Научная статья на тему 'Факторный анализ прибыли предприятия (на примере предприятия ООО "Стройзаказ")'

Факторный анализ прибыли предприятия (на примере предприятия ООО "Стройзаказ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18921
5509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ВЫРУЧКА / PROFIT / FACTOR ANALYSIS / FINANCIAL RESULT / PROFITABILITY / REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова Агата Викторовна

Рассмотрены теоретические аспекты факторного анализа прибыли. На примере предприятия ООО «Стройзаказ» (г. Владивосток) продемонстрировано использование факторного анализа. Представлены основные этапы анализа финансовых результатов и рентабельности, которые позволяют определить механику основного процесса. Оценка формирования прибыли в строительной компании показала, что самое значительное влияние на снижение чистой прибыли оказывает сокращение объемов продаж и их структурных сдвигов. Даже в условиях положительного влияния изменения цен уровень продаж организации снизился, а оценка выручки 2016 г. в ценах 2015 г. показала, что произошло значительное сокращение именно объемов продаж. Определен резерв роста прибыли для ООО «Стройзаказ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor analysis of profit for an enterprise (on an example of the enterprise "Stroyzakaz")

Theoretical aspects of the factor analysis of profit are considered for the enterprise Stroyzakas Ltd., Vladivostok, as an example of this method using. The main stages of the analysis for financial results and profitability are explained that allows to determine the entire method mechanism. The profit forming analysis for this construction company shows that the net profit decreasing is caused mainly by decrease in sales volume and their structural changes. In spite of prices growth, the sales volume decreased for the company that is confirmed with the revenue estimation for 2016 in prices of the previous year. The profit reserve is determined for Stroyzakaz Ltd.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ прибыли предприятия (на примере предприятия ООО "Стройзаказ")»

УДК 658.155

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-1/208-215

А.В. Голикова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Факторный анализ прибыли предприятия (на примере предприятия ООО «Стройзаказ»)

Рассмотрены теоретические аспекты факторного анализа прибыли. На примере предприятия ООО «Стройзаказ» (г. Владивосток) продемонстрировано использование факторного анализа. Представлены основные этапы анализа финансовых результатов и рентабельности, которые позволяют определить механику основного процесса. Оценка формирования прибыли в строительной компании показала, что самое значительное влияние на снижение чистой прибыли оказывает сокращение объемов продаж и их структурных сдвигов. Даже в условиях положительного влияния изменения цен уровень продаж организации снизился, а оценка выручки 2016 г. в ценах 2015 г. показала, что произошло значительное сокращение именно объемов продаж. Определен резерв роста прибыли для ООО «Стройзаказ».

Ключевые слова и словосочетания: прибыль, факторный анализ, финансовые результаты, рентабельность, выручка.

A.V. Golikova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Factor analysis of profit for an enterprise (on an example of the enterprise "Stroyzakaz")

Theoretical aspects of the factor analysis of profit are considered for the enterprise Stroyzakas Ltd., Vladivostok, as an example of this method using. The main stages of the analysis for financial results and profitability are explained that allows to determine the entire method mechanism. The profit forming analysis for this construction company shows that the net profit decreasing is caused mainly by decrease in sales volume and their structural changes. In spite of prices growth, the sales volume decreased for the company that is confirmed with the revenue estimation for 2016 in prices of the previous year. The profit reserve is determined for Stroyzakaz Ltd.

Keywords: profit, factor analysis, financial result, profitability, revenue. Введение

Современное состояние развития экономики Российской Федерации показывает стабильную тенденцию к финансовой нестабильности большого количества предприятий. Малый и средний бизнес не справляется с ростом себестоимости, налоговыми издержками, оплатой труда, что приводит вначале к снижению конкурентоспособности, а затем к полному финансовому краху. Руководителям

Голикова Агата Викторовна - студент Института заочного и дистанционного обучения; 690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41; e-mail: [email protected]. Golikova Agata Viktorovna - Student.

предприятий в такой ситуации необходимо акцентировать внимание на систематическом анализе эффективности деятельности предприятий с целью поиска резервов сокращения затрат и повышения прибыли предприятия [4].

Формирование грамотной политики управления прибылью в компании помогает решить часть проблем еще на стадии их возникновения. Для моделирования и оценки текущей ситуации в экономике применяется метод факторного анализа, который позволяет оценить влияние различных факторов на определенный показатель. Прибыль является экономически важной категорией, которая лежит в основе процветания предприятий, что требует постоянного контроля основных факторов, влияющих на нее.

Цель настоящей статьи - выявление факторов, определяющих прибыль предприятия.

Исследование теоретических вопросов

Понятие прибыли, по мере развития экономической теории, постоянно совершенствовалось и усложнялось. Причем трактовки прибыли были весьма неточными и конкретными, однако ученые-экономисты сходились в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток между фактическими расходами на производство определенного вида продукции и доходами, полученными от ее продажи [2].

Прибыль как экономическая категория - это превращенная форма прибавочной стоимости. Прибыль с точки зрения экономики предприятия - положительный финансовый результат, получаемый предприятием после реализации продукции (товаров, работ, услуг) и погашения соответствующих расходов.

Информационная база анализа финансовых результатов предприятия формируется за счет внешних и внутренних источников информации.

Прибыль представляет собой цель любой хозяйственной деятельности предприятия. Кроме этого, она является объектом экономической теории и определяет собой важную роль в рыночной экономике. В современных учебниках и научных журналах категорию «прибыль» неразрывно связывают с категориями дохода, а также капитала, воздержания, процента, ожидания и пр. [1-5]. Однако если исходить из практики, то по сути прибыль представляет собой разность между выручкой и затратами компании.

В рыночной экономике анализ финансовых результатов составляет важнейшую часть информационного обеспечения для принятия управленческих решений руководством предприятий. В получении подробной информации о финансовой ситуации в компании, ее деятельности заинтересованы практически все субъекты рыночных отношений: собственники, акционеры, аудиторы, инвесторы, банки, биржи, поставщики и покупатели, страховые компании и рекламные агентства.

На рисунке 1 представлены задачи факторного анализа.

К основным задачам экономического факторного анализа, как показано на рис. 1, относятся построение экономико-математических моделей, описывающих влияние факторов на результирующий показатель, и оценка оказываемого этими факторами влияния. на результирующий показатель может влиять один фактор,

и в этом случае говорят об однофакторном анализе, или несколько - в этом случае используется многофакторный анализ.

Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели

Классификация и систематизация факторов с целью л обеспеченги комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной . деятельности. ,

г Определение формы зависимости между факторами и р езу л ьтативнымн показателями

г М од епир о вание взаимосвязей между факторами и р езу л ьтативнымн показателями

Расчет влияния факторов и оценка роли каждого its них в изменении результативного показателя

Работа с факторной моделью Методика факторного анализа

Рис. 1. Задачи факторного анализа [1] Существует множество методик анализа финансовых результатов [1]. Между тем ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента подходят к отдельным теоретическим и методическим вопросам анализа в различных аспектах и с разной степенью детализации.

Одной из интересных методик является методика Г.В. Савицкой [5], которая предлагает осуществлять анализ финансовых результатов деятельности предприятия последовательно по следующим этапам анализа (рис. 2).

Анализ ценовой политики предприятия и факторный анализ уровня среднереализацнонных цен

Анаиге использования прибыли

Рис. 2. Основные этапы анализа финансовых результатов компании по Г.В. Савицкой [5]

В процессе анализа Г.В. Савицкая рекомендует анализировать такие показатели, как маржинальная прибыль, прибыль от реализации, общий финансовый результат, основные факторы, влияющие на компанию, среднестатистические цены и пр.

Часто на практике при анализе прибыли исследуют вопросы себестоимости, что позволяет выделить резервы повышения прибыли [3]. В этом случае используют такие показатели, как точка безубыточности и порог рентабельности. Определение порога рентабельности производится для установления базового объема выпуска продукции как ориентира для принятия решений по ассортименту и ценам. Точка безубыточности рассчитывается для первоначально заданной производственной программы, исходя из полученных данных от заказчика или от маркетингово-сбы-товой службы [3].

Практический анализ

Пример проведения факторного анализа прибыли представлен на базе предприятия ООО «Стройзаказ», работающего на строительном рынке г. Владивостока с 2002 г.

Оценка финансовых результатов деятельности предприятия основывается на данных Отчетов о финансовых результатах работы предприятия в 2014-2016 гг. в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

Основные результаты деятельности предприятия представлены в табл. 1. Как видно из представленных данных, выручка предприятия за два последних периода работы сократилась на 20 %. При этом чистая прибыль сократилась почти на 22 %. В 2016 г. предприятие получило чистую прибыль в размере 6410 тыс. руб., которая меньше выручки 2015 г. на 1775 тыс. руб.

Таблица 1

Динамика прибыли ООО «Стройзаказ» за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Показатель 2014 2015 2016 Абс. изм., тыс. руб. Отн. изм., %

2015/ 2014 2016/ 2015 2015 /2014 2016/ 2015

Выручка от оказания услуг и выполнения работ 9433 13326 10776 3893 -2550 141,3 80,9

Себестоимость 4140 4398 4121 258 -277 106,2 93,7

Прибыль от продаж 5293 8928 6645 3635 -2283 168,7 74,4

Прочие доходы 18 14 5 -4 -9 77,8 35,7

Прочие расходы 312 417 236 105 -181 133,7 56,6

Прибыль до налогообложения 4999 8525 6414 3526 -2111 170,5 75,2

Отложенные налоговые активы 84 120 74 36 -46 142,9 61,7

Отложенные налоговые обязательства 392 631 380 239 -251 161,0 60,2

Текущий налог на прибыль 900 1091 458 191 -633 121,2 42,0

Чистая прибыль 4575 8185 6410 3610 -1775 178,9 78,3

Примечание: использованы данные о финансовой деятельности ООО «Стройзаказ», взятые из годовых отчетов предприятия.

Прибыль от продаж в рассматриваемые годы увеличилась: показатель 2015 г. гораздо выше показателя 2014 г. В 2015 г. она увеличилась на 3635 тыс. руб., или более чем на 41 %, а в 2016 г. сократилась на 25 % по сравнению с 2015 г. Прослеживается зависимость данного показателя от выручки предприятия. Также можно отметить и качественное увеличение прибыли от оказания услуг по отношению к выручке. За три исследуемых года этот показатель увеличился на 5,7 %.

На опережающее снижение чистой прибыли по сравнению с выручкой оказало влияние увеличение себестоимости по сравнению с прибылью от продаж (в процентном соотношении).

По данным табл. 1 также можно отметить, что ООО «Стройзаказ» имеет незначительные прочие доходы, сумма которых в 2016 г. в три раза меньше доходов 2015 г. При этом имеются прочие расходы, значение которых гораздо выше суммы прочих доходов, т.е. можно говорить о дополнительных расходах предприятия, хотя размер прочих расходов в 2016 г. сократился по сравнению с предыдущим годом на 43,6 %, что является положительным фактором в деятельности предприятия.

Чистая прибыль ООО «Стройзаказ» в анализируемые годы увеличилась в 1,5 раза: в 2015 г. по сравнению с 2014 г. произошло увеличение на 3610 тыс. руб., или на 79 %, а в 2016 г. - снижение на 1775 тыс. руб., или на 22 %, по отношению к предыдущему году.

Оценка формирования прибыли строительной компании основывается на расчете влияния различных факторных показателей на экономическую прибыль компании.

В таблице 2 представлены исходные данные для проведения факторного анализа.

Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж в ООО «Стройзаказ» за 2016 г.

Показатель 2015 г. Реализация услуг 2016 г. по ценам и затратам 2015 г. 2016 г.

Выручка, тыс. руб. 13326 9132 10776

Себестоимость, тыс. руб. 4398 4205 4121

Прибыль от продаж, тыс. руб. 8928 4927 6655

Темп снижения выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего года, % 68,5

Примечание: данные взяты из отчета о финансовой выручке, а также внутренних документов компании ООО «Стройзаказ».

Цены компании в 2016 г. выросли на 15,3 %, а затраты в ценах 2015 г. были выше на 2,0 %.

Произведем общий расчет влияния различных факторов на прибыль от продаж за 2016 г. на основе данных табл. 3.

Таблица 3

Факторный анализ прибыли от продаж в ооо «Стройзаказ», 2016 г.,

тыс. руб.

Фактор Расчет Оценка влияния фактора на прибыль от продаж

Общее изменение прибыли от продаж 6655 - 8928 = -2273 -

В том числе, за счет факторов

Изменение объема продаж 6655х(68,5 -Ю0) = -100 -

Изменение себестоимости 4121 - 4205 = -84 -

Изменение цен на услуги 10776 - 9132 = 1644 1644

Изменение структурных сдвигов в объеме продаж 4927- 8928Х(68'5) = -1188,68 100 -

Совокупное влияние факторов на прибыль от продаж - 2644,33 -

Примечание. Здесь и далее факторный анализ сделан авторами с использованием данных отчетов и документов компании ООО «Стройзаказ».

Таким образом, на формировании прибыли от продаж в компании ООО «Строй-заказ» отрицательно сказались объемы продаж предприятия в целом и структурные сдвиги в объеме продаж. Негативный вклад внесло и изменение себестоимости. В то же время изменение цен на услуги строительства положительно отразилось на прибыли от продаж.

Далее произведем оценку формирования экономической прибыли предприятия ООО «Стройзаказ» (до налогообложения) (табл. 4).

Существенное влияние на формирование чистой прибыли ООО «Стройзаказ» оказало изменение экономической прибыли предприятия (-2111 тыс. руб.). Остальные факторы имеют менее существенное значение.

В результате факторного анализа формирования прибыли ООО «Стройзаказ» можно сделать вывод, что к существенному снижению прибыли в компании привело значительное сокращение заказов, в связи с чем на предприятии периодически осуществляется планирование деятельности. Таким образом, на прибыль ООО «Стройзаказ» до налогообложения предприятия оказали отрицательное влияние такие факторы, как изменение объемов продаж и структурных сдвигов в объемах продаж. Положительное влияние оказали изменения в ценах. Прочие доходы и расходы существенного влияния на прибыль до налогообложения в компании ООО «Стройзаказ» не оказали.

Таблица 4

Факторный анализ экономической прибыли компании ООО «Стройзаказ», 2016 г.

Фактор Сумма, тыс. руб. К итогу, %

Изменение прибыли до налогообложения -2111 100

В том числе за счет факторов:

Изменение объемов продаж -2644,33 116,8

Изменение себестоимости -84 -3,97

Изменение цен на услуги 1644 -77,87

Изменение структурных сдвигов в объемах продаж -1188,68 56,31

Итого: влияние факторов изменения прибыли от продаж -2273 107,67

Изменение прочих доходов -9 0,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменение прочих расходов 171 -8,1

Итого влияние факторов изменения прочих доходов и расходов 162 -7,67

Всего влияние факторов на изменение прибыли до налогообложения -2111 100

Факторный анализ чистой прибыли предприятия ООО «Стройзаказ» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Факторный анализ чистой прибыли предприятия ООО «Стройзаказ»

Фактор Сумма, тыс. руб. К итогу, %

Изменение чистой прибыли -1775 100

В том числе за счет факторов:

Изменение экономической прибыли -2111 118,9

Изменение суммы налога на прибыль -636 35,8

Изменение постоянных налоговых обязательств 297 -16,7

Итого влияние факторов изменения налогов 336 -18,9

Всего влияние факторов на изменение чистой прибыли -1775 100

Выводы

Прибыль — это важнейший экономический показатель деятельности предприятия, фирмы и основная составляющая, из которой складывается часть бюджета в виде налога на прибыль.

Методы анализа прибыли в строительной организации позволили определить, что существуют различные схемы ее оценки, а также основных определяющих факторов, которые сказываются на финансовом результате строительного предприятия. Рассмотрены основные этапы анализа финансовых результатов и рентабельности, позволяющие определить механику основного процесса.

Оценка формирования прибыли в компании ООО «Стройзаказ» показала, что самое значительное влияние на снижение чистой прибыли оказывает уменьшение объемов продаж и их структурных сдвигов. Даже в условиях положительного влияния изменения цен уровень продаж организации снизился, а оценка выручки

2016 г. в ценах предыдущего года показала, что произошло значительное сокращение именно объемов продаж.

Основным резервом роста прибыли для компании ООО «Стройзаказ» определена себестоимость по работам, производимым компанией самостоятельно.

1. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. : Омега-Л, 2016. 349 с.

2. Забакова М.М. Особенности формирования финансовых результатов и распределения прибыли // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 22-2. С. 58-61.

3. Кузьмичева И.А., Ворожбит О.Ю., Левкина Е.В. Методический подход к управлению себестоимостью продукции в целях повышения конкурентоспособности предпринимательских структур (на примере рыбоперерабатывающих предприятий Приморского края) // СИСП. 2013. № 10 (30). С. 40-60.

4. Левкина Е.В., Курченкова Д.А. Оценка финансовых результатов рыбной промышленности Приморского края и их развития // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. С. 59-59.

5. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник. 14-е изд.; перераб. и доп. М. : ИН-ФРА-М, 2011. 649 с.

Транслитерация

1. Efimova O.V. Finansovyi analiz: sovremennyi instrumentarii dlya prinyatiya ekonomicheskikh reshenii : uchebnik. 4-e izd., ispr. i dop. M. : Omega-L, 2016. 349 p.

2. Zabakova M.M. Osobennosti formirovaniya finansovykh rezul'tatov i raspredeleniya pribyli, Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk, 2011, No 22-2, pp. 58-61.

3. Kuz'micheva I.A., Vorozhbit O.Yu., Levkina E.V. Metodicheskii podkhod k upravleniyu sebestoimost'yu produktsii v tselyakh povysheniya konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur (na primere rybopererabatyvayushchikh predpriyatii Primorskogo kraya), SISP, 2013, No 10 (30), pp. 40-60.

4. Levkina E.V., Kurchenkova D.A. Otsenka finansovykh rezul'tatov rybnoi promyshlennosti Primorskogo kraya i ikh razvitiya, Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik, 2017, No 1, pp. 59-59.

5. Savitskaya G.V. Ekonomicheskii analiz : uchebnik. 14-e izd.; pererab. i dop. M. : INFRA-M, 2011, 649 p.

© А.В. Голикова, 2018

для цитирования: Голикова А.В. Факторный анализ прибыли предприятия (на примере предприятия ООО «Стройзаказ») // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 1. С. 208-215. For citation: Golikova A.V. Factor analysis of profit for an enterprise (on an example of the enterprise "Stroyzakaz"), Ткв Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, No 1, pp. 208-215. DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-1/208-215 Дата поступления: 21.03.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.