Научная статья на тему 'Значение детского дошкольного учреждения для формирования культуры здоровья детей в интересах устойчивого развития'

Значение детского дошкольного учреждения для формирования культуры здоровья детей в интересах устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЭКОЛОГОВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворошилова В.М., Новикова Т.А.

В статье рассмотрены условия формирования здоровья культуры детей в дошкольном образовательном учреждении. Дано авторское определение понятий «культура здоровья» и «экологовалеологическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение детского дошкольного учреждения для формирования культуры здоровья детей в интересах устойчивого развития»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ворошилова В.М., Новикова Т.А.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены условия формирования здоровья культуры детей в дошкольном образовательном учреждении. Дано авторское определение понятий «культура здоровья» и «экологовалеологическое образование».

Ключевые слова: культура здоровья, экологовалеологическое образование, ребенок-дошкольник, устойчивое развитие.

В современных социально-экономических условиях в Российской Федерации определена приоритетная концепция здоровьесберегающей медицины, внедрения здоровьесберегающих технологий и формирования у всех групп населения мотивации на укрепление собственного здоровья, повышение уровня медицинской информированности, медико-социальной и профилактической активности и соблюдение принципов здорового образа жизни. В современном российском законодательстве в сфере здравоохранения профилактика и здоровый образ жизни рассматриваются в совокупности как фактор обеспечения здоровья населения. Согласно Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года сохранение и укрепление здоровья населения возможно не только при условии формирования приоритета здоровья в системе ценностных ориентаций, но и при обеспечении государством правовых, экономических, организационных инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни. На федеральном уровне одним из основных документов является Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 09.10.2007 №1351). В соответствии со «Стратегией развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015-2030 гг.» профилактика неинфекционных заболеваний, в том числе формирование здорового образа жизни, являются стратегически важными направлениями деятельности медицинских организаций, а также приоритетным компонентом деятельности системы здравоохранения в целом. Эти мероприятия должны быть направлены на изменение отношения человека к собственному здоровью и значительному повышению меры собственной ответственности за его сохранение и поддержание активного долголетия. [4]

С 01 января 2013 года вступил в силу приказ о выводе медицинских работников из штата ДОУ. И, вроде бы, детскому дошкольному учреждению, ничего не остается, как заниматься охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, формировать общую культуру и ценности здорового образа жизни, ведь основные функции по организационно-медицинскому обслуживанию легли на плечи медиков. [7] Но, медицинский работник приходит 1 раз в неделю (в лучшем случае). Нагрузка у медицинской сестры 2-3 детских учреждения на 1 ставку. Консультировать родителей и педагогов, следить ежедневно за здоровьем детей, за организацией образовательной деятельности, выполнением требований СаНиПиН - некому. Меню (10-дневное сбалансированное питание) пишет кладовщик - не имеющий образования диетолога. У руководителя, кроме как укомплектовать медицинский кабинет (соблюдение условий для лицензирования), остаются задачи: прохождение адаптации детьми, консультирование педагогов по оказанию первой помощи, правильное построение НОД (в соответствии со здоровьем детей), контроль за проведением карантинных мероприятий, питанием, анализ здоровья детей и т.д.

Ребенок находится в стенах детского сада 10,5-12 часов в день, и для его оздоровления в детском дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия. Но, отсутствие необходимых специалистов (в том числе инструктора по физической культуре), помещений для оздоровления, систематическая нехватка материальных средств на оздоровление детей, на развивающие пособия и игрушки, литературу, ограниченная сумма выделенных средств на питание, недостаток у педагога времени заняться детьми из-за большого потока документов (администрации - педагогами) и нежелание родителей взаимодействовать - эти и еще многие причины не позволяют комплексно и эффективно осуществлять оздоровление детей дошкольного возраста.

Однако, согласно новым нормативным документам, детский сад обязан воспитать свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего его отстаивать. И, прежде всего, ребенок должен быть здоровым. Детское дошкольное образовательное учреждение берет на свои плечи двойную нагрузку: здоровый ребенок, обладающий целевыми ориентирами. [6]

Главная задача педагогов состоит в том, чтобы сохранить мир детства и помочь ребенку прожить его в радости

—--—

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

и полноте устремлений, обеспечить постепенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры. По причине противоречия между социальным и биологическим началом в развитии ребенка - единственно правильный путь «окультуривание» человеческих потребностей.

При целенаправленном обучении и закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации к культуре здоровья отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в культуре здоровья [1].

Культуру здоровья как важнейшую часть общей человеческой культуры можно определить как непрерывный процесс, направленный на формирование представлений об организме человека и воплощении знаний в потребности заботиться о собственном здоровье и состоянии окружающей социально-природной среды.

Наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. [2]

Формирование культуры здоровья в ДОУ можно осуществлять в процессе экологовалеологического образования, которое предполагает организацию экологовалеологически направленной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Под экологовалеологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование гармоничных взаимоотношений с природой, а также устойчивых потребностей в здоровом образе жизни, мотивации к сохранению и укреплению здоровья. [3]

Экологовалеологическая деятельность включает в себя 3 направления:

1) создание экологовалеологической развивающей предметно- пространственной среды;

2) формирование культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса;

3) расширение социального сетевого взаимодействия. [5]

Направления экологовалеологической деятельности с участниками образовательного процесса:

1. Повышение квалификации педагогов (семинары-практикумы, круглые столы, курсы повышения квалификации, самообразование, творческая группа, Совет педагогов, изучение передового педагогического опыта, распространение своего опыта, обучение студентов УрГПУ).

2. Работа с родителями (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические гостиные, дни открытых дверей, совместные праздники с детьми, консультации и беседы, информационные стенды, общение на сайте).

3. Работа с детьми (непосредственно-образовательная деятельность и др., психологическое сопровождение ребенка, рациональная двигательная активность, формирование здорового образа жизни, профилактические мероприятия, коррекционная работа, арттерапия).

Вся деятельность регламентируется авторской программой, включенной в 40% основной общей образовательной программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений). Экологовалеологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, состоит из двух взаимосвязанных компонентов - ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, - реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по научно обоснованной схеме. [5]

Таким образом, формирование культуры здоровья дошкольников должно стать одним из ведущих направлений политики в области здоровьесбережения, и реализовываться на социальном, инфраструктурном, личностном уровнях. Поэтому целесообразно за основу современной стратегии данного процесса взять формирование качественно нового мировоззрения - мировоззрения, нацеленного на устойчивое развитие здоровой во всех отношениях личности, где основной задачей выступает разработка системы воспитания и обучения навыкам здоровья не только дошкольников, но и различных групп населения, выработка ценностей, знаний и привычек здорового образа жизни.

Цель устойчивого развития - выживание человека как биологического вида. Выживание состоит в том, что человек, исходя из ценности здоровья и природы, начинает самостоятельно активно действовать в отношении природы и здоровья. Экологовалеологическая деятельность - это подтверждение устойчивого развития. Вопросы устойчивого развития должны быть включены в образовательную программу. Для того, чтобы образование стало действенным инструментом устойчивого развития, необходимо изменить методику с передачи (усвоения) знаний на желание самостоятельно выявлять и решать проблемы окружающей среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. и др Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI

века / сост. - М.: Гардарики, 2008. - С. 16

—--—

~ 88 ~

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва

[2] Ворошилова В.М., Новикова Т.А /Формирование культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста//Успехи современной науки, Т.2 № 11, Белгород, 2016г.- с. 108-110

[3] Ворошилова В.М., Новикова Т.А //«Эковалеологический подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ» научное издание ФГБОУ ВПО УрГПУ Журнал «Педагогическое образование в России», № 4- г. Екатеринбург,2012.- 6 с.

[4] Лучкевич В.С., Зелионко А.В, Жукофф К.А., Хабиров В.В Приоритетные направления совершенствования концептуального и законодательного обеспечения формирования здоровьесберегающего поведения, медицинской информированности и улучшения качества жизни населения//Здоровье населения и качество жизни: электронный сборник материалов III Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции/ под редакцией з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича. - СПб., 2016. - 8 с.

[5] Моисеева Л.В, Ворошилова В.М., Новикова Т.А. Экологовалеологический подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста»: учебное пособие / УрГПУ, г. Екатеринбург, 2015, в 2-х частях, 217с.

[6] Новикова Т.А. Оздоровление детей старшего дошкольного возраста. Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения: сборник материалов 12-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 9 декаб. 2016 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2016, С. 246-249.

[7] Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

THE VALUE OF KINDERGARTEN FOR FORMATION OF HEALTH CULTURE OF CHILDREN

IN SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Voroshilova V.M., Novikova T.A.

Ural state pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation

Annotation. The article considers the conditions of formation of health culture of children in preschool educational

institution. Given the author's definition of "culture of health" and "ecologobiological education".

Key words: health culture, ecologobiological education, the child is a preschooler, sustainable development.

REFERENCES

[1] Antonov E. Yu., Kuznetsova M. N. and other Healthy preschooler: social-improving technology of the XXI century / ed.. - M. : Gardariki, 2008. - P. 16

[2] Voroshilova V. M., Novikova T. A /the health culture of children in preschool age//Advances of modern science, vol. 2 No. 11, Belgorod, 2016.- p. 108-110

[3] Voroshilova V. M., Novikova T. A //"Kowalevski approach to creating subject-developing environment in the DOE" scientific edition of FGBOU VPO Ural state pedagogical University, the Journal "Pedagogical education in Russia", No. 4 - Ekaterinburg, 2012.- 6 p

[4] Luchkevich V. S., Selyanko A., Zuckoff K. A., Khabirov V. V. Priorities for improving the conceptual and legislative support of the formation of health-saving behavior, health awareness and improve the quality of life of the population//population Health and quality of life: an electronic collection of materials of III all-Russian with international participation the extramural scientific-practical conference/ under the editorship of h.d.N. Of the Russian Federation, Professor V. S. Luchkevych. - SPb., 2016. - 8 p.

[5] Moiseeva L.V, Voroshilova, V. M., Novikova T. A. Ecologobiological approach to health care of children of preschool age" : tutorial / USPU, Ekaterinburg, 2015, in 2 parts, 217p.

[6] Novikova T. A. the health of children of senior preschool age. Health problems zdorovesberezheniya adolescents, young people, people : proceedings of the 12th International scientific-practical conference of young scientists and students, Yekaterinburg, 9 dece. 2016 / FGAOU VO "ROS. GOS. prof.-PED. Univ". Ekaterinburg, 2016, P. 246249.

[7] Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation from 17.10.2013 g No. 1155 "On the approval of the Federal state educational standard of preschool education".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.