Научная статья на тему 'Значение факторного анализа прибыли от продаж в оценке эффективности деятельности предприятия'

Значение факторного анализа прибыли от продаж в оценке эффективности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1174
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
факторный анализ / оценка результатов деятельности / выручка / эффективность / оптимизация / прибыль от продаж / factor analysis / performance evaluation / revenue / efficiency / optimization / profit from sales

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонова А. Г.

Стабильное становление рыночной экономики не может существовать без обеспечения эффектив-ной деятельности предприятий. Факторный анализ прибыли от продаж имеет значение при данной оценке, поскольку отражает эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, что говорит об актуальности выбранной темы. В данной статье рассмотрено значение факторного анализа прибыли от продаж в оценке эффективности деятельности предприятия, приведены рекомендации по его совер-шенствованию. Базой для проведения анализа выступает одно из ведущих предприятий энергосбытовой деятельности Республики Мордовия ПАО «Мордовэнергосбыт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF FACTOR ANALYSIS OF PROFITS FROM SALES IN THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF ENTERPRISE ACTIVITIES

A stable formation of a market economy cannot exist without ensuring the efficient operation of enterprises. The factor analysis of profit from sales is important in this assessment, since it reflects the efficiency of the business entity, which indicates the relevance of the selected topic. This article discusses the value of the factor analysis of sales profit in assessing the effectiveness of the enterprise, provides recommendations for its improvement. The basis for the analysis is one of the leading energy supply enterprises of the Republic of Mordovia, PJSC “Mordo-venergosbyt”.

Текст научной работы на тему «Значение факторного анализа прибыли от продаж в оценке эффективности деятельности предприятия»

УДК: 338.242

Самсонова А. Г. магистрант экономического факультета направления «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Национальный Исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва» DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10574 ЗНАЧЕНИЕ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ ПРОДАЖ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Samsonova A. G.

master student Faculty of Economics Directions "Management" FGBOU VO "NationalResearch Mordovian State University named N. P. Ogareva"

VALUE OF FACTOR ANALYSIS OF PROFITS FROM SALES IN THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF ENTERPRISE ACTIVITIES

Аннотация

Стабильное становление рыночной экономики не может существовать без обеспечения эффективной деятельности предприятий. Факторный анализ прибыли от продаж имеет значение при данной оценке, поскольку отражает эффективность деятельности хозяйствующего субъекта, что говорит об актуальности выбранной темы. В данной статье рассмотрено значение факторного анализа прибыли от продаж в оценке эффективности деятельности предприятия, приведены рекомендации по его совершенствованию. Базой для проведения анализа выступает одно из ведущих предприятий энергосбытовой деятельности Республики Мордовия ПАО «Мордовэнергосбыт».

Abstract

A stable formation of a market economy cannot exist without ensuring the efficient operation of enterprises. The factor analysis ofprofitfrom sales is important in this assessment, since it reflects the efficiency of the business entity, which indicates the relevance of the selected topic. This article discusses the value of the factor analysis of sales profit in assessing the effectiveness of the enterprise, provides recommendations for its improvement. The basis for the analysis is one of the leading energy supply enterprises of the Republic of Mordovia, PJSC "Mordo-venergosbyt".

Ключевые слова: факторный анализ, оценка результатов деятельности, выручка, эффективность, оптимизация, прибыль от продаж.

Keywords: factor analysis, performance evaluation, revenue, efficiency, optimization, profit from sales.

В настоящее время рыночная экономика не может стабильно существовать без обеспечения эффективной деятельности хозяйствующих субъектов. Залогом их успешного функционирования является достаточная финансовая устойчивость.

Определение порогов и сохранение финансовой устойчивости относится к одной из наиболее важных экономических проблем, т.к. недостаточная финансовая устойчивость предприятия может привести к утрате платежеспособности, а в худшем случае к банкротству. В связи с этим вопросы оценки результатов деятельности хозяйствующего субъекта выходят на одно из первых мест в области управления финансами российских организаций.

Факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективно-

сти производства, т.е. основной целью данного анализа является поиск путей максимизации прибыли предприятия. Также, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений. Это позволяет говорить об актуальности выбранной темы.

Проведем факторный анализ прибыли от продаж, поскольку данный показатель является одним из важнейших, характеризующих эффективность деятельности предприятия [1, с. 58].

Рассмотрим пример данного анализа за 20162018 гг., направленного на оптимизацию деятельности ПАО «Мордовэнергосбыт», способом цепных подстановок. Для этого составим таблицу показателей (таблица 1).

98

BЮLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~ЛШ®Ма1>>#Щ411)),2©119

Таблица - 1

Показатели для факторного анализа прибыли от продаж ПАО «Мордовэнергосбыт»

№ Показатель Условное обозначение 2016 г., тыс. руб. 2017 г., тыс. руб. Изменение +/-

1. Выручка от реализации Вр 6254299 6504450 250151

2. Себестоимость С 3324453 3605453 281000

3. Коммерческие расходы Кр 2555604 2633843 78239

4. Управленческие расходы Ур 0 0 0

5. Прибыль от продаж Пр 374242 265154 -109088

Сначала произведем анализ 2016-2017 гг., воспользовавшись формулой 1 для расчёта прибыли от продаж базисного периода.

Про = Вро - Со - Кро - Уро,

(1)

ода;

где Вро - выручка от продаж базисного пери-

Со - себестоимость базисного периода; Кро - коммерческие расходы базисного периода;

Уро - управленческие расходы базисного периода.

Расчет по формуле 1: Про = 6254299 - 3324453

- 2555604 - 0 = = 374242 тыс. руб.

Далее рассчитаем выручку от реализации по трём условиям аналогичным способом.

Пр. условие1 = Врх — Со — Кро — Уро, (2) где Врх - выручка от продаж отчётного периода.

Расчет по формуле 2: Пр.условие1 = 6504450

- 3324453 - 2555604 - 0 = = 624393 тыс. руб.

Пр. условие2 = Врх — Сх — Кро — Уро, (3) где Сх - себестоимость отчётного периода. Расчет по формуле 3: Пр.условие2 = 6504450

- 3605453 - 2555604 - 0 = = 343393 тыс. руб.

Пр. условиеЗ = Врх — Сх — Крх — Уро, (4) где Крх - коммерческие расходы отчётного периода.

Расчет по формуле 4: Пр. условиеЗ = 6504450

- 3605453 - 2633843 - 0 = = 265154 тыс. руб.

Пр. условие4 (Прх) = Врх — Сх — Крх — Урх, (5) где Прх - прибыль от продаж отчётного пери-

Урх - коммерческие расходы отчётного пери-

ода;

ода.

Расчет по формуле 5: Пр.условие4 (Прх) = 6504450 - 3605453 - 2633843 - - 0 = 265154 тыс. руб.

Далее определим влияние каждого фактора на прибыль от продаж следующим образом:

1. За счёт изменения выручки: Прв = Пр. усл. 1 — Про = 624393 - - 374242 = 250151.

2. За счёт изменения себестоимости: Прс = Пр. усл. 2 — Пр. усл. 1. = = 343393 - 624393 = -281000.

3. За счёт изменения коммерческих расходов:

Пркр = Пр. усл. 3--Пр. усл. 2 = 265154 -

343393 = -78239.

4. За счёт изменения управленческих расходов: Прур = Пр. усл. 4 (Прх) - Пр. усл. 3 = 265154 -265154=0.

5. Совокупное влияние факторов: А Пр = Прв + Прс + Пркр + Прур = = 250151 - 281000 - 78239 = -109088.

Таким образом, факторный анализ 2016-2017 гг. показал, что большее влияние на изменение прибыли от продаж оказало увеличение себестоимости предоставляемых услуг ПАО «Мордовэнергосбыт». Также, негативное воздействие оказало изменение коммерческих расходов. Исходя из этого, совокупное влияние факторов отрицательно проявилось на изменении прибыли от продаж.

Подобным образом проведём факторный анализ 2017-2018 гг. для того, чтобы определить влияние факторов на изменение прибыли от продаж.

При расчёте нами были полученные следующие данные: Пр0 = 265154 тыс. руб.; Пр. условие1 = 181728 тыс. руб.; Пр. условие2 = 317128 тыс. руб.; Пр. условие3 = 146413 тыс. руб.; Пр.условие4 (Прх) = 146413 тыс. руб.

Дальнейшим шагом определяем степень влияния факторов на прибыль от продаж:

1. За счёт изменения выручки: Прв = 181728 -265154 = -83426.

2. За счёт изменения себестоимости: Прс = 317128 - 181728 = 135400.

3. За счёт изменения коммерческих расходов: Пркр = 146413 - 317128 = = -170715.

4. За счёт изменения управленческих расходов: Прур = 146413 - - 146413 = 0.

5. Совокупное влияние факторов: А Пр = -83426 + 135400 -170715 = = - 118741.

Факторный анализ за 2017-2018 гг. продемонстрировал негативное влияние изменения выручки на прибыль от продаж, а также увеличение коммерческих расходов. Совокупное влияние факторов, в свою очередь, также получилось отрицательным.

Оценку результатов факторного анализа в совокупности представим в таблице 2.

Таким образом, рассмотренная выше методика оценки результатов деятельности энергосбытовой компании предполагает исследование влияния основных факторов на результат деятельности хозяйствующего субъекта, служащую основой для разработки преобладающих направлений краткосрочной финансовой политики предприятия.

Таблица - 2

Оценка результатов факторного анализа_

№ Наименование фактора Сумма, тыс.руб.

2017г./2016г. 2018г./2017г.

1. За счет изменения выручки 250 151 -83 426

2. За счет изменения себестоимости реализации -281 000 135 400

3. За счет изменения коммерческих расходов -78 239 -170 715

4. За счет изменения управленческих расходов 0 0

5. Совокупное влияние факторов -109 088 -118 741

Исходя из этого, стоит заметить, что полезным может оказаться использование методики прогнозирования и реструктуризации дебиторской задолженности, а также в ряде случаев прогноз основных возможностей и угроз предприятия.

Список литературы

1. Левчаев, П. А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода

/ науч. ред. проф. П. В. Шичкин. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2002. - 104 с.

2. Официальный сайт Публичного акционерного общества «Мордовская энергосбытовая компания»: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mesk.ru/ Дата обращения: 20.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.