1УДК 378.6 ББК 74.58
ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Е. О. Никитина
В статье рассматривается роль библиотеки в создании комфортных условий пользователям для оперативного получения информации. Приведен опыт формирования полифункциональной информационно-образовательной среды на примере информационно-библиотечного центра Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Важной частью информационного общества является образовательная система, так как одной из ее первостепенных задач должно быть формирование информационной личности, свободно владеющей технологиями преобразования информации, ориентирующейся в информационных потоках, осознающей сущность информационных процессов.
Ключевые слова: информационно-библиотечный центр, информационно-образовательная среда, полифункциональность, библиотекарь, электронные ресурсы, информационная культура, электронное обучение.
THE VALUE OF THE LIBRARY IN THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA
E. O. Nikitina
The article discusses the role of libraries in the creation of comfortable conditions for users to obtain information and presents the experience of forming a poly-functional educational environment on the example of information library center of V. Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. An important part of the information society is the educational system as one of its primary objectives should be the development of information personality and fluent in the technologies of transformation of information seeking in the information flows, aware of the nature of information processes.
Keywords: information and library center, information and educational environment, multifunction-ality, librarian, electronic resources, e-learning, information culture.
Быстрое развитие информационных технологий проникает во все сферы деятельности общества, что влечет за собой кардинальные изменения, в том числе в образовании. Частью первой статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «электронное обучение», которое трактуется как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических
средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [1].
«Необходимость перехода традиционного университета к комплексному использованию технологических инноваций, в том числе технологий электронного обучения, обусловлена рядом вызовов: информационный разрыв в образовательной сфере; смещение поколений; глобализация образования; изменение в государственном регулировании и рост рын-
ка электронного обучения в России; деинсти-туализация образования, возможная потеря вузами традиционной роли и традиционного клиента» [2].
В последнее время особое внимание уделяется информационной среде образовательных организаций, в которой происходит развитие личности курсанта. На смену традиционной среде приходит информационно-образовательная среда обучения, которая предполагает: интеграцию информационных технологий в образование; применение методик обучения с использованием компьютерных и аудиовизуальных средств; использование современных электронных мультимедийных учебников, энциклопедий, учебных материалов и их сочетание с традиционными учебными пособиями; активное использование электронных библиотек; обеспечение массового доступа к информационным образовательным ресурсам для всех групп пользователей; укомплектование образовательных организаций средствами информатизации: мультимедийной и вычислительной техникой, средствами телекоммуникации; использование автоматизированных рабочих мест [3].
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения учебно-методическому комплексу предписано стать основой информационно-образовательной среды вуза. Должен быть осуществлен переход к электронным учебно-методическим комплексам. Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя (далее - Университет МВД) данную задачу успешно реализует. Существуют благоприятные условия интеграции электронного учебно-методического комплекса в единое информационное пространство университета - Образовательный портал.
На сегодняшний день с различной степенью эффективности решается задача, обозначенная в Приказе МВД России от 23 июня 2006 г. № 497 «О внедрении системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России» внедрить в образовательный процесс образовательных организаций МВД России систему дистанционных образовательных технологий. Наиболее успешный опыт наработок в данной области в Барна-
ульском и Воронежском институтах МВД России. О чем свидетельствуют результаты аккре-дитационной экспертизы содержания и качества профессиональной подготовки и данные аналитических справок по проверке этих образовательных организаций Департаментом государственной службы и кадров МВД России.
В 2015 г. в Университете МВД создан информационно-библиотечный центр (ул. Академика Волгина, д. 12), насчитывающий 58 индивидуальных автоматизированных рабочих мест. Автоматизированные рабочие места сегментированы по уровню открытости и доступности ресурсного контента: 2-ИСОД, 20-ЛВС (Локальная вычислительная сеть, Образовательный портал); 36-Интернет.
Проведенные в рамках реализации концепции развития информационно-библиотечной среды университета организационно-ресурсные новации позволили организовать область фонда периодических печатных изданий открытого доступа. Автоматическая идентификация объектов данного сегмента библиотечного фонда реализована путем радиочастотной технологии учета. Все печатные журналы оснащены РПЭ-транспондерами, что позволяет посредством ридеров оптимизировать процесс выдачи изданий и обеспечить сохранность материалов.
В зале каталогов помимо 7 автоматизированных рабочих мест с доступом к электронному каталогу автоматизированной информационно-библиотечной системы Марк-БОЬ представлены и привычные традиционные информационно-библиографические ресурсы: алфавитный и систематический каталоги, тематико-типологические картотеки и указатели.
Акцентуация деятельности диссертационных советов университета обусловила необходимость сегментирования в составе информационно-библиотечного центра зала рукописей, включающего более 2000 диссертаций и более 18 000 авторефератов диссертаций.
В структуре информационно-библиотечного центра для читателей сохранен традиционный читальный зал печатных изданий обязательного экземпляра хранения. Помимо этого функционируют абонементы учебной литературы.
Однако на сегодняшний день очень важно развивать ресурсы библиотеки путем постоян-
ного пополнения за счет собственных интеллектуальных ресурсов (диссертаций, научных статей и др.). Безусловно, для их использования, в целях недопущения нарушения авторских прав, в Университете МВД должно быть установлено специальное программное обеспечение. Кроме того, для удобства работы с электронной информацией необходимо оснастить автоматизированные рабочие места принтером, сканером и копиром, чтобы курсанты и преподаватели могли не только прочитать информацию на компьютере, но и распечатать ее после должной переработки.
В связи с созданием в Университете МВД информационно-библиотечного центра спектр обязанностей у библиотекаря значительно расширяется. Библиотекарь должен быть способен выполнять сразу две роли: консультанта и координатора рабочего зала. Современный библиотекарь должен: осуществлять прием и выдачу литературы; распределять пользователей по рабочим местам в соответствии с необходимым им программным обеспечением; консультировать по общим правилам работы с ресурсами информационно-библиотечного центра; осуществлять отцифровку бумажных изданий, с целью пополнения электронного фонда информационно-библиотечного фонда; разъяснять порядок работы с ресурсами Образовательного портала; владеть навыками работы со специализированной оргтехникой для распечатки, копирования и сканирования документов; оказывать помощь в работе с наукометрическими базами данных (РИНЦ, Web of Science, Scopus).
Для осуществления всех вышеперечисленных обязанностей библиотекарю необходимо обладать информационной культурой на высоком уровне. С целью формирования информационной культуры у библиотекаря будет эффективным проведение курсов повышения квалификации («Основы информационной культуры библиотекаря»).
Создание динамично развивающегося сайта университета, Интернет-газеты, Образовательного портала, Библиотеки Университета МВД (электронный ресурс) предоставило возможность курсантам, абитуриентам и преподавателям получать исчерпывающую информацию об образовательной организации, ее об-
разовательной жизни, учебно-методические комплексы и т. д. удаленно.
Сайт оснащен новостными блоками и анонсами, форумом для общения, регулярно обновляемой информацией о кафедрах и факультетах университета. В целом сайт необходимо дорабатывать и совершенствовать. Не все кафедры и факультеты имеют расширенную информацию на своей страничке. Большинство ограничиваются общими сведениями о деятельности и направлении кафедры и факультета, а также содержат краткий список должностных лиц кафедр и факультетов. Эффективность увеличится, если на страничках каждой из кафедр будет введена электронная почта или форум для общения с преподавателями, где каждый из курсантов, должным образом зарегистрированный, мог бы задать любые вопросы преподавателю и в кратчайшие сроки (или мгновенно) получить ответ. В свою очередь преподаватели могли бы размещать на страницах своей кафедры дополнительную, наиболее расширенную, проблемную информацию по текущим темам, придерживаясь принципа наглядности. Также преподаватели кафедр могли бы разрабатывать свои программы дистанционного ежемесячного тестирования и размещать их на сайте или Образовательном портале. Курсанты же с помощью данных тестов могли бы проводить самоконтроль по изученным темам, и у них появилась возможность устранить пробелы и проблемные вопросы.
На основании вышеизложенного делаем вывод, что в Университете МВД информационно-образовательная среда создана, но недостаточно равномерно и всесторонне. Перед образовательной организацией лежит огромный пласт работы по доработке и усовершенствованию информационно-образовательной среды. Необходимо расширить ресурсы информационно-библиотечного центра доступом к материалам сайта Российской государственной библиотеки. Осуществить повышение квалификации библиотекарей с целью формирования компетенций координатора работы в зале, консультанта, эксперта по работе с электронными ресурсами, в том числе наукометрическими. Создать центр дистанционных образовательных технологий. Расширить информационную наполненность Образовательного
порта Университета МВД. Создать единую сетевую площадку Образовательных порталов образовательных учреждений МВД России.
Результатом сформированной и отлаженно действующей информационно-образовательной среды является формирование профессионально важных качеств курсантов, востребованных на службе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) «Об Образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) [Текст] // СЗ РФ. - № 53 (ч. I). - Ст. 7598.
2. Соловьев, М. А. Стратегия развития электронного обучения в техническом вузе [Текст] / М. А. Соловьев, С. И. Качин, С. Б. Велединская, М. Ю. Дорофеева // Высшее образование в России. - 2014. - № 6. - С. 67-76.
3. Фокеев, В. А. Информация в контексте культуры // Проблемы информационной культуры / ред. Ю. С. Зубов, В. А. Фокеев. - Вып. 6: Методология и организация информационно-культурологических исследований. -М., 1997. - С. 143.
4. Поспелова, А. А. Вузовская библиотека как многофункциональная среда / А. А. Поспелова, Р. Р. Цурцумия // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 164-167.
REFERENCES
1. Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014) «Ob Obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 21.10.2014). SZ RF, No. 53 (Part. I). Art. 7598.
2. Solovyev M. A., Kachin S. I., Veledinskaya S. B., Dorofeeva M. Yu. Strategiya razvitiya elek-tronnogo obucheniya v tekhnicheskom vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014, No. 6, pp. 67-76.
3. Fokeev V. A. Informatsiya v kontekste kultury. In: Zubov Yu. S., Fokeev V. A. (Ed.). Problemy informatsionnoy kultury. Iss. 6: Metodologiya i organizatsiya informatsionno-kulturologiches-kikh issledovaniy. Moscow, 1997. P. 143.
4. Pospelova, A. A., Tsurtsumiya R. R. Vuzovska-ya biblioteka kak mnogofunktsionalnaya sreda. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015, No. 5, pp. 164-167.
Никитина Евгения Олеговна, майор полиции, преподаватель кафедры педагогики Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя e-mail: [email protected]
Nikitina Eugenia O. Police Major, Lecturer, Pedagogics Department, Educational and scientific body of psychology of service activity, V.Ya.Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation e-mail: [email protected]