Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП'

ЗНАЧЕНИЕ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
199
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДТП / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / РАССЛЕДОВАНИЕ ДТП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Схаплок Т. А.

В статье анализируется значение автотехнической экспертизы при проведении административного расследования ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Схаплок Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF AUTO TECHNICAL EXPERTISE DURING THE ADMINISTRATIVE INVESTIGATION OF AN ACCIDENT

The article analyzes the importance of auto-technical expertise in conducting an administrative investigation of an accident.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП»

УДК 34

Схаплок Т.А.

магистрант Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

ЗНАЧЕНИЕ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП

Аннотация: в статье анализируется значение автотехнической экспертизы при проведении административного расследования ДТП.

Ключевые слова: ДТП, административная практика, расследование ДТП.

Одним из методов, регламентированных правовыми нормами, применяемыми при расследованиях в области безопасности дорожного движения, является экспертиза, назначаемая, согласно ст. 26.4 КоАП РФ, если требуется использование специальных технологий. Определение о ее назначении выносится судьей или должностным лицом, ведущим дело об административном правонарушении.

В процессе административного расследования нарушения ПДД, повлекших за собой дорожно-транспортное происшествие, используется среди прочих автотехническая экспертиза.

Автотехническая экспертиза - это изучение экспертом обстоятельств ДТП, состояния автомобиля, дороги и состояния участников. Заключение эксперт выстраивает по материалам дела, результатам обследования места происшествия, транспортного средства и водителя. Важной ролью в этом случае становится заключение специалиста-автомеханика, поскольку необходимы специальные компетенции (ст. 26.4 КоАП РФ).

Правоприменительная практика помогла выявить наиболее частые ситуации и условия для назначения автотехнической экспертизы.

С целью соблюсти сроки получения доказательств посредством экспертизы, автотехническая экспертиза назначается при:

- необходимости использования специальных компетенций, чтобы выявить новые обстоятельства дела;

- невозможности получения новых фактов по делу без привлечения эксперта-автомеханика;

- необходимости отражения полученных фактов в заключении эксперта, как источнике доказательств.

Автотехническая экспертиза состоит из подготовительного, исследовательского (основного) и заключительного этапов.

Первый этап включает:

- решение судьи или лица, ведущего дело, об определении предмета экспертного исследования, формирования списка вопросов, которые нужно решить с его помощью;

- решение о подборе исходных данных;

- решение об определении срока назначения автотехнической экспертизы;

- решение о выборе места проведения АТЭ;

- решение о выборе специалиста-автомеханика.

Знание возможностей автотехнической экспертизы позволяет составить вопросы, которые будет решать эксперт.

Следовательно, можно сделать вывод, что выбор вида и подвида автотехнической экспертизы, определение полномочий и компетенций эксперта-автомеханика играют особую роль.

Вид АТЭ позволяет судье или лицу, ведущему дело, собрать исходные данные и определить объекты для экспертного исследования.

Э. Т. Сидоров и Д.А. Темняков полагают, что для АТЭ заключение эксперта полностью зависит от данных, предоставленных для исследования.

Количество и характер исходных данных зависят от специфики и вида АТЭ, а также от вопросов, которые она призвана решить.

Исходные данные подразделяются на три группы:

- данные о произошедшем ДТП, полученные при проведении административного расследования.

Они выявляются с помощью осмотра места происшествия (объективные) и по показаниям свидетелей, потерпевших и граждан, в отношении которых ведется дело (субъективные).

- справочные данные, полученные из технических описаний;

- аналитические данные, имеющие достоверность 95%, полученные из экспертных источников.

К последней группе данных эксперты обращаются, когда отсутствуют данные, описывающие отдельные элементы обстановки на дороге в протоколах осмотра места ДТП и автомобиля.

Судья или лицо, ведущее административное расследование, могут назначить АТЭ на любом этапе расследования, так как закон строго не регламентирует этот момент.

Тем не менее, некоторые авторы считают, что особенность АТЭ в том, что специалист-автомеханик исследует место происшествия ДТП, а не работает в лаборатории. Поэтому результаты экспертизы должны быть получены как можно быстрее, при этом ее назначение возможно только, если в наличии есть исходные данные и они достоверны (ст. 26.4 КоАП РФ). Требования этой статьи КоАП РФ и есть главное условие признания заключения эксперта доказательством.

Определение судьи или лица, ведущего дело, должно содержать:

- основания для экспертизы;

- ФИО специалиста-автомеханика, данные организации, в которой будет произведена экспертиза;

- задачи;

- материалы для специалиста, который будет проводить исследование.

Виновник ДТП должен быть ознакомлен с определением и со своими правами (п. 4 ст. 26.4 КоАП РФ). При этом он может дать отвод эксперту или просить назначить экспертом конкретного специалиста.

Нам кажется целесообразным введение в ст. 26.4 КоАП РФ в соответствии с п.11 ч. 4 ст. 47 УПК РФ нормы, разрешающей виновнику ДТП присутствовать при проведении АТЭ лично с разрешения судьи или лица, ведущего дело, ставить специалисту-автомеханику дополнительные задачи и ознакомиться с заключением эксперта.

Проведение экспертного исследования возможно не только штатным специалистом экспертной организации, но и специалистом, не состоящим в штате. Оценивают его компетентность и квалификацию в этом случае судья или лицо, ведущее дело.

Нам близка позиция Балакина В.Д., который полагает, что высшее образование этого же профиля у эксперта не свидетельствует о наличии требующихся специальных знаний.

Целесообразно было бы при проведении несложной экспертизы в качестве специалиста-эксперта привлекать инженера-механика, работающего в профильных организациях.

Если же требуются компетенции в области судебной автотехники, то следует привлекать эксперта-автотехника, работающего в государственном судебно-экспертном учреждении. Таким образом, эксперт сможет провести экспертизу на уровне, соответствующем современным требованиям.

Нам кажется обоснованным введение поправок также и в ст. 25.9 КоАП РФ, регламентирующую требование объективности специалиста-эксперта.

Согласно ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ, специалист, принимавший участие в производстве по делу об административном правонарушении, не имеет права проводить экспертное исследование.

При этом п.1 ч. 2 ст. 70 УПК РФ гласит, что участие специалиста в уголовном деле о ДТП не является препятствием для участия в качестве эксперта.

Проблемой является оценка судьей или лицом, ведущим дело, обоснования методики экспертного исследования.

Нам кажется, что решением проблемы было бы приглашение к оценке компетентного специалиста со специальным образованием.

На сегодняшний день разработано множество методик исследования, разрешенных для использования. Однако, некоторые авторы полагают, что разработка новых, более эффективных методов экспертизы позволит проводить исследования в малые сроки и более совершенно. При этом методика должна быть:

- основана на теоретических изысканиях;

- использована в данном конкретном случае;

- поможет получить наиболее достоверный результат, чем ранее используемая.

Таким образом, разработанные поправки в административное законодательство могут повысить качество и эффективность административного расследования дел об административных правонарушениях, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.

Аверьянова, Т. В. Судебная экспертиза. Курс общей теории / Т.В. Аверьянова. -М.: Норма, 2018. - 480 с.

Артемов А.Ю., Кораблев Р.А., Денисов Г.А., Сподарев Р.А. Введение в профессиональную деятельность по расследованию и экспертизе ДТП. Учебное пособие / Воронеж: ВГЛТА, 2014. - 99 с.

Балакин В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие / Омск : СибАДИ, 2015. - 136 с.

Климович, Л. П. Научные основы современной судебной экономической экспертизы / Л.П. Климович. - М.: Проспект, 2015. - 144 c. Сидоров Э.Т., Темняков Д.А. Роль автотехнической экспертизы при проведении административного расследования дорожно-транспортного происшествия // Теория и практика общественного развития. Право. - 2015. - С. 117-124.

Skhaplok T.A.

Master's student Kuban State University (Krasnodar, Russia)

THE VALUE OF AUTO TECHNICAL EXPERTISE DURING THE ADMINISTRATIVE INVESTIGATION OF AN ACCIDENT

Abstract: the article analyzes the importance of auto-technical expertise in conducting an administrative investigation of an accident.

Keywords: traffic accident, administrative practice, accident investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.