УДК 34
Климова А.А.
магистрант, Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ (г. Екатеринбург, Россия)
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: негативная динамика административных правонарушений в стране ярко демонстрирует потребность усовершенствования административно-правового механизма привлечения к ответственности лица, совершившего правонарушение. Одной из ведущих позиций, которая требует внимания в этом вопросе является злоупотребление правом по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: злоупотребление правом, шикана, осуществление гражданских прав, административные правонарушения.
Злоупотребление правом - это действия, которые прямо не запрещены законодательством или договором, однако при этом лежат вне пределов содержания принадлежащего лицу субъективного гражданского права [2]. Чтобы оценить, находится ли то или иное действие за пределами содержания субъективного гражданского права, суд должен прежде всего взвешивать цель, для которой за лицом признается соответствующее право.
Злоупотребление имеет место, когда человек пытается реализовать право вопреки цели, для которой это право существует, или способом, явно не пропорциональным этой цели.
Отдельным видом злоупотребления является шикана, когда лицо действует с одной единственной целью - причинить вред другому.
Концепция злоупотребления правом позволяет суду в нетипичных случаях конфликта двух субъективных гражданских прав, принадлежащих разным лицам, учесть те обстоятельства, которые не были учтены законодателем, и, принимая во внимание все фактические обстоятельства дела, на основе принципа пропорциональности решить, какое из двух прав должно получить преимущество.
Злоупотребление правом не приводит к тому, что это право перестает подлежать судебной защите в целом. КоАП РФ следует понимать как дающую право суду отказать в удовлетворении иска тогда, когда сам выбранный истцом способ защиты (само материально -правовое требование, с которым лицо обращается в суд), имеет характер злоупотребления [3].
Однако истец ни в коем случае не теряет самого материального права или принципиальной возможности его судебной защиты (в случае выбора им надлежащего способа защиты). Запрет злоупотребления правом является проявлением принципа добросовестности. Среди принципов гражданского права, обозначенных в ГК РФ, нет заранее установленной иерархии. Они действуют, скорее, как сложная система контрбалансов, между которыми суд должен найти справедливое равновесие, принимая во внимание все фактические обстоятельства конкретного дела [1]. Не исключено, что при обстоятельствах конкретного дела суд может прийти к выводу, что принцип добросовестности (и запрет злоупотребления правом, вытекающий из него) в этом деле перевешивает требования нерушимости права собственности и принцип свободы договора.
О недопустимости злоупотребления правом закреплено в п. 3 ст. 17 Конституции РФ, подчеркивается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [4].
Так, наиболее близки к понятию злоупотребления правом составы проступков, закрепленных в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» КоАП РФ [3]. Содержание статей показывает, что их подавляющее большинство защищает интересы граждан по различным
вопросам, связанным с реализацией ими своих избирательных, трудовых и иных прав, установленных Конституцией РФ [4].
Действующим законодательством установлены перечень уполномоченных органов и должностных лиц, имеющих юрисдикционные полномочия по применению различных видов рассматриваемых мер обеспечения производства, их сроки, процессуальное оформление, порядок обжалования и тому подобное. В то же время, в теории и на практике применения этих процедур, к сожалению, выявляется недостаточность нормативно закрепленных положений, что значительно снижает эффективность административных производств. Больше всего вопросов сейчас возникает в сфере применения полицейскими и инспекторами по парковке таких мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые касаются сферы обеспечения безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, и в разделе VI НК РФ «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» [5], и в гл. 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» [3], отсутствуют нормы, содержащие правила ответственности должностных лиц организаций (налогоплательщиков) за нарушение договора об ИНК. Таким образом, можно констатировать: нет противоправности - нет правонарушения, поэтому в вышеизложенной ситуации речь идет лишь о злоупотреблении правом.
Не менее спорными и неурегулированными вопросами по -прежнему остаются вопросы применения административных мер, ограничивающих личную свободу человека (административное задержание, доставка, привод). Характерными чертами мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является то, что они являются несамостоятельными. Следовательно, вспомогательными мерами воздействия, не считаются санкциями и не влекут дополнительных ограничений для нарушителя.
Вместе с тем действующим законодательством, в частности КоАП РФ [3], хотя и установлен процессуальный порядок их применения (перечень уполномоченных органов и должностных лиц, имеющих юрисдикционные полномочия, сроки, процессуальное оформление, порядок обжалования и др.), определение сущности, содержания, оснований, процедур и особенностей их применения имеет большое как теоретическое, так и практическое значение.
Несоответствие действующего законодательства современным требованиям, несовершенство системы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях вызовам настоящего требуют проведения тщательного научного анализа в этой сфере. К сожалению, несмотря на наличие в этом насущной необходимости и неоднократных попыток отечественных юристов однозначно решить вопрос с численным инструментарием производства по делам об административных правонарушениях, исследуемая проблема длительное время оставались очень далекой от конечного решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023).
2. Качмарев М.В. Определение и классификация понятия "злоупотребление процессуальными правами" в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве // Закон и власть. 2022. № 4. С. 54-58.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023)
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗРФ. 2014. № 9. Ст. 851.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023).
Klimova A.A.
RANEPA (Ekaterinburg, Russia)
ABUSE OF THE RIGHT UNDER ADMINISTRATIVE LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the negative dynamics of administrative offenses in the country clearly demonstrates the need to improve the administrative and legal mechanism for bringing to justice the person who committed the offense. One of the leading positions that requires attention in this matter is the abuse of law in cases of administrative offenses.
Keywords: abuse of law, chicane, exercise of civil rights, administrative offenses.