дарственных судебно-экспертных организаций) на стадии возбуждения уголовного дела) п. 1 ч. 3 ст. 57 УПк РФ предлагаем изложить в следующей редакции: «эксперт вправе знакомиться с материалами уголовного дела, а также с материалами проверки сообщения о преступлении, если они относятся к предмету судебной экспертизы».
Таким образом, вопросы назначения и производства судебной экспертизы на стадии возбуждения уголовного дела по-прежнему остаются актуальными и требуют дальнейшего законодательного разрешения в целях всестороннего, полного и объективного расследования уголовных дел и обеспечения прав и интересов личности в уголовном судопроизводстве.
Список литературы:
1. Белкин РС. Курс криминалистики: в 3 т. Т. 3. М., 1997. С. 100-107.
2. Белозеров Ю.Н., Чувилев А.А. Проблемы обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела: учеб. пособие. М., 1973.
3. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975.
4. Арсеньев В.Д. Использование специальных медицинских знаний до возбуждения уголовного дела. М., 1976.
5. Грачев С.А. Реально ли в настоящее время производство экспертизы до возбуждения уголовного дела? // Эксперт-криминалист. 2014. N 3. С. 10-13.
6. Гришин А.В. Проблемы правовой регламентации производства судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве // Современное право. 2014. N 1.
кулешов Р.В., кандидат юридических наук, доцент,
отдел координации научной деятельности в Министерстве внутренних дел Российской Федерации; Департамент государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, 125009, г. Москва, газетный переулок, 6
kuleshov r.v.,
Gandidate of Legal Sciences, associate рrofessor, [email protected] Department for coordination of scientific activities in the Ministry of the Interior of the Russian Federation;
Public Service and Personnel Department of the Ministry of the Interior of the Russian Federation;
Gazetny Lane 6, Moscow, 125009, Russian Federation
РОЛЬ СУДЕБНО-АВТОРОВЕДЧЕСКОй ЭКСПЕРТИЗЫ В РАССЛЕДОВАНИИ
преступлений экстремистской и террористической
НАПРАВЛЕННОСТИ: ТИПИЧНыЕ зАДАЧИ, Особенности НАзНАЧЕНИЯ,
соотношение со смежными видами экспертиз
Аннотация. В статье раскрыта сущность и возможности судебного автороведения применительно к установлению обстоятельств совершения преступлений экстремистской и террористической направленности. Уточнены типичные задачи, разрешаемые в рамках судебного автороведения, проанализированы ситуации, требующие назначения судебных экспертиз для исследования
текстов, отражающих идеологию насилия, склоняющих на путь террористическом деятельности, содержащих пропаганду превосходства определенной социальной общности над другими и т.д. С помощью примеров из судебной практики особое внимание обращено на обстоятельства, требующие при исследовании различных текстов назначения комплексных судебных экспертиз, в структуре которых пока еще недостаточное внимание уделяется религиоведческой составляющей.
Ключевые слова: экстремизм; терроризм; преступления экстремистской и террористической направленности; экстремистская деятельность; террористическая деятельность; судебные экспертизы; специальные знания; расследование; автороведение; автороведческие экспертизы; идеология.
THE ROLE OF FORENSIC STUDY OF WRITING TO ESTABLISH THE AUTHOR OF THE TEXT IN THE INVESTIGATION OF CRIMES OF EXTREMIST AND TERRORIST NATURE: TYPICAL TASKS, FEATURES OF APPOINTMENT, THE RATIO WITH RELATED TYPES OF EXPERTISE
Annotation. The nature and possibilities of forensic study of writing to establish the author of the text in relation to the establishment of the circumstances of committing the crimes of extremist and terrorist nature are analyzed in the article. The typical tasks solved within the framework of forensic study of writing to establish the author of the text are specified. The author analyzes the situations requiring the appointment of forensic examination for the study of the texts that reflect the ideology of violence, incline towards terrorist activities, contain the propaganda of the superiority of a particular social community over the other ones, etc. Using the examples from judicial practice, the author pays special attention to the circumstances requiring the appointment of complex forensic examinations for the study of various texts. It should be noted that still insufficient attention is paid to the religious component in the structure of such examinations.
Keywords: extremism; terrorism; crimes of extremist and terrorist nature; extremist activities; terrorist activities; forensic examination; special knowledge; investigation; the study of writing to establish the author of the text; expertise, including the study of writing to establish the author of the text; ideology.
Среди судебных экспертиз, осуществляемых при расследовании преступлений экстремистско-террористической направленности, большую значимость стала приобретать судебная автороведческая экспертиза, относящаяся к классу речевед-ческих экспертиз. Как известно, судебное автороведение как система знаний предназначено для установления автора текста посредством анализа особенностей письменной речи [1]. Современные условия судебно-следственной практики свидетельствуют о постепенном возрастании интереса следователей и судей к авторо-ведческим судебным исследованиям как источнику высокоинформативной доказательственной информации. Если раньше такие исследования в рамках уголовного процесса проводились достаточно редко, то теперь промежуточные судебно-следственные ситуации, требующие обращения к знаниям в сфере судебного автороведения, актуализируются все чаще.
Эта общая тенденция обусловлена различными взаимосвязанными причинами. Наиболее заметные из них - технический прогресс и экспансия высококачественных средств компьютерной и офисной техники в жизнь различных слоев
населения, что обусловило большую актуальность и распространенность текстов, выполненных с помощью компьютерного набора, а также впоследствии скопированных, растиражированных и распространенных с помощью средств связи [2, с. 21-26], по сравнению с рукописными текстами.
Применительно к расследованию преступлений экстремистской и террористической направленности судебное автороведение играет особую роль. Распространение различных текстов, отражающих идеологию насилия [3, с. 59-63], склоняющих на путь террористической деятельности [4, с. 31-35], а также разжигающих межнациональную рознь и содержащих пропаганду превосходства определенной социальной общности над другими [5, с. 115-118; 6, с. 94-97], побуждающих к совершению агрессивных и иных неправомерных действий (убийство, причинение вреда здоровью, бойкот, нарушение прав и законных интересов и т.д.), нередко осуществляется последовательно через цепочку лиц, лично знакомых или не знакомых между собой. Судебное автороведение исследует тексты на предмет установления автора и криминалистически значимых сведений о
нем независимо от способа изготовления документа и собственно текста: написание рукописного оригинала или переписывание исходного текста от руки, написание под диктовку другого лица, тиражирование с помощью множительной техники, набор на компьютере и распечатывание на принтере, изготовление полиграфическим способом, распространение с помощью телекоммуникационных технологий и т.д. В этих случаях потребность в определении авторов текстов может также осложняться необходимостью исследования текстов, выполненных в соавторстве, с подражанием представителям определенных социальных групп или конкретным лицам, выполненных в виде коротких SMS, и т.д.
По делам о преступлениях экстремистско-террористической направленности автороведческая экспертиза назначается для разрешения как идентификационных, так и диагностических задач [7, с. 394-404].
Идентификационная судебно-авто-роведческая экспертиза разрешает две основные группы задач:
- является ли конкретное лицо автором текста;
- является ли конкретное лицо автором нескольких различных текстов (например, содержащихся в нескольких листовках призывах к борьбе с существующим строем, свержению правительства и т.д.).
Диагностические задачи, разрешаемые в рамках судебной автороведческой экспертизы, более разноплановы:
- определение пола и примерного возраста автора текста;
- социально-биографические характеристики автора текста (уровень образования, специальность, профессия, интеллект, навыки составления текстов в научном, художественном или публицистическом стиле и т.п.);
- регион проживания (постоянного пребывания);
- нахождение автора в необычном психофизиологическом состоянии;
- намеренное изменение письменной речи.
Информация об этом выявляется в результате анализа специфики структурной организации текста. Особенности языковых и понятийных структур текста отображают признаки письменной речи [8].
Например, согласно материалам уголовного дела о преступлении экстремистской направленности результаты авторо-ведческой экспертизы, объектом которой явились две листовки с содержательно различным текстом пропагандистского характера, позволили ответить на идентификационные и диагностические вопросы. Автором и составителем обеих листовок является одно и то же лицо. Социальнобиографическая характеристика автора листовок, исходя из выводов авторовед-ческой экспертизы, включала следующие данные: мужчина среднего возраста (2530 лет), имеющий высшее образование гуманитарной направленности (преподаватель, журналист, общественный деятель, публицист), на высоком уровне обладающий навыками публицистической речи, характерном для лиц, которые систематически осуществляют устные публичные выступления (лекции, сообщения, доклады, интервью, презентации), родным языком является русский, национальность - русский, психические расстройства не выявлены, город проживания совпадает с местом совершения преступления экстремистской направленности*.
Вместе с тем изучение судебно-следственной практики по делам о преступлениях указанной категории свидетельствует о потребности более продуктивного использования потенциала судебного автороведения в плане идентификации автора текста. Необходимым условием осуществления идентификации автора текста является получение и предоставление эксперту более обширной совокупности образцов для сравнительного исследования, соответствующих требованиям, предъявляемым к ним, и позволяющих по своим свойствам, системе идентификационных признаков сформулировать обоснованный вывод о тождестве. К сожалению, следователи пока не всегда предоставляют эксперту образцы для исследования, удовлетворяющие критериям, предъявляемым к образцам для сравнительного исследования в количественном и качественном аспекте. Отсутствие категоричного вывода об идентификации текста в рамках судебного автороведения позволяет подозреваемым, обвиняемым, осуществляя линию
150
поведения, направленную на защиту от уголовного преследования, не признавать себя виновным и выражать различные контрверсии. Соответственно, следователям необходимо более тщательно и тактически грамотно [9, с. 5-10; 10, с. 62-66], с учетом современных гарантий защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого [11, с. 11-16], иных проходящих по уголовному делу лиц планировать и осуществлять следственные действия, направленные на внезапное для участников судопроизводства обнаружение и изъятие предметов, документов и иных носителей криминалистически значимой информации [12, с. 162-165; 13, с. 216-222].
При наличии ситуации, когда воплощению мотивов и целей подозреваемых (обвиняемых) способствовало создание каких-либо статей, книг, листовок, видео-или аудиороликов и т.д., в которых имеются признаки экстремистской идеологии, недостаточно ограничиваться авторовед-ческим исследованием.
Помимо судебно-автороведческой экспертизы, целесообразно назначить комплексную судебную экспертизу с использованием знаний не только в области речеведения, но и в области психологии и религиоведения (политологии, социологии, философии, иных специальностей, в зависимости от того, мотивы какой направленности инкриминируются субъектам преступлений: политические, идеологические, расовые, национальные и т.д.).
следовательно, в составе экспертной комиссии должны присутствовать специалисты, представляющие все направления, указанные в наименовании комплексной экспертизы. Например, если исследуется текст, в котором имеется религиозная тематика побудительного характера, необходимо, чтобы в составе комиссии экспертов кроме филологов и психологов были также и специалисты в сфере религиоведения.
к сожалению, этот аспект не всегда учитывается в правоприменительной практике. Невыполнение этого условия приводит к тому, что специалисты смежных областей - филологи либо психологи в отсутствие специалистов-религиоведов не всегда верно оценивают содержание текстов как проповедующих исключительность той или иной религиозной (полити-
ческой, национальной и т.д.) общности по сравнению с другими.
Например, комплексное судебное исследование различных выпусков брошюр «Пробудитесь» и «Сторожевая башня», распространяемых организацией «Свидетели Иеговы», а также книг «Моя книга библейских рассказов», «Секрет семейного счастья» и других материалов, признанных впоследствии экстремистскими, осуществлявшееся судебно-экспертной комиссией Кемеровского государственного университета, показало, что тексты этих изданий в целом направлены на возбуждение ненависти в отношении христианской религии и христианских церковнослужителей как социальной группы. С точки зрения психологии тексты данных материалов оказывают внешнее воздействие на эмоциональную сферу и мировоззрение читателя, выступая соответствующим стимулом. Эти стимулы способны становиться внутренними побудительными мотивами, оказывая побудительное воздействие на сознание, волю и поведение человека при условии совпадения взглядов, чувств, настроений, интересов, стремлений читателя и авторов. Вместе с тем текст представленных на исследование материалов позволяет сохранить читателю возможность выбора и следование собственной позиции*.
В процессе предварительного следствия были назначены иные судебные экспертизы по исследованию данных материалов, а также получено суждение специалистов, касающееся выводов экспертов. В результате вполне справедливые критические суждения специалистов вызвало неполное соответствие наименования экспертизы ее содержанию, поставленным вопросам и сформулированным выводам. В названии говорилось о применении знаний в сфере религиоведения (наряду с психологией и филологией), тогда как фактически исследования в сфере религиоведения не проводились. Перед экспертами не ставились вопросы в сфере религиоведения, да и в комиссии экспертов не было религиоведов.
Некоторые вопросы были признаны некорректными самими экспертами, в свя-
зи с чем вместо ответов эксперты изложили мотивированный отказ от рассмотрения этих вопросов. отсутствие в комиссии лица, являющегося специалистом в сфере религиоведения, повлекло формирование не вполне обоснованных выводов о признании материалов экстремистскими по такому критерию, как выражение преимущества религиозных взглядов учения свидетелей Иеговы в сочетании с формированием негативного образа в отношении традиционного христианства (католицизма либо православия).
Возникла потребность в применении смежной формы специальных знаний в виде допроса специалиста, предметом которого явилось разъяснение содержания данной судебной экспертизы. В ходе допроса в качестве специалиста лица, обладающего специальными знаниями в сфере религиоведения, установлено, что любая религия обосновывает истинность своего учения, в том числе и по отношению к иным религиозным учениям. соответственно, здесь нужно говорить не о формировании отрицательного образа иных религиозных воззрений, а о специфических особенностях религиозной литературы. слабым оказался анализ данных печатных изданий и в сфере филологии и психологии, а именно: цитаты исследовались без контекста, что существенно искажало их подлинный смысл. кроме того,
не были указаны научно-практические методы, позволяющие проверить обоснованность и достоверность выводов экспертов. суд, считая невозможным положить результаты данной экспертизы в основу обвинения, провозгласил оправдательный приговор.
Таким образом, судебно-следствен -ная практика свидетельствует о том, что процессу назначения и проведения вышеуказанных экспертиз присущи различные недостатки:
- некорректная формулировка вопросов;
- перепоручение разрешения ряда вопросов экспертам из смежных направлений;
- недооценка возможностей таких экспертиз, как религиоведческая, политологическая, социогуманитарная, и других экспертиз, непосредственно исследующих конкретные мотивы совершения преступлений экстремистской направленности.
с другой стороны, анализ правоприменительной практики в данной сфере подтверждает высокую потребность и преимущества в назначении комплексных судебных экспертиз, при которых одни и те же объекты исследований не только проходят по различным видам экспертиз, но и нуждаются в исследовании одновременно специалистами из разных областей знаний.
Список литературы
1. Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. М.: СТЭНСИ, 2003.
2. Варданян А.В., Цыкора А.А. Правовая природа и тактико-криминалистические особенности производства следственных действий, связанных с получением и анализом информации о телекоммуникационных соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. N 4-2. С. 21-26.
3. Варданян А.В., Кулешов РВ. Типология агрессии и формы ее проявления в структуре мотивации экстремистской и террористической деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. N 2 (25). С. 59-63.
4. Варданян А.В., Кулешов РВ. О классификации явлений экстремизма и терроризма: единство сущности и поливариантность отображения в социуме // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 4. N 42. С. 31-35.
5. Варданян А.В., Кулешов РВ. Диалектическое единство экстремизма и терроризма как философская предпосылка для совершенствования подходов к криминалистическому научному обеспечению антитеррористической и антиэкстремистской деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. N 8. С. 115-118.
6. Варданян А.В., Кулешов РВ. Соотношение понятий экстремистской и террористической деятельности: гносеологический и правовой аспекты // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2015. N 4. С. 94-97.
7. Дроздова Т.Н. Диагностические и классификационные задачи в автороведческой экспертизе блогов // Актуальные проблемы российского права. 2010. N 2 (15). С. 394-404.
8. Бастрыкин А.И. Криминалистическое исследование письма. СПб., 2002.
9. Варданян А.В., Варданян Г.А. Теоретико-методологические проблемы криминалистической тактики в контексте современной модели уголовного процесса // Юристъ-Правоведъ. 2015. N 6 (73). С. 5-10.
10. Варданян А.В. Криминалистическая тактика в контексте современной парадигмы уголовного судопроизводства: некоторые теоретико-методологические проблемы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. N 4 (22). С. 62-66.
11. Коновалов С.И., Айвазова О.В. Разделение равнозначных процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения дела в системе принципов уголовного судопроизводства: современные проблемы // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. N 3-2. С. 11-16.
12. Варданян Г.А. Особенности проведения выемки по уголовным делам о преступлениях, связанных с производством и оборотом фальсифицированных лекарственных средств // Вестник Томского государственного университета. 2014. N 389. С. 162-165.
13. Варданян Г.А. Общие положения допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых как теоретико-методологический ориентир для повышения результативности расследования преступлений экстремистской направленности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. N 1-2. С. 216-222.