ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УДК 796.1/. + 77.05Р
ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ОСУЖДЕННЫМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДАМИ.
ФИЗИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ
THE MAIN FEATURES OF PHYSICAL TRAINING WITH CONVICTED PERSONS WITH DISABILITIES.
PHYSICAL ADAPTATION AND REHABILITATION.
Чуфарова Любовь Ивановна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Chufarova Lubov Ivanovna senior lectures department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Кузьмина Анастасия Павловна
студент
Факультет психолого-педагогического и социального образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Kuzmina Anastacia Pavlovna
student
psychological and pedagogical and social education Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной публикации рассматриваются вопросы физической адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с помощью средств физической культуры, определяется система комплексной физической реабилитации и организации физической культуры в пенитенциарной системе.
Abstract. In this research paper explores the physical adaptation and rehabilitation of disabled persons with training in a medical physical culture, defined system of integrated physical rehabilitation and physical culture in the prison system.
Ключевые слова. люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, реабилитация, социальная адаптация, физическая культура, пенитенциарная система, лечебная физическая культура.
Keywords. disabled people, rehabilitation, social adaptation, physical culture, penitentiary system, therapeutic physical culture.
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2019 году около 23% населения мира - люди с инвалидностью и ограничениями здоровья, а это более 1 млрд. людей по всему миру. В России на 1 сентября 2019 года зарегистрировано больше 11 миллионов взрослого населения людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также 676,5 тыс. детей - инвалидов.
Если для людей без инвалидности физическая культура и спорт - это возможность, которую можно реализовать в обычной жизни, то для лю -дей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов они стано -вятся жизненной необходимостью, так как, наряду с лечебной физичес -кой культурой (ЛФК), являются действенным способом восстановления, адаптации и реабилитации (в первую очередь двигательных возможностей.
В основе лечебного и оздоровительного воздействия физических упражнений лежат систематические тренировки, которые кроме местного воздействия на отдельные органы и системы оказывают положительное влияние на весь организм в целом, в связи с этим повышается общая устойчивость человека с ограниченными возможностями здоровья к неблагоприятным факторам для здоровья.
Особенностью физических упражнений, которые применяются в лечебных и оздоровительных целях, является их лечебная и педагогичес-кая направленность. При этом необходимо учитывать несомненное воздействие нервной системы на возникновение и протекание патологических процессов, из-за которых возникли те или иные ограничения в состоянии здоровья. Все это показывает специалистам необходимость назначения комплексного лечения и профилактики различных заболеваний, связанных с патологиями, из - за которых появились инвалидность и ограничения в состоянии здоровья, в котором среди других мероприятий общего лечебного, оздоровительного и профилактического характера одно из мест занимает лечебная физическая культура.
Основными целями физической культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются: восстановление утраченных или нарушенных связей с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, восстановления утраченных или нарушенных двигательных навыков, укрепления и повышения физической подготовленности, участие в общественно полезном труде [2].
В связи с этим, физическая реабилитация и социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов приобре -тают особую общественную значимость.
Существует два подхода при организации занятий физическими упражнениями среди людей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
Первый подход включает в себя моменты, связанные с организацией занятий или спортивных тренировок и составом занимающихся. При организации занятий могут быть использованы следующие методы:
Индивидуальный, т.е. метод, определяющий возможность организа-
ции занятий один на один. В данном случае график занятий подбирается для каждого человека с ограниченными возможностями здоровья индивидуально, с учетом особенностей патологии и физиологических возможностей, а также уровня его физической подготовки.
Групповой метод (специалист работает с группой людей с ограниченными возможностями здоровья по 8-10 человек).
Индивидуально-групповой (метод, при котором занятия организует и ведет специалист, а помощники работают индивидуально под контролем руководителя занятия).
Метод самостоятельных занятий (подразумевает организацию заня -тий по рекомендации специалиста или самостоятельно).
Второй подход включает в себя группу спортивно-педагогических методов.
Метод строго регламентированных упражнений, который определяет применение конкретных, подобранных и строго направленных упражнений в каждом занятии.
Игровой метод, т.е. применение спортивных игр или их элементов на занятии. Данный метод эффективно работает на улучшение эмоционального фона.
Соревновательный метод. Может использоваться как вариант контроля на тренировках, а также как вариант повышения эмоционального тонуса при организации спортивных командных игр.
В физической реабилитации и воспитании людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должны использоваться все средства данной системы, но при этом, они должны быть разработаны в соот -ветствии с коррекционно-компенсаторными задачами и применяться для каждой группы отдельно.
Особое значение имеет физическая культура для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях пенитенциарного учреждения, которая является основной формой досуга, самосовершенствования, предоставляет возможность реализовать свой потенциал.
В условиях пенитенциарного учреждения содержится около 5% осужденных с ограниченными возможностями здоровья (с различными группами инвалидности) от общего количества осужденных, которым требуются занятия физической культурой не только для реабилитации и адаптации, но и для реализации себя в трудовой деятельности после освобождения.
В настоящее время в исправительных учреждениях применяются все перечисленные выше средства и методы физической культуры, в том числе ЛФК. Проводится цикл лекций и бесед на медико-социальные темы в области физической культуры и спорта. В библиотеках исправительных учреждений, а в отдельных случаях и в отрядах, оборудуются стенды «Как справиться с тяжелым заболеванием», «Лечебная и адаптивная физическая культура» со специальной просветительской информацией из периодической печати, плакатами [1].
В некоторых лечебно-исправительных учреждениях создаются специальные условия, например, оборудуются физкультурно-оздоровительные комплексы, включающие в себя спортивные залы, раздевалки, душевые комнаты. Спортивные залы укомплектованы силовыми тренажерами, столами для настольного тенниса, несложным гимнастическими снарядами.
В специализированных пенитенциарных учреждениях, существуют возможности для реализации себя в физкультурно - спортивной деятельности. Спортсмены - инвалиды из пенитенциарных учреждений достаточно часто побеждают и становятся призерами в соревнованиях по различным видам спорта: шахматам, стрельбе, гиревому спорту, легкой атлетике. Для них имеется возможность участия в соревнованиях областного, всероссийского уровня, турнирах, посвященных событиям и датам.
Для несовершеннолетних осужденных с ограниченными возможностями здоровья есть рассматриваются варианты для участия в выездных соревнованиях.
В женских исправительных учреждениях организуются занятия под руководством тренеров по фитнесу, которые рассказывают о необходимости регулярных занятий физической культурой, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья, особенностях занятий для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также даются практические рекомендации по поддержанию себя в хорошей физической форме и уходу за своим телом.
Проблема участия в физкультурно - спортивной деятельности в интересах реабилитации и социальной интеграции инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, чтобы найти такие виды двигательной активности, такие формы ее организации, которые были бы доступны для них, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию, позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать свой потенциал в будущем.
Литература
1. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений : Приказ Минюста России от 16.12.2016 N 295 (ред. от 27.06.2019).
2. Томенко А.А. Занятия физической культурой и спортом в структуре физической и социально-психологической реабилитации инвалидов / А.А. Томенко // Педагогика, психология и мед. - биологические проблемы физ. воспитания и спорта. - 2010. - №1. - С. 19-24.
References
1. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nykh uchrezhdeniy : Prikaz Minyusta Rossii ot 16.12.2016 N 295 (red. ot 27.06.2019) [Order of the Ministry of justice of the Russian Federation of 16.12.2016 N 295 (ed. of 27.06.2019) "On approval of the internal regulations of correctional institutions"].
2. Tomenko A. A. Zanyatiya fizicheskoy kul'turoy i sportom v strukture fizicheskoy i sotsial'no-psikhologicheskoy reabilitatsii invalidov [Physical education and sports in the structure of physical and socio-psychological rehabilitation of the disabled]. Pedagogika, psikhologiya i med.- biologicheskie problemy fiz. vospitaniya i sporta - Pedagogics, psychology and medical - biology problems physical education and sports, 2010, no. 1, pp.19-24.