Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В СНИЖЕНИИ УРОВНЯ БЕДНОСТИ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В СНИЖЕНИИ УРОВНЯ БЕДНОСТИ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бедность / денежный доход / заработная плата / пенсия / пособие / прожиточный минимум / работник социальной сферы / семья с детьми / социальная поддержка / социальный контракт. / poverty / cash income / wages / pension / allowance / subsistence minimum / social worker / family with children / social support / social contract.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин А. Н., Понеделков А. В., Коренякин А. Г., Акопов С. Э.

Снижение уровня бедности населения в современном российском обществе является актуальной проблемой, имеющей важное значение для государства, бизнеса, граждан. Эта актуальная проблема находит свое отражение в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на протяжении многих лет. В посланиях особо отмечается необходимость снижения уровня бедности, повышения денежных доходов населения, заработной платы, минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий, оказания государством социальной поддержки семьям с детьми. Методами исследования являются статистический метод, анализ, синтез, дедукция, индукция. Объект исследования – денежные доходы населения и их значение в снижении уровня бедности. Результаты исследования. Показано: неравномерное распределение денежных доходов в федеральных округах и регионах, заработной платы в отраслях экономики; существенные различия в оплате труда работников организаций государственной и муниципальной форм собственности в различных сферах; значительные изменения в системе социальной поддержки семей с детьми в результате выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка; роль социального контракта как инструмента снижения уровня бедности. В качестве вывода следует отметить, что государство осуществляет меры по снижению уровня бедности путем повышения уровня денежных доходов населения, заработной платы, пенсий, пособий, заключения социальных контрактов. Реализация этих мер должна быть более эффективной и результативной. Необходимо подчеркнуть, что не решена проблема доведения уровня оплаты труда работников организаций государственной и муниципальной форм собственности в социальной сфере и науке до показателей, установленных Президентом в 2012 году, за исключением преподавателей высших учебных заведений, врачей и работников медицинских организаций. Обзор литературы позволяет сделать заключение что существует огромное количество опубликованных работ, в которых рассматриваются различные аспекты роли денежных доходов населения в решении проблемы бедности. Прежде всего, необходимо отметить публикации, посвященные анализу бедности, политики доходов населения, заработной платы, социальных выплат, пособий, пенсий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF CASH INCOME IN REDUCING THE POVERTY LEVEL OF THE RUSSIAN POPULATION

Reducing the level of poverty of the population in modern Russian society is an urgent problem that is important for the state, business, and citizens. This urgent problem has been reflected in the annual messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly for many years. The messages emphasize the need to reduce poverty, increase the monetary income of the population, wages, the minimum wage, pensions, benefits, and the provision of social support by the state to families with children. The research methods are the statistical method, analysis, synthesis, deduction, induction. The object of the study is the monetary incomes of the population and their importance in reducing poverty. Research results. Shown: unevenness of income payments in federal districts and regions, wage payments in sectors of the economy; a special difference in the makeup work that creates organizations of state and municipal ownership in various forms; significant changes in the system of social support for families with children as a result of the payment of additional benefits in connection with the birth and upbringing of children; the role of the concluded contract as a tool for poverty reduction. As a conclusion, it should be noted that the state is taking measures to reduce poverty by increasing the level of monetary incomes of the population, wages, pensions, benefits, and the conclusion of social contracts. The implementation of these measures should be more effective and efficient. It should be emphasized that the problem of bringing the level of remuneration of employees of organizations of state and municipal ownership in the social sphere and science to the indicators established by the President in 2012, with the exception of teachers of higher educational institutions, doctors and employees of medical organizations. A review of the literature allows us to conclude that there is a huge number of published works that examine various aspects of the role of cash income of the population in solving the problem of poverty. First of all, it is necessary to note publications devoted to the analysis of poverty, income policy, wages, social payments, benefits, pensions, etc.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В СНИЖЕНИИ УРОВНЯ БЕДНОСТИ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.23672/SAE.2023.15.65.004 УДК 331.2; 364.42/.44

© ®

Attribution

сс by

ЗНАЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В СНИЖЕНИИ УРОВНЯ БЕДНОСТИ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Коренякин А.Г.3, Акопов С.Э.4

1'Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 23Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 4Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Аннотация. Снижение уровня бедности населения в современном российском обществе является актуальной проблемой, имеющей важное значение для государства, бизнеса, граждан. Эта актуальная проблема находит свое отражение в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на протяжении многих лет. В посланиях особо отмечается необходимость снижения уровня бедности, повышения денежных доходов населения, заработной платы, минимального размера оплаты труда, пенсий, пособий, оказания государством социальной поддержки семьям с детьми. Методами исследования являются статистический метод, анализ, синтез, дедукция, индукция. Объект исследования - денежные доходы населения и их значение в снижении уровня бедности.

Результаты исследования. Показано: неравномерное распределение денежных доходов в федеральных округах и регионах, заработной платы в отраслях экономики; существенные различия в оплате труда работников организаций государственной и муниципальной форм собственности в различных сферах; значительные изменения в системе социальной поддержки семей с детьми в результате выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка; роль социального контракта как инструмента снижения уровня бедности.

В качестве вывода следует отметить, что государство осуществляет меры по снижению уровня бедности путем повышения уровня денежных доходов населения, заработной платы, пенсий, пособий, заключения социальных контрактов. Реализация этих мер должна быть более эффективной и результативной. Необходимо подчеркнуть, что не решена проблема доведения уровня оплаты труда работников организаций государственной и муниципальной форм собственности в социальной сфере и науке до показателей, установленных Президентом в 2012 году, за исключением преподавателей высших учебных заведений, врачей и работников медицинских организаций.

Обзор литературы позволяет сделать заключение что существует огромное количество опубликованных работ, в которых рассматриваются различные аспекты роли денежных доходов населения в решении проблемы бедности. Прежде всего, необходимо отметить публикации, посвященные анализу бедности, политики доходов населения, заработной платы, социальных выплат, пособий, пенсий и т.д.

Ключевые слова: бедность, денежный доход, заработная плата, пенсия, пособие, прожиточный минимум, работник социальной сферы, семья с детьми, социальная поддержка, социальный контракт.

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Alexander G. Korenyakin3, Sergey E. Akopov4

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2 3South Russian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 4Rostov State University of Economics (RINH)

Abstract. Reducing the level of poverty of the population in modern Russian society is an urgent problem that is important for the state, business, and citizens. This urgent problem has been reflected in the annual messages of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly for

THE IMPORTANCE OF CASH INCOME IN REDUCING THE POVERTY LEVEL OF THE RUSSIAN POPULATION

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

many years. The messages emphasize the need to reduce poverty, increase the monetary income of the population, wages, the minimum wage, pensions, benefits, and the provision of social support by the state to families with children. The research methods are the statistical method, analysis, synthesis, deduction, induction. The object of the study is the monetary incomes of the population and their importance in reducing poverty.

Research results. Shown: unevenness of income payments in federal districts and regions, wage payments in sectors of the economy; a special difference in the makeup work that creates organizations of state and municipal ownership in various forms; significant changes in the system of social support for families with children as a result of the payment of additional benefits in connection with the birth and upbringing of children; the role of the concluded contract as a tool for poverty reduction.

As a conclusion, it should be noted that the state is taking measures to reduce poverty by increasing the level of monetary incomes of the population, wages, pensions, benefits, and the conclusion of social contracts. The implementation of these measures should be more effective and efficient. It should be emphasized that the problem of bringing the level of remuneration of employees of organizations of state and municipal ownership in the social sphere and science to the indicators established by the President in 2012, with the exception of teachers of higher educational institutions, doctors and employees of medical organizations.

A review of the literature allows us to conclude that there is a huge number of published works that examine various aspects of the role of cash income of the population in solving the problem of poverty. First of all, it is necessary to note publications devoted to the analysis of poverty, income policy, wages, social payments, benefits, pensions, etc.

Keywords: poverty, cash income, wages, pension, allowance, subsistence minimum, social worker, family with children, social support, social contract.

Введение. В третьем квартале 2023 года численность российского населения с денежными доходами ниже уровня бедности составила 19,6 млн человек, 13,5 % населения [1], в 2022 году -9,8 % [2], планируется снижение уровня бедности к 2030 году до 6,6 % [1]. Под уровнем бедности понимается доля численности населения с денежными доходами ниже границ бедности в процентах к общей численности населения, границы бедности - это показатель, с которым сравниваются доходы домохозяйства для расчета уровня бедности. Значительное место в снижении уровня бедности принадлежит денежным доходам населения, прежде всего росту заработной платы, государственной поддержке, которая будучи дополнительным доходом е заработной плате, не должна заменять заработную плату.

Результаты. Обсуждение. Общий объем денежных доходов населения распределен неравномерно. Об этом свидетельствуют данные Рос-стата о коэффициентах фондов (15,2 раза) и Джини (0,409), распределении по 20-процентным группам в 2021 году. Можно сравнить первую группу с наименьшими доходами и пятую с наибольшими доходами. На первую группу приходилось 5,4 %, пятую - 46,7 %. В распределении общей сумма заработной платы децильный коэффициент равен 5,8 раза [3]. У 10 % наименее оплачиваемых работников ежемесячная заработная плата составляла 12,1 тыс. руб., у 10 % наиболее оплачиваемых - 157,2 тыс. руб. [4]. Необходимо обратить внимание на различия в оплате труда между минимальным и максимальным ее размерами как на государственных и муниципальных предприятиях - 11,1 тыс. руб. и 116,5 тыс. руб., так и частных - 14,2 тыс. руб. и 197,5 тыс. руб.

В 2022 году в общем объеме денежных доходов населения по сравнению с социальными выплатами (20,6 %), доходами от предпринимательской деятельности (5,5 %), от собственности (5,7 %) основное место принадлежало оплате труда (64,9 %). Среднемесячная заработная плата -64191 руб. [5]. В четырех федеральных округах она ниже среднероссийского уровня - Южном (45213 руб.), Северо-Кавказском (37361руб.), Приволжском (46483 руб.), Сибирском (56146 руб.), в четырех выше - Центральном (81381 руб.), Северо-Западном (71213), Уральском (67977 руб.), Дальневосточном (74041 руб.).

Существуют значительные различия в размерах среднемесячной заработной платы в регионах. Самый высокий уровень - в автономных округах: Чукотском (14181руб.), Ямало-Ненецком (131163 руб.), Ненецком (105068 руб.), низкий уровень -Ингушетии (32744 руб.), Чечне (33689 руб.). Имеются существенные различия в оплате труда в различных отраслях экономики. Самые высокие размеры заработной платы были в сфере добычи нефти и газа (165,6 тыс. руб.), самые низкие - в производстве одежды (27,1 тыс. руб.), кожи и кожаных изделий (35,4 тыс. руб.).

Существует экстремальный разрыв зарплат межу топ-менеджерами и самыми низкооплачиваемыми работникам компаний - между руководителями и рабочими в сфере информации и связи (4,9 раза), добычи полезных ископаемых (3,8).

Не решена проблема повышения заработной платы работников организаций государственной и муниципальной форм собственности в социальной сфере и науке, доведения ее уровня до показателей, определенных в указе Президента Российской Федерации в 2012 году [6].

© Аверин А.Н., Понеделков А.В., Коренякин А.Г., Акопов С.Э.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

В январе-марте 2023 года средняя заработная плата в образовании составила: педагогических работников дошкольных образовательных организаций - 43376 руб., всего отношение к средней заработной плате в сфере общего образования в регионе было 90,8 %, в том числе, в организациях муниципальной собственности - 88 %; общего образования - 51772 руб.; к среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц - 99,9 %, в организациях муниципальной собственности -87,8 %; дополнительного образования детей -49 086 руб., всего отношение к средней заработной плате учителей в регионе - 95,9 %, в организациях муниципальной собственности - 89,1 %; преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций начального и среднего профессионального образования - 49556 руб., всего 95,6 %, региональной собственности - 94,2 %, муниципальной - 56,9 %; преподавателей высшего образования - 108814 руб. [7].

Средняя заработная плата в здравоохранении составила: врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование и представляющих медицинские услуги, - 100922 руб.; среднего медицинского и фармацевтического персонала - 50954 руб., всего отношение к оценке среднемесячной начисленной заработной платы - 98,3 %, в организациях региональной собственности - 96,2 %, муниципальной -68,7 %; младшего медицинского персонала -43923, всего - 84,8%, в организациях региональной - 81,9 %, муниципальной - 70,2 %. Работники культуры получали 51999 руб., в организациях муниципальной собственности - 82,1 %; научные сотрудники - 107758 руб., в организациях муниципальной собственности - 68,6 %; социальные работники - 44505 руб., всего - 85,9 %, в организациях федеральной собственности - 84,9 %, региональной - 87,6 %, муниципальной - 78,7 %; педагогические работники образовательных, медицинских организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 48980 руб., всего - 94,5 %, в организациях региональной собственности - 94,6 %, муниципальной - 92,8 %. Статистические данные показывают, что наиболее низкие показатели отношения средней заработной платы к оценке среднемесячной начисленной заработной платы были в организациях муниципальной собственности.

В последние годы совершенствуется социальная поддержка семей с детьми. В 2020 году началась выплата пособия на детей от 3 до 8 лет в размере 50 % прожиточного минимума для детей, в 2021 году - 50 %, 75 % и 100 % регионального прожиточного минимума, пособия беременным женщинам - 50 % регионального прожиточного минимума, пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет - 50 %, 75 % и 100 % регионального прожиточного минимума.

С 2023 года выплачивается ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и людям, имеющим детей в возрасте до 17 лет, если они являются российскими гражданами и постоянно проживают на российской территории [8]. При этом размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать величину регионального прожиточного минимума на душу населения. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, выплачивается в размере 50 %; 75 % и 100 % величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения; в связи с рождением и воспитанием ребенка гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, - 50 %; 75 % и 100 % величины регионального прожиточного минимума для детей.

Пособие объединяет выплаты беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; в связи с рождением ребенка до достижения им возраста 3 лет; на детей от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет [9; 10; 11; 12; 13]. Средний размер пособия составляет 10,5 тыс. рублей. Предполагается, что пособие получат 10 млн детей. Для его выплаты будет тратиться 1 трлн 691 млрд руб., из них 1 трлн 430 млрд руб. за счет средств федерального бюджета, 676 млрд руб. - регионального бюджета. В 2024 году на единое пособие планируется выделить 1 трлн 232 млрд руб.; 2025 -1 трлн 302 млрд руб.

35 млн неработающих пенсионеров в среднем получают пенсию в размере 19360 руб. Это получатели страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности, по потере кормильца, социальных пенсий. выплат по государственному пенсионному обеспечению. Предусмотрено на повышение пенсий 472,4 млрд руб. Выплаты, привязанные к прожиточному минимуму, получали около 15 млн человек. Например, прожиточный минимум использовался при выплате беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, ежемесячных пособий на детей до 3 лет и от 3 до 17 лет из семей с невысокими доходами, федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии. В 2023 году прожиточный минимум на душу населения составит 14375 руб., для трудоспособного населения - 15669 руб., детей - 13944, пенсионеров -12363 руб. [14].

Важным инструментом социальной поддержки является социальный контракт. В 2021-2022 годы социальными контрактами были охвачены 1,8 млн человек, заключено более 558 социальных контрактов, в среднем, на 55,5 тыс. рублей по одному соглашению [15]. Можно получить до 350 тыс. руб. на открытие собственного дела и

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

до 200 тыс. руб. на развитие личного подсобного хозяйства. [16; 17; 18]. Социальный контракт можно заключать на трудоустройство, переобучение и повышение квалификации, покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей, для преодоления трудной жизненной ситуации. 32% социальных контрактов заключены на открытие собственного дела, 12 % на ведение личного хозяйства. 24,5 % предпринимателей, открывших собственное дело, открыли в сфере красоты - парикмахерские, маникюрные, косметические салоны, студии фитнеса, небольшие спортивные залы. 9 % занимались производством мебели, садового и уличного инвентаря, ульев, обработки пиломатериалов. Наибольший процент социальных контрактов на ведение личного подсобного хозяйства приходится на животноводство (62,5 %). 38,4 % социальных контрак-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

тов заключено на поиск работы. Было трудоустроено 52,2 тыс. человек. 52,5 % людей, заключивших социальный контракт, увеличили среднедушевые доходы, у 22,5 % доходы превысили величину регионального прожиточного минимума.

Заключение. Авторами получена необходимая статистическая информация об основном инструменте снижения уровня бедности - денежных доходов российского населения, состоянии составляющих компонентов денежных доходов -заработной плате, выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, социальном контракте.

Статья предназначена для специалистов в области изучения бедности и денежных доходов населения.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Выжутович В. Бедность снизила уровень / В. Выжутович // Российская газета. 2023. 27 июля.

2. Герейханова А. К экономике высоких зарплат / А. Герейханова // Российская газета. 2023. 19 июня.

3. Российский статистический ежегодник. 2022. URL : rosstat.gov.ru

4. Выжутович В. Рост зарплат тормозит экономику / В. Выжутович // Российская газета. 2023. 14 апреля.

5. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2022 году // Российская газета. 2023. 29 марта.

6. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334.

7. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда работников социальной сферы и науки за январь-март 2023 года. URL : rosstat.gov.ru

8. Федеральный закон от 21 ноября 2022 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 48. Ст. 8322.

9. Для семей с низкими доходами введут единое пособие // Российская газета. 2022. 23 сентября.

10. Горейханова А. Счета семейные / А. Горейханова, О. Игнатова // Российская газета. 2022. 10 ноября.

11. Горейханова А. Взрослые гарантии / А. Горейханова // Российская газета. 2022. 09 ноября.

12. Исаев А. Универсальное пособие / А. Исаев // Российская газета. 2022. 02 ноября.

13. Замахина Т. Детский стандарт / Т. Замахина // Российская газета. 2022. 16 ноября.

14. Кузьмин В. Индекс лета / В. Кузьмин // Российская газета. 2022. 31 мая.

15. Выжутович В. Соцконтракт против бедности / В. Выжутович // Российская газета. 2023. 09 июня.

16. Кузьмин В. Человек на договоре / В. Кузьмин // Российская газета. 2022. 01 июля.

17. Жандарова И. Подъемные средства / И. Жандарова // Российская газета. 2022. 16 сентября.

18. Жандарова И. На душу населения / И. Жандарова // Российская газета. 2022. 23 сентября.

References:

1. Russian Statistical Yearbook. 2022. URL : rosstat.gov.ru

2. Vyzhutovich V. Growth of wages slows down the economy // Rossiyskaya gazeta. 2023. April 14.

3. Russian Statistical Yearbook. 2022. URL : rosstat.gov.ru.

4. Vyzhutovich V. Growth of wages slows down the economy // Rossiyskaya gazeta. 2023. April 14.

5. The main indicators of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation in 2022 // Rossiyskaya gazeta. 2023. March 29.

© Аверин А.Н., Понеделков А.В., Коренякин А.Г., Акопов С.Э.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

6. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2012 № 597 «On measures for the implementation of state social policy» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2012. № 19. Art. 2334.

7. Results of federal statistical observation in the field of remuneration of workers in the social sphere and science for January-March 2023. URL : rosstat.gov.ru

8. Federal Law № 455-FZ of November 21, 2022 «On Amendments to the Federal Law «On State Benefits to Citizens Who Have Children» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2022. № 48. Art. 8322.

9. For families with low incomes will introduce a single allowance // Rossiyskaya gazeta. 2022. September 23.

10. Goreikhanova A. Family accounts / A. Goreikhanova, O. Ignatova // Rossiyskaya gazeta. 2022. November 10th.

11. Goreikhanova A. Adult guarantees / A. Goreikhanova // Rossiyskaya gazeta. 2022. November 9th.

12. Isaev A. Universal manual / A. Isaev // Rossiyskaya gazeta. 2022. November 02th.

13. Zamakhina T. Children's standard / T. Zamakhina // Rossiyskaya gazeta. 2022. November 16th.

14. Kuzmin V. Index of summer / V. Kuzmin // Rossiyskaya gazeta. 2022. May 31.

15. Vyzhutovich V. Sotskontrakt against poverty // Rossiyskaya gazeta. 2023. June 09.

16. Kuzmin V. Chelovek na kontratke // Rossiyskaya gazeta. 2022. July 01.

17. Zhandarova I. Lifting means // Rossiyskaya gazeta. 2022. September 16.

18. Zhandarova I. Per capita of the population // Rossiyskaya gazeta. 2022. September 23.

Информация об авторах

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации апауепп1947@mail.ru

ОЯСЮ https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

lab-gmu-uriu@ranepa.ru

Коренякин Александр Геннадьевич

магистрант факультета политологии,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Ag1006993@mail.ru

Акопов Сергей Эдуардови

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных отношений, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) sergik-900@mail.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy Sciences, Professor,

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation anaverinl 947@mail.ru

ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545

Alexander V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

South Russian Institute of Management -

Branch of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration

under the President of the Russian Federation

lab-gmu-uriu@ranepa.ru

Alexander G. Korenyakin

Master's Student of the Faculty of Political Science, South Russian Institute of Management -Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation Ag1006993@mail.ru

Akopov S. Eduardovich

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and International Relations, Rostov State University of Economics (RINH) sergik-900@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.