2. Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса: судоустройство - судопроизводство. - СПб., 1910.
3. Тальберг Д.Г. Гражданский иск в уголовном суде, или соединённый процесс. - Киев: Типография В.И. Завадского, 1888.
4. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. - Т. I (издание 4-е). - СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1912.
5. Уголовное дело Костромского Окружного суда №758 по обвинению Василия Крутикова по ст. 1483 Уложения о наказаниях о нанесении по-
боев Курковой. Начато: 05.11.1892 года. Рассмотрено 30.11.2892 года.
6. Уголовное дело Костромского Окружного суда №150 о самовольной порубке леса крестьянами в Нейскокашинской даче на сумму 512 рублей. Начато: 01.07.1872 года. Рассмотрено: 29.09.1976 года.
7. Устав уголовного судопроизводства от
20 ноября 1864 года // Справочно-правовая система «Гарант», раздел «Классика российского правосудия».
УДК 351
Груздев Владислав Владимирович
кандидат юридических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В статье исследуются теоретические подходы к пониманию правового воздействия, его основных элементов, механизма. Рассматриваются вопросы соотношения правового регулирования и правового воздействия, определяются их общие и отличительные признаки.
Ключевые слова: право, правовое воздействие, правовое регулирование, правовые средства, механизм, действие права.
Становление в Российской Федерации правового государства, динамическое преобразование общественных институтов, трансформация существующих и возникновение новых отношений, посредством которых удовлетворяются разнообразные интересы их участников, предопределяют необходимость позитивного разрешения складывающихся в обществе экономических, политических, социальных и других проблем. Поскольку право как нормативный регулятор занимает в этом процессе важную роль, вопросы правового влияния на общественные процессы приобретают особое значение, актуализируя их научную разработку.
Право как явление многогранное выполняет разные функции. Характеризуя социальную роль права, особо выделяют правовое воздействие, под которым понимают не только нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. При этом к формам правового воздействия относят правовое регулирование, информационное и ценностно-ориентационное влияние права [27, с. 317-318].
Правовое регулирование не охватывает всех форм правового воздействия [17, с. 17; 35, с. 34-
35]. Однако право способно влиять на общественные отношения не только как специально-юридический механизм, но и в целом как идеологическая сила, подобно любому иному надстроечному явлению. В первом случае говорят о правовом регулировании, во втором - о правовом воздействии [16, с. 301; 7, с. 106; 6, с. 168].
Определение правового воздействия в качестве достаточно широкого по содержанию понятия требует его соотношения с категорией правовое регулирование, которое в отечественной юриспруденции выступает достаточно частым объектом исследований и является сравнительно близким понятию правовое воздействие.
С точки зрения русской лексики термины «регулировать» и «воздействовать» обозначают не вполне совпадающие понятия. Термин «регулировать» имеет значение упорядочивания, налаживания, направления развития, движения, приведение в соответствии с установленными нормами, правилами [8, с. 226]. В свою очередь термин «воздействовать» обозначает оказание влияния, процесс достижения необходимого результата [20, с. 92].
Сопоставление данных терминов позволяет сделать вывод о том, что термин «воздействие»,
по сравнению с «регулированием» является более широким, поскольку не ограничивается подчинением определенному порядку, правилам и нормам, а предполагает оказание любого влияния на что-либо.
Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемый при помощи целостной системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, индивидуальных предписаний и т.д.) процесс целенаправленного, нормативно-организационного упорядочения общественных отношений [5, с. 209].
Правовое регулирование имеет следующие признаки:
- это разновидность постоянного социального упорядочения общественных отношений в целях установления устойчивого и эффективного правопорядка;
- имеет, как правило, государственно-властный характер и выражается как правило в том, что отношения между субъектами облекаются в определенную правовую форму, содержанием которой являются установленные субъективные права и обязанности. В то же время оно может осуществляться через участие общества, помимо прямого посредства государства;
- имеет системно-нормативный характер, поскольку реализуется при помощи системы юридических средств;
- имеет высокую степень гарантированности доведения предписаний норм права до их исполнения.
Понятие «правовое воздействие» более широкое.
Некоторые ученые видят в правовом воздействии влияние права на сознание и поведение людей на основании самого факта наличия правовых требований. Речь идет о том, что принятие и наличие определенных законов влияет на людей, оказывает на них воспитательное воздействие. В этом проявляется общесоциальная функция права: оно влияет на формирование культуры, закрепление определенных жизненных позиций и др. [30, с. 246].
Другие рассматривают юридическое воздействие как оказание того или иного влияния на общественные отношения и на их участников в направлении, которое в общем и целом определяется природой, назначением и политикой государства на каждом данном этапе развития общества. При этом политика обуславливается теми
реальными процессами, которые происходят в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни [38, с. 45].
На наш взгляд более точно сущность правового воздействия отражает его лаконичная характеристика как взятого в единстве и многообразии всего процесса влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей [34, с. 622].
Поскольку правовое воздействие и правовое регулирование по смыслу являются понятиями близкими, частично совпадающими, но по содержанию и форме проявления не тождественными, следует провести соотношение между ними. Оно, как представляется, состоит в следующем.
Сфера правового регулирования по сравнению с областью правового воздействия уже. Правовое регулирование по своему назначению не может не регламентировать действия субъектов права как участников общественных отношений. Правовое воздействие способно реализовываться и вне такой регламентации, когда правовые явления не только моделируют определенные политические, экономические и другие отношения, но и оказывают влияние на иные правовые явления, не опосредованные правовыми нормами.
Юридическую форму нельзя рассматривать исключительно с точки зрения регулятивной функции права. Право влияет на деятельность субъектов права, даже не наделяя их в определенные моменты правами и обязанностями. Это общеидейное, информативное влияние. Такое идеологическое, информативное влияние по содержанию специфично, играет большую роль в формировании правосознания и предотвращении правонарушений. Но в нем нет особенностей, которые свойственны правовому регулированию, и в этом смысле оно не отличается чисто юридической спецификой [40, с. 204].
Кроме того, правовое воздействие распространяется на систему неюридических объектов, когда правовые явления в том или ином отношении оказывают на них свое влияние.
Между правовым регулированием и сознанием человека существует неразрывная связь, которая выражает восприятие закрепленные в правовых нормах принципы и правила. Поэтому неслучайно Г.В. Мальцев подчеркивает нерешенность фундаментального вопроса о процессе взаимодействия механизмов психической регуляции и правового регулирования. Все изменения в правовой сфере связаны с глубокими индивидуаль-
ными переживаниями, личными или коллективными чувствами, общественными страстями, которые развертываются на базе волевых и эмоциональных процессов. Поэтому ученый полагает, что юристы должны обращаться к материалам изучения процессов психической регуляции, имея в виду предмет правового регулирования, т.е. им необходимо выяснить, как поступки, обладающие правовой значимостью, формируются в психике человека, как под воздействием норм и других внешних регулирующих факторов они определяются в качестве актов правового поведения [15, с. 122]. Но для этого необходимо исследовать весь спектр правовых явлений, которые воздействуют на личность, общество, социальные процессы и перестать игнорировать в этом процессе роль правосознания. Подобные слова вполне применимы и другим воздействующим явлениям: правовой культуре, правовой информации, правовой политике и т.д.
Правовое регулирование - это воздействие с помощью системы специальных правовых средств, через механизм правового регулирования.
В.А. Сапун, посвятивший правовым средствам специальное исследование, определяет их как институционные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на современном этапе. Они есть регуляторы, предусмотренные нормами права, образующие вещество, узловые пункты права, рассматриваемые с практической, функциональной стороны - под углом зрения их роли в оптимальном воздействии на общественные отношения [31, с. 56, 38, 60]. В этом отношении правовое регулирование есть специально-юридическое воздействие предусмотренных нормами права правовых средств на общественные отношения.
Правовое воздействие осуществляется не только посредством специальных правовых средств, которые предусматриваются нормами права, но и при помощи иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса), то есть тех, которые непосредственно к механизму правового регулирования не относятся, а служат его свое-
образным базой, «фоном» и результатом. В этом отношении С.А. Комаров правильно подчеркивает, что при рассмотрении механизма правового воздействия в статическом состоянии, его понятие, по существу, совпадает с категорией «правовая надстройка», под которой понимают всю совокупность юридических явлений, вырастающих над экономическим базисом [12, с. 382].
Соотношение правового регулирования и правового воздействия может быть рассмотрено не только в статике, но и в динамике. Использование термина «механизм правового воздействия», позволяет сосредоточить внимание на динамической характеристике всех правовых явлений, в том числе на взаимодействии и соотношении всех правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие. Следовательно, механизм правового воздействия раскрывает структурные особенности правовой надстройки, рассматриваемый в движении, в динамике [19, с. 92-93].
Исследование правового воздействия в этом аспекте дает возможность сделать уточняющие выводы о моменте, с которого начинается правовое регулирование и правовое воздействие.
Ряд ученых рассматривают правовое регулирование в узком смысле, связывая его лишь с упорядочиванием общественных отношений, границы которого задают субъективные права и обязанности. Так, А.В. Поляков отмечает, что правовое регулирование есть только там, где достигаются коммуникативно-правовые цели. Если, например, закон не реализовался в поведении субъектов, не конституировал субъективные права и обязанности, то это означает, что правовое регулирование отсутствует [24, с. 611].
Ю.К. Толстой считает, что воздействие нормы права на поведение людей проходит три стадии: правоспособности, юридического факта и правоотношения. На первой стадии нормы права еще не регулируют поведение людей; они воздействуют на волю и сознание людей лишь самым общим образом. Причины этого в том, что для правового регулирования, по сравнению с воздействием норм права на поведение людей в стадии правоспособности, характерна большая конкретность в определении юридически возможного и должного поведения участников общественных отношений. Норма права начинает регулировать поведение людей лишь на стадии юридического факта и заканчивает его в тот момент,
когда в результате осуществления субъективных прав и обязанностей правоотношение прекратит свое действие [34, с. 6-7].
В этом же аспекте определяет водораздел между правовым регулированием и правовым воздействием А.М. Витченко, когда рассматривает правовое регулирование в качестве упорядочения общественных отношений путем подчинения их участников воле государства при помощи норм права с момента наступления юридического факта [9, с. 92].
Другие ученые рассматривают правовое регулирование более широко, полагая, что его не следует сводить исключительно к специфически юридическому воздействию на общественные отношения, которое осуществляется путем наделения их участников субъективными правами и юридическими обязанностями.
Так, В.М. Горшенев полагает, что правовое регулирование охватывает исключительно все формы и средства влияния права на общественную жизнь, а его понимание в качестве воздействия права на поведение людей в процессе реализации норм права в правоотношениях неоправданно сужает богатую анатомию правового регулирования и делает ее односторонней [10, с. 20-21].
По мнению Ф.Н. Фаткуллина и Ф.Ф. Фаткул-лина правовое регулирование осуществляется путем подключения в юридическое воздействие всех «прямых производных» правовых норм (прав, свобод, обязанностей, мер восстановления и т.д.); оно может в той же мере выражаться в закреплении определенных общественных отношений (например, народовластия в стране, форм собственности, организационно-правовых форм юридических лиц) или, наоборот, в их вытеснении при помощи запретов, в установлении правового статуса, компетенции или полномочий соответствующих лиц, в возложении на них юридической ответственности или, наоборот, применении к ним мер поощрения. Они полагают, что нельзя искусственно обеднять богатое содержание данного понятия, сужая его до юридических актов, рассчитанных на воздействие только на определенную разновидность общественных отношений при помощи некоторой части юридических средств из сложного метода правового регулирования [38, с. 54-55].
Правовое регулирование следует относить к возникшему правоотношению, отличием которого является четкость и определенность прав
и обязанностей его субъектов. Широкое понимание правового регулирования является следствием недостаточного учета особенностей специально-юридического воздействия права в процессе его общего влияния. Поэтому правовое регулирование, будучи по своей природе специальным, распространяется не на будущие, возможные, а на существующие права и обязанности, принадлежащие конкретным индивидуальным или коллективным субъектам.
В то же время возникает вопрос о регламентации тех характеристик субъектов, которые позволяют рассматривать их в качестве субъектов права, о возможности их отнесения к сфере специально-юридического воздействия права.
Анализ употребления термина «правовое регулирование» позволяет сделать вывод о том, что его использование в значительной мере зависит от понимания того, что регулируется правом. Традиционно, в качестве предмета правового регулирования называются общественные отношения. Однако они, как правило, с точки зрения строения и наличия элементов юристами рассматриваются редко. Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку позволяет не только установить предмет правового регулирования, но и определить границы правового регулирования, впоследствии соотнеся его с правовым воздействием.
В.Н. Кудрявцев считает, что общественные отношения выступают в качестве социальных связей между людьми, которые могут не только выступать в виде каких-либо человеческих поступков, но и существовать в «застывшей», пассивной форме, например, в виде «позиции» людей по отношению друг к другу: в форме правового или социального статуса граждан, в виде социальных институтов и т.д. [14, с. 18].
Другой точки зрения придерживается
В.Н. Протасов. Общие черты его концепции заключаются в следующем. Если отношение, разновидностями которого являются связи, зависимости и разграничения, есть взаимоположение обособленных предметов, явлений, возможное в силу их общей природы и основывающееся на их свойствах, если отношение существует между явлениями, а внутри него отсутствуют всякие элементы, то в социуме, наряду с общественным отношением, есть два других компонента: субъекты, между которыми данные общественные отношения существуют и социальная деятельность,
поведение субъектов. Правовое регулирование осуществляется в отношении социальной сферы в единстве данных компонентов: субъектов, отношений и деятельности. На отраслевом уровне через специальные (специализированные) нормы определяется круг участников, а через нормы, устанавливающие права и обязанности, формируются отношения между субъектами и определяется требуемое и возможное поведение [25, с. 501-517]. Иными словами, правовое регулирование охватывает систему, под которой понимаются социальные качества субъектов применительно к роду определенной деятельности и, собственно, сами общественные отношения как связи, зависимости и разграничения, которые существуют или могут существовать между субъектами на основе их свойств применительно к определенному роду деятельности.
Если правовое регулирование есть процесс целенаправленного, нормативно-организационного упорядочения, который осуществляется с помощью системы правовых средств, то, возможно будет разумно распространять его не только на общественные отношения, которые понимаются в указанном В.Н. Протасовым аспекте, но и на регламентацию статических характеристик субъектов, в качестве условий необходимых для их участия в соответствующих правоотношениях.
Соотношение в данном случае будет заключаться в следующем. Имея в виду специальноюридическое воздействие на общественные отношения, осуществляемое путем наделения их участников субъективными правами и обязанностями можно говорить о правовом регулировании общественных отношений. Если же специально-юридическое воздействие распространяется не только на общественные отношения, но и охватывает результат действия системы правовых норм, регламентирующих статические характеристики субъектов права, допустимо использовать понятие более широкого содержания - «правовое регулирование». Первое - рассматривается с практической, функциональной стороны, второе - наряду с динамичной составляющей (реальной или потенциальной), включает элементы статики, которые необходимы для оптимального упорядочения общественные отношения
В этом смысле соотношение категорий «правовое регулирование» и «правовое регулирование общественных отношений» имеет сходство с соотношением «правового воздействия»
и «правового регулирования», где второе составляет часть содержания первого.
Правовое регулирование, которое напрямую не направлено на упорядочение общественных отношений, в качестве необходимой вспомогательной части опосредованно обслуживает данный процесс с помощью специфического механизма регуляции. В частности, определяется правовое положение субъектов, их правоспособность, компетенция и полномочия, закрепляются исходные, руководящие начала общего характера, даются определения правовых, политических и иных понятий и др., т.е. все то, без чего правовые отношения представить трудно. В то же время не следует упускать тот факт, что правовое регулирование осуществляется при помощи и на основе норм права, связь с которыми может быть прямой или опосредованной, поскольку иные правовые средства выступают как регуляторы, предусматриваемыми нормами права. Поэтому началом правового регулирования следует считать начало момента действия нормы права, которое определяется вступлением в силу нормативноправового акта, содержащего норму права.
Надо сказать, что границу, точнее взаимопроникновение рассматриваемых явлений определить довольно сложно. В некоторых случаях ее обнаружить просто невозможно. С одной стороны, правовое регулирование, которое не направленно на общественные отношения напрямую, есть необходимый компонент процесса упорядочения общественных отношений, без которого оно или не сможет достичь своих целей, или будет неэффективным. С другой стороны, ему в значительной степени присущ информационный и оценочный характер. Именно здесь «сходятся» не только специально-юридический и социальные аспекты правового воздействия, но и взаимодействуют правовое регулирование общественных отношений и регламентация необходимых условий для возникновения правоотношений, условий реализации права, условий возложения юридической ответственности и т.д.
Следует также учитывать дискуссионность вышеуказанных положений и плюрализм существующих по этим вопросам мнений. Поэтому представленные соображения не являются окончательными и подлежат дальнейшему обсуждению.
Правовое воздействие шире, им охватываются не только возникшие на основе юридических фактов правоотношения, не только возможные,
потенциальные правоотношения, абстрактные модели которых установлены в нормах права, и не только необходимые условия для их возникновения. Связь правового регулирования и правового воздействия проявляется в том, что определение вариантов возможного поведения приводит в действие целую систему внеправовых стимулов деятельности, являющихся немаловажным средством развития социальной активности личности. Стимулирование определенного поведения - это одна из разновидностей управления, имеющая, однако, более «опосредованный» характер, чем «прямые» предписания [13, с. 10].
Правовое воздействие осуществляться посредством процесса правообразования. В право-образовании выделяется несколько этапов. Первый охватывает формирование объективных факторов, процессов и явлений, определяющих основное содержание создаваемых норм права. В нем обособляются стадия формирования, развития и исчезновения различных природных, экономических, социальных условий жизни, а также стадия преломления и конкретизация данных условий в индивидуальных и коллективных интересов. Последние определяются в качестве связующего звена со вторым, субъективным этапом пра-вообразования. Данный этап учитывает формирование и развитие общественного правосознания и воли, а также их последующее выражение в виде государственной воли, права [33, с. 32-34].
Обычно нормы права устанавливаются после того, как та или иная идея, сложившаяся в обществе, осознается лицами, участвующими в правотворчестве. Ярким примером этого служит процесс принятия Федерального закона от 29.12.2006 N° 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», когда в обществе сложилось преимущественно отрицательное отношение к существующему порядку организации и ведения игорного бизнеса, что логично привело к существенному изменению его правовой регламентации.
Но может сложиться и так, что основой для правового воздействия выступает правосознание определенной социальной группы. Так, примером того, как, по-видимому, групповое правосознание оказало в целом отрицательное воздействие на социальную политику в России, является принятие Федерального закона от 22 августа
2004 г. № 122-ФЗ о замене социальных льгот денежными выплатами.
Связь права и правосознания отличает сложный и взаимный характер. С одной стороны, первое зависит от второго, с другой стороны, последнее в значительной степени обуславливается первым. Поэтому следует учитывать, что возможное выделение начала процесса правового воздействия (в отличие от правового регулирования), будет достаточно условным. В определенном роде это напоминает вечный спор об известных явлениях - что появилось раньше другого. Более того, мы полагаем, что в правовом воздействии как процессе влияния всех правовых явлений на социальную жизнь, нельзя выделять определенные периоды, ступени его развития (стадии). Более правильно говорить о тех или иных элементах правового воздействия, о направлениях и степени их влияния.
Оригинальная концепция понимания правового воздействия и правового регулирования предложена Т.Р. Ореховой. Правовое воздействие определяется как процесс влияния права посредством действия его инструментов на ту или иную сферу общественных отношений, вызывающего в ней определенные изменения. Как результат воздействия упорядоченность возникает не всегда, поскольку возможны изменения, приводящие к разрушению объекта. Регулирование же должно быть направлено на достижение поставленных целей, определенного, заранее осмысленного результата в виде абстрактной модели. Поэтому, по мысли автора, отличие правового регулирования от правового воздействия заключается не в «степени» или применяемом инструментарии, а в сознательности, рациональности волевого фактора, логичности и целесообразной направленности его действия, его полезности для субъектов права, общества. На основании этого Т.Р. Орехова приходит к выводу, что не будут правовым регулированием волевые действия, хотя и облеченные в правовую форму, но направленные на резкое реформирование параметров экономической системы, не учитывающие ее внутреннего состояния и потребностей. Указанные волевые действия следует отнести к правовому воздействию [22, с. 68].
С указанными положениями вряд ли можно согласиться по следующим основаниям. Во-первых, не совсем ясно, что понимает автор, когда относит волевые действия, облеченные в правовую форму к правовому регулированию. Если
это правовые средства (например, правоотношения), то возникает вопрос: кто способен выступать в качестве субъекта, который будет давать оценку логичности и целесообразной направленности указанных правовых явлений, их полезности для субъектов права, общества. Тем более, что данная оценка чаще всего не проводится. Такой подход основывается на субъективных факторах, что предопределяет дополнительный потенциал неопределенности соотношения правового воздействия и правового регулирования. Во-вторых, возникает вопрос, можно ли тогда вообще будет говорить о правовом регулировании. Например, вряд ли в Российской Федерации (любом другом государстве) принятие любого нормативного правового акта обязательно влечет достижение поставленных целей, наступление заранее осмысленного положительного результата. Но это не должно и не может быть основанием для разграничения правового воздействия и правового регулирования. Это, скорее, сфера вопроса об эффективности правового регулирования.
В указанном аспекте следует скорее вести речь о том, что правовое воздействие есть активизация широкого и не всегда прогнозируемого спектра воздействующих свойств и характеристик правовых явлений. Это может способствовать регулированию, но может ему и препятствовать. Находясь в одной плоскости, правовые явления активно взаимодействуют, что приводит к неизбежному взаимному изменению. Напротив, для правового регулирования нахождение правовых явлений в одной плоскости дополняется строгой расстановкой на разные уровни, что позволяет им не только влиять друг на друга, но выстраивать стабильные отношения управления и подчинения. Это находит выражение в тех устойчивых связях, которые образуются между соответствующими явлениями в существующей иерархии «регулирующее - регулируемое».
Другой важный аспект соотношения правового воздействия и правового регулирования состоит в том, что следует учитывать, что правовое регулирование есть составная часть правового воздействия. Не всегда строгий учет этого обстоятельства может привести к ошибочным выводам, которые, по сути, разрывают эти понятия, отказывая им в наличии закономерной и неразрывной связи.
Это, в частности, прослеживается в одной из характеристик правового воздействия, которая
дается О.Ф. Скакун. Она считает, что правовое воздействие является не специфически правовым, а общим, в котором действует не право как совокупность норм, а «дух» права, прослеживается влияние права на систему общественных отношений, на потенциал психического склада личности, на его правовое сознание и культуру [32, с. 303]. То, что правовое воздействие нельзя отнести в полной мере к специфически правовому, отмечается ученым правильно, но отрицание за ним специально-юридического воздействия, просто исключает данный аспект влияния права из правового воздействия, с чем мы согласиться не можем. Нельзя разграничивать эти явления таким образом, поскольку правовое регулирование осуществляется в специфической форме, которая в то же время есть форма правового воздействия. В этом случае разграничению подлежат лишь различные формы правового воздействия.
Поэтому следует уточнить позицию тех авторов, которые указывают, что и воздействие права, и регулирование - процессы, способные протекать одновременно [27, с. 482]. Процесс правового регулирования - это одновременно и процесс правового воздействия. Но процесс правового воздействия - это не всегда процесс правового регулирования. Поэтому, как представляется, следует скорее говорить о том, что правовое воздействие вне регулирования помыслить можно, тогда как правовое регулирование вне воздействия представить нельзя.
Смысловая направленность термина «регулирование» предполагает цель приведения чего-либо в систему, подчинение определенному порядку, правилам и нормам. Само назначение правового регулирования состоит в установлении определенных правил и организации их соблюдения [18, с. 88]. Термину «воздействие» такая «жесткая» привязка к цели не свойственна. Нет, соответственно, и требования в качестве обязательного к характеристике воздействия как упорядочения, построения логически непротиворечивой системы, которая бы в своей основе соответствовала какому-либо желаемому образцу, правилу, норме. Поэтому объем понятия «воздействие» шире, из него исключено требование о достижении императивного результата. В то же время понятие «воздействие» не отрицает существования в качестве желаемого общего направления движения к не конкретной, но вполне просматриваемой цели.
Правовое воздействие, охватывающее собой все виды влияния и пути воздействия правовых явлений на действительность, достаточно разнообразно. В нем выделяют два основных канала, по которым общее идеологическое воздействие осуществляется - информационный и ценностно-ориентационный.
Первым на существование соответствующих каналов (аспектов) воздействия права указал
B.Н. Кудрявцев, дополнительно выделяя третий канал - принудительное воздействие права. Но, как справедливо в этой связи подчеркнул
C.С. Алексеев, данный канал относится к иной плоскости его функционирования - к специфи-чески-правовому регулированию [3, с. 212]. В то же время, большинство авторов предпочитают вести речь не о каналах, а о формах правового воздействия. Нам представляется, что по отношению к информационному и ценностно-ориентационному воздействию правильно использовать термин «канал», поскольку им скорее характеризуется определенная грань проникновения и осуществления процесса влияния правовых явлений, которая в отрыве от других сторон существовать не может.
Информационное воздействие права состоит в рассмотрении права в качестве вида социальной нормативной информации.
Все процессы в рамках социального управления, характеризует тот факт, что некоторые их стороны предстают в качестве появления, движения, переработки и усвоения социальной информации. Наличие в нормах права признаков и свойств информации позволяет говорить о них как инструменте социального воздействия через волю и сознание людей. Свою регулирующую функцию норма способна выполнить только тогда, когда она воспринята и понята, соответственно и регулировать общественные отношения можно лишь постольку, поскольку право информирует адресата о чем-либо.
Информационно-правовое воздействие на личность подчиняется общим законам психологии и информации, но лишь в той степени, в которой проявляются отражательные свойства права, способность права выражать идеологические и теоретические формы нашего знания, быть средством познания и элементом общего коммуникативного процесса передачи, восприятия, переработки в сознании личности социальной информации. Поэтому информативно-правовое
воздействие, прежде всего, направлено на сознание личности, обеспечение присвоения ею правовой программы, осознание социального и личностного значения права [21, с. 61-62]. В этом отношении информация в качестве атрибута действия права влияет на мотивы субъектов, которые ложатся в основу их поведения, что позволяет рассматривать ее в информационно-психологическом аспекте.
Исследование различных аспектов воздействия информации о моделях поведения, которое с точки зрения государства и общества желаемо, поощряемо, требуемо, дозволено или запрещено, позволяет обнаружить скрытые стороны связей и закономерностей такого воздействия, способствует созданию не только стройной и рабочей, но и эффективно функционирующей системы права.
Осуществляя информационный анализ проблем правового воздействия и управления в области права, М.М. Рассолов рассматривает данные процессы в качестве реализации совокупности информационно-значимых функций: постановки целей управления в области права; получения и восприятия поступающей правовой и иной информации, ее регистрации, хранения и обработки; принятия определенного юридического решения, акта (либо без такового); передачи и использования социально-правовой информации. При этом он отмечает, что исходя из трактовки права как инструмента социального управления, информация не может касаться исключительно норм права или сведений об их действии, она должна содержать и данные о взаимодействии экономических и правовых механизмов, определенные юридические сведения о деятельности субъектов права [29, с. 83-84]. Как представляется, вполне логично поступают те авторы, которые понимают под правовой информацией «не только информацию, содержащуюся в правовых нормах, но и те сведения, носителями которых являются генеральные идеи справедливости, свободы, гуманизма, равенства, различные правовые акты (интерпретационные, реализации прав и обязанностей), правовое сознание (общественное, групповое, индивидуальное)» [28, с. 62].
Ю.В. Кудрявцев обоснованно различает два аспекта правовой информации: общее информационное действие права (как и других идеологических форм) и информационное действие, осуществляемое через систему юридических средств,
т. е. через механизм правового регулирования [13, с. 17-18]. В этом смысле информационный аспект рассматриваемой проблемы позволяет выделять не только категории «правовое воздействие» и «правовое регулирование», но и рассматривать динамические характеристики компонентов данных феноменов, которые образуют соответствующий механизм.
Информация о правовых явлениях, которую усваивает получивший ее субъект, может воздействовать в нескольких аспектах. Так, Л.И. Петра-жицкий указывает на 1) мотивы поведения, которые побуждают к совершению определенных действий и к воздержанию от других и 2) изменения в самой психике индивидов и масс, развивая и усиливая одни привычки и склонности, ослабляя и искореняя другие [23, с. 126-127]. Поэтому в литературе закономерно выделяется другой канал правового воздействия - ценностно-ориентировочный.
В основе ценностно-ориентировочной стороны действия права лежит положение о праве как самостоятельной ценности, о праве, закрепляющей самые важные для человека, общества и государства политические, духовные и другие ценности, которые подлежат уважению, сохранению и приумножению.
Ценность - значимость для человека чего-то в мире. Особенностью ценностей является их постоянство и важность, они не могут быть изменчивыми и неустойчивыми. Ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе, они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, т.е. в рамках социальной практической деятельности, в ходе общественных отношений.
Совокупность ценностных ориентаций образует «ось сознания», обеспечивающую устойчивость личности, общества, государства, стабильность общественных отношений, которые выражены в направленности потребностей и интересов.
В литературе подчеркивается двойственная природа ценности права [37, с. 21]. Право как общесоциальный регулятор обладает инструментальной (служебной) ценностью. Выражается это в том, что: 1) правовые средства используются различными субъектами социальной жизни; 2) свойства права позволяют ввести стабильную, постоянную, определенную, всеобщую и гарантированную государством систему моделей поведения; 3) право обеспечивает нормальное функ-
ционирование всего общественного организма, в том числе организованность жизнедеятельности, социальный мир и согласие, снятие социальной напряженности и т.д.
Собственную ценность права видят в том, что оно выражает абсолютные ценности - свободу, равенство, справедливость, стабильность в формально-правовом смысле. Спорным моментом здесь является отнесение первых трех явлений к правовым ценностям, поскольку они - суть идеалы и для нравственности и религии. Что касается стабильности, то это свойство общественных отношений обеспечивается и другими социальными регуляторами. Поэтому следует поддержать вывод П.М. Рабиновича о том, что собственная ценность права состоит в способности его обеспечить данные идеалы и свойства в наибольшей степени, в максимальной мере [26, с. 29].
И если право, выражая свободу, равенство, справедливость и стабильность позволяет с помощью специального юридического инструментария обеспечить их в наибольшей степени, это не может не оказывать влияния на формирование у субъектов системы ценностей, на правовое воспитание личности. Более того, на внутренний мир личности, на его правовые установки оказывает общеидеологическое воздействие вся правовая действительность, которая взаимообус-лавливается существующей системой правовых ценностей.
Как мы уже отмечали, правовое регулирование, в отличие от правового воздействия, предметом изучения становится относительно постоянно. Аналогичная ситуация сложилась и с анализом его механизма.
Правовое регулирование имеет собственный специальный механизм, позволяющий не только охарактеризовать те правовые средства, которые воздействуют на общественные отношения, но и обозначить в этом процессе их динамические роли.
Механизм правового регулирования определяется С.С. Алексеевым как взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения. Несколько позже автор уточнил свое определение, предложив понимать под механизмом правового регулирования взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздей-
ствие на общественные отношения [4, с. 153]. С теми или иными уточнениями данный подход стал разделяться большинством юристов.
Научная ценность указанной категории выражается, прежде всего, в том, что механизм правового регулирования позволяет представить в единстве и взаимодействии основные правовые средства (инструменты), которые непрерывно и взаимосвязано воздействуют на регламентацию общественных отношений.
В то же время вопрос о составе механизма правового регулирования или системе правовых средств не получил в юридической литературе однозначного решения.
С.С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей: юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей [2, с. 34]. Другие авторы видят структуру механизма правового регулирования более шире, дополнительно включая в нее в различных сочетаниях правосознание, правотворчество, законность, правосубъектность граждан, юридический факт (состав), акты реализации прав и обязанностей, акты применения права и т.д. [39, с. 142]. Так, Т.Н. Радько полагает, что если в механизм правового регулирования включать только нормы права, правоотношения и акты реализации, то его познание теряет всякий теоретический и практический смысл, поскольку каждый из этих элементов является самостоятельным правовым явлением фундаментального характера и изучается давно и достаточно глубоко [27, с. 491].
При разрешении вопроса о составе элементов механизма правового регулирования должны учитываться несколько моментов. Во-первых, механизм правового регулирования должен рассматриваться как система правовых средств воздействия; во-вторых, эта функционирующая система правовых средств и, в-третьих, правовые средства данной функционирующей системы выполняют главные специфические функции (роли) в процессе правового регулирования. Соответственно, и выделение элементов механизма правового регулирования связывается с определением этапов, стадий правового регулирования.
В литературе обычно выделяются стадии
1) формирования и действия правовых норм,
2) возникновения прав и обязанностей (правоотношений), 3) реализации прав и обязанностей.
В качестве четвертой, факультативной стадии, которая может предшествовать возникновению правоотношений или обеспечивать их реализацию называют стадию применения права.
Понятие механизма правового регулирования имеет сложную структуру, которая не исчерпывается констатацией наличия трех основных элементов. Кроме основных, главных элементов в механизме правового регулирования функционируют элементы, которые примыкают к ним, образуя определенную подсистему, в рамках которой правовые явления функционируют в единстве и взаимосвязи. Например, на стадии возникновения прав и обязанностей целостную подсистему образуют вместе с правоотношениями (основной элемент) правосубъектность и юридические факты.
Нельзя не заметить, что концепция структуры механизма правового регулирования, несмотря на присущую ей ориентацию на социальную реальность, имеют явно выраженный специальноюридический характер.
Между тем действие права может рассматриваться в более широком плане. Механизм правового воздействия или механизм социального действия права, как указывает Л.С. Явич, включает всю совокупность взаимосвязанных элементов и процессов влияния правовой действительности на существующий общественный строй. Поэтому анализ такого действия включает исследование соблюдения, исполнения и применения правовых норм, использования прав и выполнения обязанностей, режима законности и правопорядка, правовых отношений, юридической ответственности за правонарушения, правосознания и правовой культуры, пропаганды права и правового воспитания. Если же механизм действия права рассматривается в социологическом аспекте, то имеются в виду 1) социальные условия, находящиеся вне правового механизма, среда его функционирования и социальные факторы и процессы, органически включенные в этот механизм и 2) социальные факторы и процессы, органически включенные в сам механизм действия права [40, с. 248].
Но можно ли рассматривать механизм правового воздействия вне его связи с иными социальными регуляторами, в отрыве от единой общественной системы или отрицать наличие в самом праве социальной действительности. Наверно можно, но это неизбежно ставит вопрос об эффективности, правового регулирования. В под-
тверждении этого можно привести тот факт, что в более чем в трех четвертях случаев именно различные неправовые явления выступают в роли факторов, препятствующих реализации норм права.
Поэтому весьма актуальным выглядит предложение В.П. Казимирчука рассматривать социальный механизм действия права в аспекте перевода нормативно правовых требований в социальное поведение людей на всех уровнях его действия, где в качестве элементов механизма выделяются:
- управляющие социальные системы - государственное и социальное управление, формирующее политические цели и цели правового регулирования; право как нормативная система;
- социальные факторы (экономические, идеологические, организационные, демографические), опосредующие действие права и одновременно с правом влияющие на общественные отношения;
- информационное, нормативно-оценочное и социально-психологическое воздействие, формирующее поведение;
- регулируемые социальные системы (общество, коллектив, личность), являющиеся субъектами общественных и правовых отношений;
- поведение - правомерное и социально-активное - субъектов права как финальный момент действия права [11, с. 12].
Следовательно, социальный механизм действия права - это механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.
В то же время механизм правового воздействия в отличие от социального механизма действия права характеризует процесс влияния лишь правовых факторов на иные правовые явления, а также различные сферы общественной жизни, что позволяет в необходимых случаях вычленить и подвергнуть анализу воздействующее правовое явление во взаимосвязи с объектом его воздействия. Сказанное не означает, что исследование влияния экономических и других социальных факторов должно быть забыто. Здесь мы имеем в виду лишь возможность их последующего отбора в зависимости от воздействующих правовых явлений.
По своей сути, механизм правового воздействия - есть приведенные в действие необходи-
мые элементы правовой системы, характеристика их системной работы в качестве процесса. Использование термина «механизм правового воздействия» не только позволяет раскрыть структурные особенности правовой надстройки, рассматриваемый в движении, в динамике, но и способно объяснить существующее сочетание воздействующих средств, выявить причины проблем, которые возникают при нарушении последовательности такого развертывания в действенный и эффективный механизм. Только с учетом систем передачи и усвоения правовой информации и ценностно-ориентировочного аспекта восприятия права можно понять условия, в которых непосредственно осуществляется правовое воздействие, а также использовать соответственные знания для увеличения степени эффективности его специально-юридической части.
Выше указывалось на нецелесообразность выделения этапов механизма правового воздействия. В то же время системный анализ механизма правового воздействия предполагает выделение в обособленных средствах правового воздействия узловых элементов, что позволяет определить их специфические функции, роли и структурные связи. Это, в свою очередь, дает возможность привязать все иные правовые явления к основному элементу и охарактеризовать их под углом зрения тех специфических функций, которые являются центральными для данного сосредоточения элементов правового воздействия. Следует учитывать условный смысл понятия «механизм правового воздействия», так как это не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее стороны функционирования права, которые не всегда между собой связаны или имеют связь относительного характера
На основании изложенного, механизм правового воздействия как влияющая на действительность система правовых явлений, рассматриваемая с точки зрения выделения основного воздействующего правового явления, включает следующие элементы.
Правовые принципы как основные, исходные идеи, положения, начала, выражающие объективно обусловленные закономерности развития правовых явлений и процессов, составляют основу возникновения, развития и функционирования права.
Правосознание. Правосознание выступает инструментом познания права, оно накапливает
и хранит знания о праве, оценивает право, а также влияет на выбор варианта поведения.
Правотворчество. Деятельность по установлению, изменению или отмене правовых норм, упорядочению нормативно-правового материала оказывает стимулирующее или ограничивающее воздействие на поведение субъектов.
Нормативно-правовая основа. С нее начинается правовое регулирование. Оно не включает в себя процесс формирования правовых норм, поскольку для того, что бы что-либо регулировать, необходимо иметь соответствующие правовые средства. Но как только на уровне позитивного права определяются общие статические характеристики субъектов права: правосубъектность, правовое положение, компетенция и полномочия и т.д., а также закрепляются абстрактные возможности и необходимость определенного поведения, иные правовые средства, процесс правового регулирования запускается.
Правоотношение. Типизированные возможность и необходимость на основе наступивших юридических фактов переводятся в конкретные, имеющих непосредственных носителей, субъективные права и обязанности. В рамках правоотношений потенциальная возможность, которая предусмотрена нормативно-правовой основой, преобразуется в возможность реальную, конкретизированную.
Выделение элементов механизма правового регулирования связывается с определением этапов, стадий правового регулирования (стадии действия нормативно-правовой основы и стадии правоотношения). Стадия реализации субъективных прав и обязанностей может выделяться в качестве самостоятельной при «узком» понимании правоотношения как связи между субъектами только посредством прав и обязанностей. На этом этапе, как правило, достигаются цели правового регулирования. Акты реализации субъективных прав и обязанностей выражаются в формах соблюдения, исполнения и использования.
Если реализовать субъективные права и обязанности беспрепятственно не удается, то возникает необходимость в другой, факультативной стадии - стадии применения права. Данная стадия также может предшествовать стадии правоотношений.
Еще раз подчеркнем условность выделения указанных основных воздействующих правовых явлений. Такой вывод представляется правиль-
ным не только потому, что воздействующие факторы, являющиеся критерием определения той или иной стадии оказывают или могут оказывать влияние и на других стадиях, но и в связи с неодинаковой степенью силы их воздействия на социальную жизнь. В то же время, применительно к исследованию феномена правовых состояний личности такая методология оказывается способной охарактеризовать комплекс воздействующих правовых явлений в аспекте развертывания процесса правового воздействия.
Какое место и какую роль занимают правовые состояния личности в механизме правового воздействия? Если верно, что предельность, потенциальные возможности правового воздействия необходимо рассчитывать не на внешние поведенческие акты, а на внутреннюю поведенческую структуру, на свойства личности, определяющие ее поведение в целом [21, с. 49], то правовые состояния личности в механизме правового воздействия следует рассматривать с точки зрения влияния на действительность всей системы правовых явлений, в аспекте выделения среди них основного. В этом отношении механизм правового воздействия включает такие элементы как правовые принципы, правосознание, правотворчество, нормативно-правовая основа и правоотношение, в соотношении с которыми правовые состояния личности можно охарактеризовать не только в качестве объекта воздействия, но и как фактор воздействия.
Поэтому ответ на поставленный вопрос позволит более полно раскрыть динамический аспект деталей и нюансов правового воздействия и взаимодействия той совокупности элементов правовой надстройки, которая непосредственно связана с человеком, его интересами и потребностями, выявить, в чем проявляется и как происходит перевод свойств правовой материи в упорядоченность действий людей, на которых право воздействует.
Подводя итог характеристике соотношения правового воздействия и правового регулирования, следует подчеркнуть следующий важный момент. Сфера социальных явлений не является областью механической закономерности. Ее характеристики зависят от целеполагающей деятельности человека, которая не может быть связана жестко с безусловной необходимостью. Правовое воздействие, включающее в себя все виды влияния и пути общего воздействия правовых
явлений на действительность, не является механическим процессом, который можно сравнить с мойкой, покраской или сборкой автомобиля на специальном оборудовании, когда его результат предопределен и зависит лишь от законов физики и механики. Преобразование отношений в обществе посредством правовых явлений нельзя уподоблять конвейеру, где в итоге автоматически появляется новый предмет или предмет с новыми свойствами. Такой аспект больше характерен для исследования процесса упорядочения общественных отношений с точки зрения их правового регулирования.
Ценность категории «правовое воздействие», на наш взгляд состоит в том, что здесь для анализа порождаемых правом эффектов используется весь известный арсенал правовых явлений в том или ином отношении влияющих на действительность. Специально-юридическое действие права всегда сопровождается общеидеологическим воздействием права, что не только позволяет избежать исключительно механистического представления о действии права, но и не забывать, что право как феномен цивилизации, есть весьма сложное, многогранное образование, созданное человеком и для человека.
Механизм правового воздействия включают в себя в качестве составной части элементы механизма правового регулирования. При этом следует учитывать, что рассмотрение механизма правового регулирования как составной части механизма правового воздействия наряду со специально-юридическим, актуализирует информационный и ценностно-ориентировочный аспекты исследования. Данные каналы воздействия «включаются» раньше правового регулирования, «подключаются» в процессе его запуска и работы и оказывают влияние после завершения правового регулирования.
Библиографический список
1. АбрамоваА.А. Эффективность механизма правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2006.
2. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966.
3. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
4. Алексеев С. С. Проблемы теории права. -Свердловск, 1972. - Т. 1.
5. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995.
6. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Изд. 2-е, доп. - М.: ООО ИД «Право и государство», 2005.
7. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. - 1999. - № 5.
8. Большая Советская Энциклопедия: В 51 т. -Т. 36 / Гл. ред. Б.А. Введенский: 2-е изд. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1955.
9. Витченко А.М. Механизм правового регулирования социалистических общественных отношений, его понятие и структура // Вопросы теории государства и права. - Вып. 1. - Саратов, 1968.
10. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. - М., 1972.
11. Казимирчук В.П. Социальное действие права в условиях развитого социализма: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1977.
12. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1997.
13. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М., 1981.
14. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология // Избранные труды по социальным наукам: В 3 т. Т. 1: Общая теория права. Уголовное право. - М.: Наука, 2002.
15. Мальцев Г.В. Социальные основания права. - М.: Норма, 2007.
16. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Социалистическое государство. - М., 1972.
17. Мицкевич А.В. Некоторые черты взаимодействия права и нравственности в период перехода к коммунизму // Правоведение. - 1962. - №3.
18. Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. - Львов, 1959.
19. Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - Т. 3. - М.: ИКД «Зер-цало-М», 2002.
20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 2008.
21. ОрзихМ.Ф. Личность и право. - М., 1975.
22. Орехова Т. Р. Правовое воздействие на экономику: понятие и формы // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. - 2000. - № 1.
23. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. - СПб., 2000.
24. Поляков А.В. Общая теория права: фено-менолого-коммуникативный подход. Курс лекций. 2-е изд., доп. - СПб., 2003.
25. Протасов В.Н., Протасова Н.В. Лекции по общей теории права и теории государства. -М.: «Городец», 2010.
26. Рабинович П.М. Социалистическое право как ценность. - Львов, 1985.
27. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. - М., 2010.
28. Радько Т.Н. Толстик В.А. Функции права: Монография. - Н. Новгород, 1995.
29. РассоловМ.М. Проблемы управления и информации в области права. - М., 1991.
30. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. -М.: Право и государство, 2003.
31 . Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Дис. . докт. юрид. наук. - Н. Новгород, 2002.
32. Скакун О. Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): Учебник. - Харьков: Эспада, 2007.
33. Степанян В.В. Теоретические проблемы правообразования в социалистическом обществе. - Ереван, 1986.
34. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 1997.
35. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. - М., 1980.
36. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. - Л., 1959.
37. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. - Саратов, 2004.
38. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права / Учебное пособие. - Казань: КЮИ МВД России, 2003.
39. Шабалин В.А. Методологические вопросы правоведения (В связи с теорией и практикой социалистического управления). - Саратов, 1972.
40. Явич Л. С. Общая теория права. - Л., 1976.
УДК 340
Рощин Борис Евгеньевич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
pra vob orise @mail. т
РОССИЙСКОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА
В данной работе рассматриваются основные особенности генезиса науки российского трудового права. Обращается внимание на значимость трудоправовой идеологии, являющейся основой парадигмы трудового права. Приводятся «имена» заметных исследователей социально-трудовой сферы, общественных и политических деятелей нашего государства, стоявших у истоков становления российской науки трудового права и оказавших существенное влияние на ее развитие.
Ключевые слова: российская наука трудового права, трудоправовая идеология, парадигма трудового права, фабричное законодательство, трудоправовые нормы, конкретно-исторические условия, рабочий вопрос.
Российское трудовое право прошло свой, достаточно сложный и противоречивый эволюционный путь. Современное российское трудовое право уходит своими «генетическими корнями» в историческое прошлое российского общества и имеет самобытный опыт правового регулирования социально-трудовой сферы. Очевидно, что любое социальное явление не может возникнуть спонтанно (локально от общества), а формируется в конкретно-исторических условиях, взаимодействуя с общественными процессами (экономическими, политичес-
кими, социальными, духовными), соответствующего исторического периода. Научный интерес к историческому аспекту российского трудового права стал постепенно возрождаться в постсоветский период, в связи с общим процессом переосмысления отечественной истории. Исторический опыт не только указывает на общие предпосылки (корневые причины) соответствующих социально-трудовых явлений, но и (в определённой степени) предопределяет настоящее и прогнозирует будущее. Более того, по справедливому утверждению современного исследователя