Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ЭКОБРЕНДИНГА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОБРЕНДИНГА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЁНЫЙ МАРКЕТИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИМИДЖ / БРЕНД / ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Екатерина Дмитриевна

В исследовании основной акцент делается на значение зеленого брендинга и экомаркировки с целью разработки надежной и устойчивой стратегии зеленого маркетинга, определяющее устойчивое развитие компании. Объектом исследования выступает зелёный маркетинг, как рыночный фактор, определяющий «зелёный» рост совокупных хозяйственных систем. Предметом исследования является экологический и зелёный брендинг, как рыночный фактор формирования потребительского интереса, определяющего устойчивое развитие компании. Целью исследования является детекция значения экологического брендинга для устойчивого развития компании в современной рыночной среде хозяйствования. В исследовании рассматривается, как зеленый маркетинг определяет современное пространство потребителей, может быть связано с эко-рынком и в какой степени на это могут влиять изменение кросс-культурных факторов различия в поведении потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волкова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ECO-BRANDING FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE COMPANY

The study focuses on the importance of green branding and eco-labeling in order to develop a reliable and sustainable green marketing strategy that determines the sustainable development of the company. The object of the study is green marketing as a market factor determining the «green» growth of aggregate economic systems. The subject of the study is environmental and green branding as a market factor in the formation of consumer interest that determines the sustainable development of the company. The purpose of the study is to detect the importance of environmental branding for the sustainable development of the company in the modern market environment of management. The study examines how green marketing defines the modern consumer space, can be associated with the eco-market and to what extent it can be influenced by changes in cross-cultural factors of differences in consumer behavior.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ЭКОБРЕНДИНГА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ»

УДК 332

DOI 10.23672/z9200-8550-1687-s

Волкова Екатерина Дмитриевна

бакалавр,

Санкт- Петербургски й государственн ы й электротехнический университет «ЛЭТИ» marpia@yandex.ru

Ekaterina D. Volkova

Bachelor,

St. Petersburg State Electrotechnical University «LETI» marpia@yandex.ru

Значение экобрендинга для устойчивого развития компании

The importance of eco-branding

for the sustainable development of the company

Аннотация. В исследовании основной акцент делается на значение зеленого брендинга и экомарки-ровки с целью разработки надежной и устойчивой стратегии зеленого маркетинга, определяющее устойчивое развитие компании. Объектом исследования выступает зелёный маркетинг, как рыночный фактор, определяющий «зелёный» рост совокупных хозяйственных систем. Предметом исследования является экологический и зелёный брендинг, как рыночный фактор формирования потребительского интереса, определяющего устойчивое развитие компании. Целью исследования является детекция значения экологического брендинга для устойчивого развития компании в современной рыночной среде хозяйствования. В исследовании рассматривается, как зеленый маркетинг определяет современное пространство потребителей, может быть связано с эко-рынком и в какой степени на это могут влиять изменение кросс-культурных факторов различия в поведении потребителя.

Ключевые слова: зелёный маркетинг, экологическое пространство, имидж, бренд, циркулярная экономика, социально-экономическое пространство.

Annotation. The study focuses on the importance of green branding and eco-labeling in order to develop a reliable and sustainable green marketing strategy that determines the sustainable development of the company. The object of the study is green marketing as a market factor determining the «green» growth of aggregate economic systems. The subject of the study is environmental and green branding as a market factor in the formation of consumer interest that determines the sustainable development of the company. The purpose of the study is to detect the importance of environmental branding for the sustainable development of the company in the modern market environment of management. The study examines how green marketing defines the modern consumer space, can be associated with the eco-market and to what extent it can be influenced by changes in cross-cultural factors of differences in consumer behavior.

Keywords: green marketing, ecological space, image, brand, circular economy, socio-economic space.

Основная часть. В последние десятилетия в общественном пространстве наблюдается рост интереса к защите окружающей среды, формированию концепции устойчивого развития территорий и деятельности хозяйствующих субъектов. Так отечественные исследователи отмечают: «Концепция устойчивого развития предполагает развитие и реализацию социально-экономического потенциала общественного пространства в результате хозяйственной деятельности человека...» [1, с. 38]. Из-за проблем глобального потепления, значительного ущерба и загрязнения окружающей среды, связанного с активной деятельностью человека, в мире наблюдается рост настроений общества в сторону разрешения экологических проблем. Ответной реакцией на обеспокоенность общества по поводу экологических проблем все большее количество компаний внедряют экологически чистые бренды, чтобы реализовать экологическую ответственность перед обществом. Тем не менее, некоторые специалисты отмечают, что товары и услуги «зеленых» брендов имеют совершенно неэластичный спрос, так

как потребители готовы поддерживать и платить более высокую цену за устойчивый имидж компании [2]. В результате исследования поведения потребителей [3], проведенного в начале 2000-х годов, было выявлено, что экологические проблемы общество ставит выше прав человека, прав животных и вопросов благосостояния общественного пространства. Подобная тенденция свидетельствует о растущем потребительском спросе на конечный результат хозяйственной деятельности компаний, предоставляющих товары и услуги, которые сохраняют благополучие окружающей среды и поддерживают концепцию «зеленого роста» в ведении хозяйственной деятельности. Устойчивый глобальный спрос на продукты, сохраняющие устойчивость экологического пространства был отмечен более чем в 60 % всех исследованных стран, что подтверждает рыночную и коммерческую целесообразность создания экологически безопасных «зеленых» брендов. Экологическая осведомленность о деятельности компании и о конечном продукте хозяйственной деятельности потребители включают в число

наиболее важных характеристик продукта, которые ценятся при покупке, наряду с минимизацией токсичных и опасных веществ, сохранение и повторное использование ресурсов [5]. То есть государственное и общественное внимание, учитывая тренд на устойчивое развитие и зелёный рост в социально-экономическом пространстве, сосредоточено на экологических инициативах, которые сами по себе выступают маркетинговым инструментом [6]. Бренды, которые формируют в глазах потребителя экологическое благополучие стали более привлекательны для многих потребителей, и приверженность компании такой стратегии становится необходимым условием для сохранения конкурентоспособности в современной системе хозяйствования. Основополагающей задачей экологического бренда определяющей устойчивое развитие компании является принцип циркуляции потребляемых ресурсов, в которой отражается основная идея циркулярной экономики: «Основная идея циркулярной экономики заключается в возможности повторного использования потребляемых ресурсов ...также связана с устойчивым развитием и устойчивым потреблением» [4, с. 50].

Так как забота об окружающей среде в настоящее время является ключевым элементом при принятии потребительских решений, исследования показали, что спрос на экологические бренды, отражающие общую концепцию сохранения и заботы об окружающем пространстве стал выше, чем когда-либо прежде. Во многих исследованиях было выявлено, что увеличение спроса на продукты, производство которых сохраняет здоровье и природный капитал, определяется стремлением потребителей к самовыражению и через бренд происходит самоактуализация потребителя в окружающем пространстве [7]. Поддержка экологически чистых брендов для большинства потребителей является способом идентификации их роли в обществе, а, также подобная стратегия брен-динга предоставляет возможность потребителям получить удовлетворение от того, что они воспринимают приобретение продукта, как вклад в построение экологически чистого пространства. Различные составные элементы построения экологического бренда влияют на сознательное поведение потребителей, имеет ряд следствий: осознание экологических проблем в обществе; 2. оценка экологического вклада людей в жизнь общества. Такие факторы помогают «зеленым» брендам сегментировать, идентифицировать и фокусировать свою нишу и рынок в целом.

Сдвиги экономической и рыночной парадигмы в сторону «зеленых» брендов является результатом наличия и действия множества социально-

Литература:

1. Шарафуллина Р.Р. Зелёная экономика и устойчивое развитие: обзор настоящего и перспективы в России / Р.Р. Шарафуллина, Р.М. Ха-кимов, А.А. Нурутдинов // Дискуссия. 2021. № 6 (109). С. 38-48.

2. Chen Y.S. The drivers of green brand equity: Green brand image, green satisfaction, and green

экономических факторов. Развитие более зеленого подхода к хозяйственной и социальной жизни трансформирует содержание маркетинга, рекламы и потребительских рынков, где компании перенимают этот тренд общества для привлечения клиентов и увеличения собственной прибыли.

Таким образом, значение экологического брен-динга, определяющего устойчивое развитие компании состоит в следующем:

- формирование благоприятного имиджа компании в современной рыночной среде хозяйствования, который определяет причастность и принятие образа мыслей потребителя с участием в общественно значимых гражданских инициативах;

- сохранение экологического пространства и создание условий резистентного гомеостаза экологического пространства при ведении хозяйственной деятельности;

- создание условий циркуляции и рециркуляции ресурсов в процессе осуществления хозяйственной деятельности и в процессе потребления конечного продукта;

- создание добавочной стоимости - «зелёной» наценки, которая может быть направлена на сохранение природного капитала, то есть создание дополнительных общественных благ;

- удовлетворение потребностей обширной целевой группы, сознательная активность которой направлена на сохранение собственного здоровья и благополучия экологического пространства.

Заключение.

Экобрендинг, как часть концепции зелёного маркетинга, определяет современный имидж компании в части сохранения здоровья и благополучия общества. Ориентация на экологическую составляющую в хозяйственной деятельности, в настоящее время, является безусловным фактором потребительского спроса, формирующего содержание и структуру современных рынков. В процессе хозяйствования, современная компания должна ориентироваться на изменение общественного интереса и учитывать общественные инициативы в части сохранения благополучия экологического пространства, общественного и индивидуального здоровья. Таким образом, экобрендинг выступает фактором устойчивого развития, конкурентоспособности и конъюнктуры в современной среде рыночного хозяйствования.

Literature:

1. Sharafullina R.R. Green economy and sustainable development: an overview of the present and prospects in Russia / R.R. Sharafullina, R.M. Khakimov, A.A. Nurutdinov // Discussion. 2021. № 6(109). P. 38-48.

2. Chen Y.S. The drivers of green brand equity: Green brand image, green satisfaction, and green

trust / Y.S. Chen // Journal of Business ethics. 2010. Vol. 93. № 2. P. 307-319.

3. Wheale P. Ethical consumers in search of markets / P. Wheale, D. Hinton // Business Strategy and the Environment. 2007. Vol. 16. № 4. P. 302-315.

4. Циркулярная экономика как новое состояние экономической системы / З.Л. Сизоненко, О.Н. Игнатьева, Е.Н. Крайнова, В.А. Ковшечникова // Дискуссия. 2021. № 6(109). С. 49-58.

5. Булавчик Е.В. Экологическое предпринимательство: международный опыт правового регулирования / Е.В. Булавчик // Евразийский юридический журнал. 2021. № 8(159). С. 57-59.

6. Прокопенко В.В. Экономика экологии. Современные вызовы / В.В. Прокопенко // Евразийский юридический журнал. 2021. № 10(161). С. 504505.

7. Sarkar A.N. Green branding and eco-innovations for evolving a sustainable green marketing strategy / A.N. Sarkar // Asia-Pacific Journal of Management Research and Innovation. 2012. Vol. 8. № 1. P. 3958.

trust / Y.S. Chen // Journal of Business ethics. 2010. Vol. 93. № 2. P. 307-319.

3. Wheale P. Ethical consumers in search of markets / P. Wheale, D. Hinton // Business Strategy and the Environment. 2007. Vol. 16. № 4. P. 302-315.

4. Circular economy as a new state of the economic system / Z.L. Sizonenko, O.N. Ignatieva, E.N. Krai-nova, V.A. Kovshechnikova // Discussion. 2021. № 6(109). P. 49-58.

5. BulavchikE.V. Ecological entrepreneurship:inter-national experience of legal regulation / E.V. Bulavchik // Eurasian Legal Journal. 2021. № 8(159). P. 57-59.

6. Prokopenko V.V. Economics of Ecology. Modern challenges / V.V. Prokopenko // Eurasian Law Journal. 2021. № 10(161). P. 504-505.

7. Sarkar A.N. Green branding and eco-innovations for evolving a sustainable green marketing strategy / A.N. Sarkar // Asia-Pacific Journal of Management Research and Innovation. 2012. Vol. 8. № 1. P. 3958.

15G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.