УДК 343.985.7 ББК 67.52
Аминев Фарит Гизарович Aminev Farit Gizarovich
доцент кафедры криминалистики Института права Башкирского государственного университета доктор юридических наук, доцент.
Associate Professor, Department of Criminalistics of the Institute of Law, the Bashkir State University, Doctor of Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ ЭТИЧЕСКОГО СТАНДАРТА СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
The value of ethical standards of a forensic expert in the investigation of crimes related to extremist and terrorist activities
В статье рассмотрены проблемы этики в судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и предложены меры по повышению требований к морально-нравственным качествам судебного эксперта. Автором обоснована необходимость принятия Кодекса этики судебного эксперта Российской Федерации, сформулированы основные требования этического стандарта к судебному эксперту, проводящему судебные экспертизы при расследовании преступлений экстреми-стско-террористической направленности.
Ключевые слова: судебная экспертиза, эксперт, Кодекс этики судебного эксперта, экстремизм, терроризм, судебно-экспертная деятельность, принципы профессионального поведения.
The problems of ethics in forensic activities in the Russian Federation are analyzed and measures to increase the requirements for moral qualities of the forensic expert are proposed. The necessity of the adoption of the «code of ethics of a forensic expert of the Russian Federation» is substantiated, the basic requirements of ethical standard applicable to the judicial expert conducting forensic examination in the investigation of crimes of extremist and terrorist orientation are formulated.
Keywords: forensic, expert, Code of ethics of forensic expert, extremism, terrorism, forensic science activity, principles of professional conduct.
В условиях стремительных социально-экономических и политических преобразований в России XXI века трансформировались и возросли преступные проявления, в том числе в их крайних формах - экстремизме и терроризме. Так, в 2016 году зарегистрировано 2227 преступлений террористического характера и 1450 преступлений, связанных с экстремистской деятельностью, что на 44,8 % и 9,1 % больше, чем в 2015 году [1].
Соглашаясь с утверждением Н. Е. Макарова о том, что экстремистская деятельность является процессом борьбы за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения своих целей радикальные (агрессивные) способы и формы [2, с. 85], а терроризм ставит своей целью давление на органы власти или международные организации путем
применения крайних мер насилия либо угрозы его применения для достижения необходимых преступникам результатов [3, с. 492], отметим необходимость мобилизации всех государственных, общественных ресурсов для противодействия этим чрезвычайно опасным видам деятельности.
В то же время Российской Федерацией предпринимаются серьезные меры по созданию правового государства, поэтому продолжается введение в судопроизводство новелл, как указывают А. В. Варданян и Г. А. Варданян, ориентированных на гуманизацию уголовного процесса, равноправие и состязательность сторон, которые потребовали глобального пересмотра как мировоззренческих, так и прикладных аспектов криминалистической тактики [4, с. 7]. Одной из действенных мер, позволяющих в наиболее объективной форме установить все обстоятельства деяний терро-
ристической и экстремистской направленности, является судебная экспертиза, проводимая лицом, владеющим системой специальных знаний и навыков и назначенным в установленном процессуальным законодательством порядке для производства судебной экспертизы [5, с. 7]. Значение судебной экспертизы по отношению к другим источникам доказательств все более возрастает отчасти и от того, что методы получения вербальной информации совершенствуются медленнее, чем технические методы и средства, которые активно прогрессируют [6, с. 94] и находят свое отражение в новых высокотехнологичных родах и видах экспертных исследований.
В условиях, с одной стороны, требований гуманного отношения ко всем участникам уголовного судопроизводства, с другой стороны, необходимости ужесточения борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма, к деятельности судебного эксперта приковано особое внимание не только сторон процесса, но и общественности, средств массовой информации, граждан. Судебно-экспертная деятельность по делам экстремистско-террористической направленности осложнена и тем, что в настоящее время «идея и понятие права человека стали заслонять традиционно равновесную в юриспруденции категорию обязанности соблюдать права других людей, права общества и государства» [7, с. 105]. Это совершенно неприемлемо для судебно-экспертной деятельности, на результаты которой не должно оказывать влияние ни расслоение общества по социально-экономическим признакам, ни либеральное отношение к крайне радикальным взглядам различных общественных течений, приводящим к экстремистским и террористическим проявлениям. Тем более для России духовно-нравственные ценности всегда являлись государствообразующими [7, с. 104]. Поэтому в ходе проведения судебной экспертизы при расследовании преступлений вышеназванных категорий имеет решающее значение соблюдение этического стандарта судебного эксперта (кодекса этики), что в совокупности с наличием высокой психологической устойчивости (среди представленных объектов могут содержаться нелицеприятные фотографии и видеозаписи с элементами насилия, тексты, оскорбляющие челове-
ческое достоинство, и так далее) позволит качественно провести экспертное исследование.
Отметим, что соблюдению этических норм в судебно-экспертной деятельности в некоторых странах уделяется особое внимание. Так, на экзаменах на право стать судебным экспертом в Китайской Народной Республике отдельно вынесен вопрос об основах профессиональной этики (нравственности) [8, с. 68].
В России для реализации обозначенных в ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» принципов государственной судебно-экспертной деятельности (законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники) судебный эксперт должен беспрекословно соответствовать требованиям профессиональной этики, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Особенно при расследовании преступлений, связанных с террористической (ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 207, 208 УК РФ) и экстремистской (ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ) деятельностью [9, с. 94-97; 10, с. 31-35; 11, с. 68-72; 12, с. 74-78; 13, с. 40-45] судебным экспертом должны быть соблюдены такие нравственные начала, как объективность (решение поставленных задач только на основе независимого объективного научного исследования), принципиальность (исследование и формулирование выводов на основе своих суждений и только в соответствии с научно обоснованными методиками, без влияния мнений заинтересованных лиц), самокритичность (критическое отношение к ходу и результатам своего экспертного исследования), добросовестность и другие морально-этические качества. Таким образом, экспертная этика должна быть реализована как совокупность моральных норм, правил поведения во всех областях профессиональной деятельности [14, с. 128].
Вместе с тем следует признать, что на сегодняшний день морально-этические качества судебного эксперта не зафиксированы отдельным документом, поэтому предлагается составить Кодекс этики судебного эксперта Российской Федерации. В контексте рассмат-
риваемой в статье темы целесообразно уделить отдельное внимание тем статьям Кодекса, в которых изложены основополагающие принципы и правила профессионального поведения судебного эксперта. Объясняется это тем, что при проведении судебных лингвистических, психолого-лингвистических, авто-роведческих, религиоведческих, фоноскопиче-ских, почерковедческих, компьютерно-технических, радиотехнических экспертиз судебный эксперт в силу характера исследований получает обширные данные о субъектах совершенного акта терроризма (или экстремизма). И, несмотря на обладание знаниями о подозреваемых (обвиняемых, подсудимых), включая сведения как о негативных проявлениях (жестокость, лживость субъекта), так и вызывающих жалость, сострадание (субъект несовершеннолетний, сирота, действующий под давлением и угрозой расправы) [15, с. 168-172], судебный эксперт обязан оставаться объективным и беспристрастным исследователем.
В связи с важностью результатов проводимых судебных экспертиз (например, судебные лингвистические и комплексные психолого-лингвистические экспертизы способствуют установлению одного из основных элементов предмета доказывания - мотива преступления экстремистской и террористической направленности) отдельные положения Кодекса этики судебного эксперта Российской Федерации требуют более тщательной разработки.
Так, в статье предлагаемого Кодекса этики, содержащей принципы независимости судебного эксперта, необходимо указать его обязанность следовать независимой и беспристрастной позиции в отношении любых участников судопроизводства: лиц, назначивших экс-
Литература
1. Состояние преступности // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: Ы^:мвд.рф/ир-load/site 1 /document_news/009/3 3 8/947/sb_ 1612.pdf.
2. Макаров Н. Е. Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму: дис. ... канд. юрид. наук. Чита, 2006.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Рос-
пертизу, других лиц, заинтересованных в исходе дела. Судебный эксперт дает заключение на основе результатов проведенных с использованием специальных знаний исследований в соответствии со своим внутренним убеждением. При описании принципа объективности и беспристрастности следует внести требование о том, что при выполнении своих обязанностей судебный эксперт должен быть свободен от любых предпочтений и предвзятости; его поведение должно быть направлено на исключение всех сомнений в его беспристрастности. Согласно статье о принципе равенства, судебный эксперт должен относиться равнозначно ко всем лицам, участвующим в судопроизводстве; проявлять вежливость и корректность в общении со всеми участниками процесса, уважать нравственные устои и традиции народов, считаться с культурной самобытностью различных этнических и социальных групп и религий, не допускать возникновения конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации судебного эксперта; в ходе всех стадий исследования не демонстрировать свою религиозную принадлежность и так далее.
Представляется, что скорейшее принятие Кодекса этики судебного эксперта Российской Федерации (этического стандарта судебного эксперта) будет способствовать повышению уровня судебно-экспертной деятельности, в том числе в расследовании преступлений экстремистской и террористической направленности, а основательно продуманные морально-нравственные требования к судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации должны обеспечить повышение качества судопроизводства в целом.
Bibliography
1. The state of crime // Official website of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. URL: https:MIA.RF/upload/site1/docu-ment_news/009/338/947/sb_1612.pdf.
2. Makarov N. E. Political extremism as a radical model of the political process and the organization of the state anti-extremis: dis. ... PhD in Law. Chita, 2006.
3. The comment to the criminal code of the Russian Federation / ed. the editorship of V. M. Lebe-dev. 9th ed., rev. Moscow, 2010.
сийской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 9-е изд., перераб. и доп. М., 2010.
4. Варданян А. В., Варданян Г. А. Теоретико-методологические проблемы криминалистической тактики в контексте современной модели уголовного процесса // Юристъ-Пра-воведъ. 2015. № 6.
5. Аминев Ф. Г. О некоторых проблемах интеграции научно-методического и организационного обеспечения судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 2.
6. Головин А. Ю., Грибунов О. П., Бибиков А. А. Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию транспортных преступлений: монография. Иркутск, 2015.
7. Овчинников А. И. Юридическая формализация понятия «общественная нравственность» // Философия права. 2016. № 6 (79).
8. Люй С., Чжан Ж. К вопросу о повышении эффективности и качества судебной экспертизы // Актуальные вопросы судебных экспертиз: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2010.
9. Варданян А. В., Кулешов Р. В. Соотношение понятий экстремистской и террористической деятельности: гносеологический и правовой аспекты // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2015. № 4.
10. Варданян А. В., Кулешов Р. В. О классификации явлений экстремизма и терроризма: единство сущности и поливариантность отображения в социуме // Правовое государство: теория и практика. 2015. № 42. Т. 4.
11. Варданян А. В. Совершенствование гарантий обеспечения безопасности участников уголовного процесса в контексте современных тенденций преступности // Современное уголовно-процессуальное право России: уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования: сборник материалов Международной конференции к 60-летию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В. В. Николюка. М., 2016.
12. Варданян А. В., Андреев А. С. Эмоциональные переживания и суицидальные поступки как часть посткриминального поведения лиц и их значение для раскрытия и расследования убийств (криминалистические и психологические аспекты) // Философия права. 2016. № 2 (75).
4. Vardanyan A. V., Vardanyan G. A. Theoretical and methodological problems of criminalistic tactics in the context of contemporary models of the criminal process // Jurist-Pravoved. 2015. № 6.
5. Aminev F. G. About some of the problems of integration of scientific-methodical and organizational support of forensic activities in the Russian Federation // Jurist-Pravoved. 2016. № 2.
6. Golovin A. Yu., Gribanov O. P., Bibikov A. A. Forensic methods for overcoming of counteraction to investigation of crimes transport: monograph. Irkutsk, 2015.
7. Ovchinnikov A. I. Legal formalization of the concept of «public morality» // Philosophy of law. 2016. № 6 (79).
8. Lu S., Zhang J. The issue of improving the efficiency and quality of forensic investigation // Actual problems of forensic examinations: materials of International scientific-practical conference. Irkutsk, 2010.
9. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. Relationship between the concepts of extremist and terrorist activities: epistemological and legal aspects // «Black holes» in Russian legislation. 2015. № 4.
10. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. On the classification of phenomena of extremism and terrorism: the unity of nature and the multivariate display in the society // Legal state: theory and practice. 2015. № 42.Vol. 4.
11. Vardanyan A. V. Improvement of safeguards ensure the safety of participants in criminal proceedings in the context of current crime trends // Modern criminal procedural law in Russia: lessons of history and the problems of further reforming: proceedings of the International conference on the 60th anniversary of doctor of legal Sciences, Professor, honored scientist of the Russian Federation V. V. Nikoluka. Moscow, 2016.
12. Vardanyan A. V., Andreev A. S. Emotional distress and suicidal actions as part of a postcriminal behavior of individuals and their importance for the disclosure and investigation of murders (forensic and psychological aspects) // Philosophy of law. 2016. № 2 (75).
13. Vardanyan A. V., Kuleshov R. V. Genesis of extremism and terrorism in Russia as a retrospective aspect of forensic scientific knowledge // Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. 2015. № 3 (31).
13. Варданян А. В., Кулешов Р. В. Генезис экстремизма и терроризма в России как ретроспективный аспект криминалистического научного познания // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3 (31).
14. Майлис Н. П. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании: учебное пособие. М., 2015.
15. Варданян А. В. Некоторые проблемы назначения психолого-психиатрической экспертизы при расследовании насильственных посягательств на жизнь и здоровье личности, совершенных субъектами, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 2-2.
14. Mailis N. P. Theory and practice of forensic examination proving: proc. allowance. M., 2015.
15. Vardanyan A. V. Some problems of assignment psychological and psychiatric examination during the investigation of the violent attacks on the lives and health of a person, committed by persons having a mental disorder, not excluding sanity // Izvestiya of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2014. № 2-2.