Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДЕФИНИТИВНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ '

ЗНАЧЕНИЕ ДЕФИНИТИВНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / государственная безопасность / государство / конституционная безопасность / дефиниция / термин / нормотворчество / national security / state security / state / constitutional security / definition / term / rule-making

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Одинокова Елена Юрьевна

Общество испытывает разного рода негативные воздействия, что актуализировало вопрос о национальной безопасности и ее законодательном закреплении с точки зрения ее смыслового значения и как категории, обеспечивающей государственную безопасность. Исследуются мнения ученых и особенности национальной безопасности. Статья посвящена становлению и значимости терминологического определения сущности национальной безопасности и вопросам нормативного соотношения с конституционной или государственной безопасностью. Предложена авторская трактовка термина «национальная безопасность». Выявлена особая роль правового регулирования данных вопросов в контексте конституционной государственности и государственной политики на основе нормотворческих инструментов. Подчеркивается, что такие категории как безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность являются базовыми нормативами, которые нуждаются в четком механизме реализации и дефинитивном закреплении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meaning of definitive certainty and the rule-making relationship between state and national security

Society is experiencing various kinds of negative impacts, which has updated the issue of national security and its legislative consolidation in terms of its semantic meaning and as a category that ensures state security. The opinions of scientists and the features of national security are explored. The article is devoted to the formation and significance of the terminological definition of the essence of national security and issues of normative correlation with constitutional or state security. The author's interpretation of the term «national security» is proposed. The special role of legal regulation of these issues in the context of constitutional statehood and public policy based on rule-making instruments is revealed. It is emphasized that such categories as security, national security, state security are basic standards that require a clear mechanism for implementation and definitive consolidation.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДЕФИНИТИВНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_87

ЗНАЧЕНИЕ ДЕФИНИТИВНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ И НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ The meaning of definitive certainty and the rule-making relationship between state and national security

ОДИНОКОВА Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: elena_odinokova@bk.ru;

ODINOKOVA Elena Yurievna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: elena_odinokova@bk.ru

Краткая аннотация. Общество испытывает разного рода негативные воздействия, что актуализировало вопрос о национальной безопасности и ее законодательном закреплении с точки зрения ее смыслового значения и как категории, обеспечивающей государственную безопасность. Исследуются мнения ученых и особенности национальной безопасности. Статья посвящена становлению и значимости терминологического определения сущности национальной безопасности и вопросам нормативного соотношения с конституционной или государственной безопасностью. Предложена авторская трактовка термина «национальная безопасность». Выявлена особая роль правового регулирования данных вопросов в контексте конституционной государственности и государственной политики на основе нор-мотворческих инструментов. Подчеркивается, что такие категории как безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность являются базовыми нормативами, которые нуждаются в четком механизме реализации и дефинитивном закреплении.

Abstract. Society is experiencing various kinds of negative impacts, which has updated the issue of national security and its legislative consolidation in terms of its semantic meaning and as a category that ensures state security. The opinions of scientists and the features of national security are explored. The article is devoted to the formation and significance of the terminological definition of the essence of national security and issues of normative correlation with constitutional or state security. The author's interpretation of the term «national security» is proposed. The special role of legal regulation of these issues in the context of constitutional statehood and public policy based on rule-making instruments is revealed. It is emphasized that such categories as security, national security, state security are basic standards that require a clear mechanism for implementation and definitive consolidation.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, государство, конституционная безопасность, дефиниция, термин, нормотворчество.

Keywords: national security, state security, state, constitutional security, definition, term, rule-making.

Для цитирования: Одинокова Е.Ю. Значение дефинитивной определенности и нормотворческая взаимосвязь государственной и национальной безопасности //Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 87-90. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_87.

For citation: Odinokova E.Yu. The meaning of definitive certainty and the rule-making relationship between state and national security // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 87-90. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_87.

Статья поступила в редакцию: 26.07.2023

Термины «государственная безопасность», «конституционная безопасность», «национальная безопасность» являются особенно актуальными категориями. Внешняя безопасность как категория может объединять эти термины в связи с актуальной геополитической обстановкой.

Общество объединяется в организациюв виде государства, которое является ареной регуляции отношений. То есть функциональная система государства происходит через регулирование общественных отношений, которые защищают потребности общества. Государство в данном случае организует, интегрирует различные стороны жизни. Центральное место в государстве занимает безопасность общества и современное общество требует состояния защищенности, поэтому деятельность государства направлено на противодействие различным угрозам и нанесению ущерба, что является важнейшим условием для дальнейшего существования государства.

Вопросы обеспечения государственной безопасностиимеют особую актуальность и проведенная конституционная реформа2020 года, которая позволила усилить суверенитет страны, дать правовую основу для принципиального изменения внутренней и внешней политики, еще раз удостоверила значимость обсуждаемой темы. Например, В.П. Григонис и Н.Ю. Немова провели анализ некоторых поправок, внесенных в Конституцию Российской Федерации1. Интерес вызываетбезопасность в соотношении интересов личности, общества и государства посредством действующей системы законодательного регулирования.

Основы конституционного строя и государственная безопасность находятся в прямой зависимости от понятия «национальная безопасность». Однако в действующей Конституции Российской Федерации2 данное понятие не закреплено.

Терминология безопасности лишь отчасти используется Конституцией Российской Федерации: запрет подрыва безопасности государства в ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации или безопасность государства и граждан и пределы их ограничения, имеющие место в ст. 55 и ч. 1 ст. 56 и другие конституционные положения.

Кроме того, Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 114 затрагивает понятия «государственная безопас-

1 Григонис В.П., Немова Н.Ю. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 3 (56). С. 39.

2 Шеншин, В. М. У Росгвардии недостаточно полномочий по обеспечению государственной и общественной безопасности / В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах -Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 12(305). - С. 101-105. - БОЫ ОА7К«С.

ность» и «безопасность государства», а ч. 1 ст. 82 — «безопасность и целостность государства». Отчасти в ч. 1 ст. 72, в контексте совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации используется понятие «экологической безопасности». Можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации рассматривает функцию обеспечения государственной безопасности в контексте исключительного ведения Российской Федерации и разграничиваетпонятия «государственная» и «общественная» безопасность.

Категория «безопасность» в плоскости конституционного права находится на стадии развития и научного становления, поскольку недостаточно нормативно проработаны вопросы правового регулирования конституционной безопасности.Согласимся с мнением В.В. Мамонова о том, что элементом национальной безопасности является конституционная безопасность, как общая юридическая конституция1.

Считаем, что, формальные политико-юридических реалии, место и роль конституционных основ в жизни общества требует тщательного анализа категории конституционная безопасность, государственная безопасность с формально-юридической точки зрения и со смысловой, идейной точки зрения, основанной на конституционно-правовых институтах. Данная проблема вызывает возможностьсубъективного усмотрения, толкования конституционных норм относительно сферы безопасности, что вызывает нарушение прав и свобод человека и гражданина. Государственная безопасность связана прежде всего, с гарантированием, защитой закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и нельзя допускать разночтенийна пути реализации этой защиты.

Особое значение для национальной безопасности имеют те основы конституционного строя, которые составляют признаки суверенного государства, а именно: территориальная целостность и неприкосновенность; единство и верховенство системы федеральной государственной власти; приоритет Конституции и федеральных законов; федеративное устройство; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов; равноправие субъектов Федерации; контроль за конституционностью нормативных актов и меры государственного принуждения2.

Термин «национальная безопасность» определен в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации3, утвержденной Президентом РФ не так давно. Однако, терминологическая определенность данного термина складывалась постепенно, отталкиваясь от текущих потребностей общества и правотворческих возможностей государства.

Начальным этапом развития национальной безопасности России можно обозначить период с 1991-1996 гг. Данный этап можно связать с такими нормативными актами как Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»4Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»5.

Принятие в 1992 году в Российском государстве закона, отдающего дань значимости вопросам безопасности - «О безопасности»6, имело большое социальное, общественное значение, поскольку закрепляло понятие безопасности, как «состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Ядром данного понятия были «жизненно важные интересы», с которыми закон соотносил определенных субъектов: личность, общество и государство. При этом важнейшим из принципов обеспечения безопасности закон определял соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.Такой баланс требует от государства постоянного анализа и выявления интересов субъектов безопасности во взаимосвязи с объектами безопасности. Интересы, которые существуют, и соответствуют прогрессивному развитию общества и соответствующим средствам правовой политики.

Законодательно «национальная безопасность» как термин использовался в положениях Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»7 1995 г., а в послании Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» в 1996 г. впервые было сформулировано.

В формулировке дефиниции национальной безопасности, следует учитывать, что мнения различных авторов отличаются.

Некоторые ученые «национальную безопасность» рассматривают во взаимосвязи с состоянием защищенности, в совокупности своевременного обнаруживания и противостоянии угрозам8.

Другиеопределяют «национальную безопасность» достижимое по средством социально-политических институтов и их эффективной деятельности, состояние, в условиях которого возможно прогрессивное развитие личности, общества и государства9.

Также предлагается мнение характеризовать «национальную безопасность» через состояние и систему угроз национальной безопасности10.

О.В. Бобровникова отмечает искусственный характер данного термина и отождествляет его стермином «государственная безопасность»1.

1 Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2004. С.8.

2Працко Г.С., Мелихов А.И., Деревягин Е.В. Конституционно-правовые основы национальной безопасности России: современное состояние и перспективы расширения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. №4 (39). С. 38.

3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.

4 Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Российская газета», № 182, 21.09.1993,

5 Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Российская газета», № 72, 12.04.1995.

6 Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета, № 103, 06.05.1992 (утратил действие).

7 Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета», № 39, 22.02.1995. (утратил действие).

8Мартынов А. В. Контроль и надзор в сфере обеспечения национальной безопасности российской федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. №11 (99).С.51.

Грунин А.В., Грунина В.А., Шоргина Е.В. Национальная безопасность как основа Российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. С.126.

10Назаров В.П., Афиногенов Д.А. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2020. №1. С.10.

Знак равенства содержания национальной безопасности и безопасности в целом, в контексте различных видов или направлений безопасности ставится в другой научной статье2.Базовость термина подтверждается и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»3, который понятие «национальная безопасность», наполняет разными видами безопасности: государственной, общественной, экологической, безопасностью личности и другими.

Юридическое знание безопасности должно быть в основе применения данного понятия. Следует определить смысловое значение конституционно - правового аспекта понятия, а также место новых видов безопасности в его составе. В основе должна быть определенная цепочка: личность, общества, государство через призму достижения баланса этих составляющих в различных сферах жизни общества. В данном процессе государство выполняет различные конституционные обязанности по гарантированию и защите прав и свобод человека и гражданина, защите конституционного строя и обороны государства.

Действительно, среди исследователей проблем безопасности нет единства в определении границ правовой природы термина «национальная безопасность».В формулировке дефиниции национальной безопасности, следует учитывать, что мнения различных авторов отличаются, поэтому необходимо придти к единому пониманию, что требует уточнения, используемый в дефиниции безопасности термин «жизненно важные интересы», с этимологической точки зрения не совсем понятной наполненности «совокупности потребностей».Такое разнообразие мнений и непрекращающиеся споры лишний раз подтверждают интерес научного сообщества к терминологии в правотворчестве, которая важна для каждого человека в государстве.

Различные мнения позволяют выявить особенности категории «национальная безопасность».

В первую очередь это состояние защищенности. Расхождение мы видим в предмете этого состояния, и здесь следует констатировать достаточно широкий спектр национальной состоятельности государства, которые могут подвергаться различного рода угрозам.Предложим следующую трактовку национальной безопасности: национальная безопасность - это правовой механизм, в составе которого вырабатываются различные средства для государственно-правового организации, в условиях которой обеспечивается надлежащая защищенность личности, общества и государства в разных направлениях их жизнедеятельности.

Стоит отметить, что законодательное закрепление термина «национальная безопасность» свидетельствует об определенном объективном правовом и политическом фундаменте в развитии государства, прошедшее испытание временем.

Логика законодателя прослеживается и в доктринальных источниках, таких как Военная доктрина Российской Федерации4, где военной безопасностью Российской Федерации названо состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения.

Кроме того, активная нормотворческая работа повышает значимость защиты конституционного строя и безопасности государства. Так, приняты ряд концептуальных и базовых нормативных правовых актов. Это Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»5. Принят Указ Президента РФ от 12.04.2021 № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности»6, который конкретизирует отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации и других документов стратегического планирования.

Несмотря на развитие концептуальных и доктринальных основ национальной безопасности, в определенное время высказывалось мнение о том, что концептуальные документы в области национальной безопасности РФ, не могут быть, по сути, нормативными правовыми актами, и, следовательно, не может регулировать общественные отношения в сфере национальной безопасности7.

Не согласимся с таким подходом, поскольку несмотря на декларативный характер, такого рода документы имеют все признаки нормативного правового акта. Заметим также, что ныне действует нормативный правовой акт не в виде концепции, а в виде стратегии, что предполагает использование в дальновидной перспективе, обеспечивающей дальнейшее правотворчество.

Правовая политика в области безопасности использует право и законодательство как инструмент, гармонизирующий общественные отношения путем дефинитивной закрепленности терминов в законе. Законодательная дефиниция термина «национальная безопасность», не избавила правую науку от споров о ее смысловом содержании, раскрывающим различные аспекты этого социального явления, что свидетельствует о недосказанности данного термина.

Необходимо повышать значимость конституционных принципов в формировании правового регулирования и правовую политику государства, определяющих мир и безопасность в качестве высших ценностей и целей. Конституционные ценности, такие как безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность являются базовыми конституционными нормами, которые нуждаются в четком механизме реализации и дефинитивном закреплении.

1Бобровникова О.В. Категории «государственная безопасность» и «национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ // Вестник экономической безопасности. 2022. №2. С.25.

2Одинокова Е. Ю., Зорина Е. А. Понятие национальной безопасности и правовые меры по ее обеспечению // Социология и право. 2019. №4 (46). С. 74.

3 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // О безопасности» // Российская газета, № 295, 29.12.2010.

4 Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // Российская газета», № 298, 30.12.2014.

5Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 03.04.2023, № 14, ст. 2406.

6 Указ Президента РФ от 12.04.2021 № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // Собрание законодательства РФ», 19.04.2021, № 16 (Часть I), ст. 2746.

7 Кокорин С. Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2007. №28 (100). С. 93.

Законодательная дефиниция термина «национальная безопасность», не избавила правую науку от споров о ее смысловом содержании, раскрывающим различные аспекты этого социального явления, а также ее маршрут в обеспечении государственной безопасности, что свидетельствует о недосказанности данного термина.

Библиография:

1. Бобровникова О.В. Категории «государственная безопасность» и «национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ // Вестник экономической безопасности. 2022. №2. С.25.

2. Григонис В.П., Немова Н.Ю. Конституционные поправки, принятые в 2020 году, как фактор, повышающий безопасность государства // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. № 3 (56). С. 39.

3. Грунин А.В., Грунина В.А., Шоргина Е.В. Национальная безопасность как основа Российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. С.126.

4. Кокорин С. Н. О проблеме терминологической определенности в законодательстве Российской Федерации «Национальной безопасности» как базовой категории теории национальной безопасности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2007. №28 (100). С. 93.

5. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2004. С.8.

6. Мартынов А. В. Контроль и надзор в сфере обеспечения национальной безопасности российской федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. №11 (99). С. 51.

7. Назаров В.П., Афиногенов Д.А. Проблемы развития общей теории национальной безопасности в контексте корректировки Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Власть. 2020. №1. С.10

8. Одинокова Е. Ю., Зорина Е. А. Понятие национальной безопасности и правовые меры по ее обеспечению // Социология и право. 2019. №4 (46).

С. 74.

9. Працко Г.С., Мелихов А.И., Деревягин Е.В. Конституционно-правовые основы национальной безопасности России: современное состояние и перспективы расширения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. №4 (39). С. 38.

10. Шеншин, В. М. У Росгвардии недостаточно полномочий по обеспечению государственной и общественной безопасности / В. М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. - 2022. - № 12(305). - С. 101-105. - EDN QAZKWG.

References:

1. Bobrovnikova O.V. Categories "state security" and "national security": theoretical and legal analysis // Bulletin of Economic Security. 2022. No. 2. p.25.

2. Grigonis V.P., Nemova N.Yu. Constitutional amendments adopted in 2020 as a factor increasing the security of the state // Right. Safety. Emergency situations. 2022. No. 3 (56). p. 39.

3. Grunin A.V., Grunina V.A., Shorgina E.V. National security as the basis of Russian statehood // Humanities, socio-economic and social sciences. 2023. p.126.

4. Kokorin S. N. On the problem of terminological certainty in the legislation of the Russian Federation of "National security" as a basic category of the theory of national security // Bulletin of SUSU. Series: Law. 2007. No.28 (100). p. 93.

5. Mamonov V.V. Constitutional foundations of national security: Abstract. dis. ... doct. jurid. sciences'. Saratov, 2004. p.8.

6. Martynov A.V. Control and supervision in the sphere of ensuring national security of the Russian Federation // Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2022. No. 11

(99). p. 51.

7. Nazarov V.P., Afinogenov D.A. Problems of the development of the general theory of national security in the context of the adjustment of the National security Strategy of the Russian Federation // Power. 2020. No. 1. p.10

8. Odinokova E. Yu., Zorina E. A. The concept of national security and legal measures to ensure it // Sociology and Law. 2019. No. 4 (46). p. 74.

9. Pratsko G.S., Melikhov A.I., Derevyagin E.V. Constitutional and legal foundations of national security of Russia: current state and prospects of expansion // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 4 (39). p. 38.

10. Shenshin, V. M. Rosgvardiya does not have enough powers to ensure state and public security / V. M. Shenshin // Law in the Armed Forces - Military-legal review. -2022. - № 12(305). - Pp. 101-105. - EDN QAZKWG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.