Научная статья на тему 'Конфликтологическая КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ'

Конфликтологическая КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / общеобразовательное учреждение / конфликт / конфликтологическая компетентность / образовательное пространство / teacher / educational institution / conflict / conflictological competence / educational space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярычев Насруди Увайсович

В представленной работе предпринята попытка рассмотрения структурных и содержательных особенностей конфликтологической компетентности учителя общеобразовательной школы в современных условиях развития отечественного образовательного пространства. Особое внимание уделено психолого-педагогической составляющей конфликтологической компетентности учителя, которая, по мнению автора, включает в себя различные элементы, наиболее важным из которых выступает конфликтологическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF EDUCATIONAL INSTITUTION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT

In the presented work an attempt of consideration of structural and substantial features of conflictological competence of the teacher of comprehensive school in modern conditions of development of domestic educational space is made. The special attention is paid to psychologal and pedagogical component of conflictological competence of the teacher which, according to the author, includes various elements, the most important of which is the conflictological culture.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ»

УДК 378

Ярычев Насруди Увайсович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы Чеченского государственного университета [email protected]

Конфликтологическая

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Nasrudi U. Yarychev

Doctor of pedagogical Sciences, professor,

Head of the Department of

theory and history of

social work Chechen State University

[email protected]

CONFLICTOLOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF EDUCATIONAL INSTITUTION AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT

Аннотация. В представленной работе предпринята попытка рассмотрения структурных и содержательных особенностей конфликтологической компетентности учителя общеобразовательной школы в современных условиях развития отечественного образовательного пространства. Особое внимание уделено психолого-педагогической составляющей конфликтологической компетентности учителя, которая, по мнению автора, включает в себя различные элементы, наиболее важным из которых выступает конфликтологическая культура.

Ключевые слова: учитель, общеобразовательное учреждение, конфликт, конфликтологическая компетентность, образовательное пространство.

Annotation. In the presented work an attempt of consideration of structural and substantial features of conflictological competence of the teacher of comprehensive school in modern conditions of development of domestic educational space is made. The special attention is paid to psychologal and pedagogical component of conflictological competence of the teacher which, according to the author, includes various elements, the most important of which is the conflictological culture.

Keywords: teacher, educational institution, conflict, conflictological competence, educational space.

Осуществляющийся переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предполагает не только изменение требований к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения обучающимися и условиям реализации, но и наличие учителей, которые владеют психологопедагогическими знаниями, понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя, - говорится в концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», - ключевая особенность современной школы» [1].

Среди многообразия профессионально важных качество «нового учителя» сегодня наиболее востребованными являются его готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов, которые становятся неотъемлемой составляющей школьной среды, умение осуществлять диалог, находить целесообразные решения по возника-

ющим противоречиям. В этой связи, важным ресурсом эффективной деятельности учителя общеобразовательной школы является развитие его конфликтологической компетентности.

В процесс профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе, безусловно, включены такие дисциплины, как конфликтология, социальная психология, педагогика, возрастная педагогика и др., но они формируют только конфликтологическую грамотность, т.е. создают осведомленность о правилах поведения в конфликтах и способах их урегулирования или разрешения. Соответствующие умения (и тем более навыки) не формируются, так как для этого нужна реальная профессиональная среда и участие в реальных конфликтах. Следовательно, требуется систематическая работа по анализу конфликтных ситуаций, поиску оптимальных путей их разрешения и рефлексии результатов. А далее, на основе полученного учителями опыта поведения в конфликтах, необходимо формировать у них потребность и умение предотвращения сложных или конфликтных ситуаций [2, с. 3-4].

Это обстоятельство указывает на необходимость определиться в данном параграфе с сущностью, структурным построением конфликтоло-

149

гической компетентности учителя и особенностями ее проявления в педагогической практике общеобразовательной школы.

Педагогическая деятельность учителя общеобразовательной школы насыщена стрессогенными факторами, многие из которых обуславливают эмоциональное выгорание и профессиональные деструкции, связанные с большими эмоциональными затратами в ситуациях постоянного общения и высокого чувства ответственности. Среди подобного рода стрессогенных факторов: фактическое отсутствие «права на ошибку», неудовлетворенность профессиональным статусом, страх потерять работу, недооценка профессиональной значимости со стороны руководства и коллег, отсутствие условий для самовыражения и самореализации и т.д. Механизмом снижения роли стрессогенных факторов в профессиональной деятельности мы рассматриваем развитие конфликтологической культуры учителя [3].

В основе определяемого понятия лежит термин «компетентность». Важно подчеркнуть, что в научной и научно-методической литературе термин «компетентность» активно используется наряду с термином «компетенция». Как правило, эти два термина применяются для интегральной характеристики личности. Считается обоснованным, что и компетентность, и компетенция являются приобретаемыми качествами личности. В литературе бытует даже мнение, что эти два понятия трудно разводимы. При всем при этом, общим для этих двух понятий является деятельностная природа человека: они непременно проявляются в деятельности. Учитывая это небольшое уточнение, мы сочли возможным не обращаться к анализу источников, где осуществляется сравнение сущности этих двух понятий, а ограничиться лишь теми из них, в которых речь идет о компетентности.

Считается, что термин «компетентность» происходит от латинского слова «competence» и переводится как «соответствующий, способный». Это означает, что компетентный в определенной области человек «обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно в ней действовать» [4, с. 203].

Достаточно широкое представление о содержании понятия «компетентность» приводится в «Словаре русского языка» СИ. Ожегова. Здесь речь идет о компетентности как о круге вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Видим, что здесь компетентность, по сути, сводится к осведомленности человека.

В «Экономическом словаре» компетентность определяется как знания, опыт в той или иной области, как область полномочий управляющего органа, должностного лица, а также как круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. При этом, упоминается, что зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами [5]. В этом словаре компетентность рассматри-

вается не только по отношению к отдельному человеку, но и по отношению управляющих органов.

В данном определении акцент ставится не на осведомленности личности в чем-либо, а на тех психологических состояниях, которые отличают носителя компетентности. Действительно, можно в полной мере согласиться с авторами в том, что осведомленность в каком-либо предмете или определенной области деятельности придает человеку чувство успешности и полезности, что, в свою очередь, способствует повышению его уверенности в решаемых вопросах.

В «Педагогическом словаре» (под ред. В. И. Заг-вязинского) также подчеркивается связь компетентности с решаемыми в определенной области задачами. О ней говорится как о подготовленности для деятельности в определенной сфере. Компетентность также означает «степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений» [6, с. 41].

В «Большой современной энциклопедии» по педагогике (сост. ЕЮ. Рапацевич) осуществляется сужение содержания понятия «компетентность». Обращается внимание не столько на то, что компетентность включает знания, умения и опыт человека, сколько на соответствие этих знаний, умений и опыта его социально-профессиональному. Кроме того, важным является и такое уточнение, как включение в компетентность инициативы, сотрудничества, способности работать в команде, коммуникативных способностей, умения учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Нам удалось установить, что в словарной и энциклопедической литературе представления о компетентности являются неоднозначными и варьируются от обычного обладания знаниями, умениями и способностями, дающими человеку возможность успешно осуществлять вполне определенные аспекты деятельности, до выявления в компетентности таких важных психологических проявлений, как успешность, полезность, уверенность и сила в осуществлении деятельности.

Естественно, что неоднозначность трактовок «компетентности» обнаруживается еще сильнее, если обратиться к научной литературе. В частности, А.П. Тряпицына определяет компетентность как интегральное качество личности, характеризующую ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Итак, мы убедились в том, что общее представление о компетентности в профессиональных коммуникациях сводится к совокупности качеств человека, необходимых для успешного выполнения деятельности в определенных областях, а также способности эффективно разрешать проблемные ситуации и задачи, возникающие во

150

всех других сферах его жизнедеятельности. В качестве основного элемента компетентности специалиста выделяются знания и умения в области профессиональной деятельности. Причем, эти знания не являются абстрактными, далекими от реальной жизни, а органично встроены в профессиональную деятельность, что позволяет эффективно решать профессиональные задачи.

Литература:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». М. : Просвещение, 2012. С. 5.

2. Ярычев НУ. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации : автореф. дисс... на соиск. ученой степени д-ра лед. Наук. Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2011. С. 3-4.

3. Ярычев НУ. конфликтологическая культура учителя: сущность и движущие силы развития. Письма в Эмиссия // Оффлайн: электронный научный журнал. 2011. № 8. С. 1632.

4. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В.Е. Россоха; под общ. ред. В.Б. Шапаря. изд. 4-е. Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. 806 с.

5. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. Новосибирск : Наука, 1989. 189 с.

6. Загвязинский В.И. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений // ВИ. Загвязинский, А.Ф. Закирова, ТА. Строкова; под ред. ВЦ. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

Кроме знаний и умений, в состав компетентности включается опыт их применения в реальных условиях профессиональной деятельности. Компетентность всегда связана с каким-либо видом профессиональной деятельности. Именно деятельность, на наш взгляд, является средством проявления и критерием оценки развитости той или иной компетентности.

Literature:

1. National educational initiative «Our new school». M. : Education, 2012. P. 5.

2. Yarychev N.U. The concept of development of conflictological culture of the teacher in the selftraining organization : abstract dis. ... Dr. ped. Sciences. Southern Ural State University. Chelyabinsk, 2011. P. 3-4.

3. Yarychev N.U. Conflictological culture of the teacher: essence and driving forces of development. Letters on issue // Offline: electronic scientific journal. 2011. № 8. P. 1632.

4. Shapar V.B. The latest psychological dictionary / V.B. Shapar, V.E. Rossokh; gen. ed. by V.B. Shapar. 4th. ed. Rostov-on-Don : Phoenix, 2009. 806 p.

5. Borodkin F.M. Attention: conflict! / F.M. Borodkin, N. M. Koryak. Novosibirsk : Science, 1989. 189 p.

6. Zagvyazinskii V.I. Pedagogical dictionary: manual for student of higher institutions / V.I. Zagvyazinskii, A.F. Zakirova, T.A. Strokova; ed. by V.I. Zagvyazinskii, A.F. Zakirova. M. : Publishing Center «Academy», 2008. 352 p.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.