DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_170
ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ FORMATION AND EVOLUTION OF TERMINOLOGICAL THEORY OF NATIONAL SECURITY IN RUSSIA: LEGAL ASPECT
РУДНИЦКИЙ Сергей Андреевич,
аспирант, кафедра «Конституционное и административное право» Юридического института, Севастопольский государственный университет. Университетская улица, 33, г. Севастополь. E-mail: mariyair@mail.ru;
RUDNITSKIY Sergey Andreevich,
Postgraduate Student, Department of Constitutional and Administrative Law Law Institute, Sevastopol State University. 33 Universitetskaya Street, Sevastopol. E-mail: mariyair@mail.ru
Краткая аннотация: Статья посвящена теоретическим вопросам, связанным с анализом основных подходов к понятию «национальная безопасность», определением его сущностной характеристики, а также исследованием феномена национальная безопасность и анализу существующих теоретико-правовых конструкций, классификаций видов безопасности. Исследованы периоды развития правового обеспечения данной категории и выделены особенности качественных изменений в формировании его правового регулирования, соответствующих эволюционном российского государства как динамической системы. Установлено, что основой классификаций национальной безопасности в отечественной юридической науке является выделение ее видов безопасности по субъектам: безопасность личности, общества и государства. Выявлено, что легальная дефиниция в нормативном правовом регулировании национальной безопасности нуждается в существенной трансформации, с учетом проводимой государственной политики. Сделан вывод, что правовое обеспечение системы национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях является основополагающим направлением государственной деятельности, в связи с чем представляется необходимым проведение проектного стратегирования и изменения законодательства в сфере национальной безопасности.
Abstract: The article is devoted to theoretical issues related to the analysis of the main approaches to the concept of "national security", the definition of its essential characteristics, as well as the study of the phenomenon of national security and the analysis of existing theoretical and legal structures, classifications of types of security. The periods of development of legal support of this category are investigated and the features of qualitative changes in the formation of its legal regulation corresponding to the evolution of the Russian state as a dynamic system are highlighted. It is established that the basis of classifications of national security in the domestic legal science is the allocation of its types of security by subjects: the security of the individual, society and the state. It is revealed that the legal definition in the regulatory legal regulation of national security needs a significant transformation, taking into account the state policy. It is concluded that the legal support of the national security system of the Russian Federation in modern conditions is a fundamental direction of state activity, in connection with which it seems necessary to carry out project strategizing and changes in legislation in the field of national security.
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, закон, безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства.
Keywords: security, national security, law, personal security, public security, state security.
Для цитирования: Рудницкий С.А. Формирование и эволюция терминологической теории национальной безопасности в России: правовой аспект // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 170-174. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_170.
For citation: Rudnitskiy S.A. Formation and evolution of the terminological theory of national security in Russia: legal aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 170-174. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_170.
Статья поступила в редакцию: 15.05.2023
Динамика современной трансформации миропорядка, характеризующаяся перманентной или повторяющейся нестабильностью, амбивалентностью и неопределенностью процессов приводит к необходимости разработки новой парадигмы такого базисного понятия в структуре современной мировой системы как национальная безопасность - с учетом современного понимания российских государственных интересов и усовершенствованной системы стратегических приоритетов.
Российскими авторами, такими как A.B. Архангельский, А.И. Васильев, И.И. Глебов, В.А. Золотарев, Р.Ф. Идрисов, Д.А. Афиногенов, O.A. Бельков, A.B. Возженников, Г.В. Осипов, A.B. Петров, В.М. Баранов, A.A. Прохожев, И.В. Радиков, В.А. Рубанов, Ю.А. Рыжков, А.Г. Хабибуллин, Т.Я. Хабриева рассматривались различные аспекты правового регулирования национальной безопасности, в их трудах разрабатывался соответствующий понятийный аппарат. Однако до настоящего времени в отечественной науке заметна множественность мнений в трактовке понятий: «безопасность» и «национальная безопасность», которая приводит к различиям в их толковании и правоприменении. В связи с этим представляется целесообразной разработка единого концептуального подхода к сущности национальной безопасности, как к научной категории, которая станет основой формирования юридической базы для последовательной реализации политики национальной безопасности. С этой целью необходимым является уточнение и нормативное закрепление понятийно-категориального аппарата, который позволит создать адекватную модель национальной безопасности, основанную на общем концептуальном основании, без которого система правового регулирования национальной безопасности останется внутренне противоречивой и непоследовательной. Целью данной статьи является рассмотрение в контексте конституционно-правового измерения понятия национальной безопасности, анализ эволюции его правового регулирования, изучение основных подходов к определению этого понятия, теоретико-правовых конструкций исследуемой категории.
В статье использован системный подход, который позволил изучить национальную безопасность и ее виды как составляющие. Также применялись такие научные методы, как анализ, сравнение, научное обобщение, структурно-функциональный, формально-юридический и исто-рико-правовой метод.
Понятие «национальная безопасность» начинает распространяться в правовом дискурсе в ХХ ст. Появление самого термина «национальная безопасность» связывают с именем Т. Рузвельта, который в 1904 г. использовал его в узком понимании, подразумевая оборону страны от внешних угроз [1, с. 15]. Первым юридическим документом, связанным с проблематикой национальной безопасности, явился закон США от 26 июля 1947 г. «О национальной безопасности» № 257, который ввел само понятие «национальная безопасность» в американскую правовую систему. С 1986 г. в
США президент стал ежегодно обращаться с посланием «Стратегия национальной безопасности США» к национальному конгрессу.
Эволюция категории «безопасность» и связанных с ней понятий в отечественном законодательстве и науке отражала преобразования, происходившие в российском государстве: так, в XIX в. они воплощали состояние защищенности интересов личности, общества и государства, после Октябрьской революции 1917 г. - преимущественно политическую (внутреннюю и внешнюю) безопасность государства. В современной историографии отмечается, что, как в Российской империи, так и Советской России идея «национальной безопасности» не получила широкого распространения, и долгое время объектом внимания в отечественных ученых являлась безопасность государства, включающая состояние неприкосновенности основ экономики, государственных границ, уровня преступности. В Конституции СССР (п. «и» ст. 14 гл. 2) 1936 г. употреблялся именно термин «государственная безопасность»1. Данный этап оформления феномена «национальная безопасность» характеризовался приоритетом безопасности государства и общества над безопасностью личности, что в концептуальном плане заключается в том, что сильное государство имеет реальные возможности и способности обеспечивать безопасность как всего общества, так и отдельных индивидуумов. Критиковался такой подход в связи с возможностью преобразования выстроенной на подобной основе системы безопасности в крайние формы этатизма, при которых безопасность государства и общества может достигаться ценой игнорирования безопасности личности.
На рубеже 90-х годов XX в. в России действуют отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности. В этот же период возникают первые теоретические исследования российских ученых, связанных с вопросами безопасности. Само понятие "безопасность", как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, от внутренних и внешних угроз, было дано в федеральном законе «О безопасности» от 5 марта 1992 г. К главным объектам безопасности Закон относил: права и свободы личности; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность государства2.
В Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. понятие «национальная безопасность» также не было приведено, упоминается несколько вариантов ее составляющих: «безопасность государства» (ч. 5, ст. 13; ч. 3 ст. 55; ч. 1 ст. 82; п. «д», ч. 1, ст. 114), "общественная безопасность" (п. "б" ч. 1 ст. 72), "экологическая безопасность" (п. "д", ч. 1. ст. 72), "безопасность граждан" (ч. 1 ст. 56), "безопасность других людей" (ч. 1, ст. 98), а также намеченная военная безопасность - оборона и безопасности в п. «м» ст. 71, сохранность личности - в праве каждого на труд (ч. 3 Ст. 37)3.
В соответствии с конституционными положениями в действующем Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» была определена правовая основа обеспечения безопасности Конституционные законы, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, законы и другие нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции в области безопасности. Безопасность в соответствии с настоящим законом определяется как состояние защиты жизненно важных интересов.4. Однако к существенному недостатку этого закона российские правоведы относят отсутствие законодательного определения понятия «национальная безопасность», ее отождествление с дефиницией «безопасность» [2, с. 21-22.]. Данный нормативный акт характеризуется как в большей степени специальный закон о государственных органах обеспечения безопасности (которым посвящены три главы из четырех).
Определение же термина «национальная безопасность» было дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» в 1996 г.: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства» 5. Соответственно, объединяет эти документы исходная идея, согласно которой совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства составляет национальные интересы. И именно данные виды безопасности по субъектам - безопасность личности, общества и государства в отечественной юридической науке впоследствии легли в основу классификации национальной безопасности.
Трансформация исследуемого понятия произошла в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, в которой было указано, что «под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ»6.
В принятой в 2009 г. «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (Стратегия 2020 г.), которая являлась официальной системой определенных приоритетов, целей, задач и мер в сфере внутренней и внешней политики, призванной достичь стабильного и долгосрочного состояния национальной безопасности, «национальная безопасность» трактовалась как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства7.
Позже определение национальной безопасности было сформулировано в признавшем утратившим силу Стратегию 2020 г. Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и сво-
1 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Garant.ru» (дата обращения : 10.03.2023).
2 Федеральный закон от 5.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.,
2 марта 2007 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Garant.ru» (дата обращения : 15.03.2023).
3 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 15.03.2023).
4 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390 «О безопасности» (с изменениями от 9 ноября 2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
5 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» от 23.12.1996 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 15.03.2023).
6 Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 10.01.2023).
7 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 10.02.2023).
бод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации 1. Понятие национальной безопасности на данном этапе стало включать оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные действующим российским законодательством: государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. Практически аналогичное определение национальной безопасности воспроизведено и в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - это состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны2. Таким образом, данная дефиниция была расширена путем дополнения «социально-экономическим» фактором, что стало отражением высокого уровня его концептуального развития, в частности, понимания того, что полноценная национальная безопасность должна основываться на разумном и сбалансированном сочетании всех форм безопасности личности, общества и государства. Эволюция правовой категории «национальная безопасность» в отечественном правовом поле, следовательно, характеризуется качественными изменениями в правовом регулировании и соответствует адекватному ответу российского государства на возникающие экзистенциальные угрозы.
Нормативное обеспечение национальной безопасности на современном этапе представляет собой систему правовых норм, направленных на организацию деятельности государственных и общественных институтов по выполнению функций, связанных с обеспечением национальной безопасности. За последние десятилетия в Российской Федерации всего было принято свыше тридцати федеральных законов, формирующих правовую систему обеспечения национальной безопасности, и значительное количество иных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы обеспечения конкретных видов национальной безопасности (энергетической, промышленной, экологической, транспортной, информационной, радиационной и др.). При этом все указанные многочисленные нормативные правовые акты, содержат широкий арсенал дефинитивных норм.
Однако многие исследователи отмечают низкую практическую значимость упомянутых действующих законодательных и иных актов. Констатируется наличие в них декларативных элементов, которые вызвали ослабление системы государственного планирования, а также правовой базы национальной безопасности в целом. Также наблюдается разрозненность правовых норм в сфере безопасности, обусловленная внутриведомственной ориентированностью разных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность конкретных органов исполнительной власти. Вызывает и наличие существенного количества коллизий, а также недостатков, снижающих их эффективность. В данный период сформирована в России взаимосвязанных, внутренне согласованных нормативно-правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, регулирование публичных отношений в сфере государственной сохранности, просит их актуализации, усовершенствования их соотношения между собой в аспекте выстраивания их взаимозависимости и иерархии.
В отечественной юридической науке к настоящему времени также сформировалось несколько разных подходов к пониманию наци о-нальной безопасности:
- как достаточной по уровню и характеру защищенности национальных ресурсов и ценностей, а также государственных, общественных и личных интересов внешних угроз (Н.Д. Матрусов) [3, с. 26];
- как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизни; внешних опасностей и угроз, характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное; развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных правоотношений (А.В. Возжеников) [4, с.48];
как тенденции (в том числе латентные) развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранить их качественную определенность с объективно обусловленными инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемой, функционирование (О.А. Бельков) [5, с. 91];
- как совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в система международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами (М.В. Александров) [6, с. 28-29]. В рамках одних теоретико-правовых конструкций рассматриваемой категории национальная безопасность отождествляется с безопасностью государства, в иных - она понимается гораздо шире, и безопасность государства признается лишь одной из составных частей понятия «национальная безопасность». При этом в самом общем виде под безопасностью государства как одного из главных условий нормального развития человека и общества понимается защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником которых являются внутренние и внешние противоречия [7, с. 6].
Анализируя составляющие исследуемого понятия в отечественной науке, можно отметить, что «национальный» является производным от слова «нация» (от латинского «nation» - народ) и наличие множественности смыслов этого слова также отражается на производных от него словах, терминах. Например, даже в словаре русского языка С.И. Ожегова одно из значений слова «нация» представляется как синоним «страны» и «государства» [8, с. 320]. На основе этого, с этимологической точки зрения, отдельные отечественные исследователи также считают возможным говорить
0 национальной безопасности и государственной безопасности как о синонимах. Вместе с тем, такой подход подвергается критике на основании
1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 10.02.2023).
2 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения : 10.02.2023).
возрастающего влияния роли гражданского общества, и, соответственно, того, что понятие «национальная безопасность» является более широким по сравнению с понятием «государственная безопасность» (например, такой точки зрения придерживается А.А. Прохожев) [9, с. 13]. При этом в отечественном законодательстве понятие «нация» практически не используется, а понятие «национальный интерес» трактуется как всеобщность интересов граждан конкретного суверенного государства, которая выступает как высшая ступень развития, при которой обеспечение безопасности отдельных этносов и конкретных объектов становится менее значимым, чем безопасности общества в целом.
Объектом государственной сохранности признаются правительство и его институты, политическая и экономическая система, общество в целом, страны и народности, проживающие на местности русской Федерации, отдельные граждане, их обычаи, традиции, жизненный уклад, язык, культура, вероисповедание. В широком аспекте обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя реализацию основных прав и свобод человека и гражданина, их интересов, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни народа, его физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Национальная безопасность, соответственно, предполагает сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны [10, с. 120].
В исследованиях, посвященных феномену «национальной безопасности», принято выделять уровни, виды, сферы, формы национальной безопасности, соответственно, в отечественной юридической науке сформировалась множественность различных точек зрения на основания классификации компонентов национальной безопасности, что объясняется сложностью и многоаспектностью самого исследуемого феномена. По источникам воздействия на национальную безопасность, исходящим по двум направлениям: ее принято делить на внутреннюю и внешнюю. Уровнями национальной безопасности, которые позволяют институционализировать средства защиты национальных интересов, признаются федеральный, региональный и муниципальный уровни. В частности, актуальными способами защиты от внешних угроз признается создание достаточного военно-оборонного потенциала государства, вхождение в региональные военные оборонные, а также иные международные союзы с иными странами (группами стран). По направлениям интересов национальная безопасность развивается в двух: частные и публичные. В структуре национальной безопасности, состоящей из обороны страны и видов безопасности, выделяют: личностную, общественную, государственную, экономическую, экологическую, транспортную, энергетическую, информационную, интеллектуальную, духовную и др.
А.И. Васильев, например, так схематично обозначает систему безопасности: содержание данного феномена, по его мнению, составляют виды безопасности (политической, военной, экономической и т. д.), а эти виды реализуются на трех уровнях - безопасность личности, государства, общества, которые являются подсистемами [11]. Таким образом, в отечественной науке национальная безопасность рассматривается как сложная многоуровневая открытая динамичная система.
В отечественной научной литературе детально изучаются такие близкие к исследуемому термины, как "система национальной безопасности", "система обеспечения национальной безопасности". При этом некоторые российские ученые утверждают, что эти термины равнозначны (например, В.Л. Манилов, Р.Ф. Идрисов, С.М. Комаров, А.С. Семченков), а многие исследователи (В.Л. .Т.Шпигель) считают, что система национальной безопасности представляет собой совокупность видов безопасности в зависимости от сфер жизни (политической, военной, экономической, информационной, продовольственной, технологической, экологической и др.), и эти виды также реализуются на трех уровнях: личности, сохранность общества, сохранность страны [12-14]. Например, авторы классического учебника ЗАГС "Общая теория национальной безопасности" А. В. Возжеников, Н. В. Кривельская, И. К. Макаренко, С. А. Проскурин, А. А. Прохожев, С. В. что необходимо различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности как функциональную систему, отражающую процессы взаимодействия интересов и угроз и организационную систему органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности» [1, с. 8]. Этот подход представляется нам наиболее целесообразным.
Вывод. Национальную безопасность можно отнести к числу наиболее актуальных и дискуссионных проблем современной юридической науки, которая приобретает важнейшее, экзистенциальное значение. В отечественной науке сформировался подход к триединому объекту национальной безопасности России: безопасность личности, государства и общества, а значение и роль их в данной иерархии безопасности менялись в зависимости от этапа социальной эволюции и характера общественных отношений, политического устройства, особенностей внутренних и внешних угроз. Согласно действующим законодательным установлениям, система национальной безопасности России включает в себя три подсистемы: безопасность личности, общественную безопасность и государственную безопасность.
Однако сам термин «национальная безопасность» в юридической литературе остается весьма многозначным, до настоящего времени отсутствует четкое, единое определение данного понятия. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в отечественной юриспруденции не сформировалось четкого и ясного отличия в определениях самой дефиниции национальная безопасность и исчерпывающего перечисления составляющих ее систему компонентов. Недостатки терминологичекой теории безопасности обусловлены сложностью самого феномена национальной безопасности, а также тем обстоятельством, что правоведами этот сложнейший междисциплинарный научный и социальный феномен подвергается анализу под различными углами зрения. В частности, концептуальный аспект национальной безопасности отражает доктринальную ее природу и оформляется имеющей политически нормативную значимость, принятой государством концепцией национальной безопасности. Институциональный аспект включает структурно-функциональное закрепление прав субъектов на их безопасность и содержательно оформлен концепциями национальной безопасности, представленный совокупностью нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в данной сфере. Организационно-юридический аспект связан с реализацией права на сохранность и правоприменительной практикой, с необходимостью учреждения, формирования и функционирования государственных и публичных институтов, предупреждающих и пресекающих нарушение субъектами государственной сохранности действующих нормативных актов. В целом, государственная правовая политика в области ее обеспечения определяется стратегиями
национальной безопасности, устанавливающими приоритет национальных интересов, цели и задачи по их защите. Национально-государственные интересы, в свою очередь, обусловливают содержание правового процесса, в котором они интегрированы программными целевыми установками.
К настоящему времени в Российской Федерации была сформирована разветвленная правовая система обеспечения национальной безопасности, однако внешние угрозы явно превысили допустимые пределы и перед государством стоит задача нейтрализации их адекватными и действенными правовыми мерами. Предметом критики неоднократно становилось отсутствие принятой стратегии на уровне федерального закона. На данном этапе научный анализ существующего законодательства о национальной безопасности требует формирования структурного и функционального соотношения общего и специального правового регулирования проблем безопасности на основе системного подхода к принятию как законодательных, так и подзаконных актов в указанной области. С другой стороны - в складывающихся условиях Стратегия является более гибким, а значит, эффективным нормативным регулятором, позволяющим на данном временном отрезке своевременно и оптимально учитывать изменения, происходящие в сфере обеспечения государственной сохранности. Эта проблема становится еще более актуальной в условиях политических, интернациональных кризисов, когда государственные интересы не конституированы, и проявляется несоответствие между текущим состоянием и структурно-функциональными составляющими системы ее обеспечения, соответственно, доктринальные подходы к системе национальной безопасности, как и ее трактовки, подвергающиеся существенным изменениям в течение короткого промежутка времени.
Новые, возникающие угрозы российскому государству формируют принципиально иные требования к системе обеспечения национальной безопасности. Анализ действующего законодательства подтверждает необходимость пересмотра нормативно-правового обеспечения тех положений национальной безопасности, которые не соответствуют уровню противостояния России актуальным вызовам и угрозам.
Для совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности России на данном этапе необходимо осуществить: 1. Переоценку реальных угроз национальной безопасности России и выработку комплекса правовых мер, прежде всего, предполагающих всестороннее регулирование подготовки и комплектования силовых структур, усовершенствование правового статуса их представителей; вооружения и материально-технического обеспечения; идейно-ценностного фактора включая его структурное обеспечение, что будет отвечать тенденции милитаризации и идеологизации социального пространства. Формирование на их базе актуальной действенной системы законодательного регулирования государственной сохранности России, способной противостоять дальнейшей хаотизации мировой политики, росту напряженности в межгосударственных отношениях, ремилитаризации, «гибридным войнам», «балканизации Интернет-пространства» и проч. 2. Проведение экспертной оценки действующего законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации, включая следующие аспекты: - сущность, критерии, актуальность приоритетов национальной безопасности, прежде всего, геоэкономическое оформление Евразии и обеспечение участия России в конкурентной борьбе за возможность воздействия на процесс определения правил глобального взаимодействия государств - новое международное право; - составляющие системы государственной сохранности, направленные на обеспечение сохранения внутренней социально-политической стабильности и целостности; - порядок осуществления и механизмы взаимодействия органов государственной власти при противодействии угрозам, в том числе выявленные в ходе СВО их недостатки, и пути их устранения, прежде всего, обеспечение достаточности политико-силовых инструментов. 3. Выявление недостатков правоприменительной практики и неэффективности действия существующих нормативно-правовых актов в сфере национальной безопасности, связанных с их противоречивостью и декларативностью, прежде всего, в области военной (оборонной) безопасности. 4. Выступление с законодательной инициативой по проблемам противодействия отдельным, наиболее актуальным видам угроз национальной безопасности.
Библиогра фия:
I.Общая теория национальной безопасности / Под общ. ред. А.А. Прохожева. — М.: Издательство РАГС, 2005. 344 с.
2. Национальная безопасность, юридическая ответственность и безответственность: проблемы механизма взаимодействия и системных связей: монография / Д.А. Липинский, Н.В. Макарейко, А.А. Мусаткина и др.; под ред. д-ра юрид. наук., проф. Д.А. Липинского. М.: РИОР, 2020. 578 с.,
3. Матрусов Н.Д. О необходимости создания целостной системы национальной безопасности России: основные принципы, подходы, элементы // Безопасность: информационный сб. 1996. № 3-4. С. 46-47.
4. Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: ЭДАС ПАК, 2000. 358 с.
5. Бельков О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности. Информацион. сборник «Безопасность»). М.: Изд-во РАГС, 1994. N°3(19). С.91-94
6. Александров М.В. О концепции национальной безопасности нашей страны // Международная безопасность. Национальные и глобальные аспекты. Дайджест 1. Фонд национальной и международной безопасности. М.: ИНИОН РАН, 1992. 310 с.
7. Степашин С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): Монография. СПб.: Санкт-Петербургский юрид. институт МВД России, 1994. 240 с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стер. М.: Русский язык, 1987. 796 с.
9. Прохожев A.A. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов // Информац. сбор. «Безопасность». 1995. №9. С. 12-17.
10. Гончаров И.В О соотношении понятий «национальная безопасность», «государственная безопасность», «конституционная безопасность» // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1 (10). С. 116-122.
II. Васильев А.И. Система национальной безопасности Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. 340 с.
12. Райгорсдский В.Л. Политические и правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис....д-ра юрид. н. Ростов-на-Дону,2004. 285 с.
13. Шпигель Л.Т. Национальная безопасность России: сущее и должное. М.: Москва. тип., 2008. 199 с.
14. Оценка кризисных ситуаций и террористических угроз национальной безопасности: в 2-х кн. Кн.1. М.: Наука. 2012. 414 с.
References:
1. General theory of national security / Under the general editorship of A.A. Prokhozhev. — M.: RAGS Publishing House, 2005. 344 p.
2. National security, legal responsibility and irresponsibility: problems of the mechanism of interaction and system connections: monograph / D.A. Lipinsky, N.V. Makareiko, A. A. Musatkina, etc.; edited by Dr. Yurid. Sciences., prof. D.A. Lipinsky. M.: RIOR, 2020. 578 p.,
3. Matruscv N.D. On the need to create an integral system of national security of Russia: basic principles, approaches, elements // Security: Informational Collection 1996. No. 3-4. pp. 46-47.
4. Vozzhenikov A.V. The paradigm of national security of reforming Russia. Moscow: EdAs PAK, 2000. 358 p
5. Belkov O.A. Conceptual and categorical apparatus of the concept of national security. Information collection "Security". M.:Publishing House of the RAGS, 1994. No3(19). pp.91-94
6. Alexandrov M.V. On the concept of national security of our country // International security. National and global aspects. Digest 1. National and International Security Foundation. Moscow: INION RAS, 1992. 310 p.
7. Stepashin S.V. Human and social security (political and legal issues): Monograph. St. Petersburg: St. Petersburg Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1994. 240 p.
8. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. 18th ed., ster. M.: Russian language, 1987. 796 p
9. Prokhozhev A.A. National security: towards a unified understanding of the essence and terms // Informats. collecting. "Security". 1995. No. 9. pp. 12-17.
10. Goncharov I.V. On the correlation of the concepts of "national security', "state security", "constitutional security" //Actual problems of Russian law. 2009. No1(10). pp.116-122
11. Vasiliev A.I. The national security system of the Russian Federation (constitutional and legal analysis): dis. ...Dr. yurid. M., 1999. 340 p.
12. Raigorodsky V.L. Political and legal means of ensuring national security of the Russian Federation: dis. ...Dr. yurid. sciences'. Rostov-on-Don, 2004. 285 p.
13. Shpigel L.T. National security of Russia: existing and due. M.: Moscow. type., 2008. 199 p.
14. Assessment of crisis situations and terrorist threats to national security: in 2 books. Book 1. Moscow: Nauka. 2012. 414 p.