Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
УДК 37.013.02 (14.37.09)
Н. М. Карагеоргий, Н. В. Алтухова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ БОЛЕЗНЬЮ ПАРКИНСОНА
Рассматривается вопрос влияния трудотерапии как средства адаптивной физической культуры на социально-бытовую реабилитацию при болезни Паркинсона. Болезнь Паркинсона является одной из причин ин-валидизации и потери трудоспособности лиц зрелого возраста. Основным симптомом заболевания являются двигательные нарушения. Использование рациональной трудотерапии в комплексе с фармакотерапией, диетотерапией, физиолечением улучшает психофункциональное состояние, бытовую адаптацию и социализацию больных паркинсонизмом на поздних стадиях заболевания.
Ключевые слова: трудотерапия, комплексная реабилитация, болезнь Паркинсона, адаптивная физическая культура, социальная адаптация.
Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам - одна из основных задач современной государственной политики. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научно-практической и педагогической деятельности. Комплексная реабилитация необходима для повышения уровня функциональных способностей таких больных в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта, достижения самостоятельности и материальной независимости. Для инвалидов на постсоветском пространстве созданы и продолжают активно формироваться реабилитационные службы, целью которых является интеграция лиц с ограниченными физическими возможностями в современное общество [1, 2].
Социально-педагогическая составляющая комплексной реабилитации состоит в формировании мотивации больных тяжелыми хроническими заболеваниями к повседневным, в дальнейшем самостоятельным занятиям адаптивной физической культурой.
Несмотря на достаточно высокую степень активности изучения данной проблемы [3, 4], влияние трудотерапии в рамках комплексной социально-педагогической и физической реабилитации больных с болезнью Паркинсона (БП) остается мало изученной и актуальной.
В России, по разным данным, насчитывается от 117 тыс. до 338 тыс. пациентов с болезнью Паркинсона. После деменции, эпилепсии и церебросо-судистых заболеваний БП является наиболее частой проблемой инвалидизации пожилых людей и лиц трудоспособного возраста. Средний возраст начала БП 55 лет. В то же время у 10 % больных заболевание дебютирует в молодом возрасте - до
40 лет, однако наибольший процент больных наблюдается в старшей возрастной группе [5, 6]. В связи с отчетливой тенденцией к постарению населения количество пациентов с БП в перспективе будет увеличиваться.
Болезнь Паркинсона представляет собой хроническое медленно прогрессирующее нейродеге-неративное заболевание, основными проявлениями которого являются значительные нарушения в двигательной сфере, основные из них тремор в покое (наблюдается у 50-80 % больных), брадикине-зия, гипокинезия, акинезия, нарушение позных рефлексов, ригидность мышц, нарушение речи, конгитивные расстройства и т. д. Двигательные нарушения при БП выступают основными факторами, ограничивающими трудоспособность, а на поздних стадиях заболевания и самообслуживание больных [6, 7].
На состояние пациента оказывают влияние не только степень выраженности двигательных нарушений, но и сопровождающие заболевание психологические и социальные факторы, которые могут в значительной степени ухудшать состояние больного, влиять на эффективность проводимой медикаментозной терапии, а также нарушать способность человека адаптироваться к своему состоянию и окружающей среде, изменять привычный уклад жизни. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию [6].
Лечение лиц, страдающих болезнью Паркинсона, включает: фармакотерапию (прием противо-паркинсонических препаратов); диетотерапию; физическую реабилитацию (лечебный массаж, лечебную физкультуру, физиотерапию); медико-социальную помощь.
Исследования Г. Р. Попова, Д. В. Артемьева, Н. Н. Яхно, С. Н. Иллариошкина [5, 8, 9] показали, что комплексное лечение при БП может снизить степень инвалидизации или приостановить разви-
тие осложнений. В связи с вышесказанным представляется актуальным создание комплекса реабилитационных мероприятий для пациентов с болезнью Паркинсона путем внедрения медико-социальной программы обучения больных БП на основе трудотерапии, которая позволит повысить степень социальной адаптации пациентов БП. Авторы предположили, что применение трудотерапии при комплексной реабилитации больных паркинсонизмом будет способствовать адаптации к бытовой деятельности.
Трудотерапия как средство адаптивной физической культуры относится к активным лечебным методам восстановления или компенсации утраченных функций при помощи работы. Трудотерапия основана на использовании процедур, связанных с трудовой деятельностью, для формирования у инвалидов знаний и навыков, которые в обычных социокультурных ситуациях позволяют им компенсировать имеющийся дефект [1, 10].
Адаптивная физическая культура - это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов [10]. В настоящее время средства адаптивной физической культуры очень широко применяются для реабилитации больных и инвалидов при различных заболеваниях [12, 13].
Требованиями к организации трудотерапии выступают обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержание интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и инструктором. Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность [1].
Выделяются следующие правила, которыми нужно руководствоваться при назначении трудоте-
рапии при заболеваниях нервной системы - учет пожеланий и интересов самого пациента, медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы, мотивация к труду (заинтересованность и направленность на трудовой процесс), материально-техническое обеспечение [1, 14, 15].
Для изучения эффективности влияния трудотерапии в составе комплексной медицинской и социально-педагогической реабилитации лиц, страдающих болезнью Паркинсона, методика трудотерапии была включена в комплекс реабилитации таких больных на базе МЛПМУ «Больница № 2» г. Томска под руководством заведующей стационаром А. Е. Агашевой, где в качестве основной терапии при БП используются фармакотерапия, диетотерапия, физические методы реабилитации (ЛФК, физиопроцедуры, массаж). Под наблюдением находились 20 пациентов (10 в контрольной и 10 в экспериментальной), отобранных методом случайной выборки, в возрасте от 54 до 72 лет (средний возраст (63,4 ± 16,28) года) страдающие болезнью Паркинсона более 5 лет. Контрольная группа состояла из 10 пациентов, которые получали стандартный курс медикаментозного лечения и физической реабилитации (лечебную физкультуру, массаж, магнитотерапию). В экспериментальной группе больных к аналогичному курсу лечения в комплекс физической реабилитации было добавлено воздействие трудотерапии по методике, представленной ниже [16].
Целью трудотерапии больных с БП являлось формирование бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучение навыкам и умениям поддерживать уровень физической активности. В процессе исследования была разработана программа занятий по труду для лиц, страдающих болезнью Паркинсона. При проведении мероприятий по трудотерапии учитывались показатели основного заболевания пациента, показания к трудотерапии, желание участвовать в занятиях, а также непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого пациента (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузка и увеличение времени занятий по трудотерапии.
Трудотерапия проводилась во второй половине дня после дневного сна, длительность составляла 45 мин. Занятия проходили ежедневно (пять дней подряд - два дня перерыва), на курс - 20 занятий. В начале каждого занятия осуществлялось разъяснение его цели и структуры. Занятия проводились с помощью инструктора. Учитывалась дозирован-ность времени и нагрузки (с соблюдением последовательного перехода от простого к сложному).
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)
По такому же алгоритму проводились творческие занятия (вязание, шитье, лепка из пластилина, собирание пазлов, разучивание песен с помощью караоке, раскрашивание простых рисунков и т. д.). Привлекательность данного метода заключается в простоте применения трудотерапии при невысоких материальных затратах на ее организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений из-за сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости использованной методики с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК и пр.) [16].
При проведении занятий по трудотерапии образовались две подгруппы по интересам: работа над бытовыми навыками (5 человек) и творческая мастерская (5 человек). Разбившиеся вначале группы по интересам чередовались в течение всего эксперимента: на протяжении 10 дней первая группа занималась формированием и закреплением бытовых навыков (5 человек), вторая группа занималась в творческой мастерской (5 человек), затем группы менялись занятиями и продолжали заниматься еще 10 дней.
Мероприятия проходили ежедневно и включали уборку палат, надевание обуви и одежды, склеивание коробок, конвертов, сборку мелких деталей конструкторов, уход за комнатными цветами (полив, рыхление), обучение пользованию мобильным телефоном, пришивание пуговиц и т. д.
Для оценки влияния трудотерапии на физическое состояния лиц, страдающих болезнью Пар-кинсона, использовались следующие медико-биологические методы: подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС); измерение систолического артериального давления (САД) и диастолического артериального давления (ДАД); подсчет частоты дыхания (ЧД); динамометрия (метод измерения силы рук кисти); становая динамометрия (определение силы разгибателей мышц спины); определение координационных способностей (проба Ром-берга); определение коэффициента Хильдебранта (КХ). Коэффициент Хильдебранта характеризует отношения системы кровообращения и дыхательной системы. Он представляет собой отношение ЧСС к частоте дыхания и вычисляется по формуле КХ = ЧСС/ЧД (в условных единицах (усл. ед.)). Показатель КХ в рамках 2,8-4,9 свидетельствует о нормальных межсистемных отношениях. Отклонение от этих показателей свидетельствует о рассогласовании в деятельности отдельных висцеральных систем. КХ при физических нагрузках возрастает. Изменение его за пределы нормативных границ свидетельствует о рассогласованности
межсистемных отношений дыхательной и сердечно-сосудистой систем либо за счет учащения частоты сердечных сокращений (КХ > 4,9 усл. ед.), либо за счет нарастания одышки (КХ < 2,8 усл. ед.). Полученные в ходе исследования данные обрабатывались методами математической статистики, в данном случае использовалось вычисление непараметрического парного критерия Вил-коксона.
Для определения влияния трудотерапии больных с БП на уровень социализации (самообслуживание, самостоятельность, инициативность) проводилась оценка трудового навыка (ОТН) в начале исследования (выявление исходного уровня развития трудовых навыков у больных) и оценка уровня развития трудового навыка по окончании эксперимента. По данным наблюдения выставлялась оценка в баллах - от 1 до 5, которая соответствовала уровню развитию самостоятельности. Использовались следующие критерии оценки:
1 балл (низкий) - этот уровень характеризуется отсутствием самостоятельности, т. е. в таком виде труда, как самообслуживание, больные не приучены складывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Не принимают активного участия в уборке, не предлагают свою помощь. Самостоятельность больного на очень низком уровне.
2 балла (ниже среднего) - на этом уровне больные паркинсонизмом также малоинициативны, однако при непосредственном участии инструктора начинают проявлять самостоятельность (например, пытаются проявить инициативу - приготовить рабочее место).
3 балла - средний уровень самостоятельности в трудовой деятельности. Больной вполне может самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Однако ему приходится постоянно напоминать об обязанностях по самообслуживанию. Устанавливают контакт с инструктором и пытаются проявить инициативу.
4 балла (выше среднего) - человек, страдающий болезнью Паркинсона, без участия инструктора выполняет все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь в бытовой деятельности. В ручном труде проявляет инициативу в конструкторской деятельности, активно обсуждает процесс работы.
5 баллов - самый высокий уровень, характеризуется полной самостоятельностью [17].
Особенности методики обучения трудовым навыкам пациентов с БП заключались в том, что трудотерапия проводилась в условиях, близких к обычной жизнедеятельности, но при этом больные не знали, что участвуют в исследовании. Результаты начального тестирования пациентов, страдаю-
щих БП, показали, что контрольная (КГ) и экспериментальная группы (ЭГ) сопоставимы по изучаемым медико-биологическим и педагогическим параметрам.
Оценка трудового навыка контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента показала отсутствие статистических различий между группами по данному показателю (2,3 ± 0,89 в КГ; 2,1 ± 0,94 - в ЭГ).
Анализ медико-биологических и педагогических характеристик контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента показал, что все медико-биологические показатели (САД, ЧСС, ЧД, КХ, проба Ром-берга, динамометрия, становая динамометрия) в контрольной и экспериментальной группах имели тенденцию к улучшению (табл. 1, 2). Показатели САД, ЧД и ЧСС в результате проведенного лечения снизились в обеих группах в пределах нормы, что подтверждает адекватность предложенной физической нагрузки. Изменение коэффициента Хильдебранта после проведения исследования свидетельствует о хорошей переносимости комплекса реабилитации в обеих группах, участвующих в эксперименте.
Увеличение силы мышц кистей рук и становой силы (показания динамометрии) у пациентов с БП обеих групп, участвовавших в эксперименте, говорит о положительном влиянии физической реабилитации на объективное состояние больных.
Таблица 1
Динамика медико-биологических показателей в контрольной группе до и после педагогического эксперимента
Показатель До эксперимента (10 человек) После эксперимента (10 человек) р
САД, мм рт. ст. 157,5 ± 6,17 155,2 ± 8,72 >0,05*
Проба Ромбер-га, с 18,6 ± 3,44 22,7 ± 6,28 >0,05*
ЧСС, ударов в минуту 73,2 ± 3,16 70,2 ± 2,61 >0,05*
ЧД, раз в минуту 17,5 ± 0,45 16,7 ± 0,30 >0,05*
КХ, усл. ед. 3,8 ± 0,20 3,9 ± 0,23 >0,05*
Динамометрия: правая рука, кг 24,3 ± 8,24 26,0 ± 2,08 >0,05*
левая рука, кг 19,3 ± 2,21 21,3 ± 6,62 >0,05*
Становая динамометрия, кг 64,3 ± 12,66 62,8 ± 15,04 >0,05*
* р > 0,05 - различия не достоверны (парный критерий Вилкоксона).
Таблица 2
Динамика исследуемых показателей в экспериментальной группе до и после педагогического эксперимента
Показатель До эксперимента (10 человек) После эксперимента (10 человек) р
САД, мм рт. ст. 156,0 ± 6,06 154,4 ± 9,70 >0,05*
Проба Ромбер-га 19,1 ± 4,05 21,9 ± 5,31 >0,05*
ЧСС, ударов в минуту 75,7 ± 4,78 75,2 ± 7,61 >0,05*
ЧД, раз в минуту 17,0 ± 0,45 16,7 ± 0,30 >0,05*
КХ, усл. ед. 4,1 ± 0,31 3,9 ± 0,23 >0,05*
Динамометрия: правая рука 22,7 ± 6,95 24,3 ± 2,08 >0,05*
левая рука 20,8 ± 9,31 22,8 ± 2,13 >0,05*
Становая динамометрия 62,8 ± 15,04 63,5 ± 12,04 >0,05*
* р > 0,05 - различия не достоверны (парный критерий Вилкоксона).
Показатель ОТН в контрольной группе после педагогического эксперимента увеличился до 3,1 балла (различия не достоверны в сравнении с первоначальными данными), в экспериментальной группе - до 4,8 балла (различия достоверны).
По данным педагогических наблюдений, больные паркинсонизмом экспериментальной группы стали более ответственными при выполнении заданий, у них успешно развивались дружеские отношения. При проведении мероприятий в группах по интересам наблюдались взаимопомощь и взаимовыручка среди пациентов. Также у пациентов отмечалось расширение словарного запаса, развитие памяти, мышления, мелкой моторики рук, речь стала более связной. Эти изменения могут быть связаны с воздействием занятий по трудотерапии.
Показатель ОТН в контрольной группе после проведения эксперимента увеличился на 35 %, тогда как в экспериментальной группе, которая занималась трудотерапией, данный показатель увеличился на 129 %. Таким образом, применение трудотерапии как средства адаптивной физической культуры при комплексной реабилитации лиц с болезнью Паркинсона является целесообразным, так как существенно улучшает физическое состояние пациентов, корригирует патологические процессы, позволяет более адекватно воспринимать физические нагрузки, не вызывает перенапряжения регу-ляторных систем организма, способствует социальной и бытовой адаптации.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)
Список литературы
1. Зозуля Т. В., Свистунова Е. Г, Чешихина В. В., Кавокин С. Н., Соколова В. С., Дедов Н. П., Базоев В. З. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пос. М.: Академия, 2005. 304 с.
2. Коростелева Н. А., Краснов А. М., Леонов В. В. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 24-33.
3. Валиуллина И. М. Сравнительная оценка фармакотерапии атипичными нейролептиками в сочетании с трудотерапией больных шизофренией: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2011. 19 с.
4. Пономаренко Г. Н., Русев И. Т., Русева С. В. Формирование центров медицинской реабилитации в вооруженных конфликтах на базе военных санаториев и домов отдыха // Достижения и перспективы медицинской реабилитации: материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию ФГУ «Военный санаторий «Чемитоквадже» ВВС». Сочи, 2009. С. 265-271.
5. Федорова Н. В. Лечение и реабилитация больных паркинсонизмом: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 1996. 45 с.
6. Попов Г. Р. Клинические и медико-социальные аспекты болезни Паркинсона: автореф. ... дис. канд. мед. наук. М., 2009. 22 с.
7. Артемьев Д. В., Яхно Н. Н. Этиология и патогенез болезни Паркинсона // Рос. мед. журн. 2001. Вып. 9. С. 4-9.
8. Болезни нервной системы: рук. для врачей: в 2 т. / под ред. Н. Н. Яхно. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2007. Т. 1. 744 с. Т. 2. 512 с.
9. Иллариошкин С. Н. Основные принципы терапии болезни Паркинсона // Рос. мед. журн. 2004. Т. 12, № 10. С. 604-608.
10. Попов С. Н., Валеев Н. М., Гарасева Т. С., Гершбург М. И., Губарева Т. И., Захарова Л. С. Лечебная физическая культура: учебник. М.: Академия, 2008. 416 с.
11. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. М.: Советский спорт, 2007. 291 с.
12. Диамант И. И., Чуйко Ю. А. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1. (142). С. 136-140.
13. Нарзулаев С. Б., Сафронова И. Н., Петухов Н. А. Аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями средствами физической культуры и спорта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 154-160.
14. Амосов В. Н. Болезнь Паркинсона. Лучшие методы поддержки. СПб.: Вектор, 2010. 128 с.
15. Карлов В. А. Терапия нервных болезней. М.: Шаг, 1996. 653 с.
16. Коршунов A. M. Особенности течения и эффективность лечения болезни Паркинсона: автореф дис. ... д-ра мед. наук. М., 2002. 40 с.
17. Курдыбайло С. Ф., Евсеев С. П., Герасимова Г. В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учеб. пос. М.: Советский спорт, 2003. 184 с.
Карагеоргий Н. М., доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Алтухова Н. В., студентка.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 07.04.2014.
N. M. Karageorgiy, N. V. Altukhova
THE USE OF WORK THERAPY AS A MEANS OF ADAPTTIVE PHYSICAL CULTURE IN COMPLEX REHABILITATION
OF PERSONS WITH PARKINSON DISEASE
In Russia now the social policy concerning disabled people considerably improves. The special relevance is gained by the programs of development of disabled people's complex medico-social rehabilitation. Complex rehabilitation increases the level of the host functionality, promotes recovery of the social communications lost because of chronic diseases. The social and pedagogical component of complex rehabilitation motivates chronic patients with violations of the motive sphere to daily occupations with adaptive physical culture. Work therapy as a means of adaptive physical culture can positively influence a social rehabilitations of persons with Parkinson disease. Parkinson's disease is one of the reasons for invalidization and disability of mature agepersons. The main symptoms of a disease are motive violations and cognitive frustrations. The application of rational work therapy in a complex with pharmacotherapy, a dietotherapy, physiotreatment improves a psycho-functional state, household adaptation and socialization of patients with parkinsonism at late stages of disease.
Key words: work therapy, complex rehabilitation, Parkinson illness, adaptive physical culture, social adaptation.
References
1. Zozulya T. V., Svistunova E. G., Cheshikhina V. V., Kavokin C. N., Sokolova V. C., Dedov N. P., Bazoev V. Z. Compleksnaya reabilitatsiya invalidov [Complex rehabilitation of disabled person]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 304 p. (in Russian).
2. Korostelyeva N. A., Krasnov A. M., Leonov V. V. Aktual'nost' problemi formirovaniya tolerantnogo otnosheniya k studentam-invalidam v sovremennom sotsiume [Urgency of the problem of a tolerant attitude formation towards students with disabilities in modern society]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogical Review, 2014, vol. 1 (3), pp. 24-33 (in Russian).
3. Valiullina I. M. Sravnitel'naya otsenka farmakoterapii atipichnimi neyiroleptikami v sochetanii s trudoterapieyi bol'nikh shizofreniey: avtoref. dis. kand. med. nauk [Comparative assessment of pharmacotherapy by atypical antipsychotics combined with work therapy for schizophrenic patients. Abstract of thesis dis. kand. sci.]. St. Petersburg, 2011. 19 p. (in Russian).
4. Ponomarenko G. N., Rusev I. T., Ruseva S. V. Formirovanie tsentrov meditsinskoy reabilitatsii v vooruzhonnikh konfliktakh na baze voennikh sanatoriev i domov otdikha [Forming of centres of medical rehabilitation during armed conflict on the basis of military sanatoria and holiday houses]. Achievements and prospects of medical rehabilitation: materials of scientific-practical conference dedicated to 75th anniversary of"The Military sanatorium "Chemitokvadzhe" of the air power". Sochi, 2009. Pp. 265-271 (in Russian).
5. Fyedorova N. V. Lechenie I reabilitatsiya bol'nikh parkinsonizmom: avtoref. dis. d-ra nauk [Treatment and rehabilitation of patients with parkinsonism. Dis. doct. med. sci.]. Moscow, 1996. 45 p. (in Russian).
6. Popov G. R. Kliniceskie i medico-sotsial'nie aspekti bolezni Parkinsona: dis. kand. med. nauk [Clinical and medico-social aspects of the Parkinson's disease. Dis. cand. med. sci.]. Moscow, 2009. 22 p. (in Russian).
7. Artemyev D. V., Yakhno N. N. Etiologiya i patogenez bolezni Parkinsona [The etiology and pathogenesis of Parkinson's disease]. Russkiyi meditsinskiyi zhurnal- Russian Medical Journal, 2001, vol. 9, pp. 4-9 (in Russian).
8. Bolezni nervnoy sistemi: ruk. dlya vrachey. V 2 t. [Nervous system diseases: a guide for physicians. In 2 volumes. Ed. by N. N. Yakhno]. 4th edition, rev. and add. Moscow, Meditsina Publ., 2007, vol. 1. 744 p., vol. 2. 512 p. (in Russian).
9. Illarioshkin S. N. Osnovnii printsipi terapii bolezni Parkinsona [The basic principles for the treatment of Parkinson's disease] Rossiyiskiy meditsinskiyi zhurnal - Russian medical journal, 2004, vol. 12, no. 10, pp. 604-608 (in Russian).
10. Popov S. N., Valeev N. M., Garaseva T. S., Gershburg M. I., Gubareva T. I., Zakharova L. S. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura: uchebnik [Therapeutic physical training]. Moscow, Akademia Publ., 2008. 416 p. (in Russian).
11. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'turi [Theory and organization of the adaptive physical culture. Ed. by prof. S. P. Evseev]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2007. 291 p. (in Russian).
12. Diamant I. I., Chuyko Yu. A. Korrektsiya dvigatelnikh narusheniy u deteyi s detskim tserebral'nim paralichom s pomoshchyu innovastionnikh metodik LFK [Correction of movement disorders of children with cerebral palsy with the help of innovative technoques of LFC]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2014, vol. 1 (142), pp. 136-140 (in Russian).
13. Narzulaev S. B., Safronova I. N., Petuhov N. A. Aspekti sotsial'noy adaptatsii lits s ogranichennimi vozmozhnostyami sredstvami fizicheskoy kul'turi i sporta [Aspects of social adaptation of diasabled people by means of physical training and sport]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 5 (120), pp. 154-160 (in Russian).
14. Amosov V. N. Bolezn' Parkinsona. Luchshie metodi podderzhki [Parkinson's disease. The best methods of treatment]. St. Petersburg, Vektor Publ., 2010. 128 p. (in Russian).
15. Karlov V. A. Terapiya nervnich bolezney [Therapy of nervous diseases]. Moscow, Shag Publ., 1996. 653 p. (in Russian).
16. Korshunov A. M. Osobennosti techeniya i effektivnost' lecheniya bolezni Parkinsona: aftoref. dis. d-ra med. nauk [Peculiarities of the course and effectiveness of treatment of Parkinson's disease. Abstract of thesis. doct. med. sci.]. Moscow, 2002. 40 p. (in Russian).
17. Kurdybaylo S. F., Evseev S. P., Gerasimova G. V. Vrachebniy control' v adaptivnoyi fizicheskoyi kul'ture [Medical control in adaptive physical culture]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2003. 184 p. (in Russian).
Karageorgiy N. M.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Altukhova N. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.