Научная статья на тему 'Змейка Рубика как средство развития мышления и воображения младшего школьника'

Змейка Рубика как средство развития мышления и воображения младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗМЕЙКА РУБИКА / ВООБРАЖЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ЦЕНТРОВ ФИЗИКО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ДЕТЕЙ / RUBIK'S SNAKE / IMAGINATION / LOGICAL THINKING / CREATIVE PEDAGOGY / CREATIVE POSITION OF PERSONALITY / INNOVATIVE PRACTICE OF PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION CENTERS / MONOGRAPHIC PORTRAITS OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин Владимир Юрьевич

В статье исследуется проблема развития логического мышления детей от 6 до 12 лет с применением змейки Рубика как эффективного эвристического средства раскрытия ядра способностей личности в ситуации смены парадигм информационно цифрового века. Излагается суть созидательной педагогики, реализующей задачу формирования созидательной позиции личности в опоре на развитие логического мышления и воображение. Раскрывается специфика применения змейки Рубика в работе с младшими школьниками. Подтверждается эффективность развития воображения и логического мышления детей посредством качественного метода монографических портретов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUBIK'S SNAKE AS A MEANS OF DEVELOPING THINKING AND IMAGINATION OF CHILDREN

The article investigates the problem of development of logical thinking of children from 6 to 12 years with the use of the snake Rubik( Magic Snake) as an effective heuristic means of disclosure of the core abilities of the individual in the situation of changing paradigms of the information and digital age. Set out the essence of the creative pedagogy that implements the task of forming the creative position of the personality in support of the development of logical thinking and imagination. The specificity of the use of Rubik's snake in work with younger students is revealed. Efficiency of development of imagination and logical thinking of children by means of a qualitative method of monographic portraits is confirmed.

Текст научной работы на тему «Змейка Рубика как средство развития мышления и воображения младшего школьника»

2. Приказ ГКВВ МВД РФ от 22 марта 2007 года № 106 «Об утверждении Наставления по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности ВВ МВД России». - М., 2007.

3. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи (учебное пособие) / В.И. Лутовинов — М.: Изд-во РАГС, 2010. 172 с.

4. Шадрин, В.А. Ценностно-патриотические ориентации военнослужащего: понятие, содержание /

B.А. Беловолов, В.А. Шадрин // Мир науки, культуры, образования. 2014 № 2 [45]. С. 171-173.

5. Шадрин, В.А. Готовность будущего офицера к патриотическому воспитанию военнослужащих как психолого-педагогическое явление / В.А. Шадрин // Всероссийская конф. «Гуманитарные проблемы военного дела». Новосибирск, 2014. С. 237-240.

6. Шадрин, В.А. Воспитание патриотических ценностей курсантов военного института /

C.П. Беловолова, В.А. Шадрин // 70 лет Великой Победы: преемственность боевого опыта: Междунар. конф. Петропавловск: ВИ ВВ МВД Республики Казахстан, 2015. С. 68-71.

7. Шадрин, В.А. Воспитание патриотизма курсантов как важнейшее направление воспитательной работы в ВИ ВВ МВД России / В.А. Шадрин, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова // Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Межвуз. науч.-практ. конф. Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2015. С. 205-215.

8. Шадрин, В.А. Патриотизм как качество личности офицера / С.П. Беловолова, В.А. Шадрин // Профессиональная подготовка во ВВ: развитие теории и совершенствование практики: Междунар. конф. Петропавловск: ВИ ВВ МВД Республики Казахстан, 2014. С. 184-187.

9. Шадрин, В.А. Опыт патриотического воспитания в России / В.А. Беловолов, В.А. Шадрин // Актуальные проблемы военно-профессиональной подготовки будущих офицеров ВВ МВД России: VI межвуз. науч.-практ. конф. Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2014. С. 228-233.

Педагогика

УДК:371

кандидат педагогических наук Шадрин Владимир Юрьевич

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ЗМЕЙКА РУБИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье исследуется проблема развития логического мышления детей от 6 до 12 лет с применением змейки Рубика как эффективного эвристического средства раскрытия ядра способностей личности в ситуации смены парадигм информационно - цифрового века. Излагается суть созидательной педагогики, реализующей задачу формирования созидательной позиции личности в опоре на развитие логического мышления и воображение. Раскрывается специфика применения змейки Рубика в работе с младшими школьниками. Подтверждается эффективность развития воображения и логического мышления детей посредством качественного метода монографических портретов.

Ключевые слова: змейка Рубика, воображение, логическое мышление, созидательная педагогика, созидательная позиция личности, инновационная практика центров физико - математического образования, монографические портреты детей.

Annotation. The article investigates the problem of development of logical thinking of children from 6 to 12 years with the use of the snake Rubik( Magic Snake) as an effective heuristic means of disclosure of the core abilities of the individual in the situation of changing paradigms of the information and digital age. Set out the essence of the creative pedagogy that implements the task of forming the creative position of the personality in support of the development of logical thinking and imagination. The specificity of the use of Rubik's snake in work with younger students is revealed. Efficiency of development of imagination and logical thinking of children by means of a qualitative method of monographic portraits is confirmed.

Keywords: Rubik's snake, imagination, logical thinking, creative pedagogy, creative position of personality, innovative practice of physical and mathematical education centers, monographic portraits of children.

Введение. Актуальность развития логического мышления и воображения детей обусловлена необходимостью формировать изобретателей новых поколений в ситуации смены парадигм информационно - цифрового века в высокотехнологичном обществе потребителей, доминирование которых усиливает кризис созидательности, поскольку стратегическим ресурсом процветания является умственный капитал. Образование реализует инновационный заказ общества в развитии креативно-созидательного начала в личностной позиции деятеля [5].

Современная ситуация такова, что дети всё больше уходят от реальности в виртуальные миры. И важно, именно сейчас, противопоставить блеску виртуальных миров увлекательную изобретательско - игровую деятельность детей в реальном живом общении, наполненную яркими инсайтами, образами, обменом опыта и открытиями. Игровые средства, типа змейки Рубика (Magic Snake), кубика Рубика оказываются спасительными в со-развитии воображения и логического мышления детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Об этом свидетельствуют непрекращаемые волны интереса детей всех стран и времен к разного рода (и цвета) вращающимся шарам и кубам, дающим эффект быстрой и результативно-наглядной игры. И на международном уровне креативный формат подобных средств обновляется не так и часто.

Изложение основного материала статьи. Об актуальности применения игровых средств Йоган Хейзинга, исследуя феномен «человека играющего» (Homoludens), открывает эффект ненасыщаемости игрой, приводя доводом тезис, что «человек вечно играл, играет, и будет играть - меняется лишь замысел, масштаб, приспособления и средства игры, степень её влияния на мир, и формируемые в игре потребности индивида» [9].

Аристотелю принадлежит сравнение созидательного акта с искусством как процессом «создания и формирования предметов, как движение, вызванное душой и рукой художника, равнозначное движению всей природы» [1; С. 199].

Созидательная направленность занятий с детьми как насущная характеристика современного образования, выступает на первую позицию в рейтинге актуальностей, особенно в системе дополнительного математического образования. «Созидательная педагогика» (термин А.В. Бычкова) реализует задачу формирования созидательной позиции личности в опоре на развитие изобретательской культуры обучающихся. Концептуально значимой является стратегия многократного действия по генерации новизны в изобретательстве как социально-творческом феномене, реализующемся в культуре созидания, привносящей инновационность в учебные, игровые, социальные, трудовые аспекты деятельности [2].

Фокусировка на созидательной позиции личности означает её трактовку как личностного отношения к миру и к себе, включающее понимание природы созидания, созидательно-направленные мотивы и креативный опыт, с доминирующей направленностью личности на созидание, реализацию творческой активности и продуктивность [5].

Л.С. Выготский, раскрывая роль игры в психоразвитии ребёнка, называл игру «исполнением обобщённых желаний ребёнка» [3] в системе игрового взаимодействия с другими, в процессе которого он учится соизмерять свои потребности с воплощением желания участвующих игроков, ограничивающих или усиливающих желания друг друга.

Развитие символической функции, заключающейся в способности оперирования символами и знаками, происходит в ходе замещения реального инструмента игрушкой, а любого другого персонажа - собой, что знаменует собой начало этапа символической игры. Ценным в развитии символической функции является активизация произвольного внимания и памяти, интеллектуальное и дифференцированное освоение механизма замещения, что особенно готовит восприятие операбельности в варьировании знаковыми сообщениями в социальном аспекте.

В ходе символической игры, стимулирующей кроме названных выше процессов, еще и развитие речи, в каждом глубоком погружении в игру, ребенок оттачивает свою способность к обобщению и дифференциации действий и предметов, и переходит от «наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению» [3].

Мощные импульсы для развития воображения дает ролевая игра, эффективно содействующая развитию абстрактно - логического мышления, суть которого кроется в отражении сути явлений в понятиях, суждениях, умозаключениях [7].

Вдохновляющее влияние ролевой игры на целостное развитие личности подтверждают наблюдения Л.С. Выготского за тем, что в игре «ребёнок на голову выше самого себя», что в более полном раскрытии точно схваченной мастером психологии характеристики означает, что, увлекаясь той или иной ролью, ребёнок восходит к наивысшей точки готовности к безграничному креативу и могуществу созидать всё, что угодно - любые образы и персонажи с вариативным набором действий и реагирований. Феномен ролевой игры разворачивается вокруг образа на двух взаимосвязанных уровня (реальном и воображаемом), причём, исчезновение любого одного уровня влечёт за собой разрушение игры [3].

Поддержание силы игры происходит волшебным словом «как будто» в ситуации смены фаз и состояний играющих вокруг реального предмета, дарующего несколько разных образов, сплетающихся в сюжет, определяющий ход, правила и ролевые функции в игровом взаимодействии, которое вечно притягательно и ненасыщаемо.

Змейка Рубика (Magic Snake) как эффективное эвристическое средства раскрывает ядро способностей личности, благодаря инновационному решению Эрнё Рубика в простом сочетании 24-х треугольных призм на шарнирах, по сути, являющимся универсальным трансформером, дающим сотни 2-х и 3-х-мерных фигур [10]. Поскольку найденный вид соединения всегда подвижен, каждая из 24-х призм вращается (независимо от соседних) и принимает 4 положения со смещением 90°, и чередованием цвета призм [4].

Популярность Magic Snake как головоломки крепнет с 80-х годов ХХ века до наших дней. Описания применения змейки Рубика пестрят доказательствами эффективного продвижения в развитии логического мышления, пространственного воображения, активизации мелкой моторики пальцев, речи, фантазии и памяти как чудесного тренажера для мозгового штурма [7].

Феномен ненасыщаемости игрой Magic Snake в «безграничных возможностях вариантов и проверки идей формы в пространстве» [6].

Анализ опыта работы выявляет методическую ценность создания расширенных и обогащенных креативом детей каталогов фигур, расположенных по возрастанию трудности их сборки, что поддерживает увлеченность как новичков, так и мастеров данного жанра. Например, сначала в одной плоскости, а потом в 3d; некоторые фрагменты (голова, крыло, нога и др.) повторяются в более сложных сочетаниях. Начинать сборку фигуры по образцу следует с одного из концов или с середины, если модель симметричная [8].

Чтобы придумать свою фигуру, необходимо определиться с объектом, и алгоритмом его моделирования или заметить какой-то фрагмент, случайно получившийся у вас или заимствованный, а потом придумать объект для его использования. В нашей практике моделирования новых фигур давали результат оба пути. Имея две змейки, можно последовательно совершенствовать модель, экспериментируя и выбирая лучший вариант.

За несколько лет автором статьи было придумано более сотни различных фигурок из змейки Рубика, на которые получено авторское свидетельство.

Фиксация моделей с помощью фото-видео-съемок позволяет увидеть результативность в развитии пространственного мышления детей, в широком диапазоне вариативности подтверждающих свою сфокусированность на привлекательном образе, в каждом новом варианте, поражающим рельефностью и выразительностью форм. Совершенствоваться в сборке фигур на скорость можно устраивая конкурсы и даже соревнования в классе, на занятии кружка, в компании друзей. Собирать можно одну или последовательно несколько фигур, засекая время.

Некоторые ребята научились собирать фигуры с закрытыми глазами или за спиной, в том числе и на скорость. Имея несколько «змеек» разных расцветок и размеров, можно составлять из них композиции («Ноев ковчег», «Бременские музыканты», «Зоопарк», «Футбол», «Цифры», «Алфавит», «Цирк», «Собаки», «Новый год»), разыгрывать спектакли, как в кукольном театре, снимать свои мультфильмы.

На наглядных моделях можно знакомить детей с понятиями из математики, информатики и физики: осевая и центральная симметрии пространственных фигур, поворот и его направление, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, вид сверху, спереди, сбоку, чётность и нечётность, алгоритм, цикл, кодирование информации, центр масс, устойчивость, площадь опоры.

Следует отметить, что есть змейки, состоящие из большего количества элементов: 36,48,72, 144, однако фигуры из них очень часто повторяют основные фрагменты фигур из змейки, состоящей из 24 элементов.

Педагогический метод монографических портретов детей даёт описание качественных изменений в развитии их личности, воображения и логического мышления.

Александр Б., 1999г.р., ученик многопрофильной гимназии.

Занимался в группе олимпиадной математики ЦФМО «Архимед» с 5 по 11 классы. В течение первых двух лет на занятиях применялись головоломки, в том числе змейки Рубика, с которыми он успешно справлялся. В дальнейшем на олимпиадах, математических турнирах Александру особенно удавались геометрические, логические и комбинаторные задачи. В старших классах он был неоднократным призёром и победителем городских турниров юных математиков, в 10 классе был победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по математике, представлял Оренбургскую область на заключительном этапе. В 11 классе на экзамене ЕГЭ был единственным 100-балльником в регионе. В настоящее время является студентом механико-математического факультета МГУ.

Борис К., 2006 г.р., ученик физико-математического лицея.

С 2 по 6 классы занимается в группах олимпиадной математики и робототехники ЦФМО «Архимед». На занятиях по олимпиадной математике педагог активно применял ребусы, счётные палочки, шашки, шахматы, головоломки, среди которых змейки Рубика применялись чаще других. Борис очень эмоциональный, энергичный, позитивный мальчик, он быстрее других собирал фигурки по образцу, помогал другим ребятам, очень любил составлять композиции из нескольких фигур. Одна из любимых композиций - «Бременские музыканты», где известные фигуры устанавливал в пирамиду, добиваясь её устойчивости. Когда педагог устраивал соревнования по сборке фигурок на скорость, он готовился к этим состязаниям дома, и оказывался неизменным победителем. Никогда не останавливался на достигнутом, стремился улучшить свой же рекорд. Будучи учеником 4 класса, в соревновании по последовательной сборке пяти фигур на скорость стал победителем среди 50 учеников 4-7 классов. В младших классах был призёром, а в 6 классе стал победителем городского турнира юных математиков, в котором участвовало более 150 учащихся 6-х классов. Педагог по робототехнике отмечает, что у Бориса хорошее инженерное мышление и он быстро осваивает язык программирования.

Глеб Г., 2010 г.р., ученик сельской средней школы.

С 1 класса занимается в группе олимпиадной математики ЦФМО «Архимед». Глеб очень подвижный, активный, любознательный ребёнок. Педагог отмечает, что в начале обучения решение головоломок, в частности, задания по сборке фигурок из змейки Рубика, давались ему с трудом, но, соревнуясь с другими ребятами, тренируясь дома, в школе на переменах, он быстро прогрессировал. Многие фигурки он стал собирать за спиной на скорость. Незаметно для себя он так ими увлёкся, что стал изобретать собственные геометрические фигуры. Глеб старался все фигуры сделать симметричными и красивыми. Поощряя хобби сына, родители купили ему более сорока змеек различного размера, расцветок и различного количества фрагментов - 24, 36, 48, 72, 144. Также Глеб любит составлять композиции из нескольких фигурок: яблоко на блюде, зоопарк и другие. Он любит играть с одноклассниками на переменах с получившимися фигурками. После окончания 1 класса Глеб с помощью родителей и старших брата и сестры издал свою первую книгу с фотографиями своих фигурок, историей своего увлечения и рекомендациями по сборке. Во время социальной акции «Соберём ребёнка в школу» в Оренбургском сельском районе проводил мастер-классы по сборке фигурок из змейки и дарил будущим первоклассникам свою книгу. В настоящее время у Глеба есть мечта встретиться с изобретателем змейки Эрнё Рубиком, показать ему свои фигурки и получить автограф.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, подчеркнем действенную и вдохновляющую силу игрового универсально - трансформного средства змейки Рубика (Magic Snake), применение которой требует виртуозной компетентности педагогов центров дополнительного физико-математического образования в активизации развития воображения, интеллекта, абстрактно-логического мышления детей.

Литература:

1. Аристотель, Этика / Аристотель. - М.: Эксмо-Пресс, 2018 - 492 с. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.livelib.ru/book/1002847684-etika-aristotel (дата обращения 24.07.2018)

2. Бычков, А.В. Созидательная педагогика / А.В. Бычков. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 2002 - 147 c. [Электронный ресурс] режим доступа http://www.dslib.net/obw-pedagogika/sozidatelnaja-dejatelnost-uchawihsja-v-kontekste-izobretatelskoj-kultury.html (дата обращения 4.03.2019)

3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. - №6. - С. 31-38. [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения 9.02.2018)

4. Дженсен Г. «Теперь встретим змею Рубика - «Больше, чем кубик Рубика!». United Press International. [Электронный ресурс] https://www.upi.com (дата обращения 9.09.2018)

5. Жданова, С.Н. Интерактивная игра как средство формирования созидательной позиции личности: монография / С.Н. Жданова, А.А. Чиркова. -Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2018. - 82 с.

6. Фенивеси Ч. «Змея Рубика «Бесконечные возможности». The Washington Post. [Электронный ресурс] https://www.washingtonpost.com.

7. Шадрин, В.Ю. Из опыта работы с математически одаренными детьми / В.Ю. Шадрин // Математика. Информационные технологии. Образование: матер.науч.-практ.конф. ОГУ - Оренбург: ОГУ, 2006. -С. 422-444.

8. Шадрин, В.Ю. Методические рекомендации для руководителей математических кружков в системе дополнительного образования / В.Ю. Шадрин. - Оренбург: изд-во Пресса, 2015. - 42 с.

9. Хёйзинга, Й. Homoludens. Человек играющий / Й.Хёйзинга / пер. Д.В. Сильвестрова - СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. - 416 с.[Электронный ресурс] http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt (дата обращения 9.02.2018)

10. Fiore Albie. Shaping Rubik's Snake. Penguin Books, 1981. 127 p.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Шалугина Татьяна Викторовна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Шипицына Надежда Михайловна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕСТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено вопросу использования учебных тестов с целью формирования знаний, умений и определенных навыков при изучении математики. Авторы обосновывают необходимость проведения тестового контроля, он позволяет получение объективной оценки изученного материала. При этом отмечается, что не весь изучаемый материал дисциплины может быть объективно оценен путем учебного тестирования. Однако правильное использование тестовых заданий приведет к повышению уровня усвояемости получаемых знаний и благоприятно отразиться на саморазвитии, самоорганизации и самореализации выпускников высших учебных учреждений.

Ключевые слова: учебное тестирование, учебный процесс, тестовые задания, формы контроля, контроль усвояемости, систематизация знаний.

Annоtation. This study focuses on the use of educational tests to form knowledge, skills and certain skills in the study of mathematics. The authors justify the need for test control, as they allow obtaining an objective assessment of the material studied. At the same time, it is noted that not all studied material of the discipline can be objectively evaluated by means of educational testing. However, the correct use of test items will lead to an increase in the level of digestibility of the knowledge gained and will have a positive effect on self-development, self-organization and self-realization of graduates of higher educational institutions.

Keywords: educational testing, educational process, test tasks, forms of control, digestibility control, systematization of knowledge.

Введение. На современном этапе развития высшего образования в России большое внимание уделяется направлению совершенствования не только процесса преподавания, но и контроля над получаемыми знаниями. Контрольное тестирование сегодня - рациональное и эффективное дополнение к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся на всех этапах учебного процесса.

В процессе обучения важно учитывать психологические особенности обучающихся, а тестирование является инструментом для индивидуализации в учебном процессе. На каждом этапе тестового контроля важно помнить, что существуют достоинства и недостатки его использования.

Тестовый контроль полностью исключает субъективизм, это достигается за счет его строгой процедуры. Важно помнить, что математика сложная дисциплина, которая содержит большое количество определений, формул и доказательств [1]. Контрольное тестирование по данной дисциплине позволяет проверять знания не только по отдельно изученным разделам, но и темам. При таком подходе появляется возможность быстрого диагностировать процесс усвоения изученного материала общим числом обучающихся [3]. Полученные результат позволяют преподавателю провести тщательный анализ и при необходимости повторить ранее изученный материал с целью его большего понимания и закрепления.

Самостоятельность, ответственность, дисциплинированность и стремление к получению знаний -качества, которые формируются в процессе систематического использования тестового контроля при изучении математики.

При этом тестовый контроль полностью исключает прямое общения обучающего с преподавателем, а в некоторых случаях это просто необходимо. Только живое общение позволяет в полной мере развить алгоритмическое и творческое мышление у обучающихся, что так необходимо на всех дальнейших этапах образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Математику относят к одной из строгих и точных наук. Она не допускает описок, неточностей и предположений. Ее изучение является обязательным как в школах, так и в высших учебных учреждениях. На сегодняшний момент существует множество методик, которые позволяют понять как самые простейшие, так и самые сложные изучаемые темы.

Тест (от английского test - проба, испытание, опыт) - это небольшие стандартизированные задания, которые включают в себя, одновременно, теоретические и практические задания [3].

Алексеев А.А. считает, что тест - подготовленный в соответствии с определенными требованиями комплексный пакет заданий, позволяющий выявить у тестируемого степень изученности пройденного материала.

В современной методике преподавания известно несколько классификаций существующих тестов. В основу этих классификаций положены разные признаки. Одной из наиболее популярных и общепринятых является классификация, предложенная А.Н. Майоровым. Он считает, что все тесты, которые используются с разными целями, могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По процедуре исполнения - стандартизированные и нестандартизированные.

2.По назначению:

- общедиагностические тесты;

- тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тест для пилотов, радиооператоров и т.д.);

- тесты профессиональной пригодности;

- тесты достижений, например, произношения, качества письменных сочинений и т.п.;

- тесты, для оценивания предметных результатов, достигнутых обучающимися в процессе своего обучения.

Также тесты классифицируются по следующим категориям:

1. По средствам, которые применяются в процессе тестирования:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.