Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ'

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1794
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / MEDICINE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КРУГОЗОР / HORIZONS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ярычев Насруди Увайсович, Хасуев Асланбек Эйлаевич

Совершенствуя специальную подготовку будущих ученых-медиков, жизненно важно принципиально изменить их гуманитарную подготовку, особенно повышать в их сознании философскую культуру мышления и личную нравственную ответственность за все возможные последствия результатов научно-изыскательной и практической деятельности. Необходимо определить значения философской науки для современного студента - будущего врача, изучающего современную медицинскую науку. В работе предпринята попытка обосновать важность и значение философской науки для студентов - будущих врачей, так как философия дает обширные универсальные знания об окружающей социокультурной действительности, помогает человеку понять его место и роль в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF PHILOSOPHY FOR STUDENTS - FUTURE DOCTORS

Improving the special training of future scientists-medics, it is vital essentially to change its humanitarian preparation, to especially increase in their consciousness the philosophical culture of thinking and personal moral responsibility for all possible consequences of results of scientific-surveying and practical activity. It is necessary to define the values of philosophical science for the modern student - future doctor studying modern medical science. In work an attempt to prove importance and value of philosophical science for students - future doctors as the philosophy gives extensive encyclopedic knowledge about surrounding sociocultural reality is made, helps the person to understand his place and a role in the modern world.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ»

3. Nechujkina E.V. Social'naya zashchita: ponyatie, kategorii, terminologiya // Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. SPb., 2008. №49. S. 145.

4. Holostova E.I. Social'naya politika: uchebnoe posobie. M.: «YUrist"», 2001. S. 115.

5. Leont'eva A.G. Social'naya zashchita naseleniya. Tyumen', 2008. S. 54.

ЯРЫЧЕВ НАСРУДИ УВАЙСОВИЧ - доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета. ЯРЫЧЕВ МУСА УВАЙСОВИЧ - старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета.

YARYCHEV, NASRUDI U. - Doctor of Pedagogics, Ph.D. in Philosophi, Professor, the head of the department of the theory and technology of social work, Chechen state university (nasrudiny@mail.ru).

YARYCHEV, MUSA U. - Senior Lecturer, Department of theory and technology of social work, Chechen State University (musa-1983@mail.ru)

УДК 101.1:378

ХАСУЕВ А.Э., ЯРЫЧЕВ Н.У. ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Ключевые слова: медицина, философия, студенты, кругозор, образование, социокультурная среда, современное общество.

Совершенствуя специальную подготовку будущих ученых-медиков, жизненно важно принципиально изменить их гуманитарную подготовку, особенно повышать в их сознании философскую культуру мышления и личную нравственную ответственность за все возможные последствия результатов научно-изыскательной и практической деятельности. Необходимо определить значения философской науки для современного студента - будущего врача, изучающего современную медицинскую науку. В работе предпринята попытка обосновать важность и значение философской науки для студентов - будущих врачей, так как философия дает обширные универсальные знания об окружающей социокультурной действительности, помогает человеку понять его место и роль в современном мире.

KHASUEV, A.E., YARYCHEV, N.U.

VALUE OF PHILOSOPHY FOR STUDENTS - FUTURE DOCTORS

Keywords: medicine, philosophy, students, horizons, education, sociocultural environment, modern society.

Improving the special training of future scientists-medics, it is vital essentially to change its humanitarian preparation, to especially increase in their consciousness the philosophical culture of thinking and personal moral responsibility for all possible consequences of results of scientific-surveying and practical activity. It is necessary to define the values of philosophical science for the modern student - future doctor studying modern medical science. In work an attempt to prove importance and value of philosophical science for students - future doctors as the philosophy gives extensive encyclopedic knowledge about surrounding sociocultural reality is made, helps the person to understand his place and a role in the modern world..

Культура и основные общественные ценности становятся духовными основами механизма общественной интеграции. Социальные ценностные ориентиры современной российской молодежи являются отражением современного социального развития государства и общества в целом. Сегодня все больше становится очевидной значимость роли молодежи как особенная социальная группа, способствующая всестороннему развитию государства и общества. В условиях активной трансформаций социальной системы так же активно трансформируются и компоненты духовной жизни человека, главным образом в социальной среде молодежи. Появляются новые групповые формы духовной самоорганизации молодых людей, среди которых особое место отдается духовно-нравственным ценностям. Общепринятые ценности теряют свою роль и становятся весьма зависимыми от образовавшейся ситуации в жизни молодых людей. Эта тенденция сегодня весьма заметной, так как положение молодежи в современном российском обществе во многом противоречиво. Поэтому важным представляется всесторонняя подготовка будущих специалистов - врачей.

Современное человечество вошло в атомный, космический, технологический и информационный век - в век наукоемких производств и потребления, для которых

необходимо значительно более высокое, чем когда-либо в прошлом, интеллектуальное развитие всех слоев населения. Данную задачу должны и могут решать высшие школы и научно-образовательные учреждения. Но всем понятно, что этого сегодня совсем недостаточно. Необходимо решительно изменить сложившуюся и устоявшуюся систему подготовки самих научных кадров. Не подлежит сомнению процесс взаимодействия философии и медицины, который можно обнаружить в системе совершенствования логического аппарата, который целенаправленно развивается наряду с развитием как естественных, так и медико-биологических наук, в процессе чего мы можем наблюдать формирование феномена диалектического мышления.

Философия, изучая окружающий мир, создает предельно общее, системное знание этого мира. Специфика философии еще и в том, что она изучает не только принципы существования мира как такового, но и значение этого мира для человека. Значение, которое зафиксировано в человеческих ценностях, в том, что становится главным или второстепенным, значимым или несущественным для человека, и начинает определять стратегию его жизни. Она формирует ядро мировоззрения. Те убеждения и представления, благодаря которым человек может познавать, действовать, знать и понимать. Короче говоря, она осуществляет метамировоззренческую рефлексию [1].

Очень часто можно встретить мнение, что философия - это не наука. Собственно, я и сам когда-то придерживался этого мнения, однако если проследить историю развития философской и научной мысли и рассуждать логически, можно прийти к пониманию того, что философия - это не просто наука, а наука наук! И это не просто громкие слова.

Философия - это, несомненно, наука. Почему бы и нет? Где лежит граница между философией и наукой? Наук много, и у каждой науки своя предметная область, свой предмет. Зоология исследует животных, физика исследует природу вообще, лингвистика исследует языки и т.д. Мы видим, что у каждой науки свой конкретный предмет. Естественно полагать некую науку как таковую, общую науку. Иначе все множество наук, которое в возможности является бесконечным множеством, оказывается, как бы в подвешенном состоянии. Так вот эта наука вообще и есть философия. Часто спрашивают: какой у философии предмет? У общей науки не может быть какого-либо конкретного предмета, так, чтобы ее можно было поставить в ряд с другими науками. Философия исследует предмет вообще - объект как таковой, данность, сущее, бытие сущего. И это логично. Ведь не было и не могло быть такого, чтобы какая-либо конкретная наука-зародилась бы сама собой. Прежде чем исследовать что-либо, надо понять, как вообще можно познавать что-либо. Вот почему философия Нового времени складывается именно как гносеология. Все философы от Бекона, Декарта до Канта, Гегеля и позднее ставили перед собой главную цель - найти те основания, на которых можно воздвигнуть незыблемое здание науки. И в каком-то смысле они построили это здание.

Но насколько непоколебим его фундамент? В связи с вышесказанным, не удивительно, почему за философией в общественном сознании закрепилась определенная, если можно так выразиться, репутация - рассуждение обо всем и ни о чем конкретно. От философии нет никакой пользы в обыденной жизни, в жизни отдельного человека. Философия не приносит конкретной пользы, но она принесла общую пользу для всех. Хотя, конечно, следует различать теорию и практику. Результатом деятельности ученого является теория и только теория. Теория - это одно, практика - совсем другое.

Знание долгий исторический период времени являлось конгломератом разрозненных, обособленных, единичных знаний, не отчужденных от самого процесса конкретного труда, причем знаний элементарнейших, отражающих сущность через лежащие на поверхности явления. Это некоторое конкретное знание. По своему назначению конкретное знание необходимо отражает свойства объективной реальности, существенные для непосредственной деятельности, истинность которых проверена опытом поколений. В этом смысле мы имеем право употреблять термин «Знание». Это знание ставило перед собой задачу решения узких практических проблем. Его специфика заключается в том, что оно -

суть продукт анализа внешних связей, явлений, а не сознательно выявленных закономерностей, сущность предметов и процессов природы. Овладение актом деятельности, при наличии подобного знания, базировалось на нем лишь частично, в основном на приобретенных навыках деятельности (собственно опыте).

Параллельно с подобного рода знанием, слитым воедино с опытом конкретной деятельности, существует знание качественно от него отличное. Это знание о сложных процессах, отличающихся многогранностью, постоянством изменений и непостоянством взаимодействия. Это абстрактное знание. Абстрактное знание, элиминировав частное, и сводит однопорядковые ситуации к абстрактному человеческому опыту - как всеобщему. У этого знания есть одна особенность, в нем потенциально заложены возможности воспроизводства некоторых ситуаций, структур через деятельность в них и для них. Лишь, будучи реализованным в деятельности, это знание (назовем его нормативным), претерпев метаморфозу, наполняется конкретным содержанием. Абстрактное знание - это знание, в котором однопорядковые ситуации сведены к конструктивным предписаниям или системе принципов. В этих предписаниях или системе принципов потенциально заложено воспроизводство структур деятельности.

Говоря о месте и роли философии науки и философских проблем медицины, необходимо всем специалистам, но прежде всего ученым-медикам, прояснить для самих себя старые философские категории и научные понятия. Такие, как: истина и заблуждение, сознание и познание, средство и метод, практика и мораль, добро и зло, этика и эстетика, счастье и т.д. Философия науки и медицины призвана нацеливать будущих врачей и фармацевтов, ученых-медиков на понятийное мышление и логическое суждение. Только постигнув философскую методологию и логику науки, они смогут осознать суть и смысл конструктивного мышления и научного мироощущения, предметов, явлений и процессов, происходящих в мире и обществе. И в этом смысле они должны войти в повседневную практику специалиста и ученого-медика. В данном случае философия науки и медицины выступает не только как некое интеллектуальное явление, а как особый образ и стиль жизнедеятельности специалиста и ученого-медика, достойные подражания [2].

От ремесла к искусству и от искусства к науке. Такой путь продела медицина. Будучи ремеслом, медицина не имела выделенную систему принципов. Особенность этого периода заключается в том, что в ней было собраны продукты анализа внешних связей, явлений, а не сознательно выявленных закономерностей, сущность предметов и процессов природы. Овладение актом деятельности при наличии подобного знания базировалось на нем лишь частично, но в основном на приобретении навыках деятельности (собственно опыте). Овладеть таким знанием мог человек приближенный к носителю знания.

Будучи искусством, медицина имела выделенные принципы, но не все владели способностью, которая приравнивалась к божественному дару пользоваться этой системой правильно. Что это за дар? Сегодня его называют - методология деятельности, культура мышления. И вот медицина стала наукой. Для осуществления научной деятельности ей необходимо, чтобы познание велось грамотными людьми, способными критически относиться к известному знанию. Что нужно для этого? Знать не только результат познания -знание, но и технологию его получения. Трудность заключается в том, что инструментарием этого получения не всегда являются материальные предметы: пробирки, приборы, но зачастую представления людей, принципы или правила классификации фактов, рассмотрения предмета исследования, критерии, благодаря которым что-то определяют в качестве факта, а что-то таковым не считается. Итак, в медицине, как и в науке, есть уровни: теоретический и эмпирический, есть правила работы на этих уровнях, есть закономерности развития системы знания, отношения между различными уровнями познания и т.д. Философия в данном случае способствует развитию культуры мышления человека, который осуществляет познавательную деятельность.

Особенность развития современного этапа заключается в том, что нет того, кто отрицает необходимость применения системного подхода для осознания патологии

современного человека. Несмотря на это, практика медико-биологической, научно-исследовательской и врачебной деятельности показывает нам, главным образом, однобокий

- биологический подход. Изучение врачом научно-психосоматических отношений возможно только при междисциплинарном подходе, который, в свою очередь, вбирает в себя методы психиатрического и психологического анализа человека, естественно в сочетании с исследованием физиологических процессов на различных этапах.

Трудность заключается в том, что для осуществления такой работы необходимо выработать общую терминологию, единую оценку результатов различных наук, не говоря об общих принципах познания сложноорганизованного объекта - человек.

Таким образом, встает проблема интеграции различного научного знания и повышения уровня культуры мышления специалиста в связи с необходимостью его работы в условиях междисциплинарного синтеза. Упражнения в философии способствуют не только общекультурному развитию врача, но и помогают формированию его высокого профессионального уровня. Именно потому, что философия является ареной ассоциативной пластичности ума, его способности разглядеть объект, внедренный в сеть многогранных человеческих связей и отношений. Философская культура врача - это противоядие от любых форм духовного тоталитаризма имеет своим ядром интеллектуальную способность, для развития которой не существует никаких других средств, кроме мышления на уровне понятий. Изучение философии является апробированной многовековым опытом человечества формирование основы клинического мышления, системного мышления [3].

Философия дает врачам понимание процесса познания, его сущности, принципов организации и его методов. Тем самым врач получает возможность обоснования изучения и решения вопросов медицинской теории и практики.

Кроме того, как нам представляется, она открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, поскольку помогает учесть влияние различных факторов на ход болезни. Каким образом? Благодаря выбору оснований для классификаций событий, которые происходят с объектом. И еще, благодаря формированию навыка диалектического мышления у субъекта деятельности - врача, который рассматривает взаимовлияние внешних и внутренних условий существования объекта. Тем самым она учит врача рассматривать все явления, процессы в их развитии, непрерывном изменении и неразрывными связями с конкретными условиями.

С ослаблением философской «ауры» медицинской профессии, - пишет В.И. Моисеев,

- как с разрушением тонкого озонового слоя Земли, растет опасность своего рода экологической катастрофы в области медицины в целом. Не зря с давних пор медицина относилась к так называемым «сильным» профессиям, для которых вырабатывалось собственное законодательство, способное конкурировать даже с государственным законом. Мудрые люди всегда чувствовали, что дело врача уходит тонкими нитями в очень глубокие сферы бытия, и, обрезав их, мы потеряем само врачебное искусство [4].

Таким образом, резюмируя все, что сказано выше, можно с большой долей уверенности утверждать, что философская наука играет важную роль в системе подготовки будущих врачей, и наибольшая гуманитаризация медицинского образования будет способствовать развитию социокультурного пространства медицины в целом.

Литература и источники

1. Человек вчера и сегодня: Междисциплинарные исследования / Рос. акад. наук. / Киселева М.С. М.: ИФРАН, 2010. 243 с.

2. Мел Томпсон. Философия науки. М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2003. 304 с.

3. Судьбы диалектики в современном мире // Материалы круглого стола, посвящ. 70-летию проф. А. А. Хамидова / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. 242 с.

4. Моисеев В.И. Медицина и философия: нужны ли они друг другу? // Трудный пациент (журнал для врачей). 2007. № 4.

References and Sources

1. Chelovek vchera i segodnya: Mezhdisciplinarnye issledovaniya / Ros. akad. nauk. / Kiseleva M.S. M.: IFRAN, 2010. 243 c.

2. Mel Tompson. Filosofiya nauki. M.: Izdatel'stvo «FAIR-PRESS», 2003. 304 s.

3. Sud'by dialektiki v sovremennom mire // Materialy kruglogo stola, posvyashch. 70-letiyu prof. A. A. Hamidova / Pod obshch. red. Z.K. SHaukenovoj. Almaty: IFPR KN MON RK, 2012. 242 s.

4. Moiseev V.I. Medicina i filosofiya: nuzhny li oni drug drugu? // Trudnyj pacient (zhurnal dlya vrachej). 2007. № 4.

ЯРЫЧЕВ НАСРУДИ УВАЙСОВИЧ - доктор педагогических наук, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета. ХАСУЕВ АСЛАНБЕК ЭЙЛАЕВИЧ - старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чеченского государственного университета.

YARYCHEV, NASRUDI U. - Doctor of Pedagogics, Ph.D. in Philosophi, professor, the head of the department of the theory and technology of social work Chechen state university (nasrudiny@mail.ru).

HASUEV, ASLANBEK E. - the senior teacher, Department of humanitarian and social and economic disciplines, Chechen state university (alarih95@gmail.com).

УДК 37.032

КОРАБЛИНА Л.Е. К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Ключевые слова: социокультурная деятельность, проектная методология, традиционный метод управления проектами, гибкие методы проектирования, scrum-технологии.

В статье рассмотрены возможности применения проектных методов работы в социокультурной деятельности ВУЗа, выделены преимущества и недостатки различных методов управления проектами. Особое внимание уделено Scrum - методологии проектирования. Ожидаемыми результатами социокультурной деятельности при внедрении гибких моделей управления будут инновационные социальные проекты, заинтересованность в них и студентов и преподавателей, что в конечном итоге способствует достижению целей деятельности ВУЗа, укреплению имиджа, повышению конкурентоспособности.

KORABLINA, L.E.

TO THE RESEARCH OF METHODOLOGY OF MANAGEMENT OF PROJECTS IN SOCIOCULTURAL

ACTIVITY OF THE UNIVERSITY

Keywords: sociocultural activity, project methodology, traditional method of management of project, flexible methods of design, swum - technologies.

In the article discusses the possibility of applying the project's methods of work in sociocultural activity of the University, it is highlights the advantages and disadvantages of different methods of management of projects. Special attention is paid to the Scrum - methodology of design. Expected results of sociocultural activity in the implementation of flexible models of management will be innovative social projects, interest in it and students and teachers, which ultimately contributes to achieving the goals of the activity of University, strengthening of image, increasing of competitivenesswhich ultimately contributes to achieving the goals of the university, strengthening the image, increasing competitiveness.

Особенностью управления социокультурными процессами является необходимость непрерывной адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Это одна из причин роста интереса к проектированию не только в его прикладных и технико-технологических аспектах, но как к стилю мышления и возможности открытия нового концептуального пространства, в котором исследуются как общие вопросы методологии проектной деятельности в современном мире и науке, так и потенциал использования проектных методов для организации тех или иных форм деятельности.

Проект при этом рассматривается как временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов [2]. В социокультурной деятельности под проектом понимается ограниченная во времени задача, решение которой позволит реализовать одно или несколько направлений учебно-воспитательной работы [7]. Согласно традиционной методологии проект разбивается на этапы, началом является целевая ориентация, а окончанием - подведение итогов проведенного мероприятия [3], [4]. Линейная структура классического проектного управления включает: постановку задачи, составления плана, разделение на этапы, реализацию плана, получение результата и его оценку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.