Научная статья на тему 'Значение «Эстетики» в коррекционно-педагогической деятельности'

Значение «Эстетики» в коррекционно-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / ОСОБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вилитенко В.А.

В начале третьего тысячелетия проблемы воспитания, образования и развития молодого поколения приобретают особое значение, в частности специального образования. В статье говорится о значении эстетики и эстетического отношения к коррекционно-педагогической деятельности. Эстетическое исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: эстетическое чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая ценность, эстетическая деятельность и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вилитенко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение «Эстетики» в коррекционно-педагогической деятельности»

ЗНАЧЕНИЕ «ЭСТЕТИКИ» В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Вилитенко В.А.*

Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко, Луганская Народная Республика, г. Луганск

В начале третьего тысячелетия проблемы воспитания, образования и развития молодого поколения приобретают особое значение, в частности специального образования. В статье говорится о значении эстетики и эстетического отношения к коррекционно-педагогической деятельности. Эстетическое - исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: эстетическое чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая ценность, эстетическая деятельность и т.д.

Ключевые слова: эстетика, эстетическое, особые возможности здоровья, психофизические нарушения, коррекционно-педагогическая деятельность.

Эффективное функционирование специального образования в условиях динамической социально-политической и экономической трансформации общества, обеспечения полноценного развития детей с психофизическими недостатками находится в прямой зависимости от уровня компетентности педагогов-дефектологов. Освоение этой специальности в системе высшего педагогического образования связано с решением многочисленных учебно-воспитательных задач. Среди них особое место занимает формирование у будущих дефектологов эстетического отношения к коррекционно-педаго-гической деятельности.

Творчество, мастерство, искусство, этика и эстетика - это ведущие составляющие высокого качества любой конструктивной деятельности. В кор-рекционно-педагогической деятельности дефектолога они воплощают в себе целесообразность и красоту воспитательных воздействий на личность ребенка. Эстетическая форма и эстетический смысл, как справедливо утверждает Я. Еспаев, их единство и многообразие ярко и углубленно оказываются во всей профессиональных сферах деятельности педагога: в гностической, проектировочной, конструктивной, организаторской и коммуникативной. Ученый убежден, что естетосфера деятельности педагога имеет три

* Старший преподаватель кафедры Дефектологии и психологической коррекции Института педагогики и психологии, аспирант.

уровня - красота личного примера, эстетика воспитательного процесса и его результатов. Эта триада основывается на гармонии и целостности, прекрасному и возвышенному. С этой позиции правомерно утверждать, что коррекционно-педагогическая деятельность дефектолога как процессуальный вид труда базируется на речевых актах, в которых эстетическое заключается в красоте слова, интонации, жестов, мимики и тому подобное [2].

Если обратиться к этимологии этой метакатегории, то мы обнаружим, что термин эстетика является производной основой категории эстетическое. Эстетика - (греч. aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) это один из важных разделов философии, область общетеоретических знаний о том, что связано с творческим, созерцательным, художественным отношением человека к действительности, с выявлением чувственной образности, выразительности, красоты многообразных феноменов природы, человеческой жизни, искусства [6, с. 401].

Эстетическое - исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: эстетическое чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая ценность. эстетическая деятельность и т.д.

Примеры рассуждений философов о красоте, прекрасном, эстетическом дают нам возможность сделать вывод о том, что развитие представлений об этих категориях происходило путем чередования длительных периодов эмпирических наблюдений с этапами расцвета больших теоретических концепций, обобщающих философских теорий.

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований сущности эстетического позволяет сделать следующие выводы:

а) «эстетическое» есть аспект человеческой деятельности и воспитания, и реализуется оно в наличных видах труда, познания, ценностной ориентации и т.п.;

б) понятие «эстетическое» имеет вполне различимые границы, начиная от определения того общего (или отдельных разрядов общности), которое свойственно всем его (или отдельным группам) модификациям до характеристики универсальной гармонизации природной среды и человеческих отношений, выступающей как некий интеграл и общая цель деятельных усилий человечества;

в) «эстетическое - это вся совокупность человеческих взаимодействий и отношений со всем миром, нацеленных на достижение гармонии с Природой, Космосом, Социумом, или Обществом, и Каждого с любым Другим».

Считается, что эстетическое в любых своих проявлениях имеет реальную почву, содержащуюся в самой объективной действительности, незави-

симо от человеческого сознания или воздействия. В природе и в обществе содержится все необходимое как для исторического возникновения и развития эстетического сознания, так и для каждого акта его проявления или творчества в отдельности. Эстетическое существует в объективной действительности, в сознании человека и в его отношении к прекрасному.

Весомым инструментом педагогической деятельности дефектолога для налаживания гуманных взаимоотношений большинство исследователей выделяют педагогическое общение, что в эстетическом контексте должно вызвать у воспитанников приподнятое настроение, радости познания и стремление творить по законам красоты. Именно поэтому, как отмечает Е. Сегена, дефектолог должен отличаться хорошими манерами, выразительным языком и жестами, которые заставляют ребенка обратить на него внимание, слушать, видеть, признавать и доверять ему. Кроме этого, коррекционно-педагогическая деятельность дефектолога, несмотря на постоянное восприятие определенных детских пороков, требует от него жизнерадостного настроения, владения собой, сильного характера, от чего в значительной мере зависит от умения проникать в эстетический мир ребенка.

Следовательно, эффективность коррекционно-педагогических действий во многом зависит от любви и уважения дефектолога к каждому ребенку, восприятие его таковым, какой он есть, что основывается на высокой эстетической оценке детских чувств, переживаний и взглядов. Учитывая это, деятельность педагога дефектолога должна быть направлена в эстетическое русло, то есть создание положительной эмоциональной атмосферы, налаживания гармоничных отношений и привнесение красоты и целесообразности в материальное окружение. Такую общую картину естетосферы коррек-ционно-педагогической деятельности дефектолога целесообразно наполнить должным системно-функциональным анализом.

Функционально работа педагога-дефектолога выходит за пределы традиционных видов деятельности учителя, поскольку охватывает консультационную, диагностическую, социально педагогическую, психотерапевтическую и коррекционную деятельность. Последняя имеет широкий эстетический аспект, ведь термин «коррекция» (от лат. соггесйо - исправление, улучшение) охватывает процесс гармонизации путем частичного или полного устранения недостатков психического или физического развития детей. По мнению А. Кочетова коррекция выполняет функции восстановления, компенсации, стимулирования и исправления [3, с. 85]. Поэтому деятельность дефектолога является сознательной целенаправленной деятельностью по выполнению этих функций. Согласно этому, его деятельность можно называть коррекционно-педагогической. Она, по мнению А. Гонеева, является сложным психофизиологическим и социально-педагогическим явлением,

охватывающим весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие) [1, с. 59].

По мнению Н. Кузьминой, труд учителя является системой действий, направленной на достижение профессиональных целей для решения ряда задач. Профессиональная задача в работе педагога отличает от других то обстоятельство, что оно имеет множество способов решения, благодаря чему оказывается индивидуальный стиль педагогической деятельности. По нашему убеждению, в каждом случае стилистика педагогического труда имеет своеобразную эстетику, поскольку сам термин «стиль» (лат. - stilus, греч. - stylos - палочка для письма) в прямом смысле первоначально означал красивый почерк, затем - умение правильно и красиво выражать свои мысли, а в переносном - характерную манеру поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой-либо работы [4, с. 117].

Итак, с угла зрения эстетики, трудовой стиль педагогической деятельности мы понимаем как закономерно согласованную единство элементов целостной и содержательной формы эргатической системы, в синтезе которых оказывается творческая индивидуальность субъекта, энергия которого нацелена на результативность гармонизации предмета, средств и среды труда. В плоскости профессионализма дефектолога эта дефиниция особенно явственно проявляется. Если учесть, что предметом его труда есть дети с определенными недостатками, которые нередко воспринимаются в свете трагического, уродливого и комического, то его эстетико-творческая миссия заключается в подборе и постоянном обновлении широкого спектра форм, методов, приемов и средств педагогической коррекции (арт-терапевтиче-ские, этно-терапевтические, природотерапевтични т.п.), в эргономичном и эстетическом совершенствовании средовых условий учебно-воспитательного процесса.

Как субъект эргатической системы дефектолог ради коррекции личностного развития детей с определенными недостатками должен захватить их любым делом. На это способен только тот педагог, который может загореться и войти во внутренний мир каждого воспитанника через его чувства. Поэтому такая его качество, как положительная эмоциональность порождает эстетику трудовых действий.

Итак, учитель - это художник, композитор, режиссер детского счастья или отчаяния. В контексте специальности дефектолога этот взгляд особенно актуален, так как артистизм его труда особенно результативный в контексте преодоления детьми собственных недостатков развития. Ведь богатство и красота коррекционно-педагогического воздействия, умение ставить и решать трудовые задания, проектировать образ питомца, гармонично сочетая логическое и интуитивное, имеет большой эстетическое воздействие на де-

тей с ограниченными возможностями: вызывает у них определенные переживания, эстетическое отношение к действительности, утверждает веру в себе.

В создании атмосферы коллективного эстетического переживания большую роль в коррекционно-педагогической деятельности дефектолога играет его выразительное речи. Неудачная сухая, монотонная, нечеткая, перегружена логическими ударениями речь не позволяет целостно воспринять информацию, понять ход мысли. В связи с этим следует отметить, что вербальный сопровождение профессиональных действий дефектолога должен быть безупречным в аспекте эстетики слова, то есть точность, четкость, логичность, простота, богатство, краткость, чистота, живость, звучность речи, вызывает у детей эмоционально-чувственный отзыв. Кроме этого не менее важно и невербальное речи (позы, жесты, взгляды), что, по словам Г. Элькис является «высшим даром образного выражения души» [5, с. 63].

Итак, коррекционно-педагогическая деятельность является ядром педа-готической деятельности педагога-дефектолога, под которой следует понимать целенаправленную систему действий, операций, поступков и действий дефектолога на личность ребенка с недостатками обучения, воспитания и пороками развития для их устранения, преодоления и дальнейшей гармонизации физической, психической, интеллектуальной и творческой сфер с адекватным использованием и постоянным обогащением фонда эффективных педагогических форм, методов, средств, приемов и технологий обучения, воспитания и межличностного взаимодействия.

Таким образом, нами был сделан вывод, что эстетическое отношение к коррекционно-педагогической деятельности - это профессионально значимое качество личности, которое характеризуется стремлением к идеалу красоты в процессе коррекционно-педагогического взаимодействия, совершенству условий работы (труда), достигается благодаря сформированное™ у специалистов определённых качеств, навыков, необходимых для обеспечения высокой гармонии и целостности развития детей, имеющих определенные психофизические дефекты.

Следовательно, эстетическое отношение невозможно рассматривать изолированно от других сторон и характеристик ребенка, имеющего определённые психофизические дефекты, поэтому эстетическое рассматривается как компонент различных педагогических структур, систем, характеристик.

Т.е., эстетическое отношение выполняет регулирующую функцию между системами человек - человек, человек - общество, человек - природа, человек - Вселенная; между телом, душой, разумом и духом (биологическими, физическими, энергетическими процессами); функцию гармонизации внутренних процессов (бессознания, подсознания, сознания и сверхсознания), внутренних процессов и внешних проявлений (соматические, психи-

ческие, ментальные, духовные). Ведь здоровый организм является одним из условий, при котором в умственной деятельности ребенок легко сводит к минимуму логические ошибки, нравственные поступки соотносит с понятием добра, эстетическое чувствование мира строит на чувстве меры и гармонии.

Список литературы:

1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Ли-финцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластёнина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.

2. Еспаев Я.Ж. Педагогическая эстетика: единство многообразия [Электронный ресурс] / Я.Ж. Еспаев. - Режим доступа: http://arunet.kg.

3. Кочетов А.И. Перевоспитание подростков / А.И. Кочетов. - М.: Педа-гопка, 1997. - 120 с.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. -560 с.

5. Элькис Г.Я. О пластическом тренаже актера / Г.Я. Элькис. - Киев, 1986. - 196 с.

6. Эстетика: Словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

© Коновалова Г.А.*

Центр развития ребенка - детский сад № 24 «Сказка», Московская область, г. Ступино

В статье рассматривается применение Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Ключевые слова дошкольники, общее недоразвитие речи, мелкая моторика, массажные шарики.

Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на письмо, чтение и счет. Взрослые даже не представляют

* Учитель-логопед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.