ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
THE IMPORTANCE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN
Старостина Юлия Михайловна
студент
институт педагогики, психологии и физического воспитания Вологодский государственный университет
г. Вологда, Россия Starostina, Yu. M.
student
Institute of Social Work, Psychology and Physical Education
Vologda state University Vologda, Russia
Аннотация. Адаптивная физическая культура является важной составной частью всей системы реабилитации детей-инвалидов. Цель нашего исследования - выявить значимость адаптивной физической культуры в реабилитации детей-инвалидов. В результате исследования нами сделаны выводы о необходимости сочетания занятий адаптивной физической культуры со средства медицинской и психологической реабилитации, что усиливает эффект комплексного воздействия на организм ребенка.
Abstract. Adaptive physical education is an important component of the entire rehabilitation system for children with disabilities. The purpose of our study is to identify the importance of adaptive physical education in the rehabilitation of children with disabilities. As a result of the study, we made conclusions about the need to combine adaptive physical education with medical and psychological rehabilitation, which enhances the effect of complex effects on the child's body.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, физическое здоровье, психологическое здоровье, реабилитация детей-инвалидов, психологической и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.
Keywords: Adaptive physical culture, physical health, psychological health, rehabilitation of disabled children, psychological and social adaptation of people with disabilities.
Многочисленные исследования показали, что двигательная активность является ежедневной потребностью здоровых людей. Следовательно, для человека с ограниченными возможностями физические упражнения имеют огромную значимость, так как являются одновременно эффективным инструментом и методом физической, психологической и социальной адаптации [1, с. 256].
Двигательная активность для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов являются не только условием жизнеобеспечения, но и средством поддержания работоспособности, способом развития больших полушарий коры головного мозга, координации межцентральных связей, формирования двига-тельных взаимодействий, когнитивных процессов, компенсации недостатков физи-ческого и психического развития человека [2, с. 146].
Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная физическая культура для многих людей с ограниченными возможностями является единственным способом влиться в общество, подружиться с партнерами, получить возможность для общения, приобрести новых друзей, эмоционально обогатиться, принять и понять окружающий мир. С ее помощью можно научиться получать положительные эмоции от простых движений до первых достижений в спорте, побеждать и достойно терпеть неудачи, тем самым обретая счастье.
Как составная часть физической культуры АФК предназначена для людей со стойкими нарушениями функций вследствие заболеваний, травм или врожденных дефектов. Она направлена на стимуляцию позитивных реакций организма и формирование необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей [4, с. 169].
Основными средствами АФК являются физические упражнения, посредством которых осуществляется направленное воздействие на организм, решаются коррек-ционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. В сочетании со средствами медицинской и психологической реабилитации занятия АФК усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека [3, с. 19].
Следовательно, было решено провести исследование на базе санатория «Новый источник» г. Вологды, в котором приняли участие дети-инвалиды различных возрастных групп в количестве 10 человек, проходящих курс реабилитации.
Цель нашего исследования - выявление значимости адаптивной физической культуры в реабилитации детей-инвалидов в условиях санаторного лечения.
Перед нами стояли следующие задачи исследования:
1) рассмотреть АФК как составную часть реабилитации детей-инвалидов в санатории;
2) определить значимость адаптивной физической культуры с помощью самооценки инвалидов;
3) охарактеризовать влияния адаптивной физической культуры на физическое здоровье и психологический микроклимат детей-инвалидов.
Методы исследования:
1) анализ литературных источников по данной теме;
2) подготовка и проведение анкетирования детей-инвалидов;
3) математическая обработка данных, анализ результатов исследования.
Как выяснилось в ходе исследования, реабилитация инвалидов в санатории «Источник» включает в себя обширный комплекс средств АФК, медицинской и психологической реабилитации: групповая и индивидуальная лечебная физическая культура в зале, в бассейне, кинезотерапия, а также аппаратная физиотерапия, электростимуляция, аппаратный и ручной массаж, мануальная терапия,
иглорефлексотерапия, фитотерапия, души (дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.), бани (парные, сауны), криосауна, ароматерапия, герудо-терапия, иппотерапия, психотерация, психоконсультирование и психо-тренинги и др.
Все процедуры и занятия по АФК назначаются строго в соответствии с назначением и рекомендациями лечащего врача, а также их количество и продолжительность.
Результаты исследования показали следующее. На вопрос анкеты «Какой из предложенных методов лечения вы предпочитаете?» респонденты указали по 3 самых предпочитаемых из них. Так, 90% респондентов отмечают ЛФК в бассейне, 50% респондентов - индивидуальные занятия ЛФК, 40% респондентов - бальнео-лечение и кинезотерапию, 30% респондентов - грязелечение и ручной массаж, 10% респондентов - ароматерапию, аппаратный массаж, групповые занятия ЛФК. Следовательно, индивидуальные и групповые занятия по лечебной физической культуре в зале и бассейне, а также, индивидуальные занятия по кинезотерапии является самым популярным и предпочитаемыми детьми видами адаптивной физической культуры в санаторном лечении.
Как подтвердили данные исследования, в санатории создана атмосфера взаимопонимания, благоприятного общения, благожелательных отношений между всеми участниками процесса адаптации. Так, на вопрос «Приобрели ли вы новых знакомых и друзей за период лечения в санатории?» все 100% человек ответили положительно.
На вопрос анкеты «Как изменился ваш психологический микроклимат за время лечения в санотории?» 60% человек утверждают, что стали общительнее, 10% человек - стали раскрепощеннее, у 30% человек ничего не изменилось. То или иное заболевание у таких детей вызывает определенный дискомфорт и неловкость в компании здоровых людей (Рис. 1.).
Рис. 1. Изменения психологического микроклимата респондентов (%)
На значительные улучшения самочувствия за период лечения в санатории указывают все респонденты. Так, они отмечают, что повысился аппетит, выросла продолжительность сна, улучшилось настроение и появилось желание заниматься АФК дальше.
С помощью анкетирования мы дали возможность респондентам оценить весь курс АФК в процессе санаторной реабилитации. 60% респондентов оценили его на «отлично», 30% респондентов - на «хорошо» и 10% респондентов - на «удовлетворительно». Неудовлетворительной оценки никто из респондентов не поставил, что, в целом, указывает на значительный положительный результат АФК за период лечения (Рис. 2.).
Рис. 2. Самооценка респондентов курса АФК в санатории (%)
Как нам удалось выяснить, в свободное от занятий и процедур время для детей в санатории работает кинотеатр, библиотека, детская комната с предоставлением разнообразных настольных и подвижных игр, установлены столы для настольного тенниса, пункт проката всевозможного инвентаря для скандинавской ходьбы, сноуборда, лыжных прогулок, скоростного спуска на специальных лыжах и ватрушках, катания на коньках, велосипедах, самокатах, роликовых коньках, а также спортивные площадки по волейболу, бадминтону, футбольное поле. Вокруг санатория находится большой парк, где можно совершать пешие и конные прогулки. Вечерние танцевальные и тематические вечера, концерты создают теплую и приятную атмосферу внутри санатория, способствуют новым знакомствам и взаимному желательному общению среди отдыхающих.
На вопрос «Каким видом двигательной активности вы предпочитаете заниматься в свободное время?» 30% детей-инвалидов выделили занятия ипотерапией, 60% респондентов - суставную гимнастику, 40% респондентов -аквааэробику, 30% респондентов - лыжные прогулки, 20% респондентов -скандинавскую ходьбу и по 10% респондентов - настольный теннис и дискотеку.
Большую роль в реабилитации инвалидов играет профессионализм, умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку, коммуникабельность и заинтересованность специалистов в конечном результате лечения. Именно инструкторы
высокой квалификации допускаются к достаточно не простой работе с детьми-инвалидами, они планирует, осуществляет и контролирует процесс АФК. Так, на вопрос анкеты «Нравятся ли вам заниматься с вашим инструктором?» все респонденты ответили положительно, что указывает на высококвалифицированную работу инструкторов санатория «Источник».
В результате проведенного исследования мы можем утверждать, что адаптивная физическая культура имеет большое значение в реабилитации детей-инвалидов, позволяет гармонично соединять и развивать их физическое и психологическое состояние. Способствует социализации и повышает жизнеспособность ребенка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
В значительной мере адаптивная физическая культура влияет на формирование благоприятных условий повышения двигательной активности, раскрытия резервных возможностей, развития самостоятельности, переноса в пов-седневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, гармонизации психического и физического компонентов здоровья детей, формирует адаптационные способности к жизнедеятельности в социуме.
В санатории «Источник» созданы все условия для прохождения комплексной реабилитации детей-инвалидов, где в совокупности с АФК планомерно сочетаются медицинская и психологическая составляющие процесса оздоровления. По мнению пациентов и специалистов санатория, не единичный факт, что инвалиды-колясочники, проходя полный курс комплексной реабилитации в данном санатории, покидают его без помощи вспомогательного устройства на своих ногах.
Для человека инвалидность - тяжелое испытание, часто сопровождающееся плохим настроением, апатией к окружающему миру, депрессиями. Работа специалистов по АФК заключается в способности создания для инвалидов атмосферы психологического комфорта, уверенности в себе, благополучия, свободы, расслабленности, давая детям-инвалидам возможность наслаждаться и получать удовольствие от предлагаемых упражнений.
Следовательно, реабилитация детей-инвалидов будет иметь положительные результаты, если ее рассматривать в едином комплексе средств АФК, медицинской и психологической реабилитации. В процессе комплексной реабилитации человеку важно понимать, что он не один и его проблема не уникальна.
Литература
1. Старостина А. В. Исследование физической активности студентов Вологодского государственного университета // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития : материалы 5 Международная научно-практическая конференция. Красноярск : Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2015. С. 256 - 260.
2. Старостина А. В., Сверкунова Н. С. Особенности обучения слабовидящих детей 9-10 лет акробатическим упражнениям (на примере кувырка вперед) // Интеграция мировой науки и техники: императивы развития : материалы 4 Всероссийской научно-практической конференции (24 марта 2015 г.). В 2-х ч. Ч. 2. Ростов-на-Дону : ООО «Приоритет», 2015. С. 145 -149.
3. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] : учебник. В 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. М. : Советский спорт, 2005. 448 с.
4. Строгова Н. А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 169 -171.
References
1. Starostina A. V. Issledovanie fizicheskoy aktivnosti studentov Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta [Study of the physical activity of students of Vologda State University]. Fizicheskoe vospitanie, sport, fizicheskaya reabilitatsiya i rekreatsiya: problemy i perspektivy razvitiya. Materialy 5 Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and development prospects. Materials of the 5th International Scientific and Practical Conference]. Krasnoyarsk, Siberian State Aerospace University Publ., 2015, pp. 256 - 260.
2. Starostina A. V., Sverkunova N. S. Osobennosti obucheniya slabovidyashchikh detey 9-10 let akrobaticheskim uprazhneniyam (na primere kuvyrka vpered) [Features of teaching visually impaired children 9-10 years old acrobatic exercises (for example, somersault forward)]. Integratsiya mirovoy nauki i tekhniki: imperativy razvitiya : materialy 4 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (24 marta 2015 g.) [Integration of world science and technology: development imperatives: materials of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference (March 24, 2015)]. In the 2nd part. Part 2. Rostov-on-Don, Priority LLC Publ., 2015, pp. 145-149.
3. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture]. In 2. Vol. 2. Soderzhanie i metodiki adaptivnoy fizicheskoy kul'tury i kharakteristika ee osnovnykh vidov [Content and methods of adaptive physical culture and characteristics of its main types]. Moscow, Soviet sport Publ., 2005, 448 p.
4. Strogova N. A. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v sisteme kompleksnoy reabilitatsii i sotsial'noy integratsii invalidov [Adaptive physical education in the system of complex rehabilitation and social integration of disabled people]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development, 2012, no. 2, pp. 169 -171.