ЗНАЧЕНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ГОРОДА
Т.Е.Бобкова Управление Роспотребнадзора по г. Москве
В статье рассматривается необходимость функционального зонирования территории населенных мест, принципы установления функциональных зон, использование при этом общепринятых правил на основе расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с применением методологии по оценке риска здоровью населения для промышленных и санитарно-защитных зон.
The article considers the need for city land-use planning, the principles of the determination of the functional zones, usage of generally accepted rules on the basis of calculation of the dispersion of the solids in atmospheric air, physical influences of atmospheric air, using the methods of health risk assessment for the population of industrial and sanitary protection zones.
Важными ценностями для человека являются здоровье, благоприятные условия проживания и повседневного отдыха на той территории, где располагается жилая застройка, организация ее планировочной структуры.
Данные анкетного опроса [1] свидетельствуют, что жители высоко оценивают условия проживания на территориях, приближенных к естественным природным факторам: водоемам, зеленым массивам, паркам, а также удаленность от промышленных предприятий, автотранспортных магистралей.
Обеспечить качество среды, соответствующее требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм с учетом ее использования, возможно лишь разделив ее на зоны, при необходимости удаленные на различное расстояние друг от друга.
Функциональные зоны — это территории, к качеству среды которых и их последующему использованию предъявляются определенные требования: жилая, производственная, коммунально-складская, санитарно-защитная, ланд-шафтно-рекреационная [2].
Основой градостроительства на территориях различного уровня административного деления является соблюдение принципов функционального зонирования территории [3]. Это положение в последние годы приобретает особое значение. И причиной тому является факт отсутствия генеральных планов развития большинства территорий, где определяются функциональные зоны, их размеры, принципы использования (застройки), в то время как старые генеральные планы или по времени закончили свое существование, или по сути уже не
12
ИМ НаС (140
соответствуют основным направлениям развития той территории, для которой они были раз-работаны.
Если вспомнить историю решения этого вопроса, то раньше для каждой территории разрабатывались такие документы, как территориальная комплексная схема охраны природы, а на ее базе разрабатывался генеральный план развития территории. Генеральный план являлся тем базовым документом, который определял экономическое развитие территории на базе отраслевой схемы развития промышленности, а с учетом этого перспективы развития территории, численность населения, строительство объектов обслуживания, транспорта, инженерной структуры; и как основной принцип — схема функционального зонирования территории. Генеральный план как документ, утверждаемый Правительством РФ для крупных и крупнейших городов, был обязателен для исполнения в течение 15—20 лет.
В 90-х гг., когда для многих городов срок действия генеральных планов истек, как временный вариант были разработаны схемы функционального зонирования, которые позволили предотвратить хаотичную несанкционированную застройку прибрежных, водоохранных зон, рекреационных территорий.
В настоящее время незначительное количество городов России разработало генеральные планы.
Отсутствие генеральных планов развития территорий может привести к их нецелевому использованию, и прежде всего тех, которые престижны для застройки — рекреационных, прибрежных, водоохранных, а также санитар-но-защитных зон. Размещение объектов различного назначения в вышеупомянутых зонах может быть причиной загрязнения воды открытых водоемов, создать проблемы при организации мест массового отдыха населения. Строительство жилых домов в границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий, кроме возможного ухудшения состояния здоровья населения, может повлечь за собой и вопросы правового порядка — последующее отселение жителей, возмещение ущербов различного назначения, ответственность лиц, допустивших эти нарушения и т. д.
К сожалению, функциональные зоны в генеральных планах городов, схемах функционального зонирования территорий, определяются по факту существующего использования этих территорий, без должной санитарно-эпи-демиологической оценки этих территорий.
Для территорий, требующих обеспечение более жестких показателей качества среды обитания (рекреационных, прибрежных, водоохранных) принцип определения границ функциональных зон с учетом санитарно-эпидеми-ологической оценки, является принципиальным. И территории рекреационных, прибрежных, водоохранных зон должны быть максимально освобождены от источников загрязнения, а санитарно-защитные зоны должны иметь установленную линию градостроительного регулирования, чтобы исключить размещение жилых домов и других объектов на их территории.
Функциональное зонирование городов было определено на базе уже существующих зон в городе. Определенный интерес вызывает появление зон иного функционального назначения на уже сложившихся территориях с определенным использованием. Речь идет о расширении границ рекреационных, жилых зон за счет территории санитарно-защитных зон, а также реорганизация территории промышленного назначения с последующим использованием ее под жилую застройку.
Развитие массового жилищного строительства на территории сложившихся городов, кроме уплотнения застройки, привело к проблеме отсутствия свободных территорий. Изыскание ее происходит путем паспортизации территорий прежде всего коммунально-складского, промышленного назначения. И это направление верное, если учесть тот факт, что эти территории имеют значительную долю площади в городе. Застройка их производилась свободно, с низкой плотностью, зданиями пониженной этажности. В связи с происходящими в последние годы в стране экономическими преобразованиями часть предприятий де факто не функционируют, де юре пытаются сохранить свой статус и территории, которые сдают в аренду для размещения нового производства, в некоторых случаях для тех технологий, которые требуют больших территорий, чем основное производство.
Но кое-где в России уже идет процесс упорядочения территорий промышленного назначения: определяется перечень предприятий, необходимых городу, их размещение — на существующей площадке или перебазирование на иную промышленную площадку, где имеется возможность организовать санитар-но-защитную зону. Как правило, перебазирование идет с территорий, которые являются престижными для жилой застройки, распола-
ИМ Нас (140
гаются в центральной, исторической части города. Предприятие может быть ликвидировано, а также перепрофилировано. И причин тому может быть несколько, но в любом случае при процессах реорганизации территории, как правило, встает вопрос последующего возможного использования освободившейся территории. Если идет процесс реорганизации промышленной территории с выводом предприятия и полным освобождением площадки, здесь не возникает трудностей при проведении санитарно-эпидемиологической оценки для принятия решения о возможном функциональном использовании территории под жилую застройку.
Сложнее обстоит дело, когда идет перебазирование, вывод отдельных предприятий и освобождается лишь часть территории производственного назначения с последующим использованием ее под жилую застройку. И в данном случае для принятия решения о возможности использования территории под жилую застройку требуется обоснование, утверждение границы санитарно-защитной зоны для предприятий, оставляемых на перспективу. Процесс строительства, как правило, опережает процесс разработки проекта санитарно-защитной зоны, и уж тем более утверждение ее границы на основании натурных наблюдений. Несмотря на наличие Закона «О санитарно-эпидемиологичес-ком благополучии населения», новой редакции СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200—03 «Санитарно-за-щитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», не все предприятия имеют санитарно-защитные зоны как линию градостроительного регулирования, определяющую ее как функциональную зону с определенным режимом использования. И предприятия не торопятся разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и утверждать ее границу. Значит, к существующему законодательству необходим механизм, и вероятнее всего, экономического порядка, который заставит предприятия иметь санитарно-защитную зону, как можно меньшую по размеру. Если практика обоснования, пересмотра границ санитарно-за-щитных зон существует, то в отношении прибрежных и водоохранных зон имеются лишь отдельные прецеденты. Границы зон установлены постановлением Правительства еще в 40-х гг. прошлого столетия и до сих пор не пересматривались, серьезные исследования в этой области знаний если и проводились, то не имеют выхода в качестве предложений в существующих нормативных документах.
Учитывая сложившуюся ситуацию с интенсивной застройкой территорий водоохранных и прибрежных зон, необходимо определить степень зависимости качества воды открытых водоемов от режима использования вышеуказанных функциональных зон, с последующим перечнем необходимых мероприятий. А результатом такой работы должны стать предложенные принципы обоснования и утверждения в определенном порядке границ водоохранных и прибрежных зон.
В последнее время с изменением градостроительной ситуации, связанной с застройкой в сложившихся границах города, происходит пересмотр границ и статуса функциональных зон. Кроме обоснования границы санитарно-защитной зоны расчетами, подтверждения натурными исследованиями, применяется практика проведения работ по оценке риска здоровью населения от выбросов предприятия. Практику применения оценки риска здоровью населения при обосновании санитарно-защит-ных зон еще предстоит оценить.
И в частности, критерий установления границы санитарно-защитной зоны — в настоящее время она должна быть установлена при любом результате на основании требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, хотя по результатам оценки риска она может отличаться от общепринятого метода определения границы санитарно-защитной зоны как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Зарубежная практика ряда стран по изучению промышленного предприятия, как источника загрязнения окружающей среды связана с проведением оценки риска за границами промышленной площадки, за пределами которой должен отсутствовать риск здоровью населения.
Изложенное выше свидетельствует о необходимости разработки принципов функционального зонирования населенных мест с целью организации планировочной структуры территории, обеспечивающей сохранение здоровья населения и благоприятные условия проживания. При рассмотрении генеральных планов развития городов, населенных пунктов специалистам органов Госсанэпиднадзора следует обращать особое внимание на обоснованность размещения различных функциональных зон общепринятыми методами, с применением методологии по оценке риска здоровью населения; режим использования функциональных зон, достаточность и эффективность предлагаемых мероприятий по обеспечению требуемых для данных зон режимов (водоохранные, рек-
14
реационные зоны), а также отсутствие влияния на здоровье населения и условия проживания за их пределами (промышленные зоны).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова Т.Ф. Гигиеническое обоснование планировки и застройки жилых районов крупного города: Автореферат диссертации
ИМ Нас (140
на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Нижний Новгород, 1992. Кимина С.Н. Гигиеническая оценка зонирования территории города и организация отдельных функциональных зон. Москва, 1985. Государственная экологическая политика и строительство жилья на территории РФ /Подред. Д.А. Джангирова. СПб.: ООО «Издательство Лимбус-Пресс», 2003,— 400 с.