Время науки
The Times of Science
Николова Н.И.
Медицинский университет, г. Варна, Болгария Факультет общественного здравоохранения Магистерская программа «Управление заботами о здоровье» (1-й курс) Научный руководитель - М.И. Грудева, доцент СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные требования к высшему медицинскому образованию предполагают, что в процессе обучения у студентов будет сформировано не только клиническое мышление и специальные профессиональные навыки, но также социальные и коммуникативные умения, без которых сегодня нельзя быть компетентным специалистом в сфере здравоохранения.
Ответственность за подготовку высоко квалифицированных специалистов, конечно, в наибольшей степени несет преподаватель. И в современных условиях общественного развития взаимодействие и взаимопонимание между преподавателем и студентом является очень важным условием качественного учебного процесса.
В подготовке будущих медицинских специалистов чаще всего рекомендуют применять демократично-симметричный стиль общения, в котором главное место занимают диалог и сотрудничество. Непрерывная смена социальных ролей участников процесса обучения позволяет студенту почувствовать себя не только объектом, но субъектом образования.
Nicolova N.I.
Н.И. Николова
Особую роль в условиях высшего медицинского образования играет практическое обучение, особенно то, которое происходит в реальной клинической среде.
Клиническая практика дает возможность студенту осуществить реальный контакт с объектом своей будущей деятельности - пациентом. Применение разнообразных методов, форм и средств обучения создает у него дополнительные условия выработки правильных моделей профессионального поведения и стиля работы с разными категориями, нуждающимися в заботе о здоровье.
Чаще всего практическое обучение студентов в период клинической практики осуществляется медицинской сестрой, которая способствует формированию, углублению и развитию профессиональных знаний и умений у будущих специалистов здравоохранения [5] .
Обратим внимание на тот факт, что в условиях медицинского образования пациента принято рассматривать также как субъекта деятельности. Т.е. в процессе обучения будущего врача есть три субъекта: преподаватель, студент и пациент.
Пациент - личность со своим темпераментом, характером, физическими и психическими качествами и свойствами, потребностями, интересами, идеалами и мировоззрением. Все эти характеристики определяют его реакции в условиях различных социальных взаимодействий, каковым является и лечебнодиагностический процесс.
Время науки
The Times of Science
Включение практических занятий студентов - медиков в реальную практику лечебного учреждения создает целый ряд профессионально-этических проблем. Поведение пациента и его отношение к присутствию студентов в большой степени детерминированы его возрастом, полом, образованием, культурой, религиозной и этнической особенностями. Культурные различия часто приводят к конфликту ценностей (иногда отказ в заботе, лечении и сотрудничестве в процессе обучения). Это требует, чтобы все деятельности были запланированы и осуществлены сообразно с пониманием пациентом здоровья, жизни, страдания, смерти.
Пациент может испытывать страх и стыд из-за присутствия студентов в лечебно-диагностическом процессе, что вызвано чаще всего спецификой этапа, на котором находится их профессиональная подготовленность.
Современный пациент знает в той или иной степени не только свои права, но и обязанности специалистов, лечащих его. Это обстоятельство обязывает медицинских специалистов информировать больного о присутствии студентов до выполнения различных вмешательств и манипуляций. Информация непременно должна быть понятной, привлекать внимание пациента и поощрять его к принятию адекватного решения.
На уровне коммуникации студент - пациент могут возникать некоторые проблемы, вызванные незаинтересованностью со стороны студента / пациента / преподавателя; использованием специфического языка или жаргона; отсутствием обратной связи;
Nicolova N.I.
Н.И. Николова
отсутствием доверия; рассеянным слушанием со стороны студента или пациента и др.
Чтобы успешное общение существовало в основной триаде, необходимо наличие доверия и сопричастности. Преподаватель должен быть точным и ясным в своих высказываниях; не допускать использования жаргонных слов и выражений; стимулировать интерес пациента; давать возможность обоим субъектам поделиться личными позициями. Общение должно быть направленно на объединение и согласование усилий достижения общей цели. Выработка отношений посредством применения подобного стиля общения помогает пациенту ориентироваться в созданной ситуации, активизировать себя, быть помощником и сотрудником.
Приобщение пациента как активного субъекта к процессу обучения студентов, создание отношений партнерства и сотрудничества во многом зависят от умения медицинского персонала объяснять, убеждать, завоевывать доверие. Выработать такое отношение исключительно важно, так как оно базируется на накопленном в образовательной медицинской практике опыте. Особую роль в этой ситуации играют коммуникативные умения медицинской сестры, которая становится посредником между клиникой и высшим медицинским училищем при осуществлении качественного учебного процесса.
Медицинская сестра является основным «союзником» преподавателя, пациента и студента в процессе обучения, так как она лучше знает обстановку в клинике и состояние пациентов, о
Время науки
The Times of Science
которых она заботится. В силу своей профессиональной подготовки и опыта именно медсестра способна наиболее адекватно реагировать в непредвиденных и конфликтных ситуациях. Поэтому все чаще в разных научных публикациях вполне резонно определяют медицинскую сестру четвертым субъектом процесса обучения в высшем медицинском училище. Этот факт требует особого внимания к ее профессиональной подготовке в условиях высшего медицинского образования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Грудева М. И. Основни проблеми на педагогиката и андрагогията = [Основные проблемы педагогики и андрагогики]: учебно пособие / Маринела Иванова Грудева. Варна : Моореа, 2010. 192 с.
2. Грудева М. И. Процесът обучение във висшето медицинско училище = [Процесс обучения в высшем медицинском училище]: учебно пособие / Маринела Иванова Грудева. - Варна : Моореа, 2011. 167 с.
3. Грънчарова Г. Управление на здравните грижи : с модул "Здравни проекти" = [Управления здравоохранением:модуль "Медицинские проекты"] / Гена Грънчарова. - 2. прераб. изд.
Плевен : Изд. център на МУ, 2011. 256 с.
4. Мухина С. А. Теоретични основи на сестринските грижи : Учебно пособие / С. А. Мухина, И. И. Тарновская ; Прев., [предг.] Гена Грънчарова. - Плевен : Издателски център на Мед. унив., 2006. 254 с. [Перевод на болг. с ориг.]: Теоретические основы сестринского дела / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. Изд. 2-е, прераб. и доп. Офс. изд.
5. Министерството на здравеопазването на Република България . Наредба №1 за професионалните дейности, които медицинските сестри, акушерките, асоциираните медицински специалисти могат да извършват по назначение или самостоятелно= [Министерство здравоохранения Республики Болгария. Постановление №1 о профессиональной деятельности, которую медицинские сестры, акушерки и сопутствующие медицинские специалисты согут выполнять по назначению или
Nicolova N.I.
Н.И. Николова
самостоятельно] // Държавен вестник.бр. 15 от 18.02.2011. [То же Электронный ресурс]
http://www.mh.government.bg/Articles.aspx?categoryid=3279&.lang=b g-BG&pageid=391 (дата обращения - 25.12.2014).
6. Попов Т. Студентът като субект на обучението : Едно проучване в системата на общественото здраве = [Студент как субъект обучения : исследование в системе здравоохранения] / Теодор Попов. София : ИИК Везни, 2006. 172 с.
7. Стоянова Н. Методологията като учение: дипломен проект [Электронный ресурс]. [Б.м., Б.г.]. URL: http://www.referati.org/metodologiqta-kato-uchenie/95438/ref (дата обращения - 25.12.2014).