Научная статья на тему 'О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России'

О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация / образовательный процесс / электронная образовательная среда / сотрудники полиции / подготовка полицейских / educational organizations / educational process / electronic educational environment / police officers / training of law enforcers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачёв Юрий Александрович

В статье раскрывается значимость информационно-технического обеспечения образовательного процесса с целью совершенствования имеющихся общекультурных и формирования профессиональных компетенций у курсантов и слушателей образовательной организации высшего образования МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачёв Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of informational and educational electronic environment in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The author reveals the importance of information and technical support of the educational process with the aim of improving the existing basic cultural and the formation of professional competencies among cadets and trainees of educational organizations of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России»

ники образовательных организаций. Оценивание не проводят руководители комплектующих подразделений, не привлекаются специалисты по специальности (направлению подготовки), в качестве целей оценки не рассматривается готовность обучающихся к выполнению трудовых функций.

Способом повышения практической направленности обучения специалистов для органов вну-

тренних дел видится разработка компетентностно-ориентированных оценочных средств, позволяющих оценить уровень подготовленности обучающегося к выполнению трудовых функций по осваиваемой им специальности.

Разработка и апробация данной технологии будет являться следующим этапом работы автора статьи в этом направлении.

Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1424 (в ред. от 13 июля 2017 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации». - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.03.2018).

2. Душкин, А. С. Компетентностный подход в кадровой политике полицейских структур зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 132-143.

3. Злоказов, К. В., Степанов, Р. И., Чернышёва, Е. В. Актуальные проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на службу (учёбу) : учебно-практическое пособие. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2014. - 176 с.

4. Злоказов, К. В. Реализация практической направленности обучения полицейских в некоторых странах Европы // Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике : материалы межведомственной научно-практической конференции. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - С. 52-56.

5. Педагогика : учебник / под ред. А.А. Кочина. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.

6. Clelland, D. С. Testing for Competence Rather Than for Intelligence // American Psychologist. - 1973. -V. 28-1. - Р. 1-14.

7. Institute for Public Security of Catalonia (2012). Servei de Selecció, Avaluació i Seguiment [Selection, assessment and follow-up unit]. Diccionari de competencies clau per a la formació de l'agent dels cossos de policia de Catalunya [Key competences dictionary for police basic training in Catalonia].

8. Polishogskolan. (2014). Utbildningsplan for polisprogrammet [Syllabus for the police basic training program]. Stockholm: Swedish National Police Academy.

© Быкова Р.А., 2018

УДК 371.1

Ю.А. Грачёв

О формировании электронной информационно-образовательной среды в образовательной организации высшего образования МВД России

Formation of informational and educational electronic environment in the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia

ГРАЧЁВ, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, ул. Аврова, д. 33. Тел: 420-67-32.

GRACHYOV, Yuri Alexandrovich, Head of the Department of Special Events and Special Equipment of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor. Address: Russia, 188510, Saint-Petersburg, Avrova str., 33. Tel: 420-67-32.

В статье раскрывается значимость информационно-технического обеспечения образовательного процесса с целью совершенствования имеющихся общекультурных и формирования профессиональных компетенций у курсантов и слушателей образовательной организации высшего образования МВД России.

Ключевые слова: образовательная организация, образовательный процесс, электронная образовательная среда, сотрудники полиции, подготовка полицейских.

The author reveals the importance of information and technical support of the educational process with the aim of improving the existing basic cultural and the formation of professional competencies among cadets and trainees of educational organizations of the MIA of Russia.

Keywords: educational organizations, educational process, electronic educational environment, police officers, training of law enforcers.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (78) 2018

В современном мире в связи со стремительно развивающимся информационным пространством и совершенствованием информационных технологий возникает острая потребность в создании дополнительных средств и методов информационно-технического обеспечения учебного процесса в образовательных организациях МВД России. Для оптимизации с целью повышения продуктивности и максимально эффективного использования технических и информационных средств вся их совокупность должна быть качественным образом скомму-тированна. Совокупность этих средств и составляет электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС).

В Санкт-Петербургском университете МВД России в настоящее время преподаются 622 учебных дисциплины, для реализации и методического обеспечения которых кафедрами разработано более 14 тыс. элементов учебно-методического обеспечения образовательных программ. Ежегодно на базе университета издается более 200 учебников, учебных и учебно-методических пособий, непрерывно ведется работа по обновлению, актуализации и пополнению лекционного фонда, который в настоящее время насчитывает 4850 лекций, из них 1510 - фондовые (около 30 %) [1]. Для быстрого и максимально упрощённого доступа к каждому элементу учебно-методических материалов и разрабатывается электронно-информационная образовательная среда (ЭИОС).

Исходя из анализа данных о достижениях в области электронно-информационных образовательных сред [2; 3; 4, с. 207] можно сделать вывод, что реализация требований по созданию ЭИОС в различных образовательных организациях организована по-разному.

В некоторых образовательных организациях МВД России создаются специальные подразделения, которые не только разрабатывают технологические средства (ТС) для создания ЭИОС (или её элементов), но и обеспечивают обработку с помощью этих ТС получаемых от научно-педагогического состава материалов, не связанных с информационными технологиями. В результате формируется хранилище учебно-методического обеспечения образовательной программы (модуля) (УМООП) и обеспечивается использование УМООП как научно-педагогическим составом (НПС), так и обучающимися (курсантами и слушателями). Такой подход эффективен, но требует существенных организационных, кадровых и финансовых ресурсов. Другие образовательные организации ограничиваются менее ресурсоёмкими организационными мерами, формулируя лишь требования, предоставляя возможность кафедрам реализовывать эти требования самостоятельно. Простейшие требования в части изготовления таких элементов УМО-ОП, как рабочие лекции, методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям, методические разработки по проведению учений и занятий в активной и интерактивной форме, учебно-наглядные пособия и презентации и пр,. педагогический состав выполняет с помощью инструментальных средств MS Office (Word, PowerPoint и др.). При этом особых сложностей не возникает. Хуже обстоят дела с организацией электронного хранилища (ЭХ) всех элементов учебно-методического обеспечения образовательных программ (УМООП).

Особую озабоченность в данном случае вызывает реализация требования «обеспечения идентичности» [5] учебно-методических материалов во всех вариантах, включённых во все экземпляры УМООП, хранящихся на кафедре, кабинете педагогического мастерства (КПМ) университета, библиотек выпускающих факультетов (БВФ) и информационно-образовательном центре университета (ИОЦ). Дело в том, что хранящиеся УММ представляют собой десятки тысяч файлов, уложенных в сотни папок. В этих условиях осуществление корректуры файлов, предусмотренное положением [5], без ошибок невозможно [2], если корректура будет проводиться вручную. Решение этой проблемы предполагает наличие двух путей.

Первый основывается на создании специальных инструментальных средств, автоматизирующих процесс внесения изменений. Но его реализация предполагает определённую совокупность финансовых затрат и привлечения квалифицированных специалистов по информационным технологиям.

Содержание второго пути основывается на ряде следующих последовательных действий:

- отказ от создания хранилищ, ориентированных на разные группы пользователей УМООП (КПМ, ИОЦ, БВФ и кафедру);

- создание единого хранилища, рассчитанного на удовлетворение информационных потребностей всех групп пользователей;

- изготовление разностных интерфейсов человеко-машинного взаимодействия, в максимальной степени учитывающих потребности каждой из групп пользователей, чем обеспечивается удобство получения информации и работы с ней.

Исходя из перспективности и наибольшей практичности второго пути, в Санкт-Петербургском университете МВД Российской Федерации была проведена работа, направленная на реализацию данного направления. В результате были достигнуты следующие цели:

- реализованы организационные и технические решения по созданию информационно-образовательного центра (ИОЦ) университета, оснащенного:

а) сервером-ИОЦ, на жёстких дисках которого размещаются материалы УМОД, разработанные на кафедрах университета;

б) сенсорными Интернет-киосками (СИК), расположенными в учебных корпусах университета;

в) автоматизированным рабочим местом ИОЦ, с которого осуществляется загрузка на сервер-ИОЦ подготовленных материалов УМОД;

- реализованы организационные и технические решения по созданию электронного библиотечного фонда УМООП кафедры СИТ, размещенного на АРМе кабинета педагогического мастерства (АРМ-КПМ) кафедры. При этом упомянутым фондом можно пользоваться и с других АРМ кафедры, часть из которых подключена и к ЛВС университета, и к Интернет;

- решены задачи направленные на создание компьютерных классов, объединённых локальной вычислительной сетью (ЛВС):

а) автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМ-П), к которому подключены: ме-диапроектор с большим экраном; мультимедийная система; принтер и устройство бесперебойного питания (ИБП);

б) 15-20 АРМ курсантов (слушателей) (АРМ-К (С)). При этом с каждого рабочего места курсанта

обеспечивается возможность не только работать с конкретными материалами УМООП, размещенными на сервере ИОЦ, но и выходить с разрешения преподавателя в Интернет для выполнения соответствующих заданий;

- достигнуты организационные и технические цели по оснащению учебных аудиторий взводов. Оснащенность учебных классов предусматривает наличие автоматизированного рабочего места преподавателя (АРМ-П), подключённого к медиа-проектору с большим экраном, к ЛВС университета и к Интернету. Образовательная деятельность курсантов основывается на работе с материалами УМООП, размещёнными на CD-ROM или на USB-носителях;

- подключены 17 автоматизированных рабочих мест читальных залов библиотек (АРМ-ЧЗБ) к серверу информационно-образовательного центра (ИОЦ) университета, через локальную вычислительную сеть (ЛВС) университета, именуемую также Интернет Санкт-Петербургского университета МВД России.

При этом каждый из АРМов:

а) оснащен блоком бесперебойного питания;

б) обеспечивает возможность сканирования материалов на одном из семи сканеров «Xerox» и на многофункциональном устройстве (МФУ);

в) имеет также выход в Интернет, что обеспечивает доступ к:

1) электронным библиотекам внешних организаций (в президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина; в электронную библиотеку «Книга Фонд»; к комплексной системе автоматизации библиотек ИРБИС и др.);

2) профессиональным базам данных - БД (БД научно-исследовательского центра НИЦ «Охрана»; БД ГОСТов) [7];

3) информационно-справочной системе (ИСС) «Гарант-Образование» [8];

- осуществлено подключение АПК «Универ-ТВ», где постоянно ведется трансляция видеоконференций, демонстрируются и тиражируются учебные материалы и сюжеты. На базе данного комплекса ежедневно размещается и обновляется информация о жизни и деятельности университета, проводимых мероприятиях в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и событиях в стране. На экранах АПК «Универ-ТВ» ведется показ учебных фильмов и видеороликов, анонсируются достижения в научной и учебной деятельности.

- достигнуты организационные и технические успехи по созданию учебного ситуационного центра и центра мониторинга в рамках реализации Концепции информатизации органов внутренних дел, которые в значимой мере позволяют повысить эффективность образовательного процесса и качества подготовки специалистов для правоохранительных органов путём моделирования ситуаций и практической отработки действий по принятию управленческих решений, принимаемых на различных уровнях (стратегическом, тактическом, оперативном и персональном);

- прорабатываются организационные и технические решения по созданию библиотечного фонда (библиотеки) кабинета педагогического мастерства, основанного на использовании электронных копий УМООП, размещённых в библиотеке CD-ROM, и автоматизированного рабочего места (АРМ-КПМ) для обеспечения возможности работы с упомянутой библиотекой на CD-ROM;

- готовятся к принятию организационные и технические решения по созданию библиотечных фондов (библиотек) выпускающих факультетов, основанных на использовании профессиональных УМООП, размещённых в библиотеке CD-ROM.

Электронная информационно-образовательная среда играет большую роль в мотивации саморазвития обучающихся.

Список литературы

1. Официальный сайт Санкт-Петербургского университета МВД России [Электронный ресурс] URL: http:// www.univermvd.ru/ (дата обращения: 14.02.2018).

2 Кривошеев, А. О., Голомидов, Г. С., Таран, А. Н. Перспективные Internet-технологии информационного обеспечения образовательных услуг // Официальный сайт МГТУ им. Н.Г. Баумана. - URL: http://technomag.bmstu.ru/ doc/52838.html (дата обращения: 13.09.2017)

3. Чудаков, О. Е., Потехин, В. С., Максимова, Е. А. Модель формирования интегрального показателя при мониторинге деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр Санкт-Петербургского университета МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). - С. 153-157.

4. Кадулин, В. Е., Потехин, В. С. Об уточнении понятия и классификации автоматизированных рабочих мест, используемых в информационных системах и компьютерных технологиях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 4 (68). - С. 207-210.

5. Положение об учебно-методическом обеспечении образовательных программ в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» : приказ Санкт-Петербургского университета МВД России от 12 февраля 2016 г. № 68.

6. Чудаков, О. Е., Куватов, В. И., Потехин, В. С., Саратов, Д. Н. Опыт разработки электронного хранилища документов учебно-методического обеспечения образовательных программ на основе компьютерных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 2 (74). - С. 184-190.

7. Нормативно-техническая документация ФКУ НИЦ «Охрана» Росгвардии // Официальный сайт НИЦ «Охрана». - Режим доступа: http://nicohrana.ru/normativno-tehnicheskaya-dokumentaciya.html (дата обращения: 14.02.2018).

8. «Гарант-Образование» - специальный выпуск системы «Гарант», ориентированный на студентов, аспирантов и преподавателей // Сайт ООО «НПП "Гарант-Сервис"». - URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/52838.html (дата обращения: 14.02.2018).

© Грачёв Ю.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.