вывод о том, что правовой идеал оказывает существенное влияние не только на его субъективную, но и на объективную стороны. В механизме же правомерного поведения он присутствует в специально-юридическом, психологическом, социальном контекстах, которые выступают в тесном единстве и взаимосвязи, представляя собой систему детерминант правомерного поведения. Так, правовые средства, формируя соответствующий юридический статус участников правоотношений, наделяя их правами и обязанностями, тем самым создают соответствующий социальный порядок, структуру, в рамках которой данный статус может быть реализован. В то же время как сами юридические средства, которые, как было выяснено выше, находятся в неразрывной связи с юридическими целями, правовыми ценностями и идеями, генетически восходят к правовому идеалу, в контексте государственной правовой политики приобретающему государственный статус и юридическую форму (государственно-правовой идеал), так и формируемая сис-
тема отношений находятся в контексте правового сознания, правовой психологии, являющихся основанием оценки складывающихся отношений, их легитимации или, напротив, нигилистического отрицания. Таким образом, установление зависимости правомерного поведения от действия указанных факторов позволяет выявить закономерности в данной сфере, которые имеют институциональную, социальную и социально-психологическую основу. Тем не менее следует указать на то, что в контексте механизма правомерного поведения решающую роль играют оценочные факторы, имеющие субъективную природу. Между тем остается малоизученной объективно-юридическая сторона, связанная с функционированием государственно-правового идеала в правовой системе, которая, очевидно, связана с другим явлением правовой действительности - с механизмом правового воздействия.
Прежде всего следует обратиться к интерпретации термина «механизм», который имеет общепризнанное определение в научной литературе. В обыденном словоупотреблении это понятие означает некоторую систему средств, устойчивое сочетание которых позволяет достигать планируемого результата. Естественно, данный термин в первую очередь используется в механике и означает способ преобразования одного вида движения в другой [ 1]. Перенос же данного по-
Философия права, 2014, № 6 (67)
нятия в социальную сферу трансформирует указанные средства в социальные нормы, играющие роль таких средств. Поэтому в контексте общественных отношений этот термин означает их упорядочивание, то есть урегулирование совокупностью социальных норм общественных отношений либо, согласно Словарю русского языка С. И. Ожегова, «.. .порядок какого-нибудь вида деятельности» [2, с. 352].
Очевидно, что и в правовой сфере данный термин означает не что иное, как порядок, уре-гулированность. Но в теории государства и права понятие правового порядка имеет самостоятельное категориальное значение и представляет собой более широкое явление правовой действительности. Поэтому данную урегули-рованность общественных отношений средствами права следует конкретизировать, обозначив более узкие рамки этого правового явления. Так, правовой субъект с его интересами должен рассматриваться в качестве основного элемента правового механизма, а удовлетворение данных интересов посредством последовательного применения юридических средств, специфика которых определяется особенностями как регулируемой сферы (предмета регулирования), так и применяемой правовой отрасли (отраслей), и составляет указанный правовой механизм.
В связи с тем, что центральным элементом любого правового механизма является правовой субъект, который обладает не только правами и обязанностями, но и правосознанием, правовой культурой, соответствующими потребностями и интересами, то правовые механизмы имеют не только объективную сторону в виде юридически оформленных правовых средств (правовые нормы, законы, предписания и пр.), но и субъективную сторону в виде оценки данных средств и самого механизма, имеющих истоки в правосознании, правовой культуре, правовом воспитании и образовании и так далее.
Юридические средства, которые формируются в контексте государственной правовой политики, основаны на правовых ценностях, правовых идеях, правовых идеалах, то есть на совокупности официально принятых взглядов на ту или иную сферу правового регулирования - на правовой идеологии, квинтэссенцией которой является государственно-правовой идеал. С другой стороны, юридические средства представляют собой предмет оценки правового субъекта, критериальной основой которой выступает правовой идеал, формируемый в контексте правосознания и правовой культуры.
Таким образом, следует констатировать, что в правовых механизмах, которые отличаются разнообразием, участвуют не только юридические, но и неюридические средства, а преобладание того или иного перечня средств, очевидно, является основой формирования (формообразования) правовых механизмов.
В контексте настоящей статьи попытаемся выяснить соотношение таких форм, как механизм правового регулирования и механизм правового воздействия.
Так, именно из этого критерия формообразования правовых механизмов исходит А. В. Маль-ко, исследуя механизм правового регулирования и механизм правового воздействия. То, что в данных механизмах применяется разная совокупность средств, обусловлено различными предметами регулирования. Предмет механизма правового регулирования составляет совокупность правоотношений, в то время как предмет правового воздействия включает более широкий спектр общественных отношений, которые могут и не быть урегулированы правом. По мнению Малько, «правовое регулирование отличается тем, что всегда является специально-юридическим воздействием, что означает закрепление соответствующих прав и обязанностей участников правоотношений. В случае с правовым воздействием это не всегда так. Если правовое регулирование предполагает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную» [3, с. 274].
В правовом воздействии важную роль играет субъективный фактор, связанный с мотивацией субъекта, которая может определяться большим перечнем факторов, в том числе и той социальной информацией, которую включает правовая норма, а также правовое стимулирование и правовое ограничение, что в совокупности и формирует устойчивые механизмы правового воздействия.
Кроме того, необходимо обратить внимание и на такой аспект, как правовое воспитание, в ходе которого не только право создает соответствующие стереотипы правового сознания, включающие правовые установки и ценности, но и происходит целенаправленное формирование указанных стереотипов и ценностей посредством социальных и политических институтов и учреждений, средств массовой информации, системы образования и пр., которые осуществляют трансляцию правового знания и правовой культуры.
Говоря о правовом воздействии, следует под- понимании их можно рассматривать как сино-
черкнуть, что в его механизм включена вся сово- нимы, ибо подобное разделение условно, оно свя-
купность социальных факторов. При этом оно яв- зано с выделением различных граней общего дей-
ляется социальным феноменом, содержание кото- ствия права» [3, с. 275].
рого нельзя свести к тому обстоятельству, что оно Таким образом, основной задачей правового
регулирует общественные отношения. Право - воздействия является обеспечение правомерно-
продукт общества и государственной политики, го поведения. В отличие от механизма правово-
который реализует свое назначение только лишь го регулирования, который раскрывает состав
в обществе как элемент данной среды. юридических средств, направленных на регули-
В связи с этим необходимо согласиться с рование правоотношений, правомерного поведе-
В. П. Казимирчуком, который, раскрывая струк- ния, характеризующего состав средств, участ-
туру социальной среды, указывает, что к ее эле- вующих в его обеспечении, их устойчивое соче-
ментам относятся «.. .информирование населения тание, механизм правового воздействия решает
о нормативно-правовом содержании законодатель- задачу о том, как этого добиться. Поэтому он
ства, отражение в законодательстве социально представляет собой систему юридических и
значимых факторов в виде цели и задач правово- иных социальных средств, оказывающих влия-
го регулирования, которые должны рассматривать- ние на общественные отношения в целях дости-
ся гражданами как общественно полезные; меха- жения правомерного поведения. низм контроля обществом правомерности как
принятия нормативно-правовых актов, так и их Литература исполнения»[4].
Таким образом, следует отметить, что право- 1. Новый энциклопедический словарь. М.,
вое воздействие основано на единстве и систем- 2005.
ном взаимодействии вышеперечисленных эле- 2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.,
ментов. Содержание данных элементов свидетель- 1996.
ствует о качественном отличии механизма право- 3. Малько А. В. Механизм правового регули-
вого воздействия от механизма правового регули- рования // Теория государства и права: курс лек-
рования. «.. .Учитывая указанные обстоятельства, ций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.,
с одной стороны, нельзя полностью отождествлять 2001.
понятия "правовое регулирование" и "правовое 4. Казимирчук В. П. Социальный механизм
воздействие" (у них объемы не совпадают), а с действия права // Советское государство и пра-
другой - полностью различать. В самом общем во. 1970. № 10.
Н. Г. Бирюков
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: НАРОДНАЯ СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА В ПРИЗМЕ ПОНЯТИЙНОЙ КАТЕГОРИИ КОЛИЧЕСТВА
Статья посвящена онтологической категории количества, которая входит в основу единой логико-мыслительной базы, отражаемой в языковой системе разных народов. Автор детально описывает системные отношения количественных слов. Приходит к выводу, что интеллектуальные процессы осмысления мира, логические законы мышления и способность связывать понятия являются основой для формирования категории количества.
Ключевые слова: грамматические категории, категория количества, языковая система, схе-мовая культура, категория определяемости/неопределяемости.
Онтологическая категория количества является универсальным звеном концептуальных картин мира, наблюдаемых в различных языках. Она входит в основу единой логико-мыслительной базы, отражаемой в языковой системе разных народов. Хорошо изучены и детально представлены в грамматических описаниях системные
отношения количественных слов. Общие для всех людей интеллектуальные процессы осмысления мира, логические законы мышления и способность связывать понятия являются основой для формирования такой универсальной категории, как «количество». «Грамматическая категория числа существительных раскрывает отно-