ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
ЗНАЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ
КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ДОЛГОСРОЧНОГО УХОДА ЗА
ВЕСТНИК НАУКИ ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
И ТВОРЧЕСТВА И ИНВАЛИДАМИ
) ,.......—........., ( Георгиева Анна Петрова,
J V Медицинский университет,
к 41 г. Варна, Болгария
E-mail: anngebg@gmail.com
Аннотация. Целью настоящего исследования являлось изучение значения эффективной коммуникации в процессе долгосрочного ухода за пожилыми • людьми и инвалидами. Исследование проводилось методом анализа научной литературы, документальном методом и методом социологического опроса. В опросе приняли участие 224 студента (медицинские сестры), выпускников Медицинского университета города Варны, Болгария, в период 2012-2017 гг. Результаты исследования позволили установить, что большинство выпускников осознают важность эффективной коммуникации в контексте долгосрочной помощи пожилым людям и инвалидам. Три четверти из них выражают мнение, что навыки общения необходимы для привлечения пациента и его родственников в качестве активных участников процесса долгосрочного ухода.
Ключевые слова: эффективная коммуникация, долгосрочный уход, медсестры, пожилые люди, инвалиды.
Эффективная коммуникация лежит в основе всех сестринских действий в процессе ухода за больными [3,4,6,8]. Она является неотъемлемой частью сестринского процесса и важным условием для эффективного осуществления всех его этапов: исследования, диагностика, планирование, внедрение и оценка [2,5,7].
Эффективная коммуникация становится все более важной в процессе долгосрочного ухода за взрослыми и людьми с ограниченными возможностями в связи со спецификой этих групп пациентов и междисциплинарным подходом к их уходу [1,9,10]. В этой связи изучение важности эффективной коммуникации и осознания ее важности выпускниками - медицинскими сестрами имеет важное
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
научное и практическое значение.
Целью настоящего исследования являлось изучение значения эффективной коммуникации в процессе долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Исследование проводилось методом анализа научной литературы, документальном методом и методом социологического опроса. В опросе приняли участие 224 студента (медицинские сестры), выпускники Медицинского университета города Варны, Болгария, в период 2012-2017 гг.
В результате анализа было установлено, что большинство респондентов (97,8%) подтвердили своими ответами важность коммуникативных навыков медсестры для обеспечения качественного долгосрочного ухода (Рис. 1).
2,2%
Рис. 1 Значение эффективной коммуникации в процессе долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами
Также интересно мнение респондентов из разных классов о важности эффективного общения для обеспечения качественного долгосрочного ухода. Как видно из двумерного распределения рассмотренных двух переменных, представленных на рисунке 2, большинство выпускников 2014 года и 2016 года, а также все опрошенные, окончившие свое обучение в другие годы, единодушно подтверждают, что эффективная коммуникация является существенным инструментом для повышения качества долгосрочного ухода. Лишь очень малая доля респондентов выражает отрицательное мнение по этому вопросу. Различия в ответах респондентов не являются статистически значимыми (р <0,05) и не коррелируют с годом завершения (р <0,05)(рис.2).
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
100% 90% ■ 80% ^ 70% ^ 60% 50% 40% ^ 30% 20% ^ 10%
0%
100,0%
0%
100%
0%
94,4%
100%
5,6%
а
0%
93,3% ZZA
"57%
£7=
2012
2013
2014
2015
2016
100%
0%
2017
□ Не
□ Да
Рис. 2 Значение эффективной коммуникации в процессе долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами (разпределение ответов студентов по годам окончания их обучения)
В результате статистического анализа установлена полная функциональная корреляция между мнениями респондентов о значении эффективной коммуникации для качественого долгосрочного ухода и их возраста (Gamma g = 1,0; p<0,05). По мере роста возраста выпускников доля тех, кто считает, что эффективная корреляция необходима для качественного предоставления долгосрочного ухода возрастает (Табл.1).
Таблица 1
Значение эффективной коммуникации в процессе долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами (разпределение ответов студентов по возрасту)
Возраст Ответы 20 - 29 л. 30 - 39 л. 40 - 49 л. Итого
Нет Частота 5 0 0 5
% 2,60% 0,00% 0,00% 2,20%
Да Частота 186 31 2 219
% 97,40% 100,00% 100,00% 97,80%
Итого Частота 191 31 2 224
% 100,00% 100,00% 100,00% 100,00%
Полученные результаты можно интерпретировать неоднозначно. С одной стороны, их можно объяснить недооценкой важности коммуникации в контексте долгосрочного ухода, а с другой - нехваткой знаний и навыков у младших
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
выпускников по вопросам эффективного общения или долгосрочного ухода. Это, в свою очередь, может указывать на необходимость дальнейшего углубленного изучения проблемы.
Анализ данных доказывает, что большинство респондентов в целом подтверждают важность эффективной коммуникации для обеспечения качественного долгосрочного ухода за взрослыми и людьми с ограниченными возможностями в соответствии с новым взглядом о современном сестринском деле.
Сестринский процесс играет важнейшую роль в процессе сестринского ухода, он является ключевой концепцией сестринской деятельности, и в то же время основным инструментом повышения качества и эффективности сестринской помощи [2, 3, 7].
Надлежащая и научно-обоснованная оценка и анализ потребностей пациента, планирования, организации и оценки являются основой для качественного и эффективного долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами [2, 4, 8].
Сестринский процесс не является односторонним актом медсестер, он • является процессом взаимодействия с другими членами команды, но в основном с пациентом и его родственниками [3, 7]. Это процесс совместного задания целей, плана действий, ожидаемых результатов и оценки достигнутых результатов.
В этом процессе пациент становится активным субъектом процесса долгосрочной помощи. Результат сестринского процесса в значительной степени предопределяется плодотворным общением между медсестрой, пациентом и его родственниками [3, 4, 7].
Будущие медсестры осознают это, причем три четверти из них (77,5%) выражают мнение, что навыки общения необходимы для привлечения пациента и его родственников в качестве активных участников процесса долгосрочного ухода.
В заключении можно сделать вывод о том, что большинство респондентов в целом подтверждают важность эффективной коммуникации для обеспечения качественного долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, в соответствии с новым взглядом о современном сестринском деле. Студенты также утверждают, что навыки общения необходимы для привлечения пациента и его родственников в качестве активных участников процесса долгосрочного ухода
Необходимо продолжать исследования в этом направлении в целях повышения качества и эффективности долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. ВОЗ. Всемирный доклад о старении и здоровье. - 2015. - p. 34. - ISBN: 9789244565049 WHO/FWC/ALC/15.0 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. who .int/ageing/publications/world-report-2015/ru/
2. Георгиева А. Комуникативните умения - фактор за ефективен сестрински // TRAKIA JOURNAL OF SCIENCES. - 2008. - № 2 (4). - С. 40-43.
3. Грънчарова Г. Управление на здравните грижи: учебник. - П.: Изд. Център на МУ Плевен, 2011. - 256 с.
4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретични основи на сестринското дело: Учебник. - превод на български: Г. Грънчарова. - П.: Изд. Център на МУ Плевен, 2006. - 254 с.
5. Попова С., Кръстева Н., Юрукова К. Комуникационни умения и автономни функции на сестринството. - П: Гриф. - 95 с.
6. Тачева В. Комуникативни умения в медицинската практика. I изд. В: СТЕНО, 2014. - 216 с.
7. Тончева С. и кол, Първична здравна помощ-наръчник за медицинските сестри, • С:Горекс Прес, 2000. - С. 97.
8. Чанева Г., Стамболова Ив. Комуникация на медицинската сестра в извънболнична помощ. В: Юрукова К. и съавт., Обществено здраве: Ръководство за специализация на медицински сестри. - С: Горекс Прес, 2001. - 95 с.
9. Georgieva A.P., Peneva S.P. The need for continuous training of nurses to provide quality long-term care for the elderly and disabled // Conference proceedings of the 14th European Conference on Education and Applied Psychology. - 15 th February, 2017. Vienna, Austria. - P. 35-40.
10. WHO. Key policy issues in long-term care / Edited by Jenny Brodsky, Jack Habib, Miriam J. Hirschfeld. WHO Library Cataloguing-in-Publication Data (World Health Organization collectionon long-term care). - Geneva. - 2003. - ISBN 9241562250.